Публикации
"Мы внуки страны, победившей фашизм"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мы внуки страны, победившей фашизм"
Автор: Стрельцина Любовь Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мы внуки страны, победившей фашизм"
Автор: Стрельцина Любовь Сергеевна
УРОК К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ"Мы внуки страны, победившей фашизм" Подготовила и провела: Воспитатель ГПД - Л.С.Стрельцина Форма проведения: урок МужестваЦель: патриотическое воспитание учащихсяЗадачи:- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах;- развивать у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека;- воспитывать у школьников чувство патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества, любовь к Родине;- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий.Возрастные группы: 1-4 классыОборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть, Она, как сила, нам нужнаХод мероприятия:Воспитатель: Ребята, вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 75-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый человек.(слайды 1 – 5)1 чтец:Весь под ногами шар земной.Живу. Дышу. Пою.Но в памяти всегда со мнойПогибшие в бою.Пусть всех имён не назову,Нет кровнее родни.Не потому ли я живу,Что умерли они?Воспитатель: 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы , 80 -ую годовщину Победы советского народа в Великой войне.80 лет как окончилась война, война, которая унесла более 27 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и посёлки, вывела из строя заводы и фабрики.9 мая – День Победы отмечают во всём мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передаёт его из поколения в поколение.Сегодня мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.2 чтец:Июнь. Клонился к вечеру закат.И белой ночи разливалось море,И раздался звонкий смех ребят,Не знающих, не ведающих горе.3 чтец:Июнь. Тогда ещё не знали мы,Со школьных вечеров шагая,Что завтра будет первый день войны,А кончится он лишь в 45- м. в мае.4 чтец:Казалось, было холодно цветам ,И от росы они слегка поблёкли.Зарю, что шла по травам и кустам.Обшарили немецкие бинокли.5 чтец:Такою всё дышало тишиной,Что вся земля ещё спала, казалось,Кто знал, что между миром и войной ,Всего, каких – то 5 минут осталось. Слайд 6Воспитатель: 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. На нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Напав на Советский Союз, фашистская Германия вела агрессивную, несправедливую во всех отношениях войну. Гитлер прямо заявил: «Нам недостаточно разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ…». И для этих целей были применены самые жестокие и бесчеловечные методы: истребление женщин, стариков и детей, истязание военнопленных, насилие, грабежи, уничтожение памятников культуры.( СЛАЙД 2)УЧЕНИК:«Началась война…» –В сердца вонзилосьСтрашною отравленной стрелой.И на светеВсё переменилось.И тревогаВсталаНад страной.Слайд 7 - звучит музыка «Священная война»Воспитатель: (Слайд 8) Началась Великая Отечественная войнаВойна – это 4 года сражений.1 418 бессонных дней и ночей.Более 27 млн. погибших.Это значит, 22 человека на каждые 2 метра.Это значит, 13 человек погибало каждую минуту.Слайд 9,107 чтец: От бескрайней равнины сибирскойДо полесских лесов и болотПоднимался народ богатырский,Наш великий, могучий народ!Выходил он: свободный и правый,Отвечая войной на войну,Постоять за родную державу,За могучую нашу страну!.Слайд 11,12Воспитатель: В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций:На защиту Родины встали все и взрослые и дети. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отрядыБРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬБрестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».8 чтец: За спиной Москва-Столица мира!За неё, в огне лихих годин,Встали насмерть братья-Сын башкира, русский и татарин, и грузинУЧЕНИК:Снега от стужи побелелиШтыки мерцали синевойМы в первый раз надев шинелиСурово бились под МосквойБезусые, почти что дети,Мы знали в яростный тот год,Что вместо нас никто на светеЗа этот город не умрет.УЧИТЕЛЬ: (СЛАЙД 6) БИТВА ПОД МОСКВОЙСентябрь 41-го года. Враг подошел к столице. Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Но этим планам не суждено было осуществиться.(СЛАЙД 7)Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов. 16 ноября 1941 г. 28 героев 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Почти все они погибли. (СЛАЙД 8)В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления Красной Армии противник был отброшен на запад Ученик: (слайд23) В Подмосковье, в селе Петрищево, фашисты схватили юную партизанку Зою Космодемьянскую. Допрашивал её сам командир дивизии подполковник Рюдерер. Он хотел, чтобы Зоя выдала своих товарищей, рассказала о планах партизан, указала место расположения партизанской базы. Зою избивали, пытали, босую и почти раздетую водили на мороз, но ничего не смогли узнать. Утром её повели на казнь. Девушку подвели к виселице, поставили на ящик, набросили петлю на шею… И тут Зоя крикнула: «Товарищи! Не бойтесь. Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите!» Стоящий рядом фашист подбежал к Зое, хотел ударить, но она оттолкнула его ногой. «Мне не страшно умирать, это счастье - умереть за свой народ!» И, повернувшись к своим мучителям, крикнула: «Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Все равно победа будет за нами!». Зоя погибла, но память о ней будет вечно жить в наших сердцах.УЧЕНИК: (СЛАЙД 10)Чёрное дуло блокадной ночи...Холодно, холодно, холодно очень...Вставлена вместо стекла картонка...Вместо соседнего дома – воронка...Поздно. А мамы всё нет отчего-то...Еле живая ушла на работу...Есть очень хочется... Страшно...Темно...Умер братишка мой... Утром... Давно...Вышла вода... Не дойти до реки...Очень устал... Сил уже никаких... Ниточка жизни натянута тонко...А на столе –на отца похоронка...БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДАУченик: (слайд №19) Одной из самых трагических станиц в истории Великой Отечественной войны является героическая оборона Ленинграда. Ленинград фашисты решили сохранить для себя. Прекрасный город на Неве так нравился фашистам, что они заранее распределили дворцы и все самые лучшие здания между своими генералами и офицерами. Командующие гитлеровскими войсками тщательно подготовились к захвату города и были настолько уверены в скорой победе, что назначили дату банкета в гостинице «Астория» и даже отпечатали и разослали приглашения. Но ленинградцы оборонялись с такой беспримерной храбростью, с таким беззаветным героизмом, что немцы, поняв, что им не получить город в целости и сохранности, решили разбомбить его.На Ленинград обрушилась лавина огня: фашистские летчики, выполняя приказ Гитлера, тысячами сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы; зенитные батареи вели непрекращающийся обстрел. Но город продолжал сопротивляться. И тогда фашисты решили взять его измором. Они блокировали Ленинград со всех сторон. В конце августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом гитлеровцы заняли железные дороги на подступах к городу и связь с Большой землей прервалась. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи, под постоянным обстрелом фашистской авиации, подвозили продукты.(слайд 20) С каждым днем все труднее становилось ленинградцам: приближалась зима, надвигался голод. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, и из-за намерзающих льдин баржи вообще не смогли проходить к городу. Только зимой, когда всё Ладожское озеро покрылось толстым ледяным панцирем, появилась возможность переправлять по льду необходимые для населения продукты питания и топливо. «Дорогой жизни» называли ленинградцы ладожский лед. Но фашисты зорко стерегли эту дорогу, держали её день и ночь под прицельным огнём, стремясь не пропустить в город ни одной машины. Начался голод. Люди падали от слабости на улицах, у станков, и уже не могли подняться. А дома умирали дети и старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших. Но не только голод уносил человеческие жизни: в городе поломался водопровод – за водой приходилось ходить на Неву, вышла из строя электростанция…Ученик: (слайд 21) В Ленинграде, на Васильевском острове, в доме № 13 жила одиннадцатилетняя девочка - Таня Савичева. Старшая Танина сестра Женя работала на заводе, брат Леня - тоже, были у Тани ещё дядя Вася и дядя Леша, мама и старая бабушка. Когда началась блокада, все они остались в городе. Потом наступил голод, Таня вела дневник. Вот выписки из дневника Тани Савичевой:« Женя умерла 28 дек. в 12- 30 час. утра 1941 г.Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г.Лёка умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.Мама 13 мая в 7- 30 час. утра 1942 г.Савичевы умерли. Умерли все.Осталась одна Таня».Умирающую Таню увезли из блокадного Ленинграда, однако спасти её не удалось.Ученик: (слайд 22) Фашисты были уверены в том, что город долго не продержится. Но проходили дни за днями, месяцы за месяцами, а ленинградцы не сдавались. Ослабевшие, умирающие, они не только продолжали сопротивляться, но и спасали прекрасные памятники, которые не успели вывезти, писали книги, сочиняли музыку, продолжали учиться и учить - во время блокады в Ленинграде работало 100 школ.900 дней, почти два года продолжалась блокада, многие ленинградцы погибли, но враг так и не вошел в город на Неве. . Бойцы Ленинградского фронта делали все для того, чтобы разорвать блокадное кольцо.Ученик: (слайд 13) Нет числа подвигам, совершенным во имя Родины, во имя жизни на земле. Вот перед нами письмо, написанное на поле боя перед смертью. На нем нет адресата, оно адресовано потомкам.«Нас было 12 послано на минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот нас уже осталось только трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один – Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. И мы будем стоять, пока хватит сил, но не пропустим их до подхода своих. И вот я один остался, раненый в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. (пауза) Возможно, я умру, но может быть, кто и найдет мою записку когда-нибудь и вспомнит героев. Я – из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свиданья, товарищи. Ваш Александр Виноградов, 22 февраля 1942г.»Это письмо было найдено на поле боя через 15 лет после войны. Пожелтевшие треугольники с солдатскими штемпелями, открытками, листки, вырванные из школьных тетрадей, строки, написанные второпях, уже выцветшие от времени. Эти письма дошли до нас через десятки лет. Они напоминание нам о войне. Ученик: (слайд 24)Потомки, помните о них!Их ратным подвигом гордитесь.Храните с честью труд живых,Могилам павших поклонитесь.Молю вас, как своих детей,Храните старость их с любовью,За радость, счастье ваших днейЦеной заплачено – их кровью.Пройдут года, не будет их.Сгинут надгробные обломки.Я заклинаю вас, живых,Не забывайте их, потомки! Сталинградская битваУченик: (слайд №14) Еще более сокрушительный удар немцы получили под Сталинградом. Фашистские генералы получили приказ – полностью уничтожить город на Волге. И 23 августа 1942 года сотни немецких самолетов обрушились на Сталинград. После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен! Но, даже разрушенный, город не сдавался. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом…(слайд №15) Так, на одной из площадей, недалеко от переправы, уцелел один – единственный дом. Он был очень удобен для ведения боя: из его окон простреливалась вся площадь. Фашистам удалось укрепиться в этом доме и они, расставив на этажах пулеметы и минометы, принялись обстреливать наши позиции. Сержант Павлов со своими товарищами смогли выбить из него фашистов и занять позицию. Фашисты решили, во что бы то ни стало, вернуть этот важный стратегический объект. Два дня штурмовали гитлеровцы дом, но так и не смогли победить горстку смельчаков. Тогда они подбросили свежие силы – целый полк. Но и наше командование послало подкрепление павловцам. 58 дней защищали этот дом–рубеж советские бойцы. (слайд №16) Сейчас этот дом - знаменитый! Дом Павлова! А ещё, из-за того, что в отряде Якова Федотовича Павлова были и узбеки, и татары, и грузины, и казахи, бойцы окрестили его Домом солдатской дружбы.(слайд №17) Именно со Сталинградской битвы начался разгром немецкой армии. 200 дней и ночей продолжалась эта битва. 330 тысяч немецких солдат фельдмаршала Паулюса вынуждены были сдаться в пленВ период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России.УЧЕНИК: Мамаев курган сорок третьего года,Где насмерть стояли Отчизны сыны,Мамаев курган – это память народа,Мамаев курган – это гордость страныУченик: (слайд №18) Мамаев курган это была господствующая высота над городом, и фашисты изо всех сил старались закрепиться на ней. Наши войска получили приказ: выбить врага с Мамаева кургана. Бой проходил с переменным успехом. Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. То вниз откатывались гвардейцы, то отступали фашисты. На каждого нашего бойца приходилось до десяти гитлеровцев, но советские воины не дрогнули, стояли насмерть. Во время боя была повреждена линия связи. Исправить повреждение отправили одного солдата – он не вернулся, второго – но и он не дошел до оборванного провода. Послали третьего – Матвея Путилова. Через несколько минут связь заработала, но Путилов не возвращался. После боя выяснилось, что Путилов, пока полз, был тяжело ранен, потерял много крови, ослаб, у него не хватило сил соединить концы перебитого провода. Тогда он взял концы провода в рот и зажал их зубами, пропустив ток через себя. Вот тогда и заработал телефон на командном пункте.Сто двадцать дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все же осталась в руках ее защитниковУЧЕНИК:Война. Страшней нет ничего на свете, "Для фронта всё!" – девиз страны таков, Трудились все: и взрослые, и дети В полях и у мартенов, у станков. Фронт обеспечить! – нет важней задачи, Трудились для победы все в тылу, Бойцам в боях не выстоять иначе, Труд для победы заслужил хвалу. Всё отдавали фронту для победы, Тыл только крохи оставлял себе, Терпели стойко тяжести и беды, Чтоб быстро одолеть врага в борьбе. УЧИТЕЛЬ: (СЛАЙД 18) В ТЫЛУДень Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. В страшные, суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Это они в годы войны одержали победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо.(СЛАЙД 19,20)Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям.УЧЕНИКДа разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!... Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым, Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим. В холодные зимы, в метели, У той у далекой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты. Рубила, возила, копала, - Да разве же все перечтешь? А в письмах на фронт уверяла, Что будто б отлично живешь. БИТВА ЗА БЕРЛИН(СЛАЙД 22)Берлинская наступательная операция — одна из последних стратегических операций советских войск.В апреле 1945 года, битва за Берлин началась. Три советских маршала: Георгий Константинович Жуков, Иван Степанович Конев, Константин Константинович Рокоссовский – руководили действиями этих фронтов. Самые жаркие схватки шли у рейхстага – главного правительственного здания Германии. Бойцам удалось пробиться к самому верху здания, взобраться по застекленному куполу и водрузить Знамя Победы. А когда атака рейхстага стала массовой, враг не выдержал, отступил. Советские полки и батальоны, прорвавшись к зданию рейхстага, устанавливали на колоннах свои знамёна.Ученик: (слайд 28) 30 апреля 1945 года – Советские войска водрузили Знамя Победы над рейхстагом. И вот она – долгожданная Победа! Весь мир вздохнул с облегчением!(слайд 29) Прошло несколько дней, и фашистские генералы признали полное своё поражение. 8 мая 1945 года они подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9 мая всему миру было объявлено о Победе Советского народа над фашистской Германией. Этот день стал ДНЕМ ПОБЕДЫ.9 чтец: На рубеже весны четвёртой,В награду за года тревог,В дыму и прахе распростёртыйБерлин лежал у наших ног!10 чтец: Не умолкает гром орудий.Бушует пламя в дымной мгле,И говорят друг другу люди-Есть справедливость на Земле!11 чтец: Сокрушая железо и камень,Он врага беспощадно разил!Над Германией победное знамя,Знамя правды своей водрузил!Он прошёл через пламя и воду,Он с пути не свернул своего.Слава, слава народу – герою!Слава Армии славной его!12 чтец ( слайд 35)И в Берлине, в праздничную дату,Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,Памятник - Советскому солдату,С девочкой, спасённой, на руках.Он стоит, как символ нашей славы.Как маяк, светящийся во мгле,Это он – солдат, моей державы,Охраняет мир на всей Земле!Воспитатель: Человечество в неоплаченном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой более 27 млн. человеческих жизней. Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!Слайд 36-3913 чтецВ девятый день ликующего мая,Когда легла на землю тишина,Промчалась весть от края и до края-Мир победил! Окончена война!Уже нигде не затемняли окнаВ продымленной Европе города.Ценою крови куплена Победа,Пусть это помнит шар земной всегда!Воспитатель: День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.У Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».Всем тем, кто ушел в бессмертие, выстоял и победил, посвящается минута молчания. ДАВАЙТЕ ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА РОДИНУ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. Слайд 40 – минута молчания.Ученик: (слайд 41)Янтарные рассветы, и закаты,И белизна снегов, и зелень трав —Все это сберегли солдаты,Врага разбив и смертью смерть поправ.Не только за свою странуСолдаты гибли в ту войну,А чтобы люди всей землиСпокойно ночью спать могли.Ученик:Тем майским светом озарен,Под залпами салюта,Солдат, о мире думал онВ ту самую минуту.О нас, кому дано не знатьПро Третью мировую;О нас, кому Отчизна-матьДала судьбу другую.Воспитатель: 75 лет прошло со дня Великой Победы. 70 лет наш народ живет в миреУченик: Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.Пускай во всем, чем жизнь полна,Во всем, что сердцу мило,Нам будет памятка данаО том, что в мире было.Затем, чтоб этого забытьНе смели поколенья.Затем, чтоб нам счастливей быть,А счастье — не в забвенье!Воспитатель: В завершении классного часа я хочу обратиться к ребятам, будущим защитникам нашей Родины: «Служите Родине с достоинством и честью, любите её, берегите её. Она – это то, что есть у нас вечное и дорогое».Исполнение песни «День Победы»
