Публикации Педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Автор: Селиверстенко Анастасия Викторовна Вараксина Оксана Викторовна КизиловаЕлена Владимировна


Педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Селиверстенко Анастасия Викторовна
учитель-логопед группы компенсирующей направленности,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Вараксина Оксана Викторовна
воспитатель группы компенсирующей направленности,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Кизилова Елена Владимировна
воспитатель группы компенсирующей направленности,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
В статье говорится о том ,что создание педагогических условий строится на воспитательно - образовательной работе ,способствует разностороннему развитию ребенка старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова : развитие, деятельность, условия, способности, интеграция.
Дошкольный возраст - это период для развития творческих способностей.В образовательном дошкольном учреждении одним из главных средств педагогического процесса рассматривается сформированность и обустройство образовательно-игровой среды. А также условия, которые позволят наиболее целостно и качественно создать форму психолого - педагогической деятельности, направленной на развитие особенностей и способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности, так как федеральный государственный стандарт обращает внимание педагогов на то, что основа деятельности ребенка дошкольного возраста - это игровая деятельность. А значит педагог и дошкольное учреждение должны создать определенные условия именно для игровой деятельности детей.
Работу педагога в области воспитания, образования нужно строить так, чтобы она учитывала особенности развития каждого ребенка, могла подталкивать его к развитию, давать стимул и позволять развиваться в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и показателями.
Рассматривая психолого-педагогические условия развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности, нужно раскрыть роль принципа интеграции различных видов игр: сюжетноролевые, игры-драматизации, подвижные, дидактические; музыкальную деятельность, изобразительную и художественно - речевую деятельность.
Интегрированные занятия объединяют дошкольников общими эмоциями, переживаниями, впечатлениями; благоприятствуют становлению коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий содержит в себе создание коллективной композиции в виде театрализованных представлений, драматизации, литературно-музыкальных композиций, игры, картин в изобразительной деятельности .
Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы исходя из принципа установления доверительных, теплых отношений с малышом. Это именно то тепло и заинтересованное отношение воспитателя, которое вызывает у дошкольника отклик, он стремиться сделать все, чтобы оправдать это отношение.
Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.
Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным дошкольникам), в которой формируется механизм поведения в общении каждого малыша от наблюдения (пассивного созерцания) - к переживанию - пониманию - оценке - выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности .
В современном образовании понимают, что необходимо не просто выдавать задание и позволять действовать ребенку по определенному алгоритму, но на самом деле нужно работать так, чтобы ребенок сам тем или иным способом приходил к верному решению. При этом путь его решения можем быть совершенно разным, один пойдет путем четкой логической цепочки, другой начнет оперировать ассоциациями и т.д.
Говоря о подборе материала, важно понимать, что старший дошкольный возраст - это переход от процессуально-бытовой игровой деятельности к сюжетно-ролевой. И для успешной реализации комплекса задач необходимо обеспечивать психологический и эмоциональноматериальный комфорт, чувство защищенности каждому дошкольнику, чтобы у него не возникало боязни сделать что-нибудь не так, проявить неумение или показать свою неудачу. Поэтому воспитатель старается не делать дошкольникам замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Именно к этому пункту относится создание ситуации успеха.
Но есть еще один фактор современного мира, который важно учитывать при рассмотрении проблематики - это информационный век, в котором личность каждого человека, находится под воздействием различных потоков информации. Современное человечество вступило в визуальную эпоху, в корне меняющую базовые социальные установки миллиардов людей, вынужденных включаться в жизнь информационного общества. Неограниченное господство экрана, в облике таких, уже привычных телевизоров, DVD, компьютеров, сотовых телефонов, распространилось не только в сферу политики, экономики, но и вторглось в область отношений семьи и человеческого быта, и конечно же составляет огромную часть окружающего мира ребенка.
И как следствие, нужно брать на вооружение этот привычный мир, в котором живут дети и конечно же их семья. Искусство кино необычайно богато художественными средствами, поэтому в деле образования и воспитания незаменимо.
Дети всегда довольно эмоционально смотрят киноленты, и подчас уже из некоторых комментариев во время просмотра можно понять, что их взволновало во время просмотра. И выстроить дальнейшее действие, сформулировать новые задачи.
Поэтому важно учитывать и эти условия окружающего мира и использовать современные технологии для создания наиболее благоприятных условия игровой деятельности, а так - же интеграции различных действий и деятельности.
Также важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал индивидуальным и возрастным особенностям ребятам именно старшего дошкольного возраста.
Практически все исследования, которые посвящены развитию творческих способностей старших дошкольников, указывают на необходимость организации интересной содержательной жизни малыша в семье и дошкольной организации; обогащение яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и станет материалом, нужным для развития воображения.
Важно также знакомить и привлекать внимание к календарнотематическому планированию именно родителей, семьи, чтобы происходило наиболее тесное взаимодействие и не возникало противоречий в обучении ребенка.
Не менее важно семью обучать приемам игровой деятельности, и как проводиться обучение именно в игре. Как взаимодействовать с гаджетами и работать не с системой запретов на гаджеты в действительности ребенка, а интеграцию действия с ними, проявлять собственные творческие способности. У родителей подчас нет возможности посещать курсы повышения квалификации и изучать игровую деятельность и таким образом, они допускают еще больше ошибок, чем воспитатели, что в целом логично. Но этого можно избежать.
Итак, мы можем сделать несколько основных выводов: создание педагогических условий строится на воспитательно - образовательной работе в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями; одной из основных образовательных технологий, способствующей разностороннему развитию ребенка старшего дошкольного возраста является интеграция, охватывающая все виды художественно-творческой и речевой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения
преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Астраханцева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2002.-190 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
Воробьева, Д.И. Гармония развития [Текст] : интегриров. программа интеллектуал., худож. и творчес. развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. - СПб.: ЛГОУ, 1996. - 112с.
4.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
5.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
6.Соловьев, В. Б. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра [Текст] / В. Б. Соловьев. - Сыктывкар : Коми РИППКРНО, 1994.- 154 с.
-