Публикации
Нейропсихологический подход в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейропсихологический подход в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста
Автор: Доронина Елена Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейропсихологический подход в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста
Автор: Доронина Елена Геннадьевна
Структурное подразделение«Детский сад №18 комбинированного вида»муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального районаСтатья : Нейропсихологический подход в работе с детьми с ЗПР дошкольного возрастаПодготовила: учитель-дефектолог Доронина Е. Г.Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания детей дошкольного возраста, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации. Работая в детском саду, а именно учителем-дефектолог с детьми с зпр, имеющих трудности в развитии и обучении, я пришла к выводу о необходимости поиска инновационных технологий, способствующих эффективности работы с такими детьми. Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста, я выбрала кинезиологический и нейропсихологический подход.Сегодня я подробно остановлюсь на технологии нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- дефектолога с детьми с ЗПР. Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология - разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.Актуальность во многом обусловлена социальным запросом. В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с данной категорией детей. У детей, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области речевого развития, психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия.Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. В этой статье я хочу рассказать, почему так важно, чтобы полушария мозга ребенка работали слаженно. А еще я дам несколько рекомендаций, которые помогут родителям создать условия для развития межполушарных взаимодействий у детей с ЗПР дошкольного возраста.Что означает развитие обоих полушарий мозга у детей?Межполушарная связь — это процесс, в ходе которого информация передается от одного полушария головного мозга к другому. Он осуществляется через структуру, называемую мозолистым телом.Каждый из головных отделов сосредоточен на особых функциях. Левое полушарие отвечает за логику, речь и аналитические процессы, а правое — за образное мышление, эмоции и интуицию. Когда работа в полушариях мозга происходит слаженно, ребенок может решать самые разные задачи: от математических примеров до творческих заданий. Исследования показывают, что дети с развитым взаимодействием между полушариями мозга лучше учатся и легче адаптируются к изменениям.Роль левого полушарияЛевое полушарие мозга часто называют «логическим». Оно обрабатывает вербальную информацию, анализирует факты и способствует логическому мышлению. Его основные функции:Речевые способности. Когда ребенок запоминает новые слова на родном или иностранном языке, составляет фразы, овладевает навыком чтения, то он активно использует эту часть мозга.Аналитическое мышление. Способность находить закономерности, сравнивать и обобщать — все это функции левого полушария. Оно помогает ребенку устанавливать связи между причиной и следствием.Математические навыки. Левое полушарие отвечает за распознавание цифр и вычисления.Последовательная обработка информации. Левое полушарие обрабатывает информацию поэтапно, что важно при следовании инструкциям и алгоритмам.Роль правого полушарияПравое полушарие головного мозга обычно называют «творческим». Оно отвечает за обработку информации, которую мы получаем не через слова, а через образы и чувства. Также оно ответственно за пространственное восприятие и музыкальные способности. Основные задачи правого полушария:Визуальные представления. Правое полушарие помогает ребенку представлять предметы в пространстве, что важно для конструирования, лепки, аппликации.Творческое воображение. Работа правого полушария помогает сочинять истории и рисовать картины. Оно в целом способствует творческому мышлению человека.Эмоциональный интеллект. Понимание своих и чужих эмоций — это работа правого полушария. Оно позволяет ребенку развивать социальные навыки и сопереживать окружающим.Параллельная обработка информации. В отличие от левого полушария, в правом разнообразные поступающие сведения обрабатываются одновременно.Взаимосвязь между полушариями головного мозгаКогда оба полушария развиты и работают слаженно, это позволяет достичь наилучших результатов в любой деятельности, особенно в умственной.Представьте, что ваш ребенок решает одну из математических задач повышенной сложности, которые в учебнике отмечены «звездочкой». Левое полушарие анализирует ее условия и числовые данные, а правое полушарие разрабатывает нестандартные пути для ее решения. Синхронизация полушарий приводит к тому, что у ребенка появляется правильный ответ на логическую задачу.Причины проблем с развитием левого и правого полушария мозга у детейРазвитие обоих полушарий мозга и межполушарных связей — это сложный процесс, который напрямую отражается на интеллектуальных способностях ребенка. В случае проблем понимание их сути необходимо для улучшения ситуации.Среди основных причин выделяют следующие:Биологические факторы: генетические особенности строения мозга, проблемы внутриутробного развития плода, недостаток мозговой активности в первые месяцы жизни малыша.Внешние факторы: малоподвижный образ жизни, чрезмерное использование электронных устройств, недостаток сенсорного опыта (в особенности визуального и тактильного), неправильное питание и отсутствие витаминов.Психологические факторы: болезненный детский опыт, недостаток эмоциональных контактов с родными, редкость новых впечатлений.Образовательный фактор тоже играет важную роль в развитии обоих полушарий головного мозга у детей, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Иногда родители думают, что чем больше развивающих занятий посещают малыши, тем лучше они развиваются. На самом деле это не совсем так. Будет ошибкой отдавать маленького ребенка на многочисленные кружки и секции, включая изучение нескольких иностранных языков. Это может привести к тому, что левое полушарие мозга, отвечающее за аналитическое мышление, будет развиваться слишком быстро, а нейронные связи между ним и правым полушарием останутся слабыми.В результате такой ребенок, даже если он готов к обучению в первом классе, будет с трудом концентрироваться на уроках, плохо понимать материал и делать много ошибок при чтении и письме. Поэтому стоит развивать не только логику, но и творческие способности, а также моторику.Необходимо помнить, что детский мозг отличается активностью и гибкостью. Это означает, что, даже если в раннем возрасте у него были неблагоприятные условия, грамотно построенная развивающая среда и поддержка со стороны взрослых могут существенно улучшить положение дел.Упражнения для развития обоих полушарий головного мозга у ребенкаРазвитие взаимодействия между полушариями мозга можно превратить в интересное занятие, которое с легкостью включается в повседневную жизнь ребенка. Выполнять упражнения можно на занятиях в образовательном учреждении или в домашних условиях.Рассмотрим различные методы, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным.Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения представляют собой несложную мозговую «гимнастику». Они тренируют мозг в целом и способствуют активизации взаимодействия между его полушариями. Такие занятия одновременно стимулируют как физическую, так и умственную деятельность. Поэтому они становятся настоящей зарядкой для мозга и организма в целом.Вот несколько наиболее эффективных упражнений.«Крест-накрест». Это упражнение можно использовать в перерыве между занятиями. Оно развивает не только межполушарную связь, но и концентрацию внимания. Для его выполнения ребенку нужно встать прямо, поднять правое колено и коснуться его левым локтем. После этого надо вернуться в исходное положение. Потом выполняется обратное действие: ребенок поднимает левое колено и дотрагивается до него локтем правой руки. Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.«Восьмерки». Покажите ребенку, как нужно выполнять упражнение: вытянуть правую руку вперед и начертить в воздухе указательным пальцем горизонтальную восьмерку (знак бесконечности). При этом надо следить глазами за движениями пальца. Ребенок должен повторить действие 10 раз, затем сделать то же самое пальцем другой руки. Можно усложнить задание и рисовать восьмерки обеими руками одновременно. Другой вариант упражнения — выполнять это действие с закрытыми глазами.«Все наоборот». Можно предложить ребенку выполнять привычные действия (почистить зубы, налить воду в стакан, написать слово на бумаге) другой рукой: если он правша, то левой, а если левша, то правой. После таких тренировок мозг работает более интенсивно, а связь между правым и левым полушариями становится прочнее.Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику, подготовка руки к письму.Игра «Веселые пальчики». Цель: синхронизация работы двух полушарий. Ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.Зеркальное рисование. Цель: синхронизация работы двух полушарий. Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.Игра «Ухо – нос». Цель: синхронизация работы двух полушарий. Ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.Игра «Коза-корова» Цель: синхронизация работы двух полушарий. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»Игра «Ручки, ножки на веселой дорожке» Цель: развитие межполушарных взаимодействий. Умение держать равновесие, ориентироваться в пространстве, закреплять знания сторон (право/лево), развитие мышление.Игра на межполушарное взаимодействие «Твистер» Цель: способствовать развитию: произвольности. Умения играть по правилам и выполнять инструкции, игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому развитию, сенсомоторной координации, закрепляем цвета ( синий, красный, зеленый , желтый)Игра «Веселые стаканчики» Цель: синхронизация работы двух полушарий.Работа двумя руками одновременно, дает межполушарное взаимодействие, которое , осуществляет передачу информации из одного полушария в другое, обеспечивая целостность и координацию работы мозга. Можно использовать для автоматизации или дифференциации звуков в логопедии.Игра «Тропинка здоровья» Цель: синхронизация работы двух полушарий.Для ее прохождения детям нужно сориентироваться в своем теле, в пространстве, правильно выбрать правую или левую ноги, развивать внимательность, устойчивость, координацию.Во время прохождения дорожки можно добавлять дополнительные задания, например, произнести звук, слог, хлопнуть в ладоши, повторить чистоговорку или стих.Данная игра рекомендуется к использованию воспитателям, учителям-логопедам, педагогу- психологу, учителю-дефектологу и родителям. Игра «Весёлые смайлики» Цель: развитие межполушарных связей, закрепление знания символов гласных звуков у детей дошкольного возраста.- Гласные звуки поют весёлую песенку. Пропой их вместе со мной. Нейроигра, это отличное дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется она не вместо коррекционной программы, а вместе с ней в комплексе. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).
