Публикации Проект для детей старшего дошкольного возраста «Время – дороже золота»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект для детей старшего дошкольного возраста «Время – дороже золота»
Автор: Лапотько Елена Александровна

Управление образования администрации города Прокопьевска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 61 Тополёк
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
Время – дороже золота
Составитель:
Лапотько Елена Александровна,
Воспитатель.
Прокопьевский городской округ, 2025
Время - ткань, из которой состоит жизнь.
Бенджамин Франклин.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Детям важно научиться самим ориентироваться во времени: определять длительность для своей деятельности, отражать в речи временные понятия и единицы, менять свой темп и ритм в зависимости от времени. Все эти умения помогут детям в дальнейшей жизни и обучении. Если ребенок разбирается во времени, то у него появляются такие важные качества, как: ответственность, дисциплинированность, организованность и точность, необходимые ребенку не только в обучении в школе, но и в повседневной жизни.
Содержание
Паспорт проекта ……………………………………………………………… 4
Актуальность проекта…………………………………………………………. 10
Цели и задачи проекта………………………………………………………......11
Новизна проекта……………………………………… ……………………......12
Педагогическая целесообразность …………… ……………………………… 13
Практическая значимость проекта……………………………………………..14
Основные принципы………………………………….. ……………………….14
Ожидаемыерезультаты…………………………………………………..…… 15
Пути реализации проекта………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………….. 22
Приложения…………………………………………………………….....23
Паспорт проекта
Направление

Познавательное развитие
1.Сведения об организации
МБДОУ Детский сад № 61 Тополек
Полноенаименование
организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 61 Тополек

1.2.Полное
наименование
учредителя (учредителей)
организации
Учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Прокопьевский городской округ Кемеровской области
1.3.Юридический и фактический адреса
организации
Юридический адрес Учреждения: 653024, Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс,город Прокопьевск, ул. Высокогорная, дом № 4
Фактический адрес Учреждения:653024, Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс,город Прокопьевск, ул. Высокогорная, дом № 4
1.4.Должность, фамилия,
имя, отчество руководителя
организации
Заведующий МБДОУ № 61
Кулешова Юлия Дмитриевна
1.5.Телефон
организации
8(3846)62-22-72
1.6.Адреса электронной
почты и официального сайта организации в сети Интернет
detskiisad61mdou@mail.ru
mbdou61. ros-obr.ru
2. Сведения о проекте
Наименование
проекта
Утро, день, вечер, ночь – убежали сутки прочь
Проект познавательно-исследовательский, творческий
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Законодательной базой проекта являются:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.Закон Кемеровской области Об образовании от 05.07.2013 № 86-30.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)
Авторы-составители проекта
Руководители проекта:
Лапотько Елена Александровна, воспитатель,
высшая квалификационная категория,
Андросова Ольга Владимировна, воспитатель,
высшая квалификационная категория,
Куркина Татьяна Сергеевна, воспитатель,
первая квалификационная категория
Исполнители:педагог, родители (законные представители) воспитанников
Краткое обоснование
актуальности и
инновационности проекта
Проект призван обратить внимание детей - все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработкесодержания, методов и форм, которые предусматривают в старшем дошкольном возрасте значительно расширить круг представлений о времени, временных отношениях, усвоение слов-названий и слов-понятий о времени.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Практическая значимость проекта заключается в том, что дети найдут ответы на поставленные вопросы, это позволит ребятам максимально обогатить знания и представления о том, что все меры времени (минута, час, сутки, неделя) определяют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Умение ориентироваться на время является показателем воспитанности человека и проявляется повседневно в том, что человек ценит свое время и уважает время других.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
1. Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий (утро, день, вечер, ночь).
2. Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях - секунда, минута, час, части суток, дни недели.
3. Развитие у детей таких качеств, как – собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.
4. Стимулирование исследовательской деятельности детей.
5. Воспитывать умение регулировать и планировать деятельность во времени, рационально его использовать.
6. Формируем взгляд детей на то, как человечество тратит свое время сейчас, и что может произойти с ними в будущем.
Основные принципы
- принцип гуманизации;
-принцип дифференциации;
- принцип интегративности;
-принцип наглядности.
3.Ресурсное обеспечение проекта
3.1.Целевая аудитория
ВоспитанникиМБДОУ Детский сад № 61 Тополек от 5 до 7 лет
Срок реализации проекта
С 01.10.2023г по 01.05.2024г., действующий
Механизм реализации проекта






Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФГОСДО.
Контрольза исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.
Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.
Механизм реализации проекта предусматривает системно-деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий.
Ресурсное обеспечение

Нормативно- правовое;
-кадровое;
-материально- техническое;
-финансовое;
-информационно-методическое.
Ожидаемые результаты
- Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.
- Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Продукт проекта
Совместного мероприятия с родителями
-Викторина Искатели времени;
- Сбор фотографий и оформление фото – коллажа Вот как мы ориентируемся во времени;
-Презентация продукта – .
Актуальность проекта
Проект призван ознакомить детей дошкольного возраста со временем – неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления и восприятия.
Актуальность данной темы в том, что детям дошкольного возраста сложно дается понимание времени и временных представлений. Все временные единицы настолько абстракты, что не усваиваются в речи детей. Дошкольникам не понятно, что такое время и как оно протекает.
В ходе теоретических исследований и практической работы мы выяснили, что формирование представлений о времени имеет для детей дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.
Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности.
Дошкольник погружен в нерасчлененное время - пространство, ведь его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Он ориентируется во времени в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработкесодержания, методов и форм, которые предусматривают в старшем дошкольном возрасте значительно расширить круг представлений об окружающем мире: вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время.
Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.
Знание одних интервалов времени, возможность их определения, умение устанавливать их последовательность должны служить основанием для освоения следующих и способствовать пониманию детьми существенных характеристик времени: его текучести, непрерывности, необратимости.
Практическая значимость проекта заключается в том, что дети найдут ответы на поставленные вопросы, это позволит ребятам максимально обогатить знания и представления о времени. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
Таким образом, в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени используются различные педагогические средства и методы, среди которых выступает игра, именно она обеспечивает доступность для понимания дошкольниками временной последовательности и свойств времени.
Цель проекта: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Образовательные:
Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря Дни недели, Месяцев года, Времен года.
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Развивающие:
Развивать представление о времени.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
Воспитывать желание беречь время.
Новизна проекта:
Применение инновационных образовательных технологий.
Систематизация материала с использованием модулей.
Проведение опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности по теме проекта.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, она послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.
Методы и формы реализации проекта: Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение педагогического опыта.
словесный (опрос детей, беседы - для создания эмоционального настроя и мотивации детей, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок на данную тему, составление рассказов из личного опыта детей на тему Путешествие в страну времени, знакомство с пословицами и поговорками овремени, отгадывание загадок);
практический (анкетирование родителей, проведение образовательной деятельности, выставка семейного творчества создание альбомов Виды часов, изготовление макета Дерево времена года, выставка детских работ Осенние фантазии; составление картотек: подвижных игр и ф\минуток, пальчиковых и дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок и стихотворений по теме, художественной литературы). Творческая мастерская по изготовлению папок-передвижек по теме проекта.
наглядный просмотр мультфильмов Времена года, Двенадцать месяцев и др. Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: Времена года. Рассматривание картины И. И. Левитан. Золотая осень, Л.Бродская Осенние поля, И. Шишкин Зима, А. Пластов Первый снег, А. Саврасов Зимний пейзаж Просмотр презентации История часов, Мера времени. Папки – передвижки, буклеты для родителей по данной теме.
Игровой (подвижные игры, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые, обыгрывание проблемных ситуаций и пр.)
Формы:непосредственная образовательная деятельность,свободно-самостоятельнаядеятельность (индивидуальная работа с дидактическим и наглядным материалом), консультативная работа с родителями, дискуссии, вечера-посиделки и т.д..
Педагогическая целесообразность проекта
В целенаправленной и системной работы по приобщениюк более полноценному погружению детей, родителей и педагогов в изучение темы Формирование временных представлений у детей. Не просто проведение одного ознакомительного занятия, а продолжительное изучение по формированию более глубоких представлений детей и их родителей об ориентации во времени, чувство времени.
В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.
Практическая значимость проекта определяется тем, что:
- внедрена в практику модель организации работы по познавательному развитию;
- обогащена предметно-пространственнаясреда в соответствии требованиям ФГОС;
- подготовлены методическиематериалы по теме (конспекты, сценарии
вечеров -досугов,доклады, консультации для родителей и другое)
Основные принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников о временных представлениях положены следующие принципы:
Принцип гуманизации- предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.
Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности -реализуется в сотрудничестве с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание материала определяется у детей старшего дошкольного возраста, с учётом сочетания всех видов деятельности при ознакомлении целостного представления о временных изменениях
Принцип наглядности- наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия.
Прогнозируемый результат на уровне родителей
- повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах познавательного развития;
- активизирование интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
-развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей;
- формирование желания сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании нравственных чувств ребенка.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательного развития дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание единого социума: педагоги – дети – родители - общественность в сфере познавательного развития дошкольника.
Прогнозируемый результат на уровне ребенка
- у детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно.
-упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия время - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас становится результатом материала.
-дети определяют, измеряют время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
-умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети, родители (законные представители)
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный (с 01.10.2023г по 01.11.2023 г.)
обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
определение цели и задач проекта;
предполагаемые итоги реализации проекта;
подбор методической и художественной литературы;
сотрудничество с родителями;
составление тематического планирования мероприятий.
2. Практический (01.11.2023 г – 01.04.2024г)
деятельность в соответствии с планом мероприятий;
работа педагогов в режиме проектной деятельности.
3. Заключительный (01.04.2024г – 01.05.2024г)
подведение итогов работы;
презентация проекта;
выступление на педсовете.
Проектирование планирования
Перспективный план работы
по формированию временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста

Дидактические задачи
Методы работы
Времена года
11
Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, их характерных признаках
Дидактические игры:
В какое время года нужны эти предметы?
Когда это бывает?
Времена года
Догадайся, о каком времени года идет речь
Бывает так?
Игра с мячом Бывает - не бывает Упражнение Какое это время года?
Беседа Времена года
22
Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года
Уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна
Дидактические игры:
Домики времён года
Когда это бывает?
Определи время года
В какое время года нужны эти предметы?
Просмотр презентации Времена года глазами русских художников
33
Закрепить названия и последовательности смены
времен года
Упражнение Повтори, не ошибись Дидактические игры:
Что сначала, что потом?
Круглый год
Времена года
Конспект НОД по рисованию
Тема: Календарь, времена года
Вчера, сегодня, завтра
14
Закрепить понятия вчера, сегодня, завтра; названия дней недели, их последовательность. Развивать мышление, память и внимательность.
Дидактические игры:
Это когда?
Веселый поезд
Что за чем?
Сутки
55
Упражнять детей в соотнесении деятельности (человека, животных) с названиями частей суток.
Подвижная игра День- ночь
Сказка о частях суток Четыре принцессы
66
Развивать умение дифференцировать слова, обозначающие части суток.
Дидактическое упражнение
Будь внимательным
77
Совершенствовать умение определять часть суток, изображенную на картинке, отражающей циклично повторяющуюся деятельность людей
Дидактическое упражнение
Когда мы это делаем?
88
Упражнять в определении частей суток, изображенных на пейзажных картинках.
Дидактическое упражнение Когда это бывает?
99
Познакомить детей с условными обозначениями частей суток
Беседа Какого цвета утро?
110
Упражнять в соотнесении пейзажных картинок и условных обозначений частей суток
Дидактическая игра Парные картинки
111
Закреплять умение соотносить условный знак (фишку) с частью суток, указанной на картинке.
Дидактическое упражнение Когда это бывает?
112
Совершенствовать умение соотносить цвет фишки с обозначаемым временем суток
Дидактическая игра Лото (два варианта)
113
Упражнять детей в определении частей суток по описанию характерной деятельности и состояния природы и соотнесении их с цветом фишки.
Дидактическое упражнение Отгадай загадку
114
Закреплять представление о частях суток
Игра Помощник будильник
Конспект НОД по ФЭМП с элементами аппликации
Тема: Ночь за окном
115
Закрепить знания детей о частях суток
Игра Сложи картинку
Чтение пословиц и поговорок
116
Познакомить детей с линейной моделью суток, уточнять представление об условном обозначении частей суток и их последовательности.
Беседа Знакомство с линейной моделью суток
117
Упражнять детей в установлении последовательности частей суток
Дидактическое упражнение
Разложи по порядку
Части суток, стройтесь
Что за чем?
118
Упражнять детей в определении и назывании недостающего элемента в модели суток
Дидактическое упражнение Что пропущено?
119
Познакомить детей с круговой моделью суток
Беседа Сутки
120
Упражнять детей в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента
Дидактическое упражнение
Разложи по порядку, начиная с…
Что наступит после…
221
Упражнять детей в нахождении пропущенного элемента в круговой модели суток.
Дидактическое упражнение
Найди пропущенную часть
222
Закреплять умение называть части суток в прямой последовательности, начиная от заданного элемента.
Дидактическая игра Я начну – ты продолжай, части суток называй
223
Упражнять детей в назывании частей суток в обратной последовательности с помощью круговой модели
Дидактическое упражнение
Что было сначала?
224
Упражнять детей в определении и назывании предыдущих и последующих частей суток по отношению к заданной части суток
Дидактическое упражнение Назови соседей
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Тема Формирование представлений о частях суток
225
Закреплять умение называть части суток в прямой и обратной последовательности.
Дидактическая игра Лови, бросай, части суток называй
Дни недели
226
Закреплять знания детей о порядке следования дней недели
Дидактическая игра Чья неделька быстрее соберется
Конспект НОД по ФЭМПc включением аппликации для детей
старшего дошкольного возраста
Тема Тетушка Неделя
27
Закреплять порядок дней недели
Дидактическая игра Радуга
228
Закреплять названия и последовательность дней недели
Игра Неделька
229
Закреплять знания детей о порядке следования дней недели
Игра А ну-ка угадай
230
Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Игра Разноцветная неделька
331
Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Игра Живая неделя
332
Закреплять названия и последовательность дней недели
Математический КВН
333
Закреплять названия и последовательность дней
Игра с мячом Лови, бросай, дни недели называй
334
Закреплять названия и последовательность дней недели
Игра Что сначала, что потом?
335
Закрепить названия и последовательность дней недели
Игра Определи день недели
Игра Рассели гномиков по дням недели
336
Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Игра Живая неделя
337
Закреплять названия и последовательность дней недели
Игра Какая неделька быстрей построится?
Физминутки
338
Дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.
Работа с часами Дни недели
339
Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Игра Разноцветная неделька
340
Упражнять детей в определении и назывании последовательности дней недели от любого элемента
Дидактическое упражнение
Разложи по порядку, начиная с…
441
Упражнять детей в назывании дней недели в обратной
последовательности с помощью круговой модели
Дидактическое упражнение
Что было сначала?
Месяцы
442
Закрепление знаний о месяцах и их последовательности.
Игровые упражнения:
- “Угадай, какой месяц?”;
- “Стройся в ряд”;
- “День рождения”
Знакомство с календарем
443
Познакомить с разными видами календарей.
Активизировать словарь по данной теме.
Научить правильно пользоваться календарём.
Подводить к самостоятельному использованию календаря.
Дидактические упражнения:
“Найди в календаре”;
“Разноцветный календарь”
Не ошибись
Дни уходят, события приближаются
Цветные карточки
Конспект НОД по рисованию
Тема: Календарь, времена года
Часики тик-так
444
Ознакомление с часами, их частями, видами; формирование умение определять время по часам.
Дидактические упражнения:
“Нарисуй циферблат”;
“Назови по порядку числа”;
“Покажи часовую (минутную) стрелку”.
445
Познакомить детей с историей часов.
Подвести к пониманию их назначения и функции.
Учить беречь время.
Закреплять умение выделять особенности предметов (форму, размер, части).
Дидактические упражнения:
А что потом?
Разложи по порядку
Когда это бывает?
446
Знакомить детей со строением часов, систематизировать представления о часах и их использовании.
Развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом, чувство гордости за красоту окружающей нас природы, любовь к родному городу.
Игра-занятие Тик – так
КонспектНОД по конструированиюнатему:Часы
447
Учить выполнять работу в указанный срок.
Развивать чувство времени в интервале 1 минута.
Учить умению контролировать время по песочным часам.
Дидактические игры:
Чем похожи, чем отличаются
Покажи скорее
Загадки о временах года
Собери из палочек
Эксперимент:Часы и время
448
Дать знания об истории появления и изобретения часов человеком, познакомить с устройством первых механических часов.
Дидактические игры:
Что нам нужно?
Когда это бывает?
Кто быстрее
Загадки- наоборот
449
Упражнять детей в определении времени по часам.
Игры-занятия
Определи время
Золушка
Грустный гном
450
Рассказать об интересных фактах истории связанных со временем, кто такой гном часовщик по книжке Т. Ерофеевой.
Формировать понятие минута и час.
Учить детей беречь время, ценить, ускорять замедлять темп работы
Дидактические игры:
Рисуем время
Успевай-ка
Который час
Назови соседние цифры
Выбери, что нужно для часов
Чтение математической сказки В стране часов и часиков
551
Знакомство с минутной и часовой стрелкой.
Учить определять скорость различных предметов.
Повторять временные интервалы в пределах 1 и 3 минут.
Развивать чувство времени у детей.
Дидактические игры:
Составь предложение со словами - мои часы
Какие бывают часы
Почини часы
Что быстрее
Мой день
Успеть за минуту
552
Закрепление понятий “быстро-медленно (долго)”, всегда – никогда”, “рано – поздно”.
Игровые упражнения:
-рисование палочек на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту;
-разрезание бумаги на полоски (по намеченным линиям), а потом подсчет;
-одевание (раздевание) куклы в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту.
553
Продолжать учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности.
Продолжать развивать чувство времени у детей.
Продолжать учить сравнивать временные отрезки.
Что больше 1 минута или 3 минуты
Делаем вместе
Время и мы
554
Учить контролировать время по песочным часам (в течении 1 минуты) в процессе выполнения разнообразной деятельности, умение регулировать темп работы.
Обогащать словарный запас детей эстетическими, искусствоведческимитерминами; развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом.
Игра Минутка
555
Познакомить детей с длительностью 3-минутного интервала; учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности; формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время.
Игра Три минутки
556
Учить определять длительность 3-минутного интервала.
Учить детей оценивать длительность своей работы.
Формировать чувство удовлетворения от умения точно оценивать временной интервал.
Учить сравнивать временные отрезки.
Рисуем яблочки в течении 3 минут
Рисуем кубики в течение 1 минуты
Чего больше
Возраст людей
557
Формирование и закрепление представлений о возрасте человека; ознакомление с изменениями внешности человека в разные периоды жизни.
Игровые упражнения:
“Расскажи про свою семью”;
“Расположи фотографии по порядку”;
“Ответь на вопросы”.
Эксперимент с фотографиями Время и фотографии
Заключение

В настоящее время одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Трудности эти связаны со специфическими особенностямивремени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядныхформ,объективность, периодичность.
Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждают человека быть собранным, точным, помогает более рационально его использовать.
Сделали вывод о том, что в процессе работы над развитием временных представлений важную роль играют методы и приемы, которые позволяют наглядно, словесно и практически показать детям материал и отработать его при помощи упражнений и дидактических игр.
Данная работа помогла нам понять всю ценность времени. Теперь мы будем еще больше дорожить и будем учить этому своих друзей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических
представлений у дошкольников: конспект лекций / под ред. Т.С.Будько; Брестский
государственный университет им. А.С.Пушкина. - Брест: БрГУ, 2006. – 144 с.
2. Галлямова, Р.Ф. Формирование временных представлений удетей старшего
дошкольного возраста / Р.Ф. Галлямова // Первое сентября. – 2005. – №9. – С. 23-27.
3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.
учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева. – Москва:
Просвещение, 1992. – 175 с.
5. Ефименко, Н.Л. Моделирование как одно из средств развития временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н.Л. Ефименко, Е.В. Шаталова // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 568-570.
6. Ковалец, И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени.
Части суток / И.В. Ковалец. – Москва: Владос, 2015. - 867 c.
7. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
8. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - Москва: Просвещение, 1991. – 48 с.
9. Соловьева, Е. В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет
/ Е.В. Соловьева. – Москва: Просвещение, 2012. - 176 c.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17октября 2013 г. N 1155 г
11. Ссылки на интернет ресурсы:






Приложение 1
Конспект НОД по рисованию для детей старшего
дошкольного возраста
Тема: Календарь, времена года
Цель: систематизация знанийдетей о временах года,расширение представления о признаках и приметах
Задачи
Образовательные:
1.Продолжать формировать у детей умение, составлять гармоничные цветовые композиции, передовая впечатления о разных временах года.
Развивающие:
1.Развивать технику рисования, подбирая зимние, летние, весенние и осенние цвета и оттенки, подбирая нужную палитру цветов.
2.Закрепить навык рисования дерева, определяя ствол, крону. Составлять выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе.
3.Уточнить знания детей и умение называть месяца года, ориентируясь на свой месяц рождения и время года. Понимая понятие, как год.
Воспитательные:
1.Заинтересовать детей, вызвать интерес к работе, составляя календарь, времена года.
Предварительная работа: рассматривание картин, репродукции Шишкина И. На севере диком, Зима, Левитан И. ,Остроухов И.- Золотая осень , Первая зелень, Орловский В. Летний день; фотографий с изображением природы в разные времена года. Дидактические игры: Времена года, Краски природы - умение детей подбирать цвета красок в соответствии времени года. Пазлы Времена года, развивающее лото Путешествие по временам года
Оборудование и материалы: демонстрационный материал – картины, фотографии отображающие времена года, разных видов календари времени года, раздаточный материал для рисования каждому ребёнку, кисточки разных размеров, палитры с краской (цвета сезона). ХОД НОД
1.Вводная часть:
Воспитатель обращает внимание детей на календари,накартины с красивыми пейзажамими и сообщает, что сегодня они сами создадут необочный календарь Времена года.
-В нашем календаре будут нарисовано дерево, которое изменяется с времем года.Сейчас мы с вами вспомним сколько всего времён года?(Ответы детей). -Правильно, четыре-осень, зима, весна,лето. Зимой дерево спит,укутоное снегом,просыпается и цветёт весной,угощает нас вкусными плодами летом,радует яркими листьями осень. Поэтому рисунки будут похожи и не похожи друг на друга.
2.Основнакя часть:
-В каждом времени года есть свои цвета и оттенки ,мы их называем палитры красок. Основные цвета весна- зелёный цвет, лето-красное, осень жёлтый(золотая) зима-синий(холодный ). По три месяца в каждом времени года.
По играем в игру - д/и Мы знаем месяца года - Я назову время года, осень: сентябрь, октябрь, ноябрь
зима: декабрь, январь, февраль весна: март, апрель, май
лето: июнь, июль, август.
- Кто может рассказать стихотворение о осени- выслушеть желающих о зиме, весне о лете.
-А вы знаите, в какое время года и месяц, у вас день рождение.(Да!) -- Предлогаю по играть в игру. Вот пейзажи и палитры с цветами времён года, по счёту-раз, два, три- Время года своё найди. ( Дети находят определённые места) – времена года .Воспитатель ведёт индивидуальный опрос.
- Маша, в каком месяце родилась (ответ ребёнка), Данила(ответ), Рита(ответ)-5-6-детей.
Затем воспитатель обращает внимание на столы где всё приготовлено, для того,чтб приступить к созданию необычного календаря. Дети распределются по временам года,своего дня рождения.На столах подбор красок в соответствии с цветовой гаммой сезона.Звичит негромко музыка,как будто из далика.
Воспитатель: -Слышите музыку эта музыка старика Годовика.Где живёт старик Годовик(ответы детей). Помните, как звали его дочерей-зима , весна, лето и осень. Так сёстры и ходили в гости одна за другой,а встретиться никак не могли. Давайте поможем сегодня встретиться прекрасным дочерям старика годовика . Поможем? (ответы детей)
-Мы нарисуем все времена года и составим календарь.
Дети создают новый календарь. По ходу работы воспитатель поощряет детей К завершению работ проводится анализ. Странички соединим и у нас, получиться замечательный календарь.
3.Заключительная чвсть:Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста. У вас есть любимое время года?Ответы детей.Воспитатель: (Имя ребёнка) почему ты любишь именно лето?Ребёнок отвечает.Воспитатель: (Имя ребёнка) расскажи, чем тебе нравиться зима?Ребёнок отвечает.Воспитатель: (Имя ребёнка) скажи, пожалуйста, твоё любимо время года весна, почему?Ребёнок отвечает.Воспитатель: Очень интересно слушать ваши рассказы. Самое интересное здесь то, что в каждом времени года есть что-то замечательное, уникальное и очень интересное!
Конспект НОД по ФЭМПc включением аппликации для детей
старшего дошкольного возраста
Тема Тетушка Неделя
Цель: развитие композиционных умений передача пропорциональных соотношений и поиск гармоничного расположения предметов.
Задачи
Образовательные:
1.Продолжать знакомить детей с временным отрезком – неделей.
2.Упражнять в количественном и порядковом счете, закреплять умение соотносить цифру и число,
Развивающие:
1.Развивать детское творчество, эстетический вкус,
2. Развивать умение детей видетьцельный художественный образ в единстве и создавать единую композицию;
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее красоту в аранжировках и флористических композициях.
2. Упражнять в нахождении своего места в ряду детей, формировать потребность в двигательной активности.
Материалы и оборудование: персонаж-кукла, модели дней недели, числовые фигуры в виде мешочков, набор числовых фигур и комплект цифр, карточки для д/упражнения: Поможем Золушке, заранее подготовленные листы для аппликации, салфетки желтого и красного цвета, клеевой карандаш.
Предварительная работа: рассматривание разных календарей, чтение сказок, загадывание загадок, беседа о наших занятиях в разные дни недели, сравнение чисел и цифр, рисование птичек на кормушке, карандаш.
Ход НОД
1.Вводная часть:
Дети сидят на ковре.
Воспитатель вносит куклу и говорит: К нам пришла тетушка Неделя и принесла нам загадку:
Братьев ровно семь
Они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом
Попрощается последний,
Появляется передний.
2.Основная часть:
Правильно, - это дни недели. Вот они (воспитатель открывает мольберт) братцы дни. Посчитаем их. Ребенок считает – всего 7 дней.
Ребята, дни недели очень любят порядок и приходят к нам друг за другом. Посчитаем их по порядку, чтобы узнать, на котором по счету месте стоит каждый из дней. Ребенок считает: Первый – понедельник, второй – вторник, и т. д.
Тетушка Неделя очень любит своих племянников, и она просила передать им в подарок мешочки для коньков. На каждом мешочке метка, чтобы не перепутать, какой мешочек, какому дню предназначен. Но я не догадалась, как надо раздать мешочки. Помогите мне пожалуйста. Дети рассматривают числовые фигуры в виде мешочков, высказывают свои предположения, затем выкладывают фигуры под каждый день недели.
Молодцы, догадались правильно потому, что уже знаете цифры и числа.
Дети, я предлагаю показать тетушке неделе, как мы знаем числа и цифры. Давайте поиграем в Золотые ворота. Не забудьте внимательно пересчитать кружки, запомнить свое число и составить пару с цифрой. Под музыку дети двигаются, с окончанием музыки составляют пары: (число и соответствующая цифра) и берутся за руки.
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается
Второй раз запрещается,
А на третий раз пропускаем вас.
Дети, подходя к воротам, произносят: У меня число три. У меня цифра три.
Затем можно поменяться карточками и поиграть еще раз.
Садитесь на ковер. Сколько дней мы отдыхаем дома? Назовите эти дни. В какие дни вы приходите в детский сад? Сколько дней мы ходим в садик? Сколько всего дней в неделе?
Верно, 7. 7 – это необычное число. 7 цветов у радуги, 7 нот в музыке. Это число встречается в сказках. Вспомним в каких?
Волк и семеро козлят,
Белоснежка и семь гномов,
Цветик-семицветик,
Семь Симеонов,
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Ребята, у тетушки Недели в одной волшебной сказке есть своя любимица. Сейчас я ее опишу, а вы догадайтесь, кто это?
Она очень трудолюбивая и добрая, обо всех заботится, любит зверей и птиц, но особенно ей приходится угождать своей мачехе и сестрам. У нее есть мечта – побывать на балу. В большом доме она одна топит все камины, и иногда ее лицо бывает перепачкано в золе. Верно, это Золушка. У нее опять много работы. Поможем ей. Садитесь за столы и послушайте, что нужно сделать для Золушки. Дети выполняют задания на карточках.
Вышить снежинку на 2 и 5 варежках.
Прорастить 3 и 7 зернышко.
Перебрать крупу в 4 и 6 кучках.
Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру Живая неделя. Провожу игру.
Под музыку дети двигаются, с окончанием музыки встают в шеренгу друг за другом.
Задания детям:
Понедельники хлопнут в ладоши.
Вторники повернутся вправо.
Средам потопать ногами.
Четвергам назвать, на котором по счету месте они стоят и т. д.
Ребята, пока мы с вами играли, на золушкин лес налетела буря. Она оборвала все ягодки с веток, и унесла зернышки с птичьих кормушек. Одна Золушка не справится и птичкам будет плохо. Поможем Золушке? Дети берут свои листы с рисунком, и с помощью аппликации наклеивают зернышки и ягодки. Все детали делают из салфеток. (обрывают и скатывают в комочки).
3.Заключительная часть:
Что мы делали на занятии, кому помогли, что особенно понравилось.
Конспект НОД по ФЭМП с элементами аппликации
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Ночь за окном
Цель: совершенствование навыков счета, сравнения предметов по величине, умение ориентироваться в пространстве.
Задачи
Образовательные:
1.Продолжать учить детей аккуратно наклеивать изображение на заданную плоскость листа (только на черное небо), располагая его по всей плоскости.
2.Познакомить детей со значением слова вертикально, ввести в активный словарь словосочетание оконная рама, упражнять в четком произношении названий цветов (черный, белый, желтый) и употреблении существительных во множественном числе.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику кистей рук, мышление, воображение, память.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение понимать и выполнять учебную задачу.
Материалы и оборудование:
Заготовки – вырезанные из бумаги желтого цвета месяц, две большие и три маленькие звезды; половина стандартного листа картона черного цвета с наклеенными по периметру и по центру (сверху вниз) тонкими полосками бумаги белого цвета; оборудование для занятия аппликацией; картинки с изображениями звезд, месяца и ракеты; запись колыбельных песен; образец готовой аппликации.
Ход НОД
1.Вводная часть:
Ребята, послушайте стихотворение и скажите, когда так бывает?
В небе звездочки горят,
Спать пора – всем говорят.
Месяц к нам в окно глядит,
Малым детям спать велит.
Так бывает ночью. Сегодня мы выполним вот такую работу. А называется она – Ночь за окном.
2.Основная часть:
Возьмите в руки листы картона, которые лежат у вас на столах. На листе изображено ночное небо за окном. Подумайте, как правильно положить лист, чтобы было понятно, что это окно. Положите так, как считаете нужным. Если положить лист вот так (показ вертикального расположения листа), то сразу понятно, что это окно. Такое положение листа называется вертикальным. У всех вас лист расположен вертикально? А за окном ночное небо какого цвета? Скажите громко и четко. Черного. А вот это – оконная рама. Рама – это крепление для оконных стекол. Повторите слово рама и постарайтесь запомнить его. А какого цвета оконная рама у нас на листах? Скажите хором, но четко и понятно. Белого.
Давайте проведем пальчиком по раме сверху вниз, дальше – слева направо, теперь поднимаем пальчик снизу вверх и поворачиваем влево. А сейчас сами проведите пальчиком по центру рамы. Напоминаю, что центр находится посередине листа.
Давайте рассмотрим, что лежит у нас на тарелочках. Что это? Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок. Сколько у каждого из вас месяцев? Один месяц. А что еще, кроме месяца, вы видите на тарелочках? Звезды. Сколько звезд? Много. А все ли звезды одинаковые? Какие же они? Большие и маленькие. Выложите перед собой на столе большие звезды. Сколько их? Две большие звезды. Теперь выложите маленькие звезды. Сколько их? Три маленькие звезды.
Если большая – мы говорим звезда, а если маленькая, как можно сказать? Звездочка.
Одна звезда, а много …? Звезд.
Одно окно, а много …? Окон.
Одна ночь, а много …? Ночей.
Физкультминутка, зрительная и артикуляционная гимнастика
Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.
На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.
Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,
Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.
Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.
За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.
Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.
Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад
Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.
Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.
Над головою три хлопка, а потом и два прыжка.
Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,
Сели тихо и легко.
Пора приступать к работе. Нужно наклеить месяц и звезды на черное ночное небо. Звезды и месяц не должны даже краешком заходить на белую оконную раму. Ведь они находятся за окном.
Напоминаю вам, что намазывать клеем нужно всю поверхность, и делать это на клеенке. Салфеткой сверху слегка прижмите, не трите, а легонечко промокните излишки клея. Располагайте изображение по всему небу.
(Дети работают под спокойную музыку колыбельных песен.)
3.Заключительная часть:
После окончания работы, дается положительная оценка и устраивается выставка.
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Тема: Сюрприз для друзей. Дни недели, времена года, месяцы
Цель: систематизирование и закрепление математических представлений детей.
Задачи:
Образовательные:
1.Систематизировать знание о последовательности дней недели, времен года, месяцев года.
2.Обеспечить применения на практике закрепление состава числа в пределах 7.
Развивающие:
1.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
2.Обеспечить проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
3.Способствовать формированию мыслительных операций, умения понимать учебную задачу и выполнять её.
Воспитательные:
1.Способствовать развитию умения договариваться при работе в парах, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
2.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Виды деятельности: игровая, конструктивная, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации организации детских видов деятельности:
Игра, решение проблемной ситуации, общение, конструирование.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, кроссвордов, решение логических задач, решение простых арифметических задач, примеров, беседы наблюдение, индивидуальные занятия, знакомство с составом числа, игры с набором Танграм.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование цифр, картинок, схем).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Материалы и оборудование: конверт с письмом и заданиями от Затейников, Часы мяч, сундучок с сюрпризом. Раздаточный материал: карандаши, числовые домики, карточки с примерами, геометрические фигуры Танграм. Демонстрационный материал: Карточки с ребусом.
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
Воспитатель: - Ребята, сегодня, войдя в группу, я увидела конверт с письмом. На конверте написано Детям подготовительной группы, тем, чья группа носит наше имя". Подписано-Затейники. Непонятно, кому письмо адресовано? Ведь у нас в саду три подготовительные группы. Может быть, вам известно кому оно? Почему вы так решили?
Дети: - Письмо адресовано нам и оно от Затейников. Ведь наша группа подготовительная и называется "Затейники".
Воспитатель: - Вы правы, письмо адресовано нам, давайте его прочтем.
"Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень давно за вами наблюдаем. С тех пор, когда вы пришли в группу "Затейники". Вы уже выросли и готовы идти в школу. Мы вас очень полюбили и решили сделать вам сюрприз. Мы его надежно спрятали. Вот вам конверт с заданиями. За каждое выполненное задание вы получите подсказку. Когда вы разгадаете наш ребус, тогда поймете, где мы спрятали для вас сюрприз. Удачи вам в школьной жизни и нас, пожалуйста, не забывайте. Ваши друзья Затейники".
2.Основная часть.
Воспитатель:
Задание 1.
Нужно ответить на вопросы
- Какое сейчас время года?
- Назовите месяцы лета?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите осенние месяцы.
-Назовите зимние, весенние месяцы.
-Сколько дней в неделе?
Сколько рабочих дней? Назовите их.
Сколько выходных? Назовите
- Сегодня четверг, а завтра? И т. д.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, правильно ответили на вопросы. Вот и первая подсказка
(Картинка с изображением шаров)
Задание 2. работа за столами.
Состав числа.
Воспитатель: Чтобы узнать следующую подсказку, нам необходимо заселить числовые домики. Предлагаю вам, разместит в окнах домика все варианты состава числа изображенного на крыше.
Реши примеры
Воспитатель: Ребята, помогите парашютистам приземлиться на своем поле. Для этого вам нужно решить примеры и с помощью линии карандаша показать куда нужно приземлиться.
Получают подсказку (Картинка с изображением капусты)
Задание 3
Воспитатель: Для выполнения этого задания вам пригодятся знания о часах и времени.
Игра Ходят стрелочки по кругу
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные строки.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)
Воспитатель. Пять часов!
(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12 и т. д) .
Воспитатель: Молодцы ребята, мы получили еще картинку с подсказкой
(Картинка с изображением арбуза)
Задание 4.
Игра Танграм
Затейники предлагают вам объединиться в пары, выбрать один образец на двоих и составить изображение животного из геометрических фигур
(Дети парами собирают животных из геометрических фигур по образцу)
Получают подсказку (Картинка с изображением флажков)
Задание 5
Воспитатель: - Затейники приготовили для вас веселые задачки.
1. На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два.
Сколько всего яблок выросло? ( ответ: ни одного, На этих деревьях яблоки не растут.)
2. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.)
3. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.
Сколько стало цветов во дворе? (В феврале цветы не растут.)
4. В вазе три ромашки и два тюльпана.
Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки).
5. Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки? (Трое внуков)
6. Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (трое)
Воспитатель: Мы выполнили все задания, а вот и последняя подсказка,
Карточка с надписью: По первым звукам полученных подсказок узнаете, где находится сюрприз.
Выкладываем на доске все картинки и по первым звукам полученных подсказок узнаем, где находится сюрприз. (Сюрприз находится в шкафу в сундучке).
3.Заключительная часть:
Воспитатель: Прежде чем открыть сундучок, хочу вас спросить: Вам понравилось выполнять задания Затейников? Какое задание было выполнять трудно? Какое легко? Благодаря дружбе и готовности прийти друг другу на помощь, вы легко справились с заданиями.
Дети получают подарки от Затейников.
1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?
(Трое: бабушка, мать и дочь)
3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(Отдать одно вместе с корзиной)
. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)
8. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
9. Что вниз вершиной растет.
(Сосулька)
11. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
13. Когда об воду можно порезать руку?
(Если превратить ее в лед)
19. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
(По 2 часа)
20. Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
(Ни одного, все уже нашли)
21. У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей? (Пять человек)
23. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа.
(1 кг ваты)
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Тема Формирование представлений о частях суток
Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательная:
1.Учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;
2.Закреплять знания детей о последовательности частей суток;
3.Формировать представление о временном промежутке сутки;
4.Формировать представление о временных понятиях вчера, сегодня,
завтра.
Развивающие:
1.Развивать функцию моделирования последовательности событий, активизировать внимание, память.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение соблюдать очерёдность при ответах,
выслушивать товарища, не перебивая.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка Лунтик, иллюстрации утро, день, вечер, ночь. Схемы рассказов (картинки на каждое действие), круги разного цвета (желтый, красный, синий, фиолетовый) на каждого ребенка, обозначающие части суток.
Методические приемы: Наблюдения, рассматривание картин, карточек,
дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.
Ход НОД
1.Вводная часть:
(Воспитатель в руках держит Игрушку Лунтика из мультипликационного фильма Лунтик.)
Воспитатель: Ребята к нам сегодня рано утром в детский сад приземлился Лунтик. Он запуталась в частях суток, и просит нас помочь ему разобраться в том, когда наступает утро, день, вечер, ночь? Что значит вчера, сегодня, завтра. Поможем ему?
Дети: Да
2.Основная часть:
Воспитатель: Ребята скажите мне, пожалуйста, в какое время суток приземлился Лунтик? Сейчас какое время суток? (утро). Молодцы ребята, верно. (Если дети затрудняются, предложить послушать загадку)
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: Это…
Воспитатель: Правильно, конечно утро.
Ребята, предлагаю поиграть. Согласны. (Да). Я буду читать стихотворения про части суток, а вы будете показывать карточку нужного цвета. Скажите мне пожалуйста, какими цветами мы обозначаем части суток? Карточка утро - какого цвета? (желтого),
верно, еще каким цветом мы обозначаем части суток? Ответы детей. Красным (день),
синим (вечер), фиолетовым (ночь). Будьте внимательны! А Лунтик будет внимательно слушать и запоминать.
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно, наступило? ………(желтый - утро)
Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто пойдет к доске, выберет картинки и расскажет нам, что делают люди утром? (Люди утром просыпаются, умываются, завтракают, дети идут в детский сад, школьники в школу, а взрослые на работу).
Воспитатель: Молодцы. Ребята я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки. Давайте мы с вами отдохнем и вспомним нашу весёлую физкультминутку про утро.
Физкультминутка
Каждый раз по утрам делаем зарядку.
Очень нравиться нам все, делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать, руки опускать,
Приседать, вставать, прыгать и скакать.
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …….(красный - днем)
Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто пойдет и выберет картинки, действия на которых происходят днем? (Люди днём делают самые важные дела, дети находятся в детском саду: они занимаются, играют, гуляют, обедают, спят, школьники учатся, взрослые работают).
Ну, а в это время суток
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам – вкусный ужин (синий - вечер)
Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что люди делают вечером? Кто пойдет, выберет картинки и расскажет (Люди возвращаются домой с работы, детского сада, учебы, ужинают, отдыхают: смотрят телевизор, играют, чистят зубы, ложатся спать)
Кто еще расскажет, что люди делают вечером? (ответы детей)
Вот и на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает – все ли
Улеглись в постели? (фиолетовый - ночь)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
-А что ночью делаете вы? (ответы детей)
Ребята, сколько частей суток мы знаем (четыре) правильно. А теперь я предлагаю вам самостоятельно разложить части суток в правильном порядке.
(дети выполняют задание, начиная раскладывать цветные круги слева направо начиная с утра и заканчивая ночью)
Воспитатель: Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Воспитатель: От утра и до утра Сутки знает детвора.
Вывод: Утро, день, вечер, ночь вместе, составляют сутки (или называются сутки).
Воспитатель: Ребята, на сколько частей делятся сутки?
Дети: На четыре.
Воспитатель: А как они называются?
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Молодцы. День, который уже прошёл, называется вчера. Этот день уже был, и он закончился. Что было у вас вчера? (Дети называют прошедшие события)
Воспитатель: Как называются сутки, которые уже прошли?
Дети: Вчерашние, вчера.
Воспитатель: Молодцы. День, который идёт сейчас, называется сегодня. Мы
проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать. Что мы с вами делали сегодня? (Дети называют события текущего дня)
Воспитатель: Как называются сутки, в которых мы сейчас живем?
Дети: Сегодняшние, сегодня.
Воспитатель: Молодцы. День, который ещё не наступил, а только будет – это завтра. Этого дня ещё нет, он только будет, мы его ждём. Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра? (Дети предлагают свои варианты.)
Воспитатель: Как называются сутки, которые скоро наступят?
Дети: Завтрашние, завтра
Воспитатель: Какие сутки длиннее, вчерашние, сегодняшние или завтрашние?
Дети: Одинаковые.
Воспитатель: Можно ли вернуть день, который прошел?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как он называется?
Дети: Вчерашний.
Воспитатель: Вчерашний день вернуть нельзя, только если своими поступками и делами.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Воспитатель: А можно ли вернуть вчерашний день недели?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, куда движется время?
Дети: Только вперёд.
Воспитатель: Молодцы!!! Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того чтобы наш Лунтик запомнил последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:
Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь.
Воспитатель: На какие 4 части можно разделить сутки?
-Какое время суток самое светлое?
-Какое время суток самое темное?
-Молодцы!
3.Заключительный этап:
-В заключении я хочу прочитать вам стихотворение
Утро, день, вечер, ночь -
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями
И помочь маме.
Воспитатель: Ребята, Лунтик очень рад, что он приземлился именно в нашем садике, и повстречал таких добрых, умных, сообразительных ребят, как вы. Я думаю, что Лунтик запомнил последовательность частей суток и понял, что значит сегодня, вчера, завтра. Вы ребята ему в этом очень помогли. Лунтик благодарит вас и с нетерпением ждёт новой встречи с вами!
Приложение 2
Конспект беседы Времена года в старшей и подготовительной группах
Цель: Закрепить представления детей о временах года и их основных признаках.
Задачи:
Обучающие: Закреплять представления детей о признаках, присущих временам года. Учить детей находить признаки самостоятельно. Формировать умение выделять их из сказки.
Развивающие: Развивать память, мышление; умение сравнивать; отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.
День сегодня необычный, удивить хочу я вас.
Звучит музыка Здравствуй, лесовичок (Дарья Подгайко)
Сегодня в гости к нам пришел старичок-лесовичек. Хочет лесовичек сказку вам рассказать, а заодно и проверить, внимательно ли вы? Слушайте.
Жил-был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно-диво невиданно. Все окно узором затянуло. Позвал он слугу и велел ему в саду малины нарвать. Пошел слуга, но вернулся ни с чем.
-Почему? (ответы детей)
-А как вы догадались о том, что зима на дворе? (ответы детей)
Решил тогда царь поохотится на медведя.
-Как вы думаете, удачной ли была царская охота? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
Захотелось царю свою царицу порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить. Приказал слугам в лес, в сад идти.
-Удалось ли царю сделать приятное царице? (ответы детей)
Почему? (ответы детей)
Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следует.
Воспитатель: Ребята давайте поможем царю запомнить, что после осени наступает зима, после зимы весна, после весны лето, ну а после лета снова осень.
Дидактическая игра (на столе лежат картинки с изображением времен года)
Воспитатель: Ребята, подходите к столу. Выберите любую картинку. Определите каждый свое время года. Найдите и возьмите, те времена года, которые следуют за вашем, чтобы получился полный год.
Рефлексия:
Все работы коллективно проверяются вместе с лесовичком.
Он же задает детям вопросы:
-Назовите все времена года? Сколько их всего? (ответы детей)
-Что идет после осени, лета, весны, зимы? (ответы детей)
-Что было до весны, лета? (ответы детей)
Звучит музыка Здравствуй, лесовичок (Дарья Подгайко)
Лесовичок прощается с детьми и уходит.
Прочитать детям: С. Маршак 12 месяцев, К. Ушинский Четыре женлания.
Приложение 3
Сказка о частях суток Четыре принцессы
Давным-давно, в одной высокой горе в прекрасном замке жили . Они были родными сестрами, но такими разными, что все вокруг только удивлялись. Одна принцесса любила тишину, ей нравилось часами сидеть у окна и смотреть на темное звездное небо, она любила все черное, одевалась в черные наряды. Вторая принцесса любила трудиться, она была отличной швеёй и всегда сшила платья только из нежно голубого шелка, так как голубой был ее самым любимым цветом. Третья принцесса была жизнерадостной танцовщицей, ее радовали светлые тона и белые нарядные одежды. А последней четвертой принцессе нравились спокойные игры, занятия, поэтому она часто брала краски, уходила в свою комнату и часами рисовала фиолетовые картины. Ее платья, костюмы всегда были фиолетового цвета.
Сестры часто ссорились между собой, так как не могли найти общее занятие. Если третья принцесса радовалась ярким лучам солнца и весело танцевала, то первая, ворча, зашторивала окна и просила тишины. Четвертую принцессу раздражали звуки швейной машинки и голубой цвет, а вторую печалили черные одежды ее сестры.
Долго бы это продолжалось, если бы не волшебник Сутки, который жил по соседству и наблюдал за ними каждый день. Волшебнику Сутки надоело смотреть на их ссоры, он призвал их к себе и сказал: Вы достаточно ссорились, а сейчас я вас заколдую, и оживать вы будете по очереди. Первую принцессу я назову Ночь. Когда наступит твое владение, то все вокруг будет черным, все будут спать, отдыхать, только звезды на небе будут ярко светить. Следом за принцессой Ночь будет оживать принцесса Утро, в это время все будет голубого цвета, все будет пробуждаться к действию и движению. После будет оживать третья принцесса, ее имя День. Днем все становится белым, светлым, радостным, все начинает работать, петь, играть, танцевать. И последней будет Принцесса Вечер, она окутает все в фиолетовый цвет, все здесь затихает, успокаивается готовиться к отдыху и сну. А затем снова все пойдет по кругу. И так будет всегда! Взмахнул волшебник своей палочкой и с тех пор принцессы оживали по одному друг за другом в четком порядке. Наступала черная Ночь, за ночью пробуждалось голубое Утро, за Утром наступал белый День, за Днем спокойный, тихий фиолетовый Вечер и опять за Вечером была Ночь и так все по кругу. И все остались довольны. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Математическая сказка В стране часов и часиков
Жил-был на свете один весёлый мальчик, знатный фантазер, звали его Петя. Жил Петя с мамой и папой в большом, теплом доме по улице Часовая. Однажды в один прекрасный вечер Петя, как обычно, пожелал всем доброй ночи и отправился спать. Той ночью приснился Пете необыкновенный сон! Вам стало интересно? Тогда слушайте дальше.
Так вот, приснилось Пете, что он попал во Дворец Часового Короля! Петя был удивлен и потрясен увиденным. Со всех сторон раздавался то стук, то звон, то бой курантов. Это были часы! Во Дворце было столько много разных часов: механических, электронных, песочных, были даже солнечные, водяные, цветочные часы. Они были такими необычайно красивыми, что Пете захотелось взять одни, ну хотя бы самые маленькие. Это были совсем крошечные блестящие электронные часики, по форме напоминающие солнышко. Только Петя хотел протянуть руку к часикам, как в тот же миг перед ним появился сам Часовой Король. Петя испугался его, но все же осмелился спросить: А можно мне взять эти часы? Нет, — ответил Король вежливо. Петя спросил: Почему? Король улыбнулся и сказал: Потому что часы — это моя жизнь, и если я тебе отдам их, то я тебе отдам часть моей жизни. Петя был умным мальчиком, он все понял.
Как старые добрые друзья, Король и Петя отправились гулять по Дворцу. Долго они ходили по Часовому царству, разглядывали эти странные, удивительные часы. Вскоре Король предложил ему пообедать и Петя согласился. Когда Петя сел за стол, он увидел в тарелке – ЧАСЫ(!) и спросил: Мы будем это кушать?! Король, улыбнувшись, ответил: Да. Петя ничего не понимал. Это же часы, — взволнованно шептал мальчик. А Король спокойно продолжал: Я знаю, но это не простые часы, а съедобные! И друзья весело рассмеялись. Петя уплетал шоколадные часики, они были такие вкусные! А кто приготовил этот великолепный обед?,- поинтересовался Петя у Короля. Король с гордостью ответил: Это приготовила моя младшая дочь Секундочка! Поблагодарив хозяев Дворца за гостеприимство, Петя засобирался домой. Но уходить вовсе не хотелось, так ему понравилось в этом волшебном королевстве!
…Петя, Петенька, сынок, вставай, в школу опоздаешь, — сквозь сон услышал Петя. Какой чудесный сон! — подумал он, потянулся сладко и замер… На руке красовались… маленькие блестящие электронные часики.
Живёт на одной очень интересной планете под названием Время добрый дедушка по имени Час. Живет он в очень дружной семье со своими любимыми доченьками-близнецами, и зовут их всех одинаково: Минутки.
Однажды в один из ясных солнечных дней дедушка решил сделать своим дочерям подарок — посадить в честь каждой Минутки по одному красивому тюльпану. Да вот беда, позабыл дедушка Час, сколько у него дочек, не знает, сколько семян цветов ему нужно купить. Дедушка расстроился до слез, и тут его осенила великолепная идея: нужно полететь на Землю к ребятам, они- то уж точно знают, сколько у него дочек. У дедушки Часа был родной брат-близнец, мастер на все руки. Он построил прочную ракету, на которой Минутки и отправились вместе со своим дедушкой в дальний путь, навстречу к звездам и планетам. Летели они долго, и вот наконец-то показалась Земля. Через некоторое время вся команда высадилась на этой прекрасной незнакомой планете.
Дедушка и его дочки очень устали, но все же они продолжили свой нелегкий путь в поисках школы, ребят. Вдруг одна из дочек обратила внимание на высокое, красивое здание с большими окнами. Я уверена, это и есть та самая школа, которая нам нужна, — сказала Минутка. Все дружно побежали к двери. Было очень тяжело открывать ее, но они все же справились и вошли в Храм Наук. Дедушка Час прошептал: Тихо, у ребят идут уроки, Минутки замерли. Нам надо подумать, как узнать у ребят, сколько вас у меня, — продолжал дедушка Час. И тут одна из дочек предложила: А давайте мы найдем класс, где идет урок математики, и там обязательно все узнаем. Обрадовались все, похвалили Минутку за сообразительность и пошли искать нужный класс.
За каждой дверью путешественники слышали голоса учителей и учеников. Вот учитель рассказывает о жизни растений и животных, за другой дверью слышится пение детей, за третьей дверью ученики слушают историю родного края. Как интересно!,- воскликнула одна из дочек, — как прекрасен мир науки, в котором живут дети. Так они шли, удивляясь и восхищаясь всем услышанным. И тут сквозь одну из дверей послышался тихий голосок девочки, которая складывала у доски числа. Вот он урок математики!, — сказал взволнованно дедушка Час. Шел урок математики во 2 А классе. Тихо-тихо наши гости проникли в класс.
Дети изучали новую тему Время, решали непростые задачи. У доски важно стояла маленькая ученица и решала задачу: В одном часе шестьдесят минут…,- четко произносила она. И тут дедушка вспомнил, сколько у него дочек. Он так обрадовался! Все они дружно запрыгали от радости, стали обниматься.
А во дворе их ждал космический корабль, на котором они полетели домой. Дедушка Час летел и думал, какой же он богатый, столько дочерей, и какой же он счастливый! Ему снился сон…цветы…их много…ровно шестьдесят.
Приложение 4
Математический КВН
Цель игры: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.
Задачи:
Образовательные:
1.Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
2.Закрепить представления о необратимости времени.
Развивающие:
1.Развивать чувство времени: учить различать длительности временных интервалов
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за коллектив
Правила игры. Группу детей делят на две равные команды, им предлагают одни и те же задания, правильность выполнения которых каждым ребёнком и командой в целом оценивает жюри. Выполнять задания нужно самостоятельно и быстро по сигналу ведущего. Каждый участник КВН за правильный ответ получает фишку (что даёт возможность оценить успехи каждого участника игры), а команда за большее количество правильных ответов получает флажок.
Материал и оборудование: карточки с цифрами, картинки, макет часов с циферблатом, песочные часы.
Ход игры.
Игру начинает ведущий воспитатель.
Ведущий. Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня и мы с вами поиграем в неё и посмотрим, чья команда выиграет, т. е. правильно и быстро сделает задание. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по сигналу. Та команда, у которой окажется большее количество правильных ответов, получит флажок, а каждый участник за правильное решение задачи – фишку. Как мы назовём наши команды? (дети предлагают названия)
После обоюдного приветствия участники последовательно выполняют 6 заданий.
Задание 1 – Блиц – опрос Подумай и скажи.
Подумайте и скажите:
Сколько месяцев в году?
Что вы делаете утром?
В какое время дня вы едите суп?
Когда бывает передача Спокойной ночи малыши?
Если на улице + 200 С, как вы оденетесь на прогулку?
Какая температура воздуха бывает зимой?
Назовите по порядку дни недели, начиная с понедельника.
Найдите лишнее слово – осень, лето, суббота, зима; среда. четверг, весна, воскресенье; день, ночь, утро, лето.
Задание 2 – Проверь свои знания.
Детям выдаются карточки с категориями времени раньше – позже, сначала – потом, старше – младше, давно – недавно, вчера – сегодня – завтра. Команды должны наперегонки выстроить в правильной последовательности карточки с заданиями.
Задание 3 – Игра Цепь времени. Команды наперегонки собирают картинки соответственно времени.
Музыкальная пауза Танец Часики
Задание 4 – Игра Неделя стройся
Кто быстрее расставит числа для недели, одна команда, если 1-е число – среда, а вторая команда, если 1-е число – пятница.
Задание 5 – Задачка на размышление.
Командам предлагается рассмотреть макет часов, определить время на часах и поставить нужную цифру.
Ведущий.
Что быстрее пройдет: сутки или неделя?
Как сменяют друг друга Времена года?
Назовите месяцы, начиная с лета.
Зачем нужно знать время?
Для чего нужны часы?
В конце игры жюри подводит итоги.
Всем детям раздаются маленькие сладкие сюрпризы.
Приложение 5
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВРЕМЕНИ
Знай минутам цену, секундам счет.
Минута не иголка: потеряешь — не найдешь.
Минута час бережет.
Упустишь минуту — потеряешь час.
Всему свой час.
Который час ударит, тот и сосчитаем.
Часом опоздано — годом не наверстаешь.
Потерял минуту — потеряешь и час.
В час много можно сделать.
Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
Не дорог час временем, а дорог улучкой.
Год тих, да час лих.
Каждый час имеет свое назначение. (татар)
Время всему научит.
Время красит, безвременье старит.
Всякое время переходчиво.
Одна пора в году сено косить.
Неделя год кормит.
Год не неделя, — а все дни впереди.
Всякому овощу свое время.
Пора да время дороже золота.
Времени не поворотишь.
День да ночь, сутки прочь.
Без минутки еще не сутки.
Кто с петухами встает, от часов не отстает.
Поздно встал, день пропал.
Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит.
Время, что вода, течет не замечаешь.
Знай минутам цену, секундам счет.
Сила — во времени.
Время дороже денег.
Потерянного времени не догонишь.
Время никого не ждет.
Время не воротишь.
Вчерашнего дня не воротишь.
Кто вовремя не начнет, тот остается позади.
Пропущенный час годом не нагонишь.
От времени возьми все, что можешь.
Всему свое время.
На все нужно время.
Время дороже золота (денег).
Время и труд к победе зовут.
Время идет, как птичка несет.
Время красит, а безвременье сушит.
Время летит безвозвратно.
Время на время не приходится.
Время не деньги, потеряешь — не найдешь.
Время не дремлет, часы не стоят.
Время не ждет.
Время не птица — за хвост не поймаешь.
Время подойдет, так и лед пойдет.
Время придет — и час пробьет.
Время придет — слезы утрет.
Время проходит, а другое приходит.
Время разум дает.
Время, как воробей, упустишь — не поймаешь.
Приложение 6
Эксперимент:Часы и время
Цель: Развитие способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.
Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.
Засечь время продолжительностью 1 мин(2 мин)на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.
Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы - электронные. За 1-2 минуты можно успеть, что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.
Эксперимент с фотографиями Время и фотографии
Гипотеза: время движется, не стоит на месте.
Побеседовали с детьми о том, как ребенок взрослеет, кем он станет, когда вырастет. Предложили принести свои детские фотографии в разные периоды жизни.
Вывод: все живое растет и вместе с нами идет время.
Эксперимент с секундомером: Может ли время прыгать и бежать?
Гипотеза: Время не только течет, оно может прыгать и бежать.
Описание эксперимента: понаблюдай сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.
HYPER13PAGE HYPER15
2
-