Публикации «Применение интерактивных средств в урочной и внеурочной деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение интерактивных средств в урочной и внеурочной деятельности»
Автор: Сысоева Татьяна Викторовна

Обобщение педагогического опытаучителя начальных классов МАОУ СОШ №29 г. ЛипецкаВведениеТема опыта «Применение интерактивных средств в урочной и внеурочной деятельности»Сведения об автореВ 1990 году окончила ЕГПИ по специальности учитель начальных классов. Педагогический стаж 24 года. Актуальность опыта.Мы живем в век высоких компьютерных технологий, а современный ребѐнок развивается в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя: он должен стать координатором информационного потока. Значит, учителю необходимовладеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке ребёнком.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления,становится очевидным, что современное образование это непрерывный процесс. За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные изменения.Основная цель обучения в начальной школе научить ребѐнка за короткийпромежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Согласно Федеральномугосударственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) ряд требований к результатам образования прямо связан снеобходимостью применения интерактивных средств обучения.Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.При этом необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную деятельность обусловлен рядом противоречий:
  • между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;
  • между индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью групповых форм организации обучения;
  • между трудностями освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач,
  • стоящих как перед школой, так и перед отдельными педагогами;
  • между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребенка;
  • между требованиями программы и реальным развитием ребенка.
  • Решению данных противоречий в полной мере способствует инновационнаяДеятельность педагога, которая достигается через внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов обучения.Использование компьютерных, интерактивных, коммуникативных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнемразвития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра ипрослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационногопространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я уже несколько лет работаю над проблемой использования ИКТ в своей работе.Тема, которой я уделяюбольшое внимание- «Применение интерактивных средств в урочной и внеурочной деятельности».На формирование моего опыта по использованию ИКТ в учебно- воспитательном процессе оказали влияние следующие факторы:
  • Информатизация учебного пространства.
  • Соответствующая материально- техническая база: класс оборудован компьютером, ноутбуками, проектором.
  • Курсы повышения квалификации, переподготовки.
  • Внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и проблемно-диалогического обучения для организации исследовательской работы учеников в рамках реализации ФГОС.
  • Активное участие моих учеников во Всероссийских олимпиадах и конкурсах.
  • Теоретическое обоснование опыта.При разработке урока с использованием компьютерных технологий обязательно следует уделять особое внимание заботе о здоровье обучающихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребѐнку разобраться в потоке информации, воспринять еѐ, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.При использовании ИКТ на уроках в начальной школе:
  • Стимулируется познавательный интерес к учебным предметам;
  • Создаются условия для мотивации младших школьников к учению;
  • Развивается мышление и творческие способности ребѐнка;
  • Формируется активная жизненная позиция в современном обществе. Использование ИКТ позволяет:
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • Реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • Повысить объѐм выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
  • Рационально организовать учебный процесс;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Обеспечитьдоступкразличнымсправочнымсистемам,электронным библиотекам;
  • Сделать акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу;
  • Развивать критическое мышление.
  • При правильном распределении внимания обучающихся на уроке с использованием ИКТ, задействуются три механизма восприятия:
  • Зрительно-образное, связанное с изображениями.
  • Слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорит учитель.
  • Дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
  • Значит, все перечисленное соответствуют целям образовательного процесса испособствуют формированию верных предметных представлений.Все это говорит о том, что учителю необходимо самому научиться владеть всеми необходимыми навыками работы на ПК, совершенствоваться, самообразовываться, чтобы идти в ногу со временем, а иногда быть и на шаг впереди. Дети пластичны, ум их как глина податлив и принимает форму такую, какую ему удобнее использовать в жизни. Задача учителя создать красивый, практичный сосуд для размещения в нѐм новых знании и умений. Поэтому ИКТ в обучении и воспитании младших школьников самый подходящий для этого материал. И не важно, по какому учебно-методическому комплексу занимается ребѐнок. В любом комплекте применимы те направления, о которых идет речь.Описание опыта.Используя наработки педагогов нашей школы и занимаясь самообразованием по данной теме, я в своей урочной и внеурочной деятельности с помощью осуществления перехода от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, разнообразила работу детей с использованием ИКТ. Так как смена деятельности детей является своего рода отдыхом для них. Это в результате облегчило образовательный процесс.В своей работе по этой теме применяю следующие направления:
  • Программныемультимедийныесредства:обучающиепрограммыи презентации, видеоролики.
  • Автоматический самоконтроль: использование готовых тестов, создание
  • собственных тестов.
  • Виртуальные экскурсии по музеям мира.
  • Использование ресурсов Интернет.
  • Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады.
  • Перечислю виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе с компьютером:
  • работа с текстом и изображениями;
  • тестирование;
  • создание собственных заданий для тестов;
  • демонстрация видеоклипов;
  • демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися.
  • работа с электронными учебными пособиями;
  • диагностика
  • При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы:
  • учебные,
  • контролирующие,
  • демонстративные,
  • справочно-информационные,
  • мультимедийные.
  • В условиях преподавания многих учебных предметов в классах-комплектах возникает жизненная необходимость использования всех представленных мною направлений использования ИКТ. Умелое сочетание всех этих направлений несомненно повышает эффективность образовательного процесса.К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, «свободная работа», игра, гдезнания добываются самостоятельно.Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием.Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютерфактически играет роль «электронного преподавателя».На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.Обычно большую сложность вызывает у учителей формулирование темы изадач урока детьми. Если к работе подходить формально, то это очень непростая часть урока кажется часто невыполнимой. А если привлечь смекалку и подойти творчески, то дети легко со всем справятся: составить кроссворд, разгадатьзагадку и многие другие занимательные упражнения сами подведут ребят к теме урока. Разгадав загадку, дети легко сообразят, что на этом уроке русского языка речь пойдет о глаголе.Методически грамотная подача материала в компьютерной программеспособствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении любой темы.На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Использование ИКТ позволяет дифференцированноподходить к каждому ребенку (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).При повторении в начале урока в компьютерном варианте я используюлюбой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру проблемную ситуацию.В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4 минуты.Эти тесты я беру в электронном приложении к учебникам.На этапе контроля знаний, умений, навыков компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным. Преимущества состоят в следующем:
  • осуществляется индивидуализация контроля знаний;
  • повышается объективность оценки;
  • ученик видит детальную картину своих недоработок;
  • оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
  • на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени
  • Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свою работу по следующему слайду и выставляют оценки.Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки.Уроки литературного чтения - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с еемультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Сегодня на уроках литературного чтения все чаще используютсясовременные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, ипроигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес клитературнымпроизведениям,позволяющиеобразнопредставитьличность писателя.Результативность.В результате обучающиеся начальной школы овладевают навыками работы с компьютером.С 1-го класса мои ученики участвуют в онлайн-олимпиадах, делают проекты с использованием презентаций.Не все дети в совершенстве овладевают данными навыками, но они учатся сами и способны обучать других, что заметно в работах в парах и малых группах. Обучающиеся могут быть консультантами не только на уроке, но и после него – в этом помогает умение вести деловую переписку по электронной почте, общение в «Сетевом городе», социальных сетях, участие в онлайн-олимпиадах.В период с 2022 по 2025 г.г. проводился внутренний мониторинг административных работ. Дети показали следующие результаты:В период с 2019 по 2023 г.г. проводился внешний мониторинг ВПР. Результаты работ:Деятельностью в этом направлении мною были заложены основы умений и знаний об ИКТ, что позволит детям самостоятельно или с помощью учителей основной школы в дальнейшем усовершенствовать их.Перспективы развития опыта.Опыт, обобщенный в этой работе, применим на любом учебном предмете, а также во внеурочной деятельности.Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал.Использование электронных образовательных ресурсов на уроках может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов,внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.Эффективность любого урока определяется не тем, что даѐт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.Использование интерактивных методов обучения, современных информационных технологий, применение исследовательской и проектной деятельности учащихся повышает познавательную активность обучающихся, расширяет творческие возможности учителя и учащихся, стимулирует к усвоению сложных тем, делает процесс обучения ненавязчивым, интересным и продуктивным. Кроме того, мои обучающиеся активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, проектах и исследованиях, дают положительную динамику качественной успеваемости.
    -