Публикации
Формирование учебной деятельности младших школьников.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование учебной деятельности младших школьников.
Автор: Фахрутдинова Алиса Рифатовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование учебной деятельности младших школьников.
Автор: Фахрутдинова Алиса Рифатовна
Формирование учебной деятельности младших школьников.Фахрутдинова Алиса Рифатовна – учитель начальных классов МБОУ «Старочечкабская ООШ»; студентка Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань)В статье рассматриваются особенности формирования учебной деятельности младших школьников в условиях билингвальной среды. Автор акцентирует внимание на специфике усвоения знаний и умений детьми младшего школьного возраста, для которых обучение строится в условиях двуязычия. Анализируются педагогические приёмы, направленные на развитие познавательной активности и формирование учебных действий, необходимых для успешного усвоения школьной программы.Ключевые слова: билингвальная среда, младшие школьники, учебная деятельность, познавательная активность, обучение.Формирование учебной деятельности младших школьников является одной из центральных задач современной педагогики. Умение ребёнка учиться — не врождённое качество, а результат целенаправленной работы педагога и семьи. В условиях билингвальной среды эта задача усложняется, так как учащимся необходимо усваивать учебный материал на двух языках, что требует особого подхода в организации образовательного процесса.Учебная деятельность понимается как особый вид деятельности ребёнка, направленный на усвоение социального опыта, знаний, умений и навыков. По Л. С. Выготскому и А. Н. Леонтьеву, именно в младшем школьном возрасте формируются такие компоненты учебной деятельности, как:учебная мотивация, учебные действия и операции, контроль и самоконтроль, рефлексия. В билингвальной среде данные компоненты развиваются в условиях двуязычного взаимодействия, что влечёт за собой особенности когнитивного и эмоционального развития. Младший школьник обладает высокой пластичностью психики, что позволяет относительно легко осваивать два языка одновременно. Однако для успешного усвоения знаний необходимо учитывать:разницу в уровне владения родным и вторым языком; возможные трудности в понимании терминологии и инструкций; различия в культурных кодах, которые отражаются в языке. Билингвальная среда, с одной стороны, стимулирует развитие памяти и внимания, а с другой — может вызывать перегрузку и снижение учебной мотивации, если образовательный процесс не адаптирован к особенностям детей. Для успешного формирования учебной деятельности в билингвальной среде педагогам рекомендуется использовать:Игровые технологии — ролевые и коммуникативные игры на двух языках. Метод проектов — организация исследовательских мини-проектов с использованием двух языков. Сравнительный метод — сопоставление лексики, грамматических конструкций и культурных особенностей. Визуализацию — использование карточек, схем, таблиц, которые помогают понять материал без языковых барьеров. Парную и групповую работу — взаимодействие детей с разным уровнем владения языком. При формировании учебной деятельности в билингвальной среде часто возникают трудности:неравномерное развитие навыков на двух языках; сложности при объяснении нового материала; недостаток учебных пособий, учитывающих билингвальную специфику. Для преодоления данных проблем целесообразно использовать интегрированные программы обучения, разработку специальных методических материалов, а также привлечение родителей к поддержке ребёнка дома.Таким образом, билингвальная среда создаёт как трудности, так и новые возможности для формирования учебной деятельности младших школьников. При правильной организации образовательного процесса двуязычие способствует развитию когнитивных способностей, формированию самостоятельности и коммуникативной компетенции, что в дальнейшем положительно сказывается на успешности обучения и социализации ребёнка.Литература:Выготский Л. С. Мышление и речь. — М. : Лабиринт, 2016.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Смысл, 2004.Cummins J. Bilingualism and Special Education: Issues in Assessment and Pedagogy. — Clevedon: Multilingual Matters, 1984.Верещагина И. Н., Афанасьева О. В. Организация обучения в билингвальной среде. — Казань: КФУ, 2020.Elkind D. Child Development and Education in Multicultural Contexts. — Boston: Pearson, 2019.
