Публикации
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Наше время» лагеря с дневным пребыванием детей «Бугринский»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Наше время» лагеря с дневным пребыванием детей «Бугринский»
Автор: Гревцева Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Наше время» лагеря с дневным пребыванием детей «Бугринский»
Автор: Гревцева Ольга Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 49 имени В.И. Поткина»КИРОВСКИЙ РАЙОН Дополнительная образовательная общеразвивающая программа « Наше время »лагеря с дневным пребыванием детей « Бугринский »для детей от 7 до 17 летСрок реализации программы:с « 29 » мая 2025г. по « 10 » июля 2025г. Авторы программы: начальник лагеря Чеснок Е.А., заместитель начальника ЛДП Левченко К.И.,руководитель вожатого отрядаГревцева О.Н. Новосибирск2025СОДЕРЖАНИЕПаспорт программы Пояснительная записка Целевой блок программы Основное содержание программы Механизм оценки результативности Кадровое обеспечение программы Материально – техническое обеспечение программы Список литературы Приложение ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период – одна из приоритетных задач социальной и молодёжной политики. Она вытекает из объективных потребностей общества в решении социальных проблем, сложившихся в подростковой и молодёжной среде.В последние годы вопрос организации летнего отдыха детей приобрёл особое значение. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. Не все семьи имеют возможность обеспечить отдых ребёнка в лагерях за пределами нашего города. В связи с этим всё большую актуальность приобретает организация летнего отдыха детей в пределах своего образовательного учреждения.С целью организации отдыха и оздоровления детей в каникулярный период на базе МБОУ СОШ имени В. И. организуется лагерь дневного пребывания ”Бугринский” с программой «Наше время».Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.Разработка программы организации летнего каникулярного, оздоровления и занятости детей «Наше время» вызвано:- необходимостью обеспечить качественное выполнение требований нормативных документов об организации на базе общеобразовательной организации отдыха и оздоровления обучающихся в период летних каникул;- устойчивый спрос родителей и детей на организованный отдых обучающихся начальных классов в ЛДП при МБОУ СОШ №49 имени В. И. Поткина;- потребностью в создании условий для обеспечения более очевидной преемственности воспитательного процесса между педагогами начальной школы и учителями предметниками среднего звена, в перспективе – для успешной адаптации обучающихся при переходе с уровня начального общего на уровень основного общего образования.В деятельности рабочей группы по разработки программы «Наше время» (программ творческих мастерских) приняли участие педагоги МБОУ СОШ №49 имени В. И. Поткина Большакова Н.С., руководитель музея МБОУ СОШ №49 имени В. И. Поткина Агафонова О.А., педагоги дополнительного образования Борков Е.В., Виноградова Т.А., Золотова М.В.НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ФЗ от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления»; Санитарно-эпидемиологические правила и норматив СанПиН 2.4.4.3172- 14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660); Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11 2018 г. (ред. От 30.09.2020). N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";Устав образовательной организации МБОУ СОШ №49; Положение об организации отдыха детей и их оздоровлении. «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы оздоровительных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения короновирусной инфекции «Covid – 19». «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСОБРАЗНОСТЬАктуальность темы лагеря «Наше время» действительно многогранна и охватывает важные аспекты, которые отражают ценности и идеи, значимые для молодежи и общества в целом. Программа предполагает 6 треков, в каждом из которых отражены все актуальные мероприятия и события нашего времени. Наше время – это: •Время патриотов: ключевые события и мероприятия служат платформой для формирования патриотического сознания у молодежи. Участники получают возможность ознакомиться с историей своей страны, ее культурой и достижениями, что способствует гордости за родину и желанию внести вклад в её развитие. 2025 год-год защитника….•Время спортсменов: спорт играет ключевую роль в воспитании характера, дисциплины и командного духа. Через занятия спортом дети могут развивать физические качества, учиться преодолевать трудности и достигать поставленных целей.•Время детства: это уникальная возможность для детей провести время в расслабляющей и дружелюбной атмосфере, где они могут веселиться, развиваться и дружить. Это время, когда у них есть шанс насладиться простыми радостями жизни и создать незабываемые воспоминания.•Время с семьей: лагерная программа включает элементы, которые способствуют укреплению семейных связей. Некоторые мероприятия подразумевают участие родителей в различных конкурсах, а также темы, посвященные семейным ценностям и традициям.•Время вдохновения: программа предоставляет возможность участникам найти свои увлечения и источники вдохновения. Новые знания, навыки и знакомства могут побудить детей стремиться к самореализации и развитию талантов.•Профильная неделя - Время «Движения Первых»: Лагерь может стать стартовой площадкой для юных лидеров и новаторов. Здесь они могут узнать про общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи, проявлять инициативу, брать на себя ответственность и учиться работать в команде, что способствует их личностному росту и лидерским качествам.Все эти аспекты подчеркивают важность времени, проведенного в лагере «Наше время», и его значимость для формирования будущего поколения, готового к вызовам современности и уверенному в своем пути.2025 год объявлен Годом Защитника Отечества и 80 – летия Великой Победы, таким образом программа летнего лагеря, приуроченная к этим значим событиям, становится важным инструментом для формирования патриотической и идентичности подрастающего поколения. В этот год особое внимание уделено сохранению исторической памяти, значимых и важных событий, героев России. Важно сохранять и укреплять традиционные российские духовно-нравственные ценности: патриотизм, уважение к людям, любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Данное направление будет раскрыто в работе музейного кружка «Верные сыны и дочери страны». СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ1 этап – подготовительный (февраль—май 2025г.):- проведения совещаний при директоре и заместителе директора по ВР по подготовке школы к открытию ЛДП;- анкетирование педагогического коллектива, создание рабочей группы и разработка программы ЛДП;- представление и обсуждение программы на педагогическом совете, публикация на сайте ОО;- набор обучающихся 1-4 классов в ЛДП.2 этап – организационный (июнь, первый день):- встреча детей, знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, проведения «входной» диагностики. - планирование отрядных мероприятий, мастер – классов, творческих мастерских. Формирование коллективов отрядов, органов самоуправления, выявление Лидеров. - вовлечение всех участников программы в совместную деятельность, мотивация на игровое взаимодействие. - выработка основных законов и правил жизнедеятельности отряда. Корректировка плана-сетки воспитательных мероприятий на смену.3 этап – практический (июнь 2025г.):- реализация основной идеи программы, работа кружков, вовлечения детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.- создание единого воспитательного пространства как фактора формирования и личностного роста ребенка. - реализация творческого, физического и духовного потенциала воспитанников. - формирование коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей, развитие инициативы. - организация и проведение отрядных и массовых мероприятий, творческих мастерских, конкурсов.- проведение профильной смены «Движение Первых». - корректировка программы относительно практического развития событий. - проведение текущей психолого-педагогической диагностики личности ребенка и отрядного коллектива. - подведение промежуточных итогов по блокам.4 этап – аналитический (конец июня- 1 смена, конец июля 2025 – 2 смена):- подведение итогов смены;- выработка перспектив деятельности по организации следующего летнего сезона в ЛДП при школе №49. - рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы); - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря в будущем.- оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных. - социально-психолого-педагогический анализ результатов по проведению сменыКРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫУчёт возрастных особенностей, контингент и количество детей. В МБОУ СОШ №49 имени В. И. Поткина будет сформировано 4 отряда – дети в возрасте 7-11 лет (обучающиеся 1-4 классов), а также 1 отряд (вожатский отряд) – дети в возрасте 14- 15 лет (обучающиеся 8-х классов). Общее число детей – участников, на которых рассчитана программа – 110 человек (1 смена), 25 человек (2 смена).КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯВ основе игровой модели смены лежит путешествие по различным трекам, посвященных определённому «времени»: время детства, время с семьей, время патриотов, время спортсменов, время вдохновения, время «Движения Первых», которые будут указаны на циферблате, именно там ребята будут отображать пройденные этапы (фотоколлажи, отзывы, рисунки, цитаты дня).В ходе проведения программы будут проводиться занятия в музейном кружке «Верные сыны и дочери страны», тематика которых будет посвящена и приурочена к Году Защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.Таким образом в результате коллективно-творческой деятельности (в рамках кружков и отрядных дел) каждый ребёнок получит возможность личностного роста, развития своего внутреннего потенциала, познания окружающего мира через приносящую радость и удовлетворение общую деятельность, сотрудничество, творчество, отдых.«Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было комфортно. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, время открывать новое и пробовать себя в разных ролях. Основная идея Программы – каждый день, можно учиться новому, найти новых друзей, быть здоровым, каждый день открывать нового себя, быть счастливым, именно поэтому мы выделяем треки посвященные определённому времени. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ Цель - создание условий, способствующих оздоровлению и творческому развитию детей, их социализации, обеспечивающих вовлечение каждого ребенка в личностно - значимый процесс развития, формирования духовно – нравственной основы личности, приобщения к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностямЗадачи программыЛичностные задачи: 1. Воспитать гражданственность, патриотизм в процессе коллективного взаимодействия.2. Сформировать культурное поведение, санитарно-гигиенической культуры.3. Сформировать у ребят навыки общения и толерантности.4. Способствовать усвоению детьми знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций.Предметные задачи: 1. Сформировать интерес к истории родного края, способствовать расширению кругозора обучающихся через изучение краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, интересными людьми.2. Сформировать интерес к различным видам деятельности (творческой, игровой,физкультурно-оздоровительной, познавательной).Метапредметные задачи: 1. Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся.2. Способствовать развитию у детей навыков самостоятельности, самообслуживания и безопасной жизнедеятельности, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное поведение.Таблица 1 – Основные направления и содержание программыПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТВ результате реализации программы дети смогут:приобрести опыт коллективного участия в различных мероприятиях в рамках отряда; значительнорасширитьсферуконтактовсосверстникамии взрослыми; осознать необходимость ведения здорового образа жизни; приобрести знания по различными видам творческой деятельности и принять участие в мастер-классах, проектах, конкурсах. Главныйрезультат,надостижениекоторогонаправленапрограмма«Наше время»- личностный рост обучающихся.В каком направлении развивалась личность ребенка на протяжении сезона в ЛДП? На какие ценности он ориентировался изначально? Какие изменения в отношении к окружающему миру, к другим людям, к самому себе произошли за сезон? Для ответа на эти вопросы программа предусматривает использование следующих способов: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием ребенка в повседневной жизни лагеря; в творческих делах и играх, на занятиях в мастерских; выявляющее личностные приоритеты детей анкетирование (на «входе» и «выходе»). Как показатель эмоциональной удовлетворенности, индикатор психологического климата в лагере будет использоваться заполняемый на ежедневных отрядных сборах по итогам каждого дня дневник путешественника. «Что я узнал. Чему научился». Дополнительно для анализа предполагается использовать «Листок откровения» в уголках отрядов, где могут размещаться отзывы о проведенных мероприятиях, жизни в лагере, творческий отзыв.Деятельность каждого ребенка во время занятий в творческих мастерских будет отмечена сертификаты (дипломами, удостоверениями и т.п., отражающими специфику той или иной мастерской).Мониторинг реализации программыСцельювыявления эффективностиреализациипрограммыпланируетсяпроведение социологических опросов, анкетирования педагогических работников, детей и подростков.Таблица 23.СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было комфортно. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, время открывать новое и пробовать себя в разных ролях. При этом 2025 год – Год Защитника Отечества. Поэтому важно сохранять и укреплять традиционные российские духовно-нравственные ценности: патриотизм, уважение к людям, любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. В нашей программе реализуется через организацию:Пятью творческих кружков смены «Наше время», - в соответствии с программами кружков; Общелагерных и отрядных делах, праздниках (конкурсах, фестивалях, заочном путешествии и т.п.)- в соответствии с «Планом - сеткой общих мероприятий». Ценностно-смысловая доминантапрограммы соответствует ценностным ориентирам, определяемым ФГОС начального общего образования, которые применимы и к условиям ЛДП:Формирование основ гражданской идентичности личности; Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества; Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации; Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм; умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Методики и технологии реализации идеи программы, логика достижения поставленных целей:На подготовительном этапе, исходя из специфики летнего лагеря, предполагается освоение педагогами-разработчиками и руководителями творческих мастерских новых, «игровых» социальных ролей:Изменение роли педагога-руководителя мастерской Таблица 3В последующем обучение нынешних ребят из 1-4-х классов, при переходе в 5-й класс, приобретенный ими в творческих кружках ЛДП опыт общения с педагогами–предметниками снизит эмоциональную тревожность и послужит более комфортной адаптацией пятиклассников к обучению на новом уровне образования.На организационном и практическом этапах в общий распорядок дня, помимо режимных моментов, ежедневно включаются занятия в творческих кружках, отрядные часы для подготовки к «Общему делу» лагеря в этот день (общелагерному мероприятию), само «Дело дня» (общелагерное мероприятие), итоговое мероприятие каждого дня –«отрядный круг» (после - отдельный «вожатский круг»). Дети в течение смены заполня.т «Циферблат активности» (впечатления о дне, что получилось – что не получилось, что было хорошо/плохо, что оказалось неожиданным и т.п, фотоколлажи, цитаты дня).Расписание занятий в творческих кружках составляет заместитель начальника по ВР. Все занятия в творческих кружках имеют практико- ориентированный характер и рассчитаны на общение, игру и приобретение детьми новых знаний и умений в процессе деятельности, продолжительность занятий – 30 минут. В течение дня каждый ребенок побывает на занятиях в нескольких мастерских.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯРеализацияпрограммы«Наше время» предполагаетследующее кадровое обеспечение:начальник оздоровительного лагеря; заместитель начальника лагеря по воспитательной работе; руководитель вожатского отряда; педагоги – воспитатели; обслуживающий персонал; вожатыеизчислаобучающихся8-хклассов; инструктор по спорту; руководители кружков (в их качестве работают педагоги- разработчики программ мастерских); На каждом отряде работают два педагога-воспитателя (учителя МБОУ СОШ № 49). Информационно-методическое обеспечение программыДолжностные инструкции всех участников процесса. Подбор методических разработок и создание на их основе в процессе коллективной творческой деятельности вожатых и педагогов сценариев мероприятий в соответствии с планом-сеткой. Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены и ежедневных планерок. Оформление информационного стенда по безопасности, уголков лагеря и отрядов. Осуществление диагностических мероприятий по ходу реализации программы и по ее завершении. Основными методами организации деятельности являются:Метод игры Методы театрализации Методы состязательности Методы поручения, поощрения и определения перспектив Метод коллективной творческой деятельности (КТД). Содержание деятельности творческих кружков Кружок юных исследователей«ОБУЧОНОК» Кружок художественно-эстетического (общекультурное) направления"В гостях у сказки"Спортивный кружок «Юный чемпион»Художественный кружок «Творим и вытворяем» Военно - патриотический кружок «Верные сыны и дочери страны»Материально-технического обеспечения программы Дляреализациипредусмотренных программой«Наше время» мероприятий МБОУ СОШ №49 им. В.И. Поткина располагает необходимой материально-технической базой:4 кабинета под отрядные комнаты (все оборудованы интерактивными досками или мультимедийными проекторами, принтерами); 5 кабинетов для работы творческих мастерских (все оборудованы интерактивными досками или мультимедийными проекторами); Танцевальный зал; Помещение школьного музея (экспозиция и лекционный уголок); Малый спортивный зал (имеется спортивное оборудование); Столовая; Актовый зал; Библиотека; Спортивные площадки (в т.ч. со специальным покрытием) во дворе школы. В дни проведения на базе школы ЕГЭ возможно использование вместо актового зала коридора 2-го этажа, вместо пришкольных спортивных площадок - территории расположенного неподалеку стадиона«Олимпик». Для организации выходов, путешествий, походов, возможно, использовать территорию близлежащего ПКиО «Бугринская роща». Проведение библиотечных часов возможно на базе библиотек им. Бунина, им. Короленко, Ресурсного центраДля организации деятельности детей в творческих кружках необходимо привлечение дополнительных ресурсов согласно составленным педагогами-разработчиками сметам.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2018. - 120 с.2. Владимирова, Т Н. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности: Методические рекомендации / авторы-составители: Т. Н. Владимирова, А. В. Фефелкина ; под общ. ред. Т. Н. Владимировой. — М. : МПГУ, 2017. — 54 с.3. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 20134. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2020.5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 20176. Леванова, Е. А. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации / М. Д. Батаева, Н. Ю. Галой, Г. С. Голышев [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МИГУ, 2017. — 212 с.7. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2017 г.8. Соколова Л. Необычные праздники дома, в школе и во дворе Новосибирск. 2020.9. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева: ВАКО, 2020 г.10. Школьная площадка А.Н. Никульников, Новосибирск. 2016.Приложение 1План-сетка ЛДП “Бугринский” на 2024-2025 г. - 1 сменаПриложение 2Мероприятия по безопасности и профилактикеРеализация данного блока пройдет в виде ежедневных пятиминуток безопасности, которые проводит каждый педагог в своем отряде по плану, приведённому ниже.Приложение 3 «Утверждаю»Директор школы №49______ И.В. Турикова«___» _______ 2025г.Режим дня в ЛДП МБОУ СОШ № 49(29 мая - 19 июня 2025 г.)Приложение 4«Утверждаю»Директор школы №49 ______ И.В. Турикова«___» _______ 2025г. План работы отрядов в ЛДП МБОУ СОШ № 49 Приложение 5План-сетка ЛДП “Бугринский” на 2024-2025 г. – 2 смеПриложение 7 «Утверждаю»Директор школы №49______ И.В. Турикова«___» _______ 2025г.Режим дня в ЛДП МБОУ СОШ № 49(20 июня - 10 июля 2025 г.)Приложение 8«Утверждаю»Директор школы №49 ______ И.В. Турикова«___» _______ 2025г. План работы отрядов в ЛДП МБОУ СОШ № 49
