Публикации
"Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду"
Автор: Мухамадеева Юлия Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду"
Автор: Мухамадеева Юлия Андреевна
Организация культурно-досуговой деятельности в детском садуДосуговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении является формой активного отдыха детей и взрослых, реализуемая в свободное время. Она позволяет всесторонне и комплексно решать развивающие, воспитательные и образовательные задачи, способствует формированию личности дошкольника, его социализации и индивидуализации. В процессе реализации досуговой деятельности наряду с совершенствованием двигательных умений у детей пробуждается творчество, эмоциональное удовлетворение. В МАДОУ «Радость» структурное подразделение детский сад № 201, г. Нижний Тагил в физкультурно - досуговой деятельности, осуществляемой инструктором по физической культуре, принимают участие и другие сотрудники детского сада (музыкальный руководитель, воспитатели), а также родители детей. В качестве основных форм организации физкультурно - досуговой деятельности можно выделить: праздники, развлечения (досуги), кружковая работа. Каждая из перечисленных форм способствует одновременно развлечению и познанию дошкольников. В основе каждого праздника, досуга лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Так, например, приобщая дошкольников к культуре народов мира, к культурным и нравственным ценностям, традициям других стран и народов, дети старшего дошкольного возраста встречались с ожившими героями сказок и преданий Англии и Японии, погружались в увлекательный мир путешествий по Египту, соревновались в быстроте и ловкости, подобно древним индейцам – исконному народу Северной Америки. Удачное проведение праздника определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий, в меру насыщенный зрелищами, играми и соревнованиями. При проведении развлечения «Загадки Дарумы» (приобщение к культуре Японии) широко использовался метод игры и состязательности (подвижные игры «Гонка крабов», «Поймай хвост дракона», «Японские салки»), игрового тренинга (отработка разнообразных действий с японскими мячами темари и отедама; сбивание кубика при отгадывании японского слова «самурай»). Зрелищность развлечения была достигнута показом презентации, наглядными ребусами и кроссвордом. Дорисовывая куклу Даруму, загадывая желания, дети реализовали свои творческие способности, воображение. В перспективный план досуговой деятельности инструктором по физической культуре включаются разнообразные виды детских праздников: - народные и фольклорные (Масленица – праздник России; «Рыцарский турнир» – праздник Великобритании; «Загадки Дарумы» - праздник Японии); Обогащение предметной среды детского сада «уголками погружения» в культуру России, Великобритании, Японии и Египта создает единое образовательное и поликультурное пространство. Мы используем традиционную атрибутику и символику, элементы национальной одежды, самобытный инвентарь для игр и состязаний. Совместно с родителями готовим костюмы для турнира, дети придумывают название команды, эмблемы и приветствия соперникам. Русские богатыри, рыцари Великобритании и другие народные фольклорные герои, обладающие необычайными физическими качествами, трудолюбием, отвагой, уважительным отношением к простым людям, интересны детям, являются частыми персонажами праздников и развлечений. - государственно-гражданские праздники (День Защитника Отечества, День города, День физкультурника); - международные праздники (День защиты детей, День матери); - спортивные праздники (День здоровья, Зимние забавы, легкоатлетическая эстафета, спартакиада, олимпиада). Большое значение в дни здоровья необходимо придавать двигательной активности детей на улице, оздоровительной и спортивной направленности проводимых форм работы с детьми. К физкультурно-досуговой деятельности активно привлекаются семьи воспитанников. Родители активно участвуют в эстафетах, конкурсах, играют с детьми в подвижные игры, помогают в оформлении праздников. Досуговая деятельность, отличающаяся абсолютной добровольностью, создает условия, вызывающие у детей хорошее настроение, веселье. Этому способствует оформленная территория, красочные костюмы персонажей, яркие пособия. Физкультурные досуги (развлечения) могут быть представлены в форме игровой развлекательной программы, построенной на широком использовании игр (спортивные, познавательные, соревновательные конкурсные). Это интерактивная деятельность, основанная на взаимодействии участников. Например, развлечение «Приключения в моем городе. Открытие школы фиксиков» составлено на основе современного мультипликационного сериала, известного всем ребятишкам, что позволяет эмоционально зарядить и заинтересовать каждого участника уже с первых звуков знакомой мелодии. Педагог может выступать в различных ролях при проведении мероприятия: ведущий, игровой персонаж, рядовой участник, судья. Игровой сквозной персонаж – помощница профессора Чудакова Лизонька – сопровождает будущих учеников школы фиксиков на протяжении всего развлечения. Дети, разделившись на команды, выполняют разнообразные задания (полоса препятствий «Пройди дорогу до школы», эстафета с магнитами «Найди фиксика», соревнования «Где живет фиксик?», «Собери ранец Помогатор», викторина «Друзья фиксиков знают, что…», песенный конкурс «Песня про фиксиков»), направленные на физическое, интеллектуальное, эстетическое и этическое развитие дошкольников. Подобное построение содержательной программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Квест, как разновидность организации досуга, предполагает от детей решение различных головоломок и логических заданий для продвижения по сюжету. Такие приключенческие игры часто проводятся на улице. Например, развлечение-квест «Подарок пирата Джейка» было организовано на четырех верандах, оформленных как острова. Под руководством капитана, двигаясь по карте от острова к острову, дети выполняли задания, пели и танцевали в поисках потерянного сокровища. Большую популярность приобрел танцевальный флешмоб, как разновидность физкультурного досуга. Он включает в себя элементы фитнеса, аэробики и танца, выполняемые под ритмичную музыку в компании друзей. Физкультурно-досуговая деятельность достигает большей результативности при условии тесного взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. Включение музыки необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, или, например, для освобождения инструктора от подсчета во время выполнения упражнений. Для повышения двигательной активности детей в детском саду организован кружок «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с мячом (игры, упражнения, эстафеты) в соответствии с интересами, потребностями детей, с учетом их особенностей и состояния здоровья. По нашему мнению, такой кружок можно отнести к отдельной форме организации досуговой деятельности детей в детском саду, так как одновременно создаются условия для всестороннего развития ребенка, для его активного отдыха, развлечения и познания. Представленная система физкультурно-досуговой деятельности в детском саду, основанная на развитии положительных детских интересов, позволяет удовлетворить духовные, физические и познавательные потребности ребенка.
