Публикации Доклад: «Грамматические и речевые ошибки».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Грамматические и речевые ошибки».
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Доклад: «Грамматические и речевые ошибки».РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИРечь может быть выражена в устной и письменной форме. И в той, и в другой возможны речевые ошибки: в устной форме – орфоэпические (ошибки в произношении слов, например, СКУЧНО вместо нормативного СКУШНО) и акцентологические (неправильная постановка ударений в словах и их формах). В письменной речи возможны орфографические и пунктуационные ошибки.Обеим формам (устной и письменной) свойственны: 1) фактические ошибки; 2) логические ошибки; 3) грамматические ошибки.Разновидности грамматических ошибок:Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании или в предложении.
  • Ошибки в словообразовании: употребление слов, не существующих в русском языке, например, никчёмство, заместо, благородность (вместо слов ничтожность, вместо, благородство;
  • Ошибки в образовании форм существительного связаны с неверным определением рода и неправильным выбором окончаний: сколько время (правильно - сколько времени), билет с плацкартом (верно - билет с плацкартой), килограмм апельсин и Яблоков (вместо килограмм апельсинов и яблок);
  • Ошибки в образовании форм прилагательного: более сильнее (правильно сказать – более сильный или сильнее), красившее (вместо красивее);
  • Ошибки в образовании форм местоимений: ихний, ейный, возле его (верные варианты – их, её, возле него);
  • Ошибки в образовании форм глагола: ложит, убедю, ездиет, купя, исследоваемый (правильно: кладёт, сумею убедить, ездит, купив, исследуемый);
  • Нарушение согласования: красивый тапок (верно: красивая тапка);
  • Нарушение управления: гордиться за кого-то (правильно: гордиться кем-либо);
  • Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым: Огромная масса народа стекались на площадь (вместо: огромная масса народа стекалась на площадь);
  • Ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота: Придя на бал, Онегина начинает все раздражать (Придя на бал, Онегин чувствует, что его все раздражает. Или: Когда Онегин пришел на бал, все начало его раздражать);
  • Ошибки в употреблении причастных оборотов: Он искал человека, могущего бы ему помочь (Он искал человека, который мог бы ему помочь);
  • Ошибки в построении предложений с однородными членами: Школа научила его любить Родину, ненавидеть ее врагов, честности, смелости. (Школа научила его честности, смелости, любви к Родине и ненависти к ее врагам.)
  • Ошибки в построении сложного предложения: Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство. (Колхоз, который был построен под руководством Давыдова, преобразился в крупное хозяйство.)
  • Смешение прямой и косвенной речи: Павел отвечал, что я хочу знать правду. (Павел отвечал, что хочет знать правду.)
  • Нарушение границ предложения: Павка схватил пистолет, сунул его за пазуху. И выбежал из дома. (Павка схватил пистолет, сунул его за пазуху и выбежал на улицу.)
  • Речевые ошибкиРечевые ошибки – это отклонения от требований хорошей речи: правильности, точности, чистоты, выразительности, уместности.Нарушения правильности и точности речи:
  • употребление слова в несвойственном ему значении: Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. (Чтобы быть грамотным и обладать хорошим запасом слов, надо много читать);
  • смешение слов-паронимов: Наташа в сцене отъезда проявляет практицизм. (Наташа проявляет практичность)
  • немотивированное употребление слов, имеющих омоним, многозначных слов: В семье мальчика не было музыкантов, он родился в нормальной семье.нормальной» - обыкновенной, психологически здоровой). Мы с классом наметили пойти в музей и вынести все самое хорошее. (Мы наметили посетить музей и вынести самые хорошие впечатления.)
  • нарушение привычной сочетаемости слов: Деревья, заваленные снегом, скрежетали о кабину. «Скрежетали» - действие, производимое металлическим, каменным предметом.
  • неудачное употребление личных и указательных местоимений: Эту селедку передала мне тетя Люба, ввиду жары она уже попахивала.
  • нарушение видо-временной соотнесенности глаголов-сказуемых: Петька быстро встал и выбегает из комнаты.
  • ошибки в употреблении фразеологических оборотов: случайная шальная пуля (вместо шальная пуля), его успехи желают много большего (Его успехи оставляют желать большего), заморили червячков (заморили червячка), предпринять меры (правильно: принять меры или предпринять шаги)
  • Нарушение чистоты речи:
  • немотивированное употребление иностранных слов: Конфиденциально признаться другу в совершенной ошибке (конфиденциально – по секрету).
  • неоправданное употребление диалектных слов: мы посадили капусту, моркошку и бураки. (Мы посадили капусту, морковь и свеклу).
  • употребление слов-паразитов: Мы это, как сказать, решили, значит, сходить, так сказать, в поход.
  • употребление жаргонной и ненормативной лексики.
  • Нарушение требований богатства и выразительности речи:
  • плеоназм (употребление лишних слов): первое боевое крещение.
  • тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов): в образе героя автор изображает…
  • неоправданное употреблении канцеляризмов и штампов.
  • бедность и однообразие синтаксических конструкций.
  • Нарушение уместности речи:
  • смешение лексики разных исторических эпох: на богатырях были кольчуга, брюки, варежки.
  • употребление слов, относящихся к разным стилистическим пластам: на пришкольном участке возвели новую теплицу.
  • неудачное употребление эмоционально окрашенных слов: отъявленные спортсмены, закоренелый революционер.
  • -