Публикации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕЖДА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ», 40.02.04 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕЖДА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ», 40.02.04 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Автор: Кубышкина Виктория Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕЖДА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ», 40.02.04 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Автор: Кубышкина Виктория Сергеевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕЖДА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ», 40.02.04 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Новая Каховка, 2024 годСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕМетодические рекомендации разработаны для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности 40.02.01 «Право социального обеспечения», 40.02.04 «Юриспруденция» при написании курсовой работы.В методических рекомендациях излагается цель и задачи написания курсовой работы, рассматривается порядок её выполнения, требования к оформлению курсовой работы, предлагаются рекомендации по выбору темы курсовой работы студента, критерии оценки курсовой работы, алгоритм создания презентации к защите курсовой работы, порядок защиты курсовой работы.Кроме того, в методических рекомендациях приводятся основные требования к содержанию и оформлению структурных элементов курсовой работы.Написание и защита курсовых работ является обязательным этапом обучения студентов.Общие положения Курсовая работа выполняется студентом на заключительном этапе изучения дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.Выполнение курсовых работ, является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 40.02.01 «Право социального обеспечения», 40.02.04 Юриспруденция и является обязательным для каждого студента.Курсовая работа студента может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы по данной специальности.Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью:систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой; формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач; формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию; развитиятворческойинициативы,самостоятельности, ответственностии организованности; подготовки к итоговой государственной аттестации. В процессе написания курсовой работы студент должен приобрести и закрепить навыки:работы со специальной литературой специального и прикладного характера; систематизации, обобщения и анализа фактического материала по изучаемой проблеме; обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса. Курсоваяработа является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента.Методические указания призваны помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы.Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.Организация разработки тематики курсовых работ Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем (Приложение 1).Темы курсовых работ доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев семестра от начала обучения.Тема курсовой работы может быть связана с программой учебной, производственной практики студента.Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) дипломной работы. Тему курсовой работы студент выбирает сам, соответствующую его интересам.При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию междисциплинарного курса или темы междисциплинарного курса, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.Структура курсовой работы Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика рассмотрения проблемы. По содержанию курсовая работа может носить теоретический или практический характер.По структуре курсовая работа теоретического характера состоит из:введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы; теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; списка использованных источников. приложений; По структуре курсовая работа практического характера состоит из:введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы; основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена материалами судебной, правоприменительной практики; заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работ; списка используемых источников; приложений. Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению текстовых документов.Требования к оформлению курсовой работы Требования к оформлению курсовой работы Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению» и т.п.В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.Требования к оформлению титульного листа курсовой работы Титульный лист является первым листом документа.Титульный лист не нумеруется, но входит в сквозную нумерацию документа. Титульный лист (Приложение 2) должен содержать:наименование учредителя; наименование учебного заведения, код и полное наименование специальности; тему курсовой работы; фамилию, инициалы студента, номер его учебной группы; фамилию, инициалы руководителя работы, его подпись; наименование города, в котором находится учебное заведение и год написания. Требования к оформлению содержания курсовой работы Содержание – перечень структурных элементов документа, имеющих наименование, с указанием номеров листов, на которых начинаются эти элементы.Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется центровано с первой строки листа.В содержании последовательно излагаются наименования разделов и подразделов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.В содержании указывают страницы, с которой начинается каждый раздел или подраздел. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа, на котором номер страницы не указывается.Введение, отдельные разделы, заключение, список использованных источников и каждое приложение должны всегда начинаться с новой страницы.Пример оформления содержания приводится в Приложении 3. Текст работы должен соответствовать содержанию.Требования к оформлению введения курсовой работы Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему. Объем введения должен быть равен 2 – 3 страницы.Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:Определение темы работы. Необходимо привести несколько (2–3) фраз из литературы, характеризующих основные понятия темы.Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему именно эта проблема актуальна.Объект курсовой работы. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. У разных наук может быть один объект, но разные предметы.Предмет курсовой работы. Предмет более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.Для нашего примера это выглядит примерно так: «Объектом курсового исследования являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения.Предмет курсового исследования – нормы права, регулирующие привлечение к юридической ответственности в Праве социального обеспечения».Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы.Выглядеть это может следующим образом: «Целью курсовой работы являетсякомплексноеисследование(описание,определение,установление,исследование, рассмотрение, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение….Задачи курсовой работы. Задачи – это способы достижения цели.В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования.Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы.Каждая из задач формулируется в соответствии с РАЗДЕЛАМИ курсовой работы.Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:раскрытьпонятиеюридическойответственностивправесоциального обеспечения; проанализировать виды юридической ответственностив праве социального обеспечения; рассмотретьпрактикупримененияиактуальныевопросыюридической ответственности в праве социального обеспечения. выявить правовые проблемы по теме исследования». Теоретическая основа курсовой работы. Здесь перечисляются труды ученых, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественными учеными вопросов применения санкций в сфере социального обеспечения. Среди российских ученых можно назвать Захарова М.Л., Тучкову Э.Г., Лушникову М. В., Лушникова А. М., Васильеву Ю.В., Гусеву Т.С. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов, в праве социального обеспечения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормы права. Практическая часть работы выполнялась на основании материалов судебной и правоприменительной практики».Или простой вариант:«Курсовая работа написана с использованием научной и учебной литературы по теме исследования, а также нормативных правовых актов, материалов судебной и правоприменительной практики».Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких разделов состоит работа, дается их краткая характеристика.Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования. Первый раздел посвящен исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития Права социального обеспечения. Во втором разделе раскрыты понятие и виды юридической ответственности в Праве социального обеспечения. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.Требования к оформлению основной части курсовой работы Текст основной части курсовой работы при необходимости разделяют на разделы, подразделы, пункты и т.п.Разделы должны иметь порядковые номера (одно число) в пределах всей части, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа.Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела.Номер подраздела состоит из двух чисел: номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, и записывается с абзацевого отступа.В конце номера подраздела точка не ставится.Заголовки следует писать с заглавной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовок, не поместившийся на одной строке, следует продолжать с абзацевого отступа на следующей строке, под его началом.Между заголовками раздела и подраздела должна быть пропущена одна строка. Между заголовком и текстом должна быть пропущена одна строка.Заголовки не пишут в конце страницы, если для текста нет места.В тексте могут быть приведены перечисления. После двоеточия перед каждой позицией перечисления следует ставить строчную букву алфавита, или арабскую цифру, после которых ставится скобка.Каждая позиция перечисления начинается строчной буквой с абзацевого отступа.Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, учебной и справочной литературы.Представленный материал должен быть логически связан с целью работы. Впараграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами.Эта часть включает в себя содержание нескольких (не менее двух и не более трех) разделов.В первом разделе необходимо:определить сущность исследуемого вопроса, т.е. установить, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса; определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике; дать характеристику степени разработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсовой работы. В данном разделе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в соответствующей области знаний; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен по данной проблеме в нашей стране и за рубежом.При разработке данной и последующих разделов курсовой работы следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях по дисциплине, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и не подлежат описанию.Второй раздел должен содержать подробное изучение, анализ объекта, темы работы. В ней желательно использовать примеры и факты из практики, иллюстрирующие применение теоретических знаний в жизни. Автором обязательно должна быть изложена своя точка зрения, собственные предложения.При выполнении данного этапа должен быть указан способ получения информации(или исходных данных для расчета), позволяющей оценить фактическое состояние проблемы. При анализе современного состояния проблемы в организации необходимо выполнить:Предварительное изучение объекта исследования, т.е. необходимо определить и зафиксировать особенности объекта исследования, к условиям которого будет привязываться проектная часть работы. Анализ практических материалов, материалов судебной практики или жалоб граждан на нарушение их прав, оказывающих влияние на реализацию поставленных целей и охарактеризовать степень достижения целей (или давать ответ на вопрос: достигается данная цель или нет).Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой проблемы в том или ином направлении. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий современное состояние проблемы, тенденции ее развития, и пути решения проблем. Требования к оформлению заключения курсовой работы Заключение должно содержать итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор работы; в нем даются сведения о практической значимости работы, возможности внедрения ее результатов и дальнейших перспективах исследования темы.Важнейшее требование к заключению – в нем должны содержаться четко сформулированные проблемы и предложены пути их решения.Объем заключения должен составлять 2 – 3 страницы.Требования к оформлению списка использованных источников Список использованных источников должен включать полный перечень источников, в т.ч. интернет-источников (ресурсов удаленного доступа), использованных при написании курсовой работы (на которые сделаны в тексте ссылки), и содержать не менее 15 источников. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать на языке оригинала.Список источников студент начинает составлять еще при выборе темы, обсуждает его с научным руководителем на консультациях и дополняет в процессе написания курсовой работы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)Если книга переиздавалась неоднократно, то следует ссылаться на последнее издание. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда содержание использованных отрывков в разных изданиях существенно отличается.Приведение в Списке использованных источников изданий нормативных правовых актов в недействующей редакции недопустимо, за исключением случаев, когда при проведении исторического исследования развития норм законодательства в тексте делаются ссылки на ранее действовавшие редакции актов законодательства.Список источников начинается с новой страницы. В центре первой строки пишут заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ».В сформированном списке каждый источник имеет свой порядковый номер. Список источников формируется в определенной последовательности и в алфавитном порядке:нормативно – правовые акты РФ; международно – правовые акты; книги; учебники; справочники; журнальные статьи; судебная практика. Нормативно – правовые акты располагаются в списке в соответствии с их юридической силой:Нормативные правовые акты (по юридической силе): Конституция РФ; ФКЗ РФ; международные акты; Кодексы РФ; Законы РФ; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Акты министерств и ведомств. Книги, учебники следует перечислять в алфавитном порядке авторов и заглавий (независимо от количества и наличия авторов).Для написания курсовой работы предпочтительно использовать издания последних 5 лет, а нормативно – правовые акты должны быть с изменениями и дополнениями на соответствующий период написания курсовой работы.Требования к оформлению приложения Иногда различные таблицы, графики, схемы и т.п. даются в виде приложений. Приложения помещаются после списка использованных источников. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с указанием буквы пишут в центре первой строки страницы.Каждое приложение должно иметь заголовок. Если приложений несколько, то приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, номер: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б» и т.д. (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ).Приложения в тексте курсовой работы располагают в порядке ссылок на них в тексте. Объем приложений включается в обязательное количество страниц курсовой работы.Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте.Требования к оформлению ссылок На все источники, используемые в работе, должна быть ссылка в тексте в косых скобках.Ссылки даются не только при прямом или косвенном цитировании, но и при использовании фактических данных, изложении концепций, взглядов других авторов, перечислении их работ, если они использовались, и т.д.Не допускаются подстрочные ссылки.Если ссылка заканчивает предложение (в т.ч. цитату), точка ставится не перед ссылкой, а после нее, заканчивая тем самым предложение.Возможны следующие варианты ссылок.Ссылка на источник в целом, когда называется нормативный правовой акт (даже если воспроизводится часть его текста, статья) либо автор, книга, статья без цитирования. В таком случае ссылка содержит только порядковый номер источника в Списке использованных источников.Пример: ... /10/.Комплексная ссылка, когда называются два или более источников (одного или разных авторов). В таком случае ссылка должна содержать порядковый номер каждого источника в Списке использованных источников они разделяются точкой с запятой.Пример: В своих трудах А.И. Иванов ... /16; 19; 35/. Ссылки на Приложения даются в круглых скобках. Пример: ... (Приложение А).Организация выполнения курсовой работы Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины согласно графику выполнения работы.Общий порядок выполнения и организации курсовой работы осуществляется на основе контрольных сроков мероприятий. На время выполнения курсовой работы составляется график индивидуальных консультаций, утверждаемый председателем ЦК. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на руководство курсовой работой.Во время занятий преподаватель разъясняет назначение и задачи, структуру и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, дает ответы на вопросы студентов.Основными функциями руководителя курсовой работы являются:консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы; оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; контроль за ходом выполнения курсовой работы; подготовка письменного отзыва на курсовую работу. По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом (рецензией) передает студенту для ознакомления.Письменный отзыв (рецензия) должен включать (Приложение 4):заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме; оценку качества выполнения курсовой работы; оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы (плюсы и недостатки работы); оценку курсовой работы (заключение и рекомендации). Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы осуществляет руководитель курсовой работы.На защите курсовой работы могут присутствовать преподаватели цикловой комиссии, куратор группы, заведующий отделением. Защита курсовых работ осуществляется студентами дневной формы обучения – перед экзаменационной сессией. На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания руководителя. Выступление с докладом, при защите курсовой работы, должно быть 7 – 10 минут с презентацией. Окончательная оценка курсовой работы выставляется по итогам защиты и качества выполненной работы. Пересдача неудовлетворительной отметки, полученной при защите курсовой работы, допускается один раз. В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки студента при повторной защите курсовой работы обучающийся считается имеющим и не допущенный к экзамену по междисциплинарному курсу. Выполненные студентами курсовые работы хранятся 1 год в архиве преподавателя. Сдача в архив выполненных работ производится преподавателем по акту. Рекомендации по созданию презентации к защите курсовой работы Общие рекомендации по созданию презентации Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.Цели презентации:демонстрация ваших возможностей и способностей организации доклада в соответствии с современными требованиями и с использованием современных информационных технологий; демонстрация в наглядной форме основных положений вашего доклада. Подготовка презентации предполагает следующие пошаговые действия:Подготовка и согласование с научным руководителем текста доклада. Разработка структуры презентации Создание презентации в Power Point Структура презентации Структура презентации должна соответствовать структуре доклада:Титульный слайд (1 слайд) Актуальность темы курсовой работы (1-2 слайда) Цель и задачи курсовой работы (1-2 слайда) Презентация разделов курсовой работы и выводы по каждому разделу Заключение Рекомендуемое общее количество слайдов 10– 20Порядок создания слайдов Существует несколько возможностей создания презентации:Новая презентации. Из шаблона. С помощью мастера. Наиболее простым и удобным способом считается создание презентации с помощью шаблона оформления:Если в области задач не отображается значок Создать презентацию, выберите в меню Файл команду Создать. В списке Создать выберите пункт Из шаблона оформления. В области задач Конструктор слайдов выберите один из предложенных шаблонов оформления и применяйте его ко всем слайдам презентации. Если требуется сохранить стандартный макет для первого слайда, перейдите к шагу Если макет первого слайда должен быть другим, в меню Формат выберите команду Разметка слайда, а затем выберите нужный макет. 5. На слайде или в области Структура введите текст для первого слайда.Последовательно создаются один за другим слайды. Для вставки нового слайда на панели инструментов нажмите кнопку Создать слайд или воспользуйтесь меню Вставка – Создать слайд. Макет нового слайда выбирается в соответствии с его содержанием.Шаблон оформленияШаблон оформления включает цветовую схему, заданную по умолчанию, а также дополнительные цветовые схемы на выбор, подобранные специально для данного шаблона.Цветовая схема состоит из восьми цветов, использующихся при оформлении слайда для цветового выделения фона, текста или отдельных строк, теней, текста заголовка, заливок, акцентов и гиперссылок.Цветовую схему можно изменить. Например, если часто используется один и тот же шаблон оформления и требуется несколько изменить оформление, измените цвет акцента или фона. Можно также поменять цвета презентации на цвета, подходящие для описываемого события. Можно изменить цвет любого элемента данного слайда или всех элементов. Цветовая схема выбирается в области Дизайн слайда.При добавлении в презентацию цветов, не входящих в цветовую схему, например при изменении цвета шрифта в каком-то отдельном фрагменте или при выделении отдельного объекта особым цветом, новый цвет добавляется в меню цветов и появляется под восемью основными цветами цветовой схемы.Возможность видеть одновременно все используемые цвета помогает сохранять согласованные цвета во всей презентации.Основные элементы презентации СпискиПри создании презентации наверняка будут использоваться слайды со списками. Для изменения каких-либо параметров списка (типа, размера, цвета маркеров) обратитесь к меню Формат-Список.РисункиДля добавления рисунка в слайды воспользуйтесь командой Вставка – Рисунок и выберите либо простейший рисунок из коллекции картинок либо из файла. Тогда выберите диск и папку, в которой хранится файл, выберите нужный рисунок и нажмите на кнопку Вставить.Одновременно с рисунком откроется панель инструментов Настройка изображения.С помощью кнопок этой панели можно изменить расположение, размер, контрастность, яркость и другие параметры объекта.ТаблицыСуществует несколько способов создания таблицы в презентации.Можно создать таблицу в MS PowerPoint или добавить ее из другой программы в виде cвязанного или внедренного объекта.В MS PowerPoint можно создать как простую таблицу с несложным форматированием, так и более сложную с использованием большого количества параметров.Можно включать в таблицу цвета заливки и границ из цветовой схемы презентации.Если нужно создать таблицу больших размеров или с более широкими возможностями форматирования, чем те, которые доступны в MS PowerPoint, можно создать ее в MS Word и затем внедрить. Можно также внедрить таблицу из MS Excel или из Microsoft Access (см. ниже).При создании таблицы средствами PowerPoint необходимо выбрать макет слайда с таблицей или воспользоваться меню Вставка – Таблица и задать нужное количество строк и столбцов в окне Вставка таблицы.Все необходимые действия (добавление и удаление строк и столбцов, изменение их размеров, изменение типа границ и фона ячеек) осуществляются при помощи кнопок панели инструментов Таблицы и границы.ДиаграммыДиаграмму можно создать в MS PowerPoint или с помощью импорта из таблицы или готовой диаграммы.Для создания диаграммы средствами MS PowerPoint выберите один из макетов слайдов с диаграммой или меню Вставка – Диаграмма в новом слайде, содержащем пустую рамку объекта.При создании диаграммы в PowerPoint открывается Microsoft Graph, и на экране отображается диаграмма с соответствующими ей данными, организованными в виде таблицы, а в строке меню появится пункт Диаграмма. Это даст возможность изменить тип и параметры диаграммы, добавить названия диаграммы и осей.Исходные данные вводятся непосредственно в Таблицу данных вместо тех, которые там находились изначально, в ней же нужно изменить названия строк и столбцов.Импортирование данных из MS ExcelВ меню Вставка выберите команду Диаграмма. Переключитесь на таблицу. Если таблица скрыта, вызовите ее, нажав кнопку Режим таблицы.Если импортируемые данные требуется занести, начиная не с левой верхней ячейки, выберите нужную ячейку. Выберите в меню Правка команду Импорт. В поле Папка укажите диск и папку, с нужным файлом, а в поле Тип файлов выберите тип *.xls.Дважды щелкните значок файла, который требуется импортировать. ВокнеПараметрыимпорта данныхвыберитенужнуютаблицу. Импортировать можно только один лист.Выполните одно из следующих действий: Чтобы импортировать все содержимое листа, установите в группе Импорт переключатель в положение Всю таблицу.Чтобы импортировать часть содержимого, установите переключатель Диапазон и укажите требуемый диапазон данных. Например, чтобы импортировать ячейки от A1 до B5, введите в поле Диапазон диапазон A1:B5. Если диапазон является именованным, вместо ссылки можно ввести имя диапазона. Если в пункте 3 выделена ячейка, снимите флажок Перезапись данных в ячейках.Специальные диаграммыДля иллюстрации и оживления формы изложения в презентациях используются диаграммы, не основанные на числовых значениях.В них входят циклическая, радиальная, пирамидальная, целевая диаграммы, диаграмма Венна.При добавлении или изменении диаграммы вокруг нее отображается поле для рисования, ограниченное непечатаемыми рамкой и маркерами размера.С помощью команд изменения размеров можно изменить размеры диаграммы, увеличив область рисования для получения большей рабочей области или удалить лишние поля, приблизив границы рамки к самой диаграмме.Можно отформатировать диаграмму целиком с помощью стандартных стилей или отформатировать отдельные ее части подобно форматированию графических объектов — добавлением цвета и текста, изменением толщины и типа линий, а также добавлением заливок, рисунков заливок и фона.Для добавления элементов и сегментов, а также перемещения их на передний или задний план используется панель инструментов Диаграмма, отображающаяся вместе с диаграммой.Чтобы во время презентации по мере изложения материала обращать внимание зрителей на определенные участки диаграммы, можно включить анимацию диаграммы (Показ слайдов – Настройка анимации – Добавить эффект).Для иллюстрации иерархических отношений, таких как структура органов государства или руководителей отделов и их подчиненных в организации, можно создать организационную диаграмму.Можно отформатировать организационную диаграмму целиком с помощью стандартных стилей (кнопка Автоформат панели инструментов Организационная диаграмма) или отформатировать отдельные ее части подобно форматированию фигур — добавлением цвета и текста, изменением толщины и типа линий, а также добавлением заливок, рисунков заливок и фона.Можно либо добавить фигуры — например фигуру управляющего (руководителя), сотрудника (подчиненного), помощника или сотрудника, либо изменить структуру ветвей подчинения с помощью панели инструментов Организационная диаграмма, появляющейся при добавлении или выделении диаграммы.Добавление текста к линиям или соединительным линиям организационной диаграммы невозможно.Блок-схемы (или направленные диаграммы)Если на один из слайдов необходимо поместить блок-схему, следует обратиться к панели инструментов Рисование – Автофигуры – Блок-схема и выбрать (щелкнуть) нужную фигуру и разместить ее на слайде.Чтобы соединить фигуры, нужно добавить между ними соединительные линии (Рисование - Соединительные линии)Наведите указатель мыши на место закрепления соединительной линии. При перемещении указателя мыши по фигуре места соединения отображаются в виде синих кружков.Щелкните первое нужное место соединения, наведите указатель мыши на другую фигуру, а затем щелкните второе место соединения. Заблокированные соединительные линии будут соединять фигуры даже при перемещении фигур.Щелкните первое нужное место соединения, наведите указатель мыши на другую фигуру, а затем щелкните второе место соединения.Заблокированные соединительные линии будут соединять фигуры даже при перемещении фигур.Чтобы добавите текст в фигуры щелкните нужную фигуру правой кнопкой мыши, выберите команду Добавить текст и введите текст.Добавление текста к линиям или соединительным линиям невозможно; для размещения текста рядом с этими объектами используйте надписи (панель инструментов Рисование – Надпись).Надпись – контейнер для текста или графики, местоположение и размеры которого можно изменять. Надписи используются для помещения на страницу нескольких блоков текста или для придания тексту ориентации, отличной от ориентации основного текста документа.ФормулыДля того, чтобы вставить формулу в презентацию, используйте знаки и команды, доступные в Microsoft Equation Editor.Щелкните слайд, на который требуется поместить формулу. В меню Вставка выберите пункт Объект. В списке Тип объекта выберите пункт Microsoft Equation 3.0. Для ввода нужной формулы используйте соответствующие кнопки и меню. Чтобы вернуться в Microsoft PowerPoint, в меню Файл Microsoft Equation Editor выберите команду Выход и возврат в презентацию. Для изменения формулы дважды щелкните по ней. Дизайн презентации Воформлениипрезентацийвыделяютдваблока:оформлениеслайдови представление информации на них.Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.Оформление слайдов:СтильСоблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). ФонДля фона предпочтительны холодные тона Будьте осторожны, используя в качестве фона рисунок, так как он может отвлекать от презентации Использование цветаНа одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Анимационные эффектыИспользуйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Представление информации:Содержание информацииИспользуйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации на страницеПредпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. ШрифтыДля заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Способы выделения информацииСледует использовать:рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информацииНе стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Виды слайдовДля обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. Критерии оценки курсовой работы Критериями оценки курсовой работы (отражаются в отзыве руководителя) являются:Актуальность темы исследования; Соответствие содержания работы теме; Глубина проработки материала; Правильность и полнота разработки поставленных вопросов; Объем использованных нормативных правовых актов, учебной, монографической литературы и научных публикаций; Результативностьпроведенногопрактическогоисследованияикачество использованного материала; Степень самостоятельности; Оригинальностьизначимостьвыводовипредложенийдляпоследующей практической деятельности; Общий уровень грамотности; Соответствие оформления курсовой работы требованиям. Отзыв заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите, о чем на титульном листе руководителем делается отметка «Допущена к защите».Курсовая работа, которая:а) выполнена студентом не самостоятельно,б) с нарушениями порядка, установленного настоящими Методическими рекомендациями,в) поверхностно и на низком учебно-теоретическом уровне путем механического дословного переписывания материала из учебников или научной литературы (плагиат),г) без ссылок на соответствующие нормативные правовые акты, учебные и научно- теоретические источники.д) с наличием принципиальных ошибок (неточностей) в раскрытии содержания исследуемых правовых институтов, к защите не допускается и возвращается студенту для исправления в установленный преподавателем срок указанных в отзыве недостатков.После исправления курсовая работа представляется на повторную проверку с обязательным представлением первого отзыва.Оценка «отлично» выставляется если содержание работы:проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы; суждения и выводы носят самостоятельный характер; структура работы логична; отмечается творческий подход к раскрытию темы курсовой работы; авторская позиция, проявляющаяся в сопоставлении уже известных подходов к решению проблемы; предложение собственных оригинальных решений; отсутствует плагиат; выводы содержат новые варианты решений поставленной проблемы; владение общенаучной и специальной терминологией; отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок; подготовленность устного выступления, правильность ответов на вопросы, оформление мультимедийной презентации. Оценка «хорошо» выставляется если содержание работы:проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы; содержатсясамостоятельные суждения и выводы, теоретическии опытно доказанные; структура работы логична; отсутствует плагиат; выводы содержат как новые, так и уже существующие варианты решений поставленной проблемы; владение общенаучной терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки присутствуют в незначительном количестве. Оценка «удовлетворительно» выставляется если содержание работы:проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы, однако суждения и выводы не являются самостоятельными; имеются незначительные логические нарушения в структуре работы, материал излагается ненаучно; содержатся существенные логические нарушения; актуальность слабо обосновывается во введении и не раскрывается в ходе всей работы; низкаястепеньсамостоятельности; отсутствует оригинальность выводов и предложений; слабое владение специальной терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки. Оценка «неудовлетворительно» выставляется если содержание работы:не проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы, суждения и выводы отсутствуют; логика работы нарушена, материал излагается бездоказательно; актуальность работы не обосновывается; степень самостоятельности: наличие плагиата; выводы не соответствуют содержанию работы; большое количество стилистических, речевых и грамматически ошибок. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Право социального обеспечения»1. Механизм реализации социальной политики и обеспечение социальных гарантий. 2. Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. 3. Система социального обеспечения в Российской Федерации: основные проблемы и противоречия. 4. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения. 5. Реализация принципов права социального обеспечения. 6. Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и проблемы его реализации в России. 7. Пенсионная система Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития8. Правонарушения в сфере социального обеспечения. 9. Источники права социального обеспечения и проблема их кодификации. 10. Проблема определения метода права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права. 11. Становление и пути развития Права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права. 12. Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. 13. Социальный Фонд России: перспективы повышения эффективности его деятельности. 14. Правовые основы деятельности Фонда Социального страхования. 15. Анализ инвестирования средств пенсионных накоплений: успех или провал. 16. Жилищные субсидии: условия и порядок назначения и выплаты. 17. Государственная социальная помощь: основание предоставления и эффективность. 18. Правовые основы обязательного медицинского страхования: состояние и перспективы по их совершенствованию. 19. Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и направления развития. 20. Роль органов службы занятости в реализации права на труд и обеспечение занятости населения. 21. Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и направления развития. 22. Правонарушения в сфере социального обеспечения. 23. Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 24. Понятие и значение страхового стажа в социальном обеспечении. 25. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: проблемы и пути их преодоления. 26. Реализация права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. 27. Социальные гарантии сотрудников ОВД: сравнительный анализ до и после реформирования. 28. Особенности реформы по монетизации льгот. 29. Проблемы обеспечения права граждан на социальное обслуживание. 30. Проблемы реализации законодательства о социальной защите инвалидов. 31. Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации. 32. Юридическая ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения. 33. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России. 34. Проблемы обеспечение населения лекарствами и изделиями медицинского назначения. 35. Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России. 36. Правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской федерации. 37. Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 38. Пенсионная реформа в Российской Федерации и пути ее реализации. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов ПФ РФ»1.Социальная политика государства, ее приоритеты на современном этапе. 2.Система социальной защиты населения: понятие, основные функции и принципы.3.Правовые отношения в сфере социального обеспечения и их классификация.4.Современная российская пенсионная система: базисные характеристики, структура, тенденции развития.5.Основные тенденции развития законодательства о социальном обеспечении детей-инвалидов.6.Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.7.Организационно-правовые основы деятельности Социального фонда РФ.8.Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения.9.Взаимодействие государственных органов социального обеспечения с органами местного самоуправления, общественными организациями и предприятиями.10.Правовые основы организации работы по приему граждан и рассмотрению письменных обращений в органах социальной защиты населения.11.Правовые основы социального обеспечения мигрантов.12.Актуальные проблемы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.13.Инвалидность как юридическая категория.14.Порядок установления инвалидности в Российской Федерации.15.Правовая основа и механизмы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.17. Технологии социальной защиты инвалидов.18. Организация системы ОМС в РФ: принципы взносов, способы и методы распределения денежных средств.19. Планирование работы органов Пенсионного фонда РФ.20. Функциональные обязанности должностных лиц управлений Социального фонда РФ в городах (районах).21.Основные формы документов для ведения работ по персонифицированному учету.22.Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти.23.Организация работы Фонда социального страхования Российской Федерации.24.Общая характеристика обязательного медицинского страхования и осуществления медицинской помощи гражданам.25.Организация и осуществление обязательного медицинского страхования в районах (городах).26.Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.27.Пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан.28.Обязательное социальное страхование и пенсионное страхование в РФ.29.Правовой статус и порядок организации работы Всероссийского общества инвалидов.30.Правовой статус и порядок организации работы Всероссийского общества слепых.31.Правовой статус и порядок организации работы Всероссийского общества глухих.32.Организация работы комиссии по назначению пенсий.33.Организация работы по выплате и доставке пенсий.Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Теория государства и права» Соотношение государства и права. Правосознание: понятие, виды, роль. Формы демократии. Право и экономика. Государство и экологические проблемы. Соотношение государства и общества. Тоталитаризм и тоталитарное государство. Государство и местное самоуправление. Государство как субъект правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Аналогия закона и аналогия права. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Стадии применения права. Суверенитет государства. Субъективное право. Предмет и метод правового регулирования. Субъекты правотворчества. Реализация права. Причины происхождения государства и права. Государство, право, культура. Авторитарный государственный режим. Исполнительная власть в государстве. Законодательная власть в государстве. Судебная власть в государстве. Законные интересы личности. Отрасли современного российского права. Признаки права. Понятие права. Презумпции и преюдиции. Функции государства: понятие, виды. Республика как форма правления. Монархия как форма правления. Государственный режим: понятие, виды. Политический и государственный режимы. Источники права: понятие, виды. Законодательный процесс и другие формы работы парламента. Формы и методы деятельности государства. Институт президентства. Юридические факты. Карательная и правовостановительная юридическая ответственность. Юридическая ответственность. Позитивная и ретроспективная ответственность. Основания возникновения юридической ответственности. Признаки и принципы юридической ответственности. Принципы, требования и режим законности. Юридическая техника: виды и правила. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении. Типология правовых систем. Особенности правовой системы или правовой семьи (на примере одной из них). Место нормативно-правового акта (прецедента, обычая, правовой доктрины и т. п.) в различных правовых системах. Правовая система РФ. Смешанные правовые системы. Религиозно-традиционные правовые системы. Понятие и структура политической системы общества. Политические партии в политической системе общества. Государство и церковь в политической системе общества. Государство в ценностном измерении. Понятие и классификация органов государства. Понятие и виды формы государства. Соотношение типа и формы государства. Форма современного российского государства. Социальное и социалистическое государство. Теория разделения властей и государственный аппарат. Система права, система законодательства и правовая система. Публичное и частное право в их соотношении в российской правовой системе. Соотношение внутригосударственного и международного права. ПРИЛОЖЕНИЕ 2(Образец титульного листа курсовой работы)МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОКАХОВСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»Специальность 40.02.04 ЮриспруденцияКУРСОВАЯ РАБОТАТема: «»Руководитель:должность, ФИО, ученая степеньВыполнил: обучающийся группы ФИООценка Защищена« » 20г.г. Новая Каховка, 20ПРИЛОЖЕНИЕ 3(Образец оформления содержания) СОДЕРЖАНИЕВведение3Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации5 История становления пенсионного обеспечения в России5 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации9 Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития14 Организационно-правовые основы деятельности фонда14 Цели и задачи фонда16 Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ18 Заключение21Список использованных источников23Приложение25ПРИЛОЖЕНИЕ 4(Образец написания отзыва на курсовую работу)РЕЦЕНЗИЯна курсовую работу (проект)студента группы ________ специальность_______________________________________________________________________________________________,Ф.И.О. студентавыполненную по дисциплине ________________________________________на тему: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________1. Соответствие содержания курсовой работы заданию (да/ нет);Замечания по содержанию: __________________________________________________________________________________________________________2. Оформление текста, иллюстраций, формул, таблиц соответствует требованиям (да/ нет);Замечания по оформлению: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Структура работы: (отражаются следующие основные вопросы: соответствие содержания курсовой работы избранной теме; полнота раскрытия темы; личный вклад автора работы в разработку темы; степень его самостоятельности, инициативность, умение проводить исследование, обобщать данные практики и научной литературы и делать правильные выводы; вопросы, особо выделяющие курсовую работу; недостатки работы; рекомендации, пожелания; возможность практического использования результатов курсовой работы или ее отдельных частей другие вопросы)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Плюсы работы (качество выводов и предложений в курсовой работе): ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. В работе выявлены следующие недостатки и ошибки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка: Руководитель курсовой работы (проекта) ___________________ /_______________/(подпись) Фамилия И.О.Должность рецензента: Дата: «__»_________ 20__ год.ПРИЛОЖЕНИЕ 5(образец оформления списка использованных источников) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – М, 1995, № 67. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – М., 1993. – выпуск XLVI. – С.986 – 992. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – М., 1994. № 12. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 06.12.2010. – № 49. – Ст. 6422. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. – 28.11.2011. – № 48. – Ст. 6724.О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 (ред. от 17.11.2015) // Собрание законодательства РФ. – 08.12.2014. – № 49 (часть VI). – Ст. 6975. Александрова, О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан / О.Ю. Александрова // Главврач. - 2022. - № 3. Герасименко, Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации / Н.Ф. Герасименко // Здравоохранение в Российской Федерации. - 2022. - № 2. Куликова О.М. Некоторые аспекты управления процессами оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ / Проблемы современной науки и образования. - 2022. - № 39 (81). - С. 43-45. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения / М.И. Лепихов. - М: ИНФРА- М. - 2020. Олейник, Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения / Ч.Г. Олейник // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2021. - №5.Сергеев, Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении / Ю.Д. Сергеев, М.И. Милушин // Медицинское право. - 2020. - № 1. - официальный сайт Министерства здравоохранения РФ - официальный сайт информационно – правового портала «ГАРАНТ. РУ» - официальный сайт «Консультант Плюс»
