Публикации
«Дружба народов мира»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дружба народов мира»
Автор: Чичканова Анна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дружба народов мира»
Автор: Чичканова Анна Николаевна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТпо формированию культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста«Дружба народов мира»Разработали:Рямзина Ольга Викторовна,воспитатель высшейкв.категории;Чичканова Анна Николаевна,воспитатель высшей кв.категории;Мурманск 2025г.СОДЕРЖАНИЕ1. ПАСПОРТ ПРОЕКТАТаблица 1 – Паспорт проекта2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем не только в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, но и всём мире. Толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран в современном обществе.Международный День толерантности или терпимости был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО, которая была утверждена в 1995 году и ежегодно празднуется 16 ноября. Толерантность означает принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, разных форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Формирование культуры межнациональных отношений целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сензитивным для воспитания нравственности и толерантности, когда интересы старших дошкольников выходят за пределы непосредственно воспринимаемого ими мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия.Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Межнациональная толерантность как интегративное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семье, детском саду, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям независимо от ихрасовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начала гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного. Из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных особенностях и традициях, возникают предрассудки по отношению, как к чужим, так и собственной, культурам. Проявлять толерантность – это значит признавать различие людей по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию детей в духе терпимости, при которых каждый ребенок, невзирая на национальность, будет чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста», который направлен на формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫАнализ внешней средыСовременный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня, подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и др.). Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения и толерантности у дошкольников в детских дошкольных организациях через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию, когда его личная деятельность направлена на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач воспитателей детских дошкольных организаций входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна соответствующая педагогическая методология.Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ толерантной культуры, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств и формирования толерантности. Об этом свидетельствуют исследования таких педагогов и психологов, как A.M. Виноградова, В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский, Т.А. Маркова, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и другие.В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса.Анализ внутренней средыДетский сад № 90, расположенный по адресу: г. Мурманск, ул. Свердлова, д.46 работает в режиме пятидневной рабочей недели. Длительность пребывания детей – 12 часов, с 7:00 до 19.00, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни.Дошкольное образовательное учреждение имеет собственный интернет-сайт ,а также группу в контакте, на которых размещается актуальная информация по дошкольному образованию.В детском саду функционирует 9 групп. В 1 логопедической группе, где воплощается наш проект, в групповом помещении есть интерактивная доска и оформлен уголок патриотического воспитания. В нем располагаются куклы в национальных костюмах, флаг, герб, карта Мурманской области и России, сувениры, портрет президента РФ и главы МО, глобус, картотека народных игр, книги по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством и историей возникновения города Мурманска.На подготовительном этапе в целях заинтересованности по данной теме с родителями была проведена беседа. Она заключалась в том, чтобы дать общие представления о проекте, целях, задачах и планах ее реализации. Многие родители высказали свое мнение о том, что современным детям уже с детского сада нужно прививать культуру межнациональных отношений и толерантности. В ходе данной работы выяснилось, что все родители приветствуют такую форму организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТАЦель проекта: Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи проекта:1. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе.2. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.3. Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАУчастниками реализации проекта являются дети старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 г. Мурманска, воспитатели группы и их родители.Таблица 2 – Участники проекта6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТАПрограммно-методическое обеспечение:Общеобразовательная программа МБДОУ г. Мурманска № 90.Научно-методическое обеспечение:1. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва : Флинта, 2013. – 176 с.2. Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва : Сфера, 2014. – 218 с.Информационные ресурсы: Материально-технические ресурсы:- художественные принадлежности (цветные карандаши, краски, кисточки, бумага А4, газеты, журналы, ножницы, клей ПВА);- наглядный материал (макет «Цветик-семицветик», куклы с национальными костюмами, глобус, карта, герб, макет «Генеалогическое древо семьи», сундук);- дидактические игры («Радость и печаль», «Жилище разных народов», «Найди пару»);- пазлы «Народные праздники»;- интерактивная доска;- книга «Сказки народов мира»;- гимн дружбы «Родина моя» – автор текста (слов) Р. Рождественский, композитор (музыка) Д. Тухманов.Информационные ресурсы:- информационный буклет «Толерантность надо воспитывать»;- презентация «Страны мира»,презентация «Бабушка о национальных костюмах», презентация «Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва».7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАТаблица 3 – Механизм реализации проекта8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАТаблица 4 – План реализации проекта9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИОжидаемые результаты1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.Критерии оценки эффективности1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.3. Достижение ожидаемых результатов.4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТАДанный проект средней продолжительности, который реализуется в течение четырнадцати недель. После завершения сроков для реализации проекта, он расширится и в него будут включаться новые мероприятия. Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательных отношений в формировании культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста. Разработка методического материала позволит более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению. Перспективной дальнейшей работы также служит реализация проекта в параллельных группах или в других дошкольных образовательных учреждениях. С целью обмена опытом можно принять участие в конкурсе педагогических проектов или научно-практических конференциях.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБогомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва : Флинта, 2013. – 176 с. Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде // Международный студенческий научный вестник.– 2017. – №3. – С. 4-9. Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников / Г. Б. Орлинская. – Москва : Сфера, 2013. – 262 с. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие / сост. Н. А. Васильева. – Издание 2-е. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 108 с. Подивилова, О. Н. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Подивилова // Педагогика. – 2015.– №2. – С.181 - 185. Гейченко И.Л., Исавнина О.Г. Пословицы и поговорки-детям дошкольного возраста /СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2012. - 66с. Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва : Сфера, 2014. – 218 с. Интернет-ресурсы:ПРИЛОЖЕНИЕ 1Беседа «Дружба разных народов, многообразие их традиций и обычаев»Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией. Задачи:1. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. 2. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни. 3. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию. 4. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.Материалы: глобус, презентация «Страны мира», компьютер, проектор.Ход занятия:Воспитатель: Ребята, перед вами модель земного шара. Как она называется?Дети: глобус.Воспитатель: правильно. На земном шаре много разных стран и народностей. Какие страны вы знаете?(Дети перечисляют)Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто, где живет». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.Америка – американцыРоссия – россиянеАнглия – англичанеФранция – французыИндия – индийцыКитай – китайцыЯпония – японцыКазахстан – казахстанцыВоспитатель: Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живем. Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Матерью зовем потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи. «Родина любимая, что мать родимая»«Человек без Родины, что человек без песни»«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»«Где жить, тем и слыть»«На родной стороне и камешек знаком»Воспитатель: Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да).Воспитатель: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. У нас принято при встрече не только говорить: «Здравствуй!», но и пожать руку, а в других странах это делают по-другому. Выберите себе пару, мы отправляемся в путешествие по странам нашего огромного мира. (показ слайдов)И так мы с вами в Казахстане. В Казахстане принято прижимать друг к другу руки.А сейчас мы отправляемся в Италию. Здесь при встрече горячо обнимаются.Мы в Бразилии. Бразильцы хлопают друг друга по плечам.А теперь мы в Зимбабве. Там жители при встрече трутся спинами.А сейчас мы в Македонии. Поприветствуем друг друга локтями.Мы в Никарагуа. Здесь здороваются плечами.Мы в гостях у Австралийских аборигенов. У них принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.Воспитатель: Как вы думаете, а чем похожи дети разных стран?(Ответы детей)Воспитатель: Много общего у всех детей. Все дети одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, в школу. Любят бегать, играть, шалить, заниматься спортом. И все дети любят смотреть мультфильмы. Воспитатель: Как вы думаете, о чем мечтают все люди на земле? (высказывания детей).Воспитатель: О мире мечтает каждый из нас,Чтоб солнце у каждого было в руках,И пусть не грозят нам взрывы войны,Ведь портят они наши мирные дни.Добрые люди, не надо войны!Радостный мир защитим от войны!Воспитатель: Я надеюсь, чтовы будете жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.Когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету.Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? В какой стране вы хотели бы побывать? Что вам было интересно делать? ПРИЛОЖЕНИЕ 2Конспект непосредственной образовательной деятельности« Генеалогическое древо моей семьи»Цели: Формирование у детей представлений о семье. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «семья», расширять знания о членах семьи.2. Формировать представление о Родине на основе ознакомления сближайшим окружением (дом, мое генеалогическое древо);3. Формировать умение отгадывать загадки; выполнять движения, соответствующие тексту; учить детей аккуратно рисовать ладошками.Материалы и оборудование:образец генеалогического древа семьи, дидактическая игра «Радость и печаль», лист бумаги, цветные карандаши. Ход занятия:I.Организационный моментВоспитатель: Солнышко встало, утро насталоТы мне руку подай, в хоровод скорей вставай! Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: Доброе утро!Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем:-Доброе утро! (Дети здороваются)II.Основная часть. Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал мне для вас письмо. Давайте прочтем, что же написано в письме. (Открывает конверт).Слушайте:1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. (мама)-Правильно ребята, первая загадка отгадана.2. Кто научит гвоздь забить, Даст машинку порулить,И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым?Все вы знаете ребята, Ну конечно это - …. (папа)-Молодцы, опять отгадали.3. Кто любить не устает, Пироги для нас печетВкусные оладушки - Это наша … (бабушка)И последняя загадка.4. Он трудился не от скуки, У него в мозолях рукиОн теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)-Молодцы, все загадки отгадали-Ребята, а как же назвать их одним словом? (ответы детей)-Правильно, семья! Пальчиковая гимнастика «Вот и вся моя семья».-Что такое семья? (Ответы детей)Семья - это группа людей живущих вместе.-Как вы думаете, зачем нужна семья?(Ответы детей)- Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о пожилых членах семьи.- Нам очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.Наводящие вопросы:- С кем ты живёшь?- Кто самый старший в вашей семье?- Кто самый младший?-Как ты заботишься о членах своей семьи?- Ты любишь своих близких? Почему?- Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.Физкультминутка «Семейная зарядка».Осенью, весноюЛетом и зимоюМы во двор выходим Дружною семьёй.Встанем в круг и по порядкуКаждый делает зарядку.Мама руки поднимает,Папа бодро приседаетПовороты вправо - влевоДелает мой братик Сева.Я сама бегу трусцойИ качаю головой.- А теперь я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру.Дидактическая игра «Радость и печаль»Воспитатель: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.- Нарисовали красивую картину;- Подрались с другом;- Съели манную кашу;- Убрали игрушки на место;- Порвали книгу;- На прогулке испачкали куртку.Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость, а что огорчение.3. Продуктивная деятельность «Рисование древа семьи»Воспитатель: Дети давайте каждый из вас нарисует свою семью из вашей ладошки. Пофантазируйте и нарисуйте дружную семейку. А как, сейчас я вам покажу приложите ладошку к листу обведите её. Представьте, что ладошка это древо и каждый пальчик может быть членом вашей семьи. Посмотрите, это я нарисовала свою семью.Приступаем к работе.III. Рефлексия.Воспитатель: Получилось очень красиво. Ребята, посмотрите какая замечательная семейка у нас получилась. Вам нравится? (ответы детей) И мне очень нравится. - Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Рассматривание кукол в национальных костюмахЦель: Познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с элементами национальных костюмов;2. Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;3. Воспитывать интерес к культурам других народов.Материалы: куклы в народных костюмах, сундук, письмо, презентация «Бабушка о национальных костюмах».Ход занятия:Весь ход занятия сопровождается показом презентации.Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать?(открывает конверт)- Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдемте к ней? (дети приходят к бабушке)Бабушка:Здравствуйте, дети!Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. Хотите посмотреть.(Достает куклу в русском костюме)Кукла:Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?Кукла: Из древней Руси.Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа». Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть еще в сундуке. (достает куклу в башкирском наряде)Кукла: Здравствуйте!Бабушка:А вы кто такая?Кукла: Я – башкиркаАйсылу. Мое имя означает – «красивая луна».Бабушка: Расскажи о своем костюме.Кукла: Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом. Бабушка: Соня, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)Кукла: Сай улыда! Здравствуйте!Дети: Расскажите нам, кто вы такая?Кукла: Я – марийкаАйвика. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье (тувыр) с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен лентами, тесьмой. На голове платок (шовыч), на ногах лапти (йондал). В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение (такия). Они богато украшаны лентами, бисером, бусами, камнями. На грудь надеваю нагрудное украшение – сога, полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям бусы, жемчуг (показ).Дети: А что означает ваше имя?Кукла: Айвика в переводе«сильная». Воспитатель:Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и марийская кукла Айвика).Воспитатель:А сейчас к нам пришли куклы в чувашском костюме, посмотрите на них.Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры; использовались материалы растительного (холст, красители) и животного происхождения (шерсть, кожа, мех, а также множество покупных элементов (шелк, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины). В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных и орнаментированных разными техниками: вышивкой, тканью, аппликацией, плетением, вязанием и другими. Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубахи и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. По костюму можно судить не только о достатке и принадлежность к определённой территориальной группе, а также можно даже узнать, сколько детей у женщины-чувашки.Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности.Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных «копеек». Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета.Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с костюмами разных национальностей. Какие наряды вам запомнились? Какой костюм вам больше всего понравился?
