Публикации
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.
Автор: Азина Наталья Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.
Автор: Азина Наталья Юрьевна
Азина Наталья ЮрьевнаИнструктор-методист МБУДО «Спортивная школа Засвияжского района» ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.ВВЕДЕНИЕАктуальность. Основным фактором сохранения здоровья является физическая активность, она влияет на деятельность, благосостояние общества, ценностные ориентации поведения. Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация. Мотивация – процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [5, 17, 25 и др.] . Именно мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. В исследованиях Л.И. Божовича, О.В. Дашкевич, В.И. Ковалев, А.М. Матюшкина выявлена важная роль познавательных мотивов для решения фундаментальных проблем развития и активности личности, эффективности обучения, формирования склонностей и способностей, что делает особенно актуальным изучение механизмов формирования познавательных интересов. Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и спортом активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности, отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие школьникам заниматься спортом, необходимо разработать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующие интересам детей, подростков и учащейся молодежи.Цель: разработать и экспериментально обосновать методику формирования мотиваций к физкультурно-спортивной деятельности школьников.На основе поставленной цели были определены задачи исследования:Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации. Определить мотивы, вызывающие интерес к физкультурно-спортивной деятельности школьников. Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы: в практике работы общеобразовательных школ, в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре, а также в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮШОР.1. Мотивационная сфера школьникаМотивация - это осознанная причина активности. В основе причины лежит потребность, которая определяется как нужда человека в том, чего ему, как правило, недостает. Эта нужда (потребность) и является первопричиной активности человека. Потребность порождает побуждение (стремление) к поиску возможностей ее удовлетворения. Любая потребность может реализоваться лишь в процессе определенной деятельности, которая приводит к реализации потребностей, т.е. к конечной цели. Потребность часто бывает скрыта целью. Если взять спортивную деятельность, то в ней целью, является результат, показываемый занимающимся на соревнованиях. Этот результат выражается в метрах, секундах, очках (т.е. цель проявляется конкретно, реально, осязаемо).По источнику мотивации, делятся на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Есть два понимания этих определений:· внешняя мотивация – её источником является внешний мир; предметная, и, до этого всего, социальная среда. У В.Г. Леонтьева, «внешние - лишь знаемые мотивы» [19], т.е. «я знаю о необходимости действовать в определенном направлении, побуждаться определенным конкретным действием». Это – внешняя, т.е. не присвоенная мотивация. А когда она присваивается, то становится внутренней, своей для субъекта. В.Г. Леонтьев её называет – «реально действующие мотивы» [19].· внутренняя мотивация (школа Левина): – предметно-специфична, характерная для данной ситуации. Внешняя мотивация – неспецифичная, выходящая за рамки предмета (заработная плата, премия, социальный престиж).Мотивы занятия спортом и физической культурой могут иметь разную причинную обусловленность. Школьники, которым нравятся уроки физкультуры, посещают их с целью физического развития и укрепления здоровья, т. е, кого уроки не удовлетворяют, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы - это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к занятиям, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников [19].Проблемы мотивов и мотивации широко освещались в работах таких ученых как К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, В.К.Вилюнас, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др. Мотивы школьника, относящиеся к занятиям спортом можно представить в виде последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей.Рассматривая педагогическую деятельность, проблемы мотивов касались Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.В. Бордовская, С.И. Розум и др. За рубежом мотивы и мотивация рассматриваются в трудах А. Маслоу, Р.С Уэйнберга, Д. Гоулд Джемса, З. Фрейда, К.Юнга и других ученых. В них проанализировано состояние проблемы формирования мотивов, структуры мотивации личности, мотивы и мотивация рассмотрены в различных областях жизнедеятельности человека.Многие дети интенсивно занимаются различными видами спорта. В среднем они отдают этим занятиям 11 часов в неделю. Спорт является одной из немногих сфер деятельности детей, которой они могут заниматься активно и которая имеет определенное значение для них самих, их друзей и родителей.Пик спортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Согласно данным возрастной психологии, этот возраст является критическим с точки зрения социального развития и становлении самооценки ребенка. Таким образом, занятия спортом в этом возрасте могут оказывать существенные положительные воздействия на личность и психическое развитие детей. Но организованные занятия спортом вопреки бытующему мнению не означают автоматического положительного воздействия на детей. Большую роль здесь играет тренер и родители, которые должны понимать детей, быть компетентными и знать, как организовать программу занятий, которая бы обеспечила эффективное усвоение необходимых умений и навыков [1, 20, 27, 32].Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкретной спортивной карьере, зависит от совокупности факторов развития спортсмена. Совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной карьеры проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпеливости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности и др. Спорт, по своей сути, волевая деятельность, где спортсмен постоянно должен преодолевать разнообразные препятствия и трудности. Поэтому развитие волевых качеств не только помогает спортсмену побеждать в соревнованиях, но и является важнейшим вкладом спортивной карьеры в развитие человека как субъекта труда, общения и познания.Исследования, посвященные изучению влияния спорта на становление психологических свойств личности и ее психического склада, показывают, что люди, посвятившие себя спорту обладают такими чертами характера, как высокий уровень мотивации достижения, уверенность, эмоциональная устойчивость, агрессивность, экстраверсия, самоконтроль.2. Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьниковСпортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. В этой связи необходимо различать понятия «развитие» и «факторы развития».М.В.Антропова, Д.А.Фарбер, В.А.Сальников: «развитие» в самом широком смысле слова - «процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех его систем» .«Факторы развития» - это совокупность специфических свойств конкретного вида социальной деятельности и присущих ему систем обучения и воспитания индивида.Факторы развития могут способствовать или препятствовать развитию, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс. Именно с этой точки зрения важно рассмотреть структуру и содержание спортивной деятельности.Основу такого многообразного феномена как спорт составляет специфический вид специально организованной деятельности, направленный на выявление предельных возможностей человека. Данный вид деятельности обладает специфической структурой, каждый элемент которой закономерно предъявляет занимающимся спортом ряд требований. Как подчёркивают Л.В. Волков: - овладение спортивной деятельностью связано с освоением её психологической структуры [6].Основным направлением анализа предметного содержания спортивной деятельности является выявление «её потребностей - мотивов, в вычленении входящих в неё задач и действий - операций. Целостная деятельность соотносится с понятиями потребности – мотивы; действие – с понятием цели, операция – с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями» [24].Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры. Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:1. По срокам поставленных целей:- самые высокие (далекие);- перспективные (год);- промежуточные (сезон соревнований);- ближайшие (в течение месяца, недели);- рабочие (на конкретном занятии).2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:- развитие здорового спортивного честолюбия;- развитие максималистских установок;- афиширование успехов в печати, на телевидении.3. По видам возможных поощрений:- сборы, соревнования, поездки;- грамоты, значки, звания;- призы, спортивная форма, питание;- улучшение жилищных условий;- материальная помощь.4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:- контакты, встречи вне тренировок;- разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;- принятие коллективных решений.5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:- спарринг;- игры;- музыка;- методическое разнообразие.6. По особенностям, присущим личности тренера:- оптимизм;- энтузиазм;- умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;- умение подавать положительный пример;- вера в учеников;- требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.Совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной карьеры проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпеливости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности и др. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.Многолетний мониторинг мотивации элитных спортсменов обнаружил, что для них значимыми являются: динамизм развития вида спорта, устойчивость социальной позиции в элитной команде, соблюдение правил честной спортивной борьбы при отборе в элитные команды и на престижные соревнования, характер межличностного общения в среде элитарных спортсменов и с представителями СМИ.Способами спортивной деятельности являются физические упражнения – тренировочные и соревновательные. Их использование зависит от целей и от условий деятельности. Как правило, выделяются объективные и субъективные условия спортивной деятельности. К объективным условиям деятельности автор относит: общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена (материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения и воспитания и т.п.). К субъективным условиям спортивной деятельности - природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы, состояния, а также спортивно – важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощённый в знаниях, умениях и навыках.3. Факторы, влияющие на формирование устойчивой мотивации к спортивной деятельностиСуществуют несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности занятия и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнениям:- Обстановка во время занятий и поведение тренера существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая его в развлечение. Урок физической культуры приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят бодрость тренера, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность тренера (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников.- Использование игрового и соревновательного методов в силу их психологических особенностей всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию школьников. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение поставленных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует определив их место, форму и меру.Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец тренировки. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники новых упражнений.Игра - привычная форма занятий. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, учащиеся усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На занятиях с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание тренировочного занятия программный учебный материал. Применяя такой метод, тренер сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. Для старших школьников следует подбирать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям [20].Разнообразие используемых на тренировках средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний (монотонии, психическому пресыщению).Содержание учебного материала выступает для учащихся в первую очередь, в виде той информации, которую они получают от тренера. Давая новые упражнения, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Изучение новых движений должно опираться на прошлые знания, но в тоже время содержать информацию, позволяющую узнать не только новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого учащегося жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам [18, 24, 34].Изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:- мотивационного;- операционально-познавательного;- рефлексивно-оценочного.Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся осваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержке мотивации к спортивной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т.е. понимают ли они предложенный учебный материал. Рефлексивно-оценочный этап – связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.Психологическое обеспечение физического воспитания и спорта невозможно без решения задач оздоровительной направленности. Оздоровительная деятельность в психологическом аспекте направлена на сохранение и укрепление психического здоровья [10, 16].Сюда следует отнести социализацию вне спортивной или учебной работы, развитие коммуникативных качеств личности, снижение уровня влияния на здоровье психических факторов соревновательной деятельности, повышение стрессоустойчивости и др.Таким образом, мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно представить в виде последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, особенностей личности. Поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей и целей, обусловленных конкретным типом личности.Цели всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, её конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям с другой.Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. В этой связи необходимо различать понятия «развитие» и «факторы развития». «Факторы развития» - это совокупность специфических свойств конкретного вида социальной деятельности и присущих ему систем обучения и воспитания индивида. Необходимо отметить, что факторы развития могут способствовать или препятствовать развитию, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс.Наблюдение за работой тренеров показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и тренер, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в группе, где мнение тренера – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. В какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить разряд мастера спорта, непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития учащегося, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести. Содержательная характеристика мотивации физкультурно-спортивной деятельности является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.ЛИТЕРАТУРАБаландин, В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / В.А. Баландин. - Краснодар, 1999. - 104 с. Баландин, В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания /В.А. Баландин // Физическая культура в школе. – 2000. - №1. – С. 45-49. Бальсевич, В.К. Мотивация - как двигатель карьеры / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, А.А. Ипатов. - М.: ФиC , 2004. – 634 с. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство "Институт практической психологии". - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с. Быков, В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников / В.С. Быков // Физическая культура в школе. - 2000. - №1. – С.53-58. Воронов, И.В. Особенности спортивной мотивации / И.В. Воронов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 479 с. Габышев, А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры / А.П. Габышев // Сборник тезисов, докладов научно-практической конференции. – Екатеринбург, 1999. – С. 120-123 Графов, А.М. Детский возраст / А.М. Графов, А.В. Антипова. - М.: ФиC, 2007. - 468 с. Ильин, Е.П. Мотив и мотивация / Е.П. Ильин. - СПб., 2000. – 117 с. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - СПб., 2002. – 240 с. Комплексная программа физического воспитания учащихся для 1-11 классы / В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2011. - 128 с. Крупенькина, Ю.Н. Влияние оздоровительно-развивающей методики физического воспитания, основанной на повышении мотивации к занятиям физической культурой на физическую подготовленность детей 12-15 лет / Ю.Н. Крупенькина // Сборник научных трудов молодых ученых. – Смоленск: СГАФКСТ, 2010. – Вып. 17. – С. 43-46. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с. Леонтьев, В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся / В.Г. Леонтьев. – М., 1985. – 94 с. Ливанова, П.З. Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры / П.З. Ливанова // Физическая культура в школе. - 2011. - № 7. - С. 35-37. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Физическая культура. Учебник. 8-9 класс. / В.И. Лях, А.А. Зданевич // М.: Просвещение. – 2012. - 206 с. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 320 с. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М.: ФиC, 2006. - 258 с. Новые технологические подходы к повышению эффективности физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков, учащейся молодежи / Л.Д. Назаренко, И.С. Колесник, Е.А. Анисимова, Л.И. Костюнина, Е.В. Фролов, Е.Е. Фунина, Н.А. Касаткина, Л.В. Разумова, Ю.И. Охотников, Е.О. Панова. - Ульяновск: УлГПУ, 2013. - 111 с. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М., 1984. - 104 с. Портнягин, И.И. Пути и условия повышения учебно-познавательной деятельности школьников спортсменов / И.И. Портнягин // Физическая культура в школе. - 2009. - №1. – С. 43-49. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи / Л.Д., Назаренко, И.С. Колесник, Е.А. Анисимова, Л.И. Костюнина, Е.В. Фролов, Е.Е. Фунина, С.Н. Ключникова, О.В. Шинкаренко, О.В. Демиденко, Н.В. Валкина, Е.О. Панова. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 191 с. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник для студентов высших учебных заведений физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: ФиС, 2001. - 472 с.
