Публикации Детский сад и семья-единое образовательное пространство

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Детский сад и семья-единое образовательное пространство
Автор: Борисоглебская Ольга Владимировна

Борисоглебская Ольга ВладимировнаПедагог-психологМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Филиппок»г. Абакан, Республика Хакасия, Российская ФедерацияЛипшина Ольга АндреевнаУчитель-логопедМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Филиппок»г. Абакан, Республика Хакасия, Российская ФедерацияДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ - ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВОАннотация: В статье рассматривается актуальность создания единого образовательного пространства "детский сад – семья" как необходимого условия для успешной социализации и гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Анализируются теоретические подходы к пониманию образовательного пространства, выделяются принципы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление готовности педагогов и родителей к сотрудничеству в рамках единого образовательного пространства. Предлагаются практические рекомендации по организации эффективного взаимодействия между детским садом и семьей.Ключевые слова: образовательное пространство, детский сад, семья, взаимодействие, сотрудничество, развитие ребенка, социализация, дошкольное образование.В современном обществе к системе дошкольного образования предъявляются высокие требования, связанные с обеспечением качественной подготовки детей к школе и их успешной адаптации к социуму. Решение этих задач невозможно без активного участия семьи в образовательном процессе. Семья, являясь первым институтом социализации, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, его ценностей, установок и мировоззрения. В связи с этим, создание единого образовательного пространства "детский сад – семья" приобретает особую актуальность и рассматривается как необходимое условие для обеспечения преемственности, согласованности и целостности образовательного процесса.Теоретические основы создания единого образовательного пространстваПонятие "образовательное пространство" имеет множество трактовок в современной педагогике и психологии. В широком смысле, образовательное пространство – это совокупность условий, влияющих на развитие и самореализацию личности. В контексте данной статьи под образовательным пространством "детский сад – семья" понимается интегрированная система, объединяющая усилия педагогов и родителей, направленные на создание благоприятной среды для всестороннего развития ребенка.Формирование единого образовательного пространства предполагает:•  Общность целей и задач: Педагоги и родители должны разделять единые цели, связанные с развитием, обучением и воспитанием ребенка, и согласованно работать над их достижением.•  Партнерские отношения: Взаимодействие между детским садом и семьей должно строиться на принципах сотрудничества, взаимоуважения, доверия и открытости.•  Активное участие родителей в образовательном процессе: Родители должны быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками жизни детского сада, вносить свой вклад в разработку и реализацию образовательных программ.•  Создание благоприятной развивающей среды: Как в детском саду, так и дома должна быть создана среда, способствующая развитию познавательной активности, творческих способностей и социальных навыков ребенка.В работах Л.С. Выготского подчеркивается важность социальной среды для развития ребенка, и отмечается, что сотрудничество с взрослыми является ключевым фактором в освоении культурных норм и ценностей. В теории деятельности А.Н. Леонтьева акцент делается на активности субъекта в процессе обучения и развития, и подчеркивается роль совместной деятельности в формировании новых знаний и умений. С точки зрения гуманистической педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу), важно создание поддерживающей и принимающей среды, в которой ребенок чувствует себя в безопасности и может свободно выражать свои мысли и чувства.Наблюдение за взаимодействием педагогов и родителей выявило, что наиболее распространенными формами взаимодействия являются родительские собрания и индивидуальные консультации. Однако, эти формы взаимодействия часто носят формальный характер и не способствуют установлению партнерских отношений.Интервью с педагогами и родителями позволили выявить следующие проблемы в организации взаимодействия:•   Недостаток времени у педагогов для индивидуальной работы с родителями.•   Различия в подходах к воспитанию и обучению ребенка в детском саду и семье.•   Недостаточная информированность родителей о психолого-педагогических особенностях развития детей дошкольного возраста.Практические рекомендации по организации эффективного взаимодействия между детским садом и семьей.На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации, направленные на повышение эффективности взаимодействия между детским садом и семьей и создание единого образовательного пространства:1.  Разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов, направленных на формирование коммуникативной компетентности и умения устанавливать партнерские отношения с родителями.2.  Создание информационного пространства для родителей, включающего в себя стенды с информацией о деятельности детского сада, веб-сайт с полезными материалами по вопросам развития и воспитания ребенка, консультации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога).3.  Организация совместных мероприятий для педагогов, родителей и детей, направленных на укрепление взаимоотношений и создание позитивной эмоциональной атмосферы (праздники, конкурсы, экскурсии, мастер-классы).4.  Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями, таких как онлайн-консультации, вебинары, форумы, позволяющие оперативно отвечать на вопросы родителей и предоставлять им необходимую информацию.5.  Вовлечение родителей в процесс разработки и реализации образовательных программ, учет их пожеланий и потребностей.6.  Создание родительских клубов и сообществ, где родители могут обмениваться опытом, получать поддержку и находить ответы на волнующие их вопросы.Создание единого образовательного пространства "детский сад – семья" является сложным и многогранным процессом, требующим активного участия как педагогов, так и родителей.  Эффективное взаимодействие между детским садом и семьей, основанное на принципах партнерства, взаимоуважения и общности целей, способствует обеспечению преемственности, согласованности и целостности образовательного процесса, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии, обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста.Список литературы1.  Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! : Пособие для воспитателей дет. сада / Ш.А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1983. - 208 с.2.  Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 512 с.3.  Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 352 с.4.  Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.5.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
-