Публикации
Смысловое чтение на уроках географии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Смысловое чтение на уроках географии
Автор: Сипкина Алена Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Смысловое чтение на уроках географии
Автор: Сипкина Алена Алексеевна
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Сипкина АА
Учитель географии
В.к.к.
Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Посмотрите на эту фразу: Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро. Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Развитие грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и конкурентоспособности страны на мировой арене – цели разработанной в стране Национальной программы поддержки и развития чтения в России
Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять больше внимания на уроках практически всех предметов для смыслового чтения. Предмет география не является исключением и специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять, правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов, без использования учебников.
Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.
Задача учителя – обучение детей грамотному смысловому чтению. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения способствуют: - принятию и освоению школьниками социальной роли; - развитию мотивов учебной деятельности; - формированию личностного смысла учения..
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов
Приёмы смыслового чтения – это задания, которые позволяют расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений.
Приемы смыслового чтения
•Читаем и спрашиваем
• Анализ графиков и диаграмм
•Чтение с пометками
•Чтение с остановками
1. Прием Читаем и спрашиваем География 5 класс
Прочитай 1 абзац параграфа 2 Как люди открывали Землю и в парах по данному тексту придумайте и задайте друг другу вопросы. Этот прием способствует развитию речи
2.Прием: Анализ графиков и диаграмм. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур.
3.Приём: Найти географические объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту . При изучении Гидросферы, Рельефа в учебнике встречается много названий номенклатуры. Ученики с удовольствием работаю с картой. Это способствует запоминанию географических объектов.
4Прием.Прочитай два описания реки Енисей в рубрике Стоп –кадр.Сравни оба текста. Чем они отличаются? Какие мысли и чувства вызывает тот и другой текст? ..
Какой из них ты выберешь для .а) ответа на уроке, б) составления устного сообщения, в)написания доклада. Очень важно, чтобы ученик научился сравнивать, выделять главное, находить отличия самостоятельно, без помощи учителя. Что положительно влияет на формирование осмысленной работы с текстом
5. Прием: Выборочное чтение текста при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д. - Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что природная зона тайги и смешанных широколиственных лесов –наиболее изменена хозяйственной деятельностью человек , дай характеристику полупустынь и пустынь на основе текста параграфа и географических карт - В тексте о топливно энергетическом комплексе найди данные об экологических проблемах добычи угля.
Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:
- личностных
- регулятивных
- коммуникативных
- познавательных.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребёнка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре - происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития - речь письменная
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Обучающиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Обучающиеся овладеют различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Шестиклассники открывают для себя как не просто научиться говорить на географическую тему и сопровождать свой рассказ показом на карте. Можно предложить учащимся дома составить рассказы. Например: при изучении темы Природные зоны, составить рассказПутешествие в Сахару (сельву, тайгу и т.д.). Необходимо объяснить, что можно составить такой рассказ от первого лица в форме дневника, дать
возможность пофантазировать, в деталях продумать собственно путешествие, но с непременным условием опоры на знание реальных погодных условий описываемой территории. Качество рассказов будет совершенствоваться раз от раза и с возрастающим вниманием слушаться одноклассниками
Задания работ по географии на оценивание уровня и качества смыслового чтения.
7 класс.
1.Дополните утверждение.
Первым европейцем, которому удалось обогнуть Африку и найти путь в __________________океан, был португальский мореплаватель_________________________. В_____________году его корабли обогнули южную оконечность Африки, названную мысом_____________________.
2.Прочитайте текст. Определите и запишите имя путешественника, о котором идет речь в тексте. Ответьте на вопрос.
Это был решительный и мужественный мореплаватель. Плавание экспедиции под его руководством началось в 1497 году из порта Лиссабон. Обогнув южную оконечность Африки, корабли его команды достигли берегов Индии и причалили в городе Каликут. Несмотря на то, что его имя до сих пор не пользуется уважением в Индии, он навсегда вошел в историю Великих географических открытий.
Имя путешественника_______________________________________.
В чем заключается заслуга этого путешественника?
3.Вставьте слова и выражения по смыслу.
На новом материке_________________я увидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Эти животные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, что это______________________, но во времена___________________эти животные были неизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили на своем языке: ____________________, и ____________________решил, что это и есть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово ___________________ означает _________________________.
Ответы:
Индийский, Бартоломеу Диаш, 1487, Доброй Надежды.
Васко да Гама, открытие морского пути в Индию.
Австралия, кенгуру, Джеймса Кука, кангаро, Джеймс Кук, кангаро, не понимаю.
К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст
осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний. Развитие связанной речи требует повторности материала, ведь речевые умения и навыки не могут быть сформированы сразу.
4Задание.Вставьте название субъекта РФ на место пропуска.
Напишите название области РФ, которая имеет общую сухопутную границу с Республикой Польша и Литовской Республикой._______ область.
5.ЗаданиеПыльная буря — сильный ветер типа суховея. Основной ущерб, наносимый пыльными бурями, состоит в уничтожении плодородного слоя почвы, что снижает её сельскохозяйственную продуктивность. Кроме того, абразивный эффект повреждает молодые растения. Другие возможные негативные последствия включают в себя: снижение видимости, влияющее на авиа- и автотранспорт; снижение количества солнечного света, достигающего поверхности Земли; эффект теплового покрывала; неблагоприятное воздействие на дыхательную систему живых организмов.
Для каких двух из перечисленных регионов России характерны пыльные бури?
1) Республика Карелия
2) Самарская область
3) Республика Башкирия
4) Республика Марий Эл
5) Калининградская область
Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста являетсянахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: “О чём здесь говорится?” и “Что об этом говорится?”, “С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?” В этом случае используется, как правило, короткий текст. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.
Великое лиссабонское землетрясение
Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755 года. Оно превратило в руины город Лиссабон, и стало одним из самых разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унеся жизни около 90 тысяч человек за 6 минут. За подземными толчками последовали пожар и цунами, причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона. Это первое изученное наукой землетрясение послужило толчком к зарождению современной сейсмологии. В настоящее время геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 8,7. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане, примерно в 200 километрах юго-западнее от мыса Сан-Висенте.
Объясните, почему для данной территории характерны землетрясения. Назовите лавную причину возникновения землетрясений на этой территории.
Территория какой страны больше всего пострадала в результате данного землетрясения? Запишите в ответ название этой страны.
.
Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного. Так, в конце параграфа “Человек и атмосфера” ученики читают обращённый к ним вопрос: К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека? Учитель предлагает учащимся прочитать часть учебного текста под названием: “ Влияние человека на атмосферу” и предлагает проанализировать её, ответив на вопросы: Какие виды деятельности человека, по мнению автора, могут повлиять на состояние атмосферы? Какие процессы в атмосфере приводят к возникновению “парникового эффекта”? Чем грозит человечеству глобальное потепление на нашей планете?
Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее. Поэтому можно предварительно рекомендовать использовать памятку по составлению вопросов:
Как составить вопрос к тексту?
1.Прочитайте текст.
2.Выделите в нём главную мысль и соподчинённые мысли.
3.Кратко сформулируйте их в вопросительной форме.
4.Помните, что развивающие вопросы начинаются с вопросительных слов: почему? каким образом? вследствие чего? по какой причине? в чем сходство и различие?
Пересказ текста (близко к тексту, развёрнутый, краткий).Основой для пересказа служит план текста, поэтому для пересказа, близкого к тексту, нужно рекомендовать учащимся составлять его сложный план.
Применение смыслового чтения с использованием текстов учебника на уроках географии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создает атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС - развить важнейшую компетентность личности школьника - умение учиться.
Применение смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии
в условиях новых образовательных стандартов.
Сипкина АА
Учитель географии
1к.к.
Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Посмотрите на эту фразу: Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро. Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Развитие грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и конкурентоспособности страны на мировой арене – цели разработанной в стране Национальной программы поддержки и развития чтения в России
Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять больше внимания на уроках практически всех предметов для смыслового чтения. Предмет география не является исключением и специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять, правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов, без использования учебников.
Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.
Задача учителя – обучение детей грамотному смысловому чтению. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения способствуют: - принятию и освоению школьниками социальной роли; - развитию мотивов учебной деятельности; - формированию личностного смысла учения..
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов
Приёмы смыслового чтения – это задания, которые позволяют расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений.
Приемы смыслового чтения
•Читаем и спрашиваем
• Анализ графиков и диаграмм
•Чтение с пометками
•Чтение с остановками
1. Прием Читаем и спрашиваем География 5 класс
Прочитай 1 абзац параграфа 2 Как люди открывали Землю и в парах по данному тексту придумайте и задайте друг другу вопросы. Этот прием способствует развитию речи
2.Прием: Анализ графиков и диаграмм. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур.
3.Приём: Найти географические объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту . При изучении Гидросферы, Рельефа в учебнике встречается много названий номенклатуры. Ученики с удовольствием работаю с картой. Это способствует запоминанию географических объектов.
4Прием.Прочитай два описания реки Енисей в рубрике Стоп –кадр.Сравни оба текста. Чем они отличаются? Какие мысли и чувства вызывает тот и другой текст? ..
Какой из них ты выберешь для .а) ответа на уроке, б) составления устного сообщения, в)написания доклада. Очень важно, чтобы ученик научился сравнивать, выделять главное, находить отличия самостоятельно, без помощи учителя. Что положительно влияет на формирование осмысленной работы с текстом
5. Прием: Выборочное чтение текста при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д. - Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что природная зона тайги и смешанных широколиственных лесов –наиболее изменена хозяйственной деятельностью человек , дай характеристику полупустынь и пустынь на основе текста параграфа и географических карт - В тексте о топливно энергетическом комплексе найди данные об экологических проблемах добычи угля.
Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:
- личностных
- регулятивных
- коммуникативных
- познавательных.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребёнка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре - происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития - речь письменная
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Обучающиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Обучающиеся овладеют различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Шестиклассники открывают для себя как не просто научиться говорить на географическую тему и сопровождать свой рассказ показом на карте. Можно предложить учащимся дома составить рассказы. Например: при изучении темы Природные зоны, составить рассказПутешествие в Сахару (сельву, тайгу и т.д.). Необходимо объяснить, что можно составить такой рассказ от первого лица в форме дневника, дать
возможность пофантазировать, в деталях продумать собственно путешествие, но с непременным условием опоры на знание реальных погодных условий описываемой территории. Качество рассказов будет совершенствоваться раз от раза и с возрастающим вниманием слушаться одноклассниками
Задания работ по географии на оценивание уровня и качества смыслового чтения.
7 класс.
1.Дополните утверждение.
Первым европейцем, которому удалось обогнуть Африку и найти путь в __________________океан, был португальский мореплаватель_________________________. В_____________году его корабли обогнули южную оконечность Африки, названную мысом_____________________.
2.Прочитайте текст. Определите и запишите имя путешественника, о котором идет речь в тексте. Ответьте на вопрос.
Это был решительный и мужественный мореплаватель. Плавание экспедиции под его руководством началось в 1497 году из порта Лиссабон. Обогнув южную оконечность Африки, корабли его команды достигли берегов Индии и причалили в городе Каликут. Несмотря на то, что его имя до сих пор не пользуется уважением в Индии, он навсегда вошел в историю Великих географических открытий.
Имя путешественника_______________________________________.
В чем заключается заслуга этого путешественника?
3.Вставьте слова и выражения по смыслу.
На новом материке_________________я увидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Эти животные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, что это______________________, но во времена___________________эти животные были неизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили на своем языке: ____________________, и ____________________решил, что это и есть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово ___________________ означает _________________________.
Ответы:
Индийский, Бартоломеу Диаш, 1487, Доброй Надежды.
Васко да Гама, открытие морского пути в Индию.
Австралия, кенгуру, Джеймса Кука, кангаро, Джеймс Кук, кангаро, не понимаю.
К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст
осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний. Развитие связанной речи требует повторности материала, ведь речевые умения и навыки не могут быть сформированы сразу.
4Задание.Вставьте название субъекта РФ на место пропуска.
Напишите название области РФ, которая имеет общую сухопутную границу с Республикой Польша и Литовской Республикой._______ область.
5.ЗаданиеПыльная буря — сильный ветер типа суховея. Основной ущерб, наносимый пыльными бурями, состоит в уничтожении плодородного слоя почвы, что снижает её сельскохозяйственную продуктивность. Кроме того, абразивный эффект повреждает молодые растения. Другие возможные негативные последствия включают в себя: снижение видимости, влияющее на авиа- и автотранспорт; снижение количества солнечного света, достигающего поверхности Земли; эффект теплового покрывала; неблагоприятное воздействие на дыхательную систему живых организмов.
Для каких двух из перечисленных регионов России характерны пыльные бури?
1) Республика Карелия
2) Самарская область
3) Республика Башкирия
4) Республика Марий Эл
5) Калининградская область
Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста являетсянахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: “О чём здесь говорится?” и “Что об этом говорится?”, “С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?” В этом случае используется, как правило, короткий текст. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.
Великое лиссабонское землетрясение
Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755 года. Оно превратило в руины город Лиссабон, и стало одним из самых разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унеся жизни около 90 тысяч человек за 6 минут. За подземными толчками последовали пожар и цунами, причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона. Это первое изученное наукой землетрясение послужило толчком к зарождению современной сейсмологии. В настоящее время геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 8,7. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане, примерно в 200 километрах юго-западнее от мыса Сан-Висенте.
Объясните, почему для данной территории характерны землетрясения. Назовите лавную причину возникновения землетрясений на этой территории.
Территория какой страны больше всего пострадала в результате данного землетрясения? Запишите в ответ название этой страны.
.
Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного. Так, в конце параграфа “Человек и атмосфера” ученики читают обращённый к ним вопрос: К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека? Учитель предлагает учащимся прочитать часть учебного текста под названием: “ Влияние человека на атмосферу” и предлагает проанализировать её, ответив на вопросы: Какие виды деятельности человека, по мнению автора, могут повлиять на состояние атмосферы? Какие процессы в атмосфере приводят к возникновению “парникового эффекта”? Чем грозит человечеству глобальное потепление на нашей планете?
Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее. Поэтому можно предварительно рекомендовать использовать памятку по составлению вопросов:
Как составить вопрос к тексту?
1.Прочитайте текст.
2.Выделите в нём главную мысль и соподчинённые мысли.
3.Кратко сформулируйте их в вопросительной форме.
4.Помните, что развивающие вопросы начинаются с вопросительных слов: почему? каким образом? вследствие чего? по какой причине? в чем сходство и различие?
Пересказ текста (близко к тексту, развёрнутый, краткий).Основой для пересказа служит план текста, поэтому для пересказа, близкого к тексту, нужно рекомендовать учащимся составлять его сложный план.
Применение смыслового чтения с использованием текстов учебника на уроках географии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создает атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС - развить важнейшую компетентность личности школьника - умение учиться.
