Публикации
"Проект "Скоро в школу"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проект "Скоро в школу"
Автор: Дивисенко Любовь Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проект "Скоро в школу"
Автор: Дивисенко Любовь Александровна
ПРОЕКТ
СКОРО В ШКОЛУ
Актуальность.
Начало школьного обучения - серьёзный и ответственный этап в жизни каждого человека, связанный с трудностями адаптации, с перестройкой образа жизни и деятельности, с изменениями социальной ситуации и личностными преобразованиями. Среди проблем, с которыми сталкивается ребёнок в этот период можно отметить:
- смена режима дня и питания,
- смена воздушного режима,
- непривычный высокий уровень шума на перемене,
- увеличение времени без движения (за столом),
- смена стиля общения со взрослыми,
- необходимость полного самообслуживания,
- необходимость произвольно контролировать свои реакции
(двигательные, речевые, эмоциональные),
- необходимость контактировать с незнакомыми детьми и
взрослыми,
- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки,
- возможный неуспех в деятельности.
Период адаптации длится от месяца до полугода и иногда требует пересмотра и корректировки картины мира ребёнка.
Главное для дошкольника – положительная мотивация к учению, но ребёнок воспринимает школу как очередную игру, где есть определённые правила (портфель, форма, учитель, оценки и т.д.) Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он туда поступит. Большую роль играет та информация, которую он получит от родителей и воспитателей. Иногда взрослые создают привлекательный образ школы и безоговорочную успешность ребёнка, что может привести к негативным эмоциям и потеря интереса. Иногда, наоборот, создают устрашающий образ школы, что явно не воодушевляет ребёнка. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что у него всё получится, если он постарается.
Родители также не всегда готовы к школьному обучению своих детей. Кроме того, что детям нужны форма, школьные принадлежности, необходимо выбрать школу, учителя, программу, а также возникает много других житейских вопросов и проблем.
Обеспечение преемственных связей детского сада и школы – одна из важнейших задач по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе. Обеспечить преемственность – значит позаботиться о том, чтобы дети, придя в школу в первый класс, не были разочарованы. Слаженная работа педколлективов детсада, школы и родителей поможет будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.
Участники проекта:
дети и родители подготовительной группы 5-го вида (речевой),
воспитатели группы,
музыкальный руководитель,
инструктор по ФИЗО,
воспитатель ИЗО,
педагог - психолог,
социальный педагог.
Сроки проекта:
сентябрь – май (учебный год)
Цель проекта:
воспитание положительного отношения к школе у детей и родителей подготовительной к школе группы.
Задачи проекта:
знакомство детей со школой (школьным зданием, спортивным залом, пришкольным участком, профессией учителя),
создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы для рассматривания, художественная литература по теме),
разработка плана экскурсий с детьми в школу,
работа с родителями в данном направлении,
разработка плана действий по преемственности со школой.
Мероприятия.
С детьми:
беседы о школе,
сюжетно-ролевая игра Школа,
дидактические игры на школьную тематику,
экскурсии на школьный двор, в школьный класс, в спортивный зал школы),
чтение литературы школьной тематики,
проведение досуга (с использованием малых форм фольклора: загадки, пословицы, поговорки о школе и учении),
рисование на школьную тематику,
рассматривание иллюстраций по теме,
приглашение в гости первоклассников-выпускников детсада,
рассказы родителей о школьной жизни.
С родителями:
создание альбома Школа,
изготовление атрибутов к с/р игре Школа, Библиотека
фотовыставка Школьные годы чудесные…,
родительское собрание с участием учителя начальных классов,
анкетирование родителей,
оформление постоянной рубрики (папки-передвижки) в родительском уголке Ваш ребёнок – будущий первоклассник,
индивидуальные консультации.
С педагогами:
консультации (индивидуальные и групповые),
посещение уроков в 1 классе школы,
оформление памяток и рекомендаций.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
(преемственность ДОУ, школы и родителей)
№
Содержание
Сроки
Ответственные
1
Экскурсия к зданию школы.
Анкетирование родителей.
Посещение уроков в 1 классе школы.
Беседа о профессии библиотекаря.
Сентябрь
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
2
Беседа о школе.
Рисование Что я знаю о школе
Экскурсия в библиотеку школы.
Беседа о профессии учителя ( с приглашением родителя-учителя).
Октябрь
воспитатели,
воспитатель ИЗО
соц. педагог.
3
Приглашение выпускников прошлого года, нынешних первоклассников.
Рассказы родителей о школьной жизни
Ноябрь
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
4
Экскурсия в актовый зал школы.
Создание альбома Школа.
Декабрь
воспитатели,
соц. педагог,
5
Анализ школьной адаптации выпускников прошлого года.
Проведение досуга (с использованием малых форм фольклора: загадки, пословицы, поговорки о школе и учении).
Январь
воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.
6
Экскурсия в спортивный зал школы.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Февраль
воспитатели,
инструктор по ФИЗО
7
Дидактические игры на школьную тематику.
Оформление памяток и рекомендаций для родителей.
Март
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
8
Фотовыставка Школьные годы чудесные…,
Родительское собрание с участием учителя начальных классов.
Апрель
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
9
Рисование на школьную тематику.
Лексическая тема Школа (занятия, игры, беседы)
Выпускной вечер в школу.
май
воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.,
логопед, воспитатель ИЗО
10
Сюжетно-ролевая игра Школа, Библиотека.
Дидактические игры на школьную тематику.
Чтение литературы школьной тематики.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Оформление постоянной рубрики (папки-передвижки) в родительском уголке Ваш ребёнок – будущий первоклассник,
Индивидуальные консультации с родителями.
Консультации для педагогов (индивидуальные и групповые),
В течение года
По годовому плану
воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.,
логопед,
психолог,
воспитатель ИЗО
Примерная тематика консультаций для педагогов:
Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе,
Как готовить ребёнка к школе?,
Подготовка к обучению грамоте – это …
Что такое школьная адаптация?
Примерная тематика консультаций для родителей:
Леворукий ребёнок,
Готовим руку к письму,
Речевой слух,
Как учить с ребёнком стихи?
Что такое школьная адаптация?
Примерный перечень литературы школьной тематики.
СКОРО В ШКОЛУ
Актуальность.
Начало школьного обучения - серьёзный и ответственный этап в жизни каждого человека, связанный с трудностями адаптации, с перестройкой образа жизни и деятельности, с изменениями социальной ситуации и личностными преобразованиями. Среди проблем, с которыми сталкивается ребёнок в этот период можно отметить:
- смена режима дня и питания,
- смена воздушного режима,
- непривычный высокий уровень шума на перемене,
- увеличение времени без движения (за столом),
- смена стиля общения со взрослыми,
- необходимость полного самообслуживания,
- необходимость произвольно контролировать свои реакции
(двигательные, речевые, эмоциональные),
- необходимость контактировать с незнакомыми детьми и
взрослыми,
- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки,
- возможный неуспех в деятельности.
Период адаптации длится от месяца до полугода и иногда требует пересмотра и корректировки картины мира ребёнка.
Главное для дошкольника – положительная мотивация к учению, но ребёнок воспринимает школу как очередную игру, где есть определённые правила (портфель, форма, учитель, оценки и т.д.) Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он туда поступит. Большую роль играет та информация, которую он получит от родителей и воспитателей. Иногда взрослые создают привлекательный образ школы и безоговорочную успешность ребёнка, что может привести к негативным эмоциям и потеря интереса. Иногда, наоборот, создают устрашающий образ школы, что явно не воодушевляет ребёнка. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что у него всё получится, если он постарается.
Родители также не всегда готовы к школьному обучению своих детей. Кроме того, что детям нужны форма, школьные принадлежности, необходимо выбрать школу, учителя, программу, а также возникает много других житейских вопросов и проблем.
Обеспечение преемственных связей детского сада и школы – одна из важнейших задач по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе. Обеспечить преемственность – значит позаботиться о том, чтобы дети, придя в школу в первый класс, не были разочарованы. Слаженная работа педколлективов детсада, школы и родителей поможет будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.
Участники проекта:
дети и родители подготовительной группы 5-го вида (речевой),
воспитатели группы,
музыкальный руководитель,
инструктор по ФИЗО,
воспитатель ИЗО,
педагог - психолог,
социальный педагог.
Сроки проекта:
сентябрь – май (учебный год)
Цель проекта:
воспитание положительного отношения к школе у детей и родителей подготовительной к школе группы.
Задачи проекта:
знакомство детей со школой (школьным зданием, спортивным залом, пришкольным участком, профессией учителя),
создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы для рассматривания, художественная литература по теме),
разработка плана экскурсий с детьми в школу,
работа с родителями в данном направлении,
разработка плана действий по преемственности со школой.
Мероприятия.
С детьми:
беседы о школе,
сюжетно-ролевая игра Школа,
дидактические игры на школьную тематику,
экскурсии на школьный двор, в школьный класс, в спортивный зал школы),
чтение литературы школьной тематики,
проведение досуга (с использованием малых форм фольклора: загадки, пословицы, поговорки о школе и учении),
рисование на школьную тематику,
рассматривание иллюстраций по теме,
приглашение в гости первоклассников-выпускников детсада,
рассказы родителей о школьной жизни.
С родителями:
создание альбома Школа,
изготовление атрибутов к с/р игре Школа, Библиотека
фотовыставка Школьные годы чудесные…,
родительское собрание с участием учителя начальных классов,
анкетирование родителей,
оформление постоянной рубрики (папки-передвижки) в родительском уголке Ваш ребёнок – будущий первоклассник,
индивидуальные консультации.
С педагогами:
консультации (индивидуальные и групповые),
посещение уроков в 1 классе школы,
оформление памяток и рекомендаций.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
(преемственность ДОУ, школы и родителей)
№
Содержание
Сроки
Ответственные
1
Экскурсия к зданию школы.
Анкетирование родителей.
Посещение уроков в 1 классе школы.
Беседа о профессии библиотекаря.
Сентябрь
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
2
Беседа о школе.
Рисование Что я знаю о школе
Экскурсия в библиотеку школы.
Беседа о профессии учителя ( с приглашением родителя-учителя).
Октябрь
воспитатели,
воспитатель ИЗО
соц. педагог.
3
Приглашение выпускников прошлого года, нынешних первоклассников.
Рассказы родителей о школьной жизни
Ноябрь
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
4
Экскурсия в актовый зал школы.
Создание альбома Школа.
Декабрь
воспитатели,
соц. педагог,
5
Анализ школьной адаптации выпускников прошлого года.
Проведение досуга (с использованием малых форм фольклора: загадки, пословицы, поговорки о школе и учении).
Январь
воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.
6
Экскурсия в спортивный зал школы.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Февраль
воспитатели,
инструктор по ФИЗО
7
Дидактические игры на школьную тематику.
Оформление памяток и рекомендаций для родителей.
Март
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
8
Фотовыставка Школьные годы чудесные…,
Родительское собрание с участием учителя начальных классов.
Апрель
воспитатели,
соц. педагог,
психолог
9
Рисование на школьную тематику.
Лексическая тема Школа (занятия, игры, беседы)
Выпускной вечер в школу.
май
воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.,
логопед, воспитатель ИЗО
10
Сюжетно-ролевая игра Школа, Библиотека.
Дидактические игры на школьную тематику.
Чтение литературы школьной тематики.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Оформление постоянной рубрики (папки-передвижки) в родительском уголке Ваш ребёнок – будущий первоклассник,
Индивидуальные консультации с родителями.
Консультации для педагогов (индивидуальные и групповые),
В течение года
По годовому плану
воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.,
логопед,
психолог,
воспитатель ИЗО
Примерная тематика консультаций для педагогов:
Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе,
Как готовить ребёнка к школе?,
Подготовка к обучению грамоте – это …
Что такое школьная адаптация?
Примерная тематика консультаций для родителей:
Леворукий ребёнок,
Готовим руку к письму,
Речевой слух,
Как учить с ребёнком стихи?
Что такое школьная адаптация?
Примерный перечень литературы школьной тематики.
