Публикации Урок русского языка "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком 3 класс"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком 3 класс"
Автор: Букреева Наталия Валерьевна

Конспект урока русского языкапо теме:«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком» 3 классучитель начальных классовБукреева Н.В.2025 г.Тип урока: Урок усвоения новых знаний.Цель: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ).Задачи урока:Образовательные: сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком. Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.Развивающие: развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Развивать орфографическую зоркость.Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к русскому языку.Основное содержание темы: Актуализация знаний о написании слов с разделительным твёрдым знаком.Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, подгрупповая (работа в парах), индивидуальная.Методы проведения урока: активные методы: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя; методы формирования новых умений: упражнения, дидактическая играметоды контроля результатов обученияустные - опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный), письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос); наглядные методы обучения; метапредметные (связь с окружающим миром).Термины и понятия: корень слова, приставка слова, суффикс слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания.Демонстрационный материал: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами, смайлики трех цветов.Планируемый результатЛичностные уменияЛичностные умения:-проявлять интерес к изучению темы;- оценивать результат собственной деятельности.- осознание собственной успешности при изучении темы.Метапредметные уменияПознавательные умения:- определять в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак в словах;- выбирать вариант выполнения задания;- использовать приобретенные знания для письма под диктовку.Регулятивные умения:- выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака;- выполнять учебное задание с взаимопроверкой;- проверять учебное задание и вносить корректировку;- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.Коммуникативные умения:- формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.Предметные умения-писать слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком;-выполнять задания, используя правило правильной постановки разделительных знаков (Ъ и Ь);- использовать правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака при письме.Этапы урока
  • Организационный этап.
  • 1.Организационный момент.- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Давайте настроимся на работу. Сожмите ладошки в кулачок, разожмите, ещё раз сожмите, разожмите. А теперь сгибайте по очереди пальчики на правой руке, на левой руке. Разгибайте по одному - на правой, на левой. Потрите ладошки, создайте тепло, ведь у нас сейчас какое время года? А теперь возьмитесь за ручки с сидящим за партой соседом, передайте ему тепло своих рук.Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, подпишите число.2. Минутка чистописания.- На улице много снега, падают снежинки. Для минутки чистописания у меня тоже для вас есть снежинки с буквами. Посмотрите на эти буквы.е ё ю я- Что вы о них можете рассказать? (гласные, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)- Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.- А теперь красиво запишем их парами.
  • Актуализация знаний пройденного материала
  • Фронтальная работа
  • А теперь замените мне одним словом сочетание слов, чтобы в этом слове были наши гласные, которые мы сейчас записали.— Замените одним словом, запишите.• Снежная буря (вьюга).• Домики для пчёл (ульи).• Мать, отец, дети (семья).— Что общего в правописании этих слов?— Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?- На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, образовывали новые слова. Назовите основные части слова. С помощью чего можно образовать новое слово? (приставки и суффикса).- На какие группы мы делили приставки, чтобы их можно было легко запомнить.(неизменяемые с гласной А, с гласной О, в(во)-с(со); изменяемые ;А ещё есть приставки, оканчивающиеся на согласную и, оканчивающиеся, на гласную.III. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.Посмотрите на экран. Образуйте с помощью приставок существительные с корнем езд- .И будем записывать эти слова.выезд съездпереезд объездпроезд въездНа какие две группы можно разделить эти слова?IV. Актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи.Было сели, стало съели.Догадаться вы сумелиПочему случилось так?Кто виновник? (Твердый знак.)- Сегодня мы с вами познакомимся с разделительным твердым знаком.Хвастал как-то твердый знак:Без меня совсем никак!Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.думал волк, что зайца съел,Без меня ж он просто сел.- Давайте выделим в слове - съел и сел ( корень - ел, приставка –с-).Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте и скажите, перед какими гласными ставится разделительный твердый знак:Я царю после приставок,В корне он, вот красота!Перед нами звук согласный,После нас - е, е, ю, я.V. Первичное закрепление знаний.Так перед какими гласными пишется разделительный твердый знак?В чем отличие между разделительным твердым и мягким знаком?(Твердый знак ставится после приставки, а мягкий в корне, твердый знак не ставится перед гласной и.)-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Будем учиться писать в словах Ъ.VI. Первичная проверка понимания1. Работа в парах.- Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)У вас на столах необычные тексты. Что в них необычного? (Есть ошибки.)Ваша задача найти и исправить все ошибки.Групповая работа.1 группаНе за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел. Ручьи солются—река будет, люди обеденятся-силу их не победить.2 группаНет в лесу прежнего звонкого веселья. Лишь взерошенные воробьи сидят на ветках, да зайка сежился под елью.3 группаПодехал к стройке кран подемный. Вюга хлещет так и сяк бет в лицо крупой колючей.Один ученик из группы комментирует результаты коррекции текста.А теперь прочитаем правило, которое вы видите в учебнике на стр.134. И ещё раз послушаем авторов учебников. (Правило на диске).-Совпадает с нашими выводами?–Молодцы!2. ФизминуткаПрошу вас не надо съезжать по перилам.( Наклоны головы влево, вправо)Вы можете в зубы попасть крокодилам!(Упражнение «ножницы» )Они притаились на каждой площадке.(Приседают )И всех, кто съезжает хватает за пятки(Наклоняются ,стараются дотянуться до пяток )И тащат на дно африканского Нила.( Берутся с соседом за руки и тянут друг друга.)Прошу вас ,не надо съезжать по перилам !(Тянут руки вверх.)Мы немного отдохнули и можем продолжить работу. Ребята, а вы услышали слово с разделительным твердым знаком в нашей физкультминутке? (Съезжать.)- Почему здесь мы поставили разделительный твердый знак.? ( Здесь нужно разделить приставку с- и корень ,который начинается с гласной буквы е.)3.Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний».Посмотрите на экран и найдите лишнее слово.Аъедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённыйБъезжать, выехать, прояснить, появитьсяВпрыгнул, надрезал, отбил, объявилГбъявление, объедки, подъехал, пояснилМинутка отдыха по глазным тренажёрам4Составление словосочетаний со словами с ъ.- Выразите одним словом, подбирая слово с ъ. Придумайте с этим словом словосочетание. Запишем с комментированием.1)Растолковать, сделать понятным._(объяснить- объяснить урок)2)Сжаться, скорчиться. (съёжиться-съёжиться от холода)С одним из словосочетаний придумайте предложение. Запишем. Разберём по членам. (Зайчата под кустом съёжились от холода.)5. А теперь продолжим нашу работу по учебникуСтр.135 упр.267Сделаем еще раз вывод.VII. Первичное закреплениеА теперь я хочу проверить, как вы усвоили новый материал.Перед вами лежат тесты: ответьте на вопросы и заполните пропуски букв, где нужно.Тест1. После какой части слова пишется «ъ»?а)после приставкиб)после корняв)после суффикса2. После каких приставок пишется «ъ»?а)после всех приставокб)после приставок, оканчивающихся гласной буквойв)после приставок, оканчивающихся на согласную букву3. Перед какими буквами пишется Ъ?а, у, ы, эб, ё, ю, яв. е, у, ю4. Об…ём, стул…я, про…езд, крыль…я, с…ел, об…едки, со…бирают, мурав…и, под…ёмный, с…ехал, сем…я, об…явил., с…езд, ноч…ю, из…явил, пол…ёт.VIII. Рефлексия-Какую цель перед собой ставили?Что вы узнали на уроке?Я узнал….-Когда пишется разделительный ъ.?Что вы запомнили?Я запомнил…..Чему вы научились на уроке?Я научился……-Оцените свою деятельность на уроке.Я не понял - красный(Я всё понял, но у меня есть ещё вопросы. - желтыйЯ все понял, могу объяснить другим – зелёныйIX. Оценивание учащихся.Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. За работу у доски получают оценки…, за устную работу на уроке…..X. Домашнее задание.стр.135 упр.265, Выучить правило стр.134.- Положите на край парты свои работы, я проверю их сегодня, а завтра сообщу результаты.
    -