Публикации
Специфика обучения в начальной школе детей с нарушением зрения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика обучения в начальной школе детей с нарушением зрения
Автор: Пересадова Юлия Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика обучения в начальной школе детей с нарушением зрения
Автор: Пересадова Юлия Геннадьевна
Специфика применения форм и методов обучения природоведению детей с нарушением зрения
Автор: Пересадова Юлия Геннадьевна
Организация: ГБОУ школа-интернат № 3 г. Армавира
Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы специального образования построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.
Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).
Особенностью программы по русскому языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода. Это связано с особенностями познавательной деятельности этих детей и недостаточной подготовкой их к школе по сравнению со зрячими сверстниками. В школе слабовидящих курс русского языка начинается с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.
Правильная организация рабочего места является залогом успешного обучения для любого ребенка, а с нарушением зрения в особенности. Поэтому важно организовать пространственную среду, где будет заниматься обучающийся.
Следует помнить, что дистанционное обучение подразумевает проведение за рабочим столом достаточное количество времени, что может привести к нарушениям осанки, ухудшению зрения и другим проблемам со здоровьем.
При подборе мебели для обучающихся следует учитывать то, что она должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей; соответствовать росту и возрастным особенностям ребенка; эргономическим требованиям.
Следует организовать рабочее место обучающегося согласно требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21. Высота стола в зависимости от роста обучающегося должна иметь следующие значения:
Рост (см)Высота стола (см)
115-13052
130-14558
145-16064
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Высота стула также должна соответствовать росту обучающегося. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.
Стол должен быть оснащен ящиками, для того чтобы ребенок мог расположить письменные принадлежности, без труда самостоятельно находить, доставать и убирать их.
Рабочее место должно быть хорошо и правильно освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей); для обеспечения достаточного освещения необходимо оборудовать рабочее место дополнительной лампой.
Коррекционная направленность методов обучения определяется набором специальных (коррекционных) приемов и сочетанием их с общедидактическими приемами обучения учащихся.[7]
Кратко охарактеризуем традиционные методы обучения природоведению и специфику их применения для детей с нарушением зрения.
К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятсябеседа и рассказ учителя.
Беседакак важный источник получения природоведческих знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся.
Во время беседы последовательно проводится индивидуальный подход к ученикам. При этом учитывается степень подготовленности, наличие интереса, время наступления и степень расстройства зрения, наличие осложнений нарушения зрения другими дефектами. В целях коррекции дефектов зрительного восприятия окружающего в беседу вводятся вопросы, уточняющие зрительные представления частично зрячих и ослепших. Им бывает полезно задавать вопросы относительно того, как выглядит предмет, какие изменения происходят в окружающем. Для полностью слепых и никогда не видевших эти вопросы имеют значение, так как они дают знания о предметах и явлениях. Вводятся вопросы, основанные на осязательно-двигательных и слуховых образах. Ответы на эти вопросы легко даются незрячими. Слабовидящих эти вопросы и ответы на них учат обращать внимание на соответствующие стороны предметов и явлений.
При проведении бесед со слепыми нельзя ограничиваться той степенью конкретизации, которая имеет место при работе с зрячими. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет об изучении нового материала. При проведении бесед демонстрируются как натуральные объекты, так и их изображения в виде моделей и рельефов. Иногда демонстрируются красочные и четкие рисунки и картины, приготовленные для слабовидящих. В подходящих случаях используется звуковая конкретизация.
Также к словесным методам обучения природоведения относятся рассказ и объяснение, которые применяются при изучении многих тем.
Рассказ учителя– это метод устного изложения ученикам новых знаний при условии, когда такое изложение занимает лишь часть урока. Особенность использования этих методов при работе с незрячими и слабовидящими состоит в том, что при описании и повествовании учитель не только сообщает ученикам знания, но даёт и живые образы (осязательный, слуховой, зрительный), уточняет конкретные и пространственные представления о предметах и явлениях. Так, например, дав описание горы со снежными вершинами, моря в тихую и бурную погоду и т.п., учитель подробно рассказывает, как их видят зрячие. После этого учитель читает стихотворные и прозаические отрывки из художественной литературы (Кавказ А.С. Пушкина, Картины моря А. М. Горького и др.). Затем незрячие дети с помощью осязания изучают макеты гор, слабовидящие рассматривают изображения; включается звукозапись с шумом моря. И только потом учащиеся рассказывают личные впечатления о горах, о поездках к морю.[6]
Важнейшим методом преподавания природоведения являетсянаглядное обучение. Использование средств наглядности при обучении детей с нарушением зрения имеет особое значение. С их помощью ликвидируются обусловленные дефектом зрения проблемы в знаниях, формируются адекватные представления об окружающем, осуществляется коррекция и компенсация нарушений зрения.
При отборе наглядного материала к уроку учитель должен для обследования предложить детям такие объекты, которые, во-первых, соответствуют изображаемому реальному предмету, точно передавая необходимые свойства; во-вторых, содержат достаточный набор характерных признаков, доступных для восприятия всеми сохраненными анализаторами. Они должны иметь характерную форму, яркую цветонасыщенность (для детей с остаточным зрением), отличительный характер поверхности, соответствующий запах вкус и т.д.
Наглядность используется на всех этапах обучения. Однако на каждом из них ее применении имеет свою специфику. Так, например, в начальной школе место и роль наглядности более значительны, так как у детей этого возраста преобладает конкретно-образное мышление, и они имеют весьма ограниченный чувственный опыт.
Поэтому у школьников в первую очередь нужно развивать предметно- практическую деятельность.
Учитель должен решать следующие основные задачи:
- формировать навыки ориентационных действий при целенаправленном обследовании объекта;
- развивать умение расчленять объекты на части, выделять их структуру, соотносить части и их особенности, объединять части в целом;
- формировать сенсорные эталоны с помощью предметных образов;
- вырабатывать навык сопоставления образов.
Восприятие незнакомых и малознакомых объектов учитель должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся. Формирование правильных представлений о природных объектах не должно ограничиваться только усвоением определенных знаний, конкретностью образов, показом связи с окружающей средой, системой взаимосвязи и т.д., но очень важно вывести незрячего ребенка на поисковую деятельность, ориентировочные действия, использовать в работе сохранную чувствительность. А для закрепления навыков, полученных на занятиях, нужно привлекать и родителей. Для них необходимо проводить беседы-консультации. Например, как правильно обследовать животных, растения и т.д.[5]
К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения.
Наблюдение– это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений природы различными органами чувств. Остановимся на организации ряда наблюдений. Из дальнейших примеров будет видно, что некоторые наблюдения незрячие осуществляют так же, как и их зрячие сверстники. В других случаях наблюдается техническое своеобразие и т. д. Например, во время наблюдений за атмосферными явлениями слепые шире, чем зрячие, пользуются слухом и осязанием. Небольшой лист жести дает возможность определить, с какой частотой идет дождь. При работе со слепыми используется сравнительно большего размера дождемер, а измерительный стакан его – уже. У флюгера должен быть вертикальный стержень, расположенный внизу. Он указывает направление флюгера на размеченном круге.[4]
Учащиеся широко привлекаются к ведению классных календарей погоды. Постепенно совершенствуются методы, приемы и техника. Так, для ведения календаря погоды слепыми детьми можно использовать кусок фанеры (70-70 см). На горизонтали обозначаются дни, а на вертикали – недели. Для вкладывания жетонов условных обозначений погоды к фанере прикрепляется полотно с карманчиками на пересечении горизонталей и вертикалей. Для определения температуры (без участия зрения) пользуются спиртовым и металлическим термометрами, приспособленными для работы без зрения.[1]
Систематические наблюдения за неживой природой осуществляются слепыми учениками почти без затруднений. Работа проводится как со зрячими; зрение заменяется другими анализаторами. Сложнее дело обстоит с некоторыми систематическими наблюдениями за живой природой. К ним могут быть, например, отнесены наблюдения незрячих за рыбами в аквариуме. Здесь приходится ограничиваться тем, что доступно для учеников, например. ознакомлением с чучелами, моделями, рельефными рисунками и т. д. При наблюдении частичнозрячих за рыбами на стеклянных стенках аквариума делают приспособления, к которым с внешней стороны прикрепляют контрастные фоны, рамки с дополнительным матовым освещением и т. п. [4]
Одна из ведущих форм учебной работы по природоведению –экскурсия.Известно, что и растения и животные ярче воспринимаются детьми, если наблюдаются ими в естественных условиях. В организации экскурсий руководящая роль остается за учителем. Но ученики, которые имеют остаточное зрение, могут помогать своим товарищам ориентироваться во время экскурсии. Кроме того, они могут давать описание внешнего вида предметов и явлений.
При проведении экскурсии необходимо соблюдать продуманную последовательность. В начале экскурсии желательно дать представление обо всем объекте или явлении в целом. При проведении экскурсии необходимо останавливаться лишь на характерном, наиболее существенном. Следует избегать излишней детализации. Для ознакомления предлагается то, что просто и удобно обследовать. Каждую экскурсию желательно заканчивать краткой обобщающей беседой с детьми (куда ходили, что наблюдали, что обследовали, что узнали, что принесли с собой и т. д.). Целесообразно проведение различных работ по воспроизведению (лепка, моделирование и т. п.). Недостаточное внимание частичнозрячих к тем сторонам объектов, которые могут быть познаны с помощью слухового и тактильно-двигательного восприятия, компенсируется вниманием к этим вопросам со стороны слепых. Частичнозрячие помогают незрячим и ослепшим дополнить их непосредственное восприятие тем, что дает зрение.
Особое место в курсе природоведения занимаютпредметные уроки.В условиях работы со слепыми и слабовидящими детьми их значение, безусловно, возрастает. Это связанно с тем, что именно на таких уроках осуществляется коррекционно-педагогическая работа. Предметный урок обязательно предполагает изучение предмета в натуре. Натуральный предмет по сравнению с его изображением в педагогическом отношении имеет много существенных преимуществ. Предмет в натуре дает возможность ребенку получить о нем разностороннее впечатление и не пассивным, а действенным путем. Чем больше ощущений получит ребенок, воспринимая предмет, тем богаче и отчетливее будет его представление о нем.
Первые знания о птице, звере, рыбе и т. д. дети с нарушением зрения должны получить на предметных уроках, на которых по возможности используются живые животные и чучела, для основного ознакомления с внешним строением животных, с основными частями их тела и т. д. В школе для детей с нарушением зрения изучение предмета в натуре существенно важно еще и потому, что у детей формируются правильные представления о действительности. От чувственного восприятия, от предмета к слову – это тот путь, которым следует идти при первоначальном обучении детей с нарушением зрения [3]
Свою специфику имеют ипрактические занятиядля детей с нарушением зрения на пришкольном участке.
Незрячие дети обычно очень охотно вместе с учителем делают грядки, очищают землю от сора, сеют, сажают и т. п. Задача учителя заключается в том, чтобы практические занятия детей на участке не превращались в простое делание (упражнения в мускульной деятельности). Необходимо умело сочетать их с умственной деятельностью детей, помочь им накопить элементарные знания, умения и связанные с ними слова и словесные обороты речи (лейка – лейкой поливают растения; лопата – лопатой копают землю и т. д.). Таким образом, практические занятия детей на участке будут содействовать развитию конкретных представлений и образного мышления.[2]
Практические рекомендации по работе за компьютером для слабовидящих обучающихся
1.Свет от экрана должен быть равномерным, не мерцающим.
2.Монитор желательно расположить слева от окна. Запрещается ставить монитор напротив окна.
3.Рекомендуется комбинировать естественное и искусственное освещение. Не допускайте, чтобы ребенок работал за компьютером в темноте.
4.Важным аспектом является соблюдение чередование зрительной нагрузки и отдыха. Время непрерывной зрительной нагрузки – не более 15 мин.
5.Для снятия зрительного напряжения рекомендуется проводить зрительные гимнастики 3-5 минут.
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения слепых, слепых с остаточным зрением и слабовидящих школьников
Для реализации возможности получения образования слепыми и слабовидящими обучающимися необходимо оснастить их специальными тифлотехническими средствами, к которым относятся:
•дисплей для письма по системе Л. Брайля (рельефно-точечный шрифт): 40-знаковый или 80- знаковый, портативный дисплей;
•принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля;
•программа экранного доступа с синтезом речи;
•программа экранного увеличения;
•редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно): конвертор Брайля;
•программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech);
•машина для чтения книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
•стационарный видеоувеличитель;
•ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа) электронный увеличитель для удаленного просмотра.
Рекомендуемый комплект оснащения стационарного рабочего места для слепого или слабовидящего пользователя:
•персональный компьютер с монитором диагональю 19 - 24";
•программа экранного доступа JAWS for Windows;
•программы экранного увеличения Zoom Text, Magic;
•дисплей для письма по системе Л.Брайля (брайлевский дисплей).
Программы экранного увеличения — это цифровые продукты, которые позволяют оптимизировать работу слабовидящего человека с компьютером. Наиболее удобными и распространенными программами такого рода являются Zoom Text и Magic. Данные приложения увеличивают и преобразуют изображение на экране компьютера в соответствии с индивидуальными потребностями пользователя. Они имеют несколько режимов отображения интерфейса компьютера: полноэкранное увеличение, совмещение, наложение, линза. Как и видеоувеличители, они дают возможность выбора уровня увеличения, яркости, контрастности и цветового оформления. Кроме того, в них предусмотрена функция изменения формы, цвета и размера текстового курсора и указателя мыши.
Исходя из выше сказанного, надо отметить, что незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. При выборе методических приемов учитываются характер и структура дефекта, возраст, в котором он возник, уровень и потенциальные возможности психического развития, разнообразные осложняющие развитие ребенка нарушения функций. Коррекционная работа на уроках природоведения носит направленный характер и предусматривает систему специфических упражнений, способствующих развитию приемов и способов восприятия, действенного, активного наблюдения окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов и остаточного зрения, формированию предметных представлений, значения слов в речи учащихся, развитию самостоятельной мыслительной деятельности, а также приобретению трудовых и практических навыков.
Список литературы:
Георгиевская О. И. Из опыта ведения календаря погоды.- В сб.: Обучение и воспитание слепых детей. – М.: Учпедгиз, 1956.
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. – М.: Педагогика, 1975.
Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. – М.: Педагогика, 1969.
Погорелова Н. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во 2 классе: Учебное пособие. - Свердловск: Свердловский педин-т, 1983.
Соколова А. В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития// Дефектология. - №3. – 2001.
Приложение
Примеры зрительных гимнастик
Зрительные гимнастики имеют профилактический эффект, предупреждая возникновение чрезмерного напряжения в глазах. Широко используются упражнения по С. Э. Аветисову и В. Ф. Базарному.
Упражнения для улучшения кровоснабжения и питания глаз.
Упражнения лучше выполнять в положении сидя.
1. Закрыть глаза на 3-5 секунд, затем отрыть их. Рекомендуется сделать 6-8 повторов.
2. Быстро поморгать глазами в течение 10-15 секунд, затем повторить то же самое 3-4 раза с интервалом 7-10 сек.
3. Закрыть оба глаза и указательными пальцами помассировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.
4. Закрыть глаза и указательным, средним и безымянным пальцами соответствующей руки слегка надавливать на глазные яблоки в течение 1-3 секунд.
5. Прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век лба. Повторить 6-8 раз.
Упражнения для укрепления снятия утомления глаз.
Упражнения выполняются сидя, голова остается неподвижной.
1. Медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз.
Повторить 10-15 раз.
2. Сделать 15 колебательных движений по горизонтали: вправо-влево. Повторить 10-15 раз.
3. Сделать 10-15 колебательных движений по диагонали: вправо-вверх, влево-вниз, влево-вверх, вправо-вниз и обратно.
4. Делать вращательные движения глазами вначале в правую, затем в левую стороны. Повторить 10-15 раз.
5. Подойти к окну и смотреть, попеременно перемещая взгляд, вдаль и на предметы вблизи.
6. Мысленно нарисовать глазами восьмерку в горизонтальной, а затем в вертикальной плоскости.
7. Закрыть глаза, прикрыть их ладонями, и несколько минут рассматривать черноту.
Упражнения для тренировки способности глаза фокусироваться на предметах.
Упражнения этой группы рекомендуется выполнять детям, имеющим близорукость, а также находящихся в зоне риска по этому заболеванию. Исходное положение - стоя.
1. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
2. Зафиксировать голову таким образом, чтобы были подвижны только глаза. Взять в руку карандаш, руку вытянуть. Держа карандаш в вытянутой руке, двигать карандаш вправо, влево, вверх, вниз и не отрываясь следить за карандашом глазами.
3. Стоя в одном конце комнаты, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний, стараясь не поворачивать головы. Упражнение необходимо повторить 50 раз.
4. Взять в руку карандаш, поднять его на уровень лица, смотреть на карандаш 3-5 сек. Отдалять и приближать карандаш путем сгибания и разгибания руки. Сделать упражнение, смотря одновременно двумя глазами. Затем, закрывая по очереди сначала правый глаз, затем левый, выполнить то же самое. Выполнить 10 повторов.
5. Закрепить на оконном стекле на уровне глаз красный круг размером, зрительно комфортным для ребенка. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и рассматривать его в течение 10 секунд. Затем перевести взгляд на метку и т.д. Необходимо повторить упражнение 15 раз. Можно делать данное упражнение двумя глазами вместе и каждым глазом по отдельности, постепенно увеличивая время выполнения.
Все упражнения рекомендуется выполнять 2-3 раза в день.
Автор: Пересадова Юлия Геннадьевна
Организация: ГБОУ школа-интернат № 3 г. Армавира
Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы специального образования построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.
Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).
Особенностью программы по русскому языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода. Это связано с особенностями познавательной деятельности этих детей и недостаточной подготовкой их к школе по сравнению со зрячими сверстниками. В школе слабовидящих курс русского языка начинается с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.
Правильная организация рабочего места является залогом успешного обучения для любого ребенка, а с нарушением зрения в особенности. Поэтому важно организовать пространственную среду, где будет заниматься обучающийся.
Следует помнить, что дистанционное обучение подразумевает проведение за рабочим столом достаточное количество времени, что может привести к нарушениям осанки, ухудшению зрения и другим проблемам со здоровьем.
При подборе мебели для обучающихся следует учитывать то, что она должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей; соответствовать росту и возрастным особенностям ребенка; эргономическим требованиям.
Следует организовать рабочее место обучающегося согласно требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21. Высота стола в зависимости от роста обучающегося должна иметь следующие значения:
Рост (см)Высота стола (см)
115-13052
130-14558
145-16064
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Высота стула также должна соответствовать росту обучающегося. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.
Стол должен быть оснащен ящиками, для того чтобы ребенок мог расположить письменные принадлежности, без труда самостоятельно находить, доставать и убирать их.
Рабочее место должно быть хорошо и правильно освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей); для обеспечения достаточного освещения необходимо оборудовать рабочее место дополнительной лампой.
Коррекционная направленность методов обучения определяется набором специальных (коррекционных) приемов и сочетанием их с общедидактическими приемами обучения учащихся.[7]
Кратко охарактеризуем традиционные методы обучения природоведению и специфику их применения для детей с нарушением зрения.
К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятсябеседа и рассказ учителя.
Беседакак важный источник получения природоведческих знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся.
Во время беседы последовательно проводится индивидуальный подход к ученикам. При этом учитывается степень подготовленности, наличие интереса, время наступления и степень расстройства зрения, наличие осложнений нарушения зрения другими дефектами. В целях коррекции дефектов зрительного восприятия окружающего в беседу вводятся вопросы, уточняющие зрительные представления частично зрячих и ослепших. Им бывает полезно задавать вопросы относительно того, как выглядит предмет, какие изменения происходят в окружающем. Для полностью слепых и никогда не видевших эти вопросы имеют значение, так как они дают знания о предметах и явлениях. Вводятся вопросы, основанные на осязательно-двигательных и слуховых образах. Ответы на эти вопросы легко даются незрячими. Слабовидящих эти вопросы и ответы на них учат обращать внимание на соответствующие стороны предметов и явлений.
При проведении бесед со слепыми нельзя ограничиваться той степенью конкретизации, которая имеет место при работе с зрячими. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет об изучении нового материала. При проведении бесед демонстрируются как натуральные объекты, так и их изображения в виде моделей и рельефов. Иногда демонстрируются красочные и четкие рисунки и картины, приготовленные для слабовидящих. В подходящих случаях используется звуковая конкретизация.
Также к словесным методам обучения природоведения относятся рассказ и объяснение, которые применяются при изучении многих тем.
Рассказ учителя– это метод устного изложения ученикам новых знаний при условии, когда такое изложение занимает лишь часть урока. Особенность использования этих методов при работе с незрячими и слабовидящими состоит в том, что при описании и повествовании учитель не только сообщает ученикам знания, но даёт и живые образы (осязательный, слуховой, зрительный), уточняет конкретные и пространственные представления о предметах и явлениях. Так, например, дав описание горы со снежными вершинами, моря в тихую и бурную погоду и т.п., учитель подробно рассказывает, как их видят зрячие. После этого учитель читает стихотворные и прозаические отрывки из художественной литературы (Кавказ А.С. Пушкина, Картины моря А. М. Горького и др.). Затем незрячие дети с помощью осязания изучают макеты гор, слабовидящие рассматривают изображения; включается звукозапись с шумом моря. И только потом учащиеся рассказывают личные впечатления о горах, о поездках к морю.[6]
Важнейшим методом преподавания природоведения являетсянаглядное обучение. Использование средств наглядности при обучении детей с нарушением зрения имеет особое значение. С их помощью ликвидируются обусловленные дефектом зрения проблемы в знаниях, формируются адекватные представления об окружающем, осуществляется коррекция и компенсация нарушений зрения.
При отборе наглядного материала к уроку учитель должен для обследования предложить детям такие объекты, которые, во-первых, соответствуют изображаемому реальному предмету, точно передавая необходимые свойства; во-вторых, содержат достаточный набор характерных признаков, доступных для восприятия всеми сохраненными анализаторами. Они должны иметь характерную форму, яркую цветонасыщенность (для детей с остаточным зрением), отличительный характер поверхности, соответствующий запах вкус и т.д.
Наглядность используется на всех этапах обучения. Однако на каждом из них ее применении имеет свою специфику. Так, например, в начальной школе место и роль наглядности более значительны, так как у детей этого возраста преобладает конкретно-образное мышление, и они имеют весьма ограниченный чувственный опыт.
Поэтому у школьников в первую очередь нужно развивать предметно- практическую деятельность.
Учитель должен решать следующие основные задачи:
- формировать навыки ориентационных действий при целенаправленном обследовании объекта;
- развивать умение расчленять объекты на части, выделять их структуру, соотносить части и их особенности, объединять части в целом;
- формировать сенсорные эталоны с помощью предметных образов;
- вырабатывать навык сопоставления образов.
Восприятие незнакомых и малознакомых объектов учитель должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся. Формирование правильных представлений о природных объектах не должно ограничиваться только усвоением определенных знаний, конкретностью образов, показом связи с окружающей средой, системой взаимосвязи и т.д., но очень важно вывести незрячего ребенка на поисковую деятельность, ориентировочные действия, использовать в работе сохранную чувствительность. А для закрепления навыков, полученных на занятиях, нужно привлекать и родителей. Для них необходимо проводить беседы-консультации. Например, как правильно обследовать животных, растения и т.д.[5]
К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения.
Наблюдение– это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений природы различными органами чувств. Остановимся на организации ряда наблюдений. Из дальнейших примеров будет видно, что некоторые наблюдения незрячие осуществляют так же, как и их зрячие сверстники. В других случаях наблюдается техническое своеобразие и т. д. Например, во время наблюдений за атмосферными явлениями слепые шире, чем зрячие, пользуются слухом и осязанием. Небольшой лист жести дает возможность определить, с какой частотой идет дождь. При работе со слепыми используется сравнительно большего размера дождемер, а измерительный стакан его – уже. У флюгера должен быть вертикальный стержень, расположенный внизу. Он указывает направление флюгера на размеченном круге.[4]
Учащиеся широко привлекаются к ведению классных календарей погоды. Постепенно совершенствуются методы, приемы и техника. Так, для ведения календаря погоды слепыми детьми можно использовать кусок фанеры (70-70 см). На горизонтали обозначаются дни, а на вертикали – недели. Для вкладывания жетонов условных обозначений погоды к фанере прикрепляется полотно с карманчиками на пересечении горизонталей и вертикалей. Для определения температуры (без участия зрения) пользуются спиртовым и металлическим термометрами, приспособленными для работы без зрения.[1]
Систематические наблюдения за неживой природой осуществляются слепыми учениками почти без затруднений. Работа проводится как со зрячими; зрение заменяется другими анализаторами. Сложнее дело обстоит с некоторыми систематическими наблюдениями за живой природой. К ним могут быть, например, отнесены наблюдения незрячих за рыбами в аквариуме. Здесь приходится ограничиваться тем, что доступно для учеников, например. ознакомлением с чучелами, моделями, рельефными рисунками и т. д. При наблюдении частичнозрячих за рыбами на стеклянных стенках аквариума делают приспособления, к которым с внешней стороны прикрепляют контрастные фоны, рамки с дополнительным матовым освещением и т. п. [4]
Одна из ведущих форм учебной работы по природоведению –экскурсия.Известно, что и растения и животные ярче воспринимаются детьми, если наблюдаются ими в естественных условиях. В организации экскурсий руководящая роль остается за учителем. Но ученики, которые имеют остаточное зрение, могут помогать своим товарищам ориентироваться во время экскурсии. Кроме того, они могут давать описание внешнего вида предметов и явлений.
При проведении экскурсии необходимо соблюдать продуманную последовательность. В начале экскурсии желательно дать представление обо всем объекте или явлении в целом. При проведении экскурсии необходимо останавливаться лишь на характерном, наиболее существенном. Следует избегать излишней детализации. Для ознакомления предлагается то, что просто и удобно обследовать. Каждую экскурсию желательно заканчивать краткой обобщающей беседой с детьми (куда ходили, что наблюдали, что обследовали, что узнали, что принесли с собой и т. д.). Целесообразно проведение различных работ по воспроизведению (лепка, моделирование и т. п.). Недостаточное внимание частичнозрячих к тем сторонам объектов, которые могут быть познаны с помощью слухового и тактильно-двигательного восприятия, компенсируется вниманием к этим вопросам со стороны слепых. Частичнозрячие помогают незрячим и ослепшим дополнить их непосредственное восприятие тем, что дает зрение.
Особое место в курсе природоведения занимаютпредметные уроки.В условиях работы со слепыми и слабовидящими детьми их значение, безусловно, возрастает. Это связанно с тем, что именно на таких уроках осуществляется коррекционно-педагогическая работа. Предметный урок обязательно предполагает изучение предмета в натуре. Натуральный предмет по сравнению с его изображением в педагогическом отношении имеет много существенных преимуществ. Предмет в натуре дает возможность ребенку получить о нем разностороннее впечатление и не пассивным, а действенным путем. Чем больше ощущений получит ребенок, воспринимая предмет, тем богаче и отчетливее будет его представление о нем.
Первые знания о птице, звере, рыбе и т. д. дети с нарушением зрения должны получить на предметных уроках, на которых по возможности используются живые животные и чучела, для основного ознакомления с внешним строением животных, с основными частями их тела и т. д. В школе для детей с нарушением зрения изучение предмета в натуре существенно важно еще и потому, что у детей формируются правильные представления о действительности. От чувственного восприятия, от предмета к слову – это тот путь, которым следует идти при первоначальном обучении детей с нарушением зрения [3]
Свою специфику имеют ипрактические занятиядля детей с нарушением зрения на пришкольном участке.
Незрячие дети обычно очень охотно вместе с учителем делают грядки, очищают землю от сора, сеют, сажают и т. п. Задача учителя заключается в том, чтобы практические занятия детей на участке не превращались в простое делание (упражнения в мускульной деятельности). Необходимо умело сочетать их с умственной деятельностью детей, помочь им накопить элементарные знания, умения и связанные с ними слова и словесные обороты речи (лейка – лейкой поливают растения; лопата – лопатой копают землю и т. д.). Таким образом, практические занятия детей на участке будут содействовать развитию конкретных представлений и образного мышления.[2]
Практические рекомендации по работе за компьютером для слабовидящих обучающихся
1.Свет от экрана должен быть равномерным, не мерцающим.
2.Монитор желательно расположить слева от окна. Запрещается ставить монитор напротив окна.
3.Рекомендуется комбинировать естественное и искусственное освещение. Не допускайте, чтобы ребенок работал за компьютером в темноте.
4.Важным аспектом является соблюдение чередование зрительной нагрузки и отдыха. Время непрерывной зрительной нагрузки – не более 15 мин.
5.Для снятия зрительного напряжения рекомендуется проводить зрительные гимнастики 3-5 минут.
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения слепых, слепых с остаточным зрением и слабовидящих школьников
Для реализации возможности получения образования слепыми и слабовидящими обучающимися необходимо оснастить их специальными тифлотехническими средствами, к которым относятся:
•дисплей для письма по системе Л. Брайля (рельефно-точечный шрифт): 40-знаковый или 80- знаковый, портативный дисплей;
•принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля;
•программа экранного доступа с синтезом речи;
•программа экранного увеличения;
•редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно): конвертор Брайля;
•программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech);
•машина для чтения книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
•стационарный видеоувеличитель;
•ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа) электронный увеличитель для удаленного просмотра.
Рекомендуемый комплект оснащения стационарного рабочего места для слепого или слабовидящего пользователя:
•персональный компьютер с монитором диагональю 19 - 24";
•программа экранного доступа JAWS for Windows;
•программы экранного увеличения Zoom Text, Magic;
•дисплей для письма по системе Л.Брайля (брайлевский дисплей).
Программы экранного увеличения — это цифровые продукты, которые позволяют оптимизировать работу слабовидящего человека с компьютером. Наиболее удобными и распространенными программами такого рода являются Zoom Text и Magic. Данные приложения увеличивают и преобразуют изображение на экране компьютера в соответствии с индивидуальными потребностями пользователя. Они имеют несколько режимов отображения интерфейса компьютера: полноэкранное увеличение, совмещение, наложение, линза. Как и видеоувеличители, они дают возможность выбора уровня увеличения, яркости, контрастности и цветового оформления. Кроме того, в них предусмотрена функция изменения формы, цвета и размера текстового курсора и указателя мыши.
Исходя из выше сказанного, надо отметить, что незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. При выборе методических приемов учитываются характер и структура дефекта, возраст, в котором он возник, уровень и потенциальные возможности психического развития, разнообразные осложняющие развитие ребенка нарушения функций. Коррекционная работа на уроках природоведения носит направленный характер и предусматривает систему специфических упражнений, способствующих развитию приемов и способов восприятия, действенного, активного наблюдения окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов и остаточного зрения, формированию предметных представлений, значения слов в речи учащихся, развитию самостоятельной мыслительной деятельности, а также приобретению трудовых и практических навыков.
Список литературы:
Георгиевская О. И. Из опыта ведения календаря погоды.- В сб.: Обучение и воспитание слепых детей. – М.: Учпедгиз, 1956.
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. – М.: Педагогика, 1975.
Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. – М.: Педагогика, 1969.
Погорелова Н. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во 2 классе: Учебное пособие. - Свердловск: Свердловский педин-т, 1983.
Соколова А. В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития// Дефектология. - №3. – 2001.
Приложение
Примеры зрительных гимнастик
Зрительные гимнастики имеют профилактический эффект, предупреждая возникновение чрезмерного напряжения в глазах. Широко используются упражнения по С. Э. Аветисову и В. Ф. Базарному.
Упражнения для улучшения кровоснабжения и питания глаз.
Упражнения лучше выполнять в положении сидя.
1. Закрыть глаза на 3-5 секунд, затем отрыть их. Рекомендуется сделать 6-8 повторов.
2. Быстро поморгать глазами в течение 10-15 секунд, затем повторить то же самое 3-4 раза с интервалом 7-10 сек.
3. Закрыть оба глаза и указательными пальцами помассировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.
4. Закрыть глаза и указательным, средним и безымянным пальцами соответствующей руки слегка надавливать на глазные яблоки в течение 1-3 секунд.
5. Прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век лба. Повторить 6-8 раз.
Упражнения для укрепления снятия утомления глаз.
Упражнения выполняются сидя, голова остается неподвижной.
1. Медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз.
Повторить 10-15 раз.
2. Сделать 15 колебательных движений по горизонтали: вправо-влево. Повторить 10-15 раз.
3. Сделать 10-15 колебательных движений по диагонали: вправо-вверх, влево-вниз, влево-вверх, вправо-вниз и обратно.
4. Делать вращательные движения глазами вначале в правую, затем в левую стороны. Повторить 10-15 раз.
5. Подойти к окну и смотреть, попеременно перемещая взгляд, вдаль и на предметы вблизи.
6. Мысленно нарисовать глазами восьмерку в горизонтальной, а затем в вертикальной плоскости.
7. Закрыть глаза, прикрыть их ладонями, и несколько минут рассматривать черноту.
Упражнения для тренировки способности глаза фокусироваться на предметах.
Упражнения этой группы рекомендуется выполнять детям, имеющим близорукость, а также находящихся в зоне риска по этому заболеванию. Исходное положение - стоя.
1. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
2. Зафиксировать голову таким образом, чтобы были подвижны только глаза. Взять в руку карандаш, руку вытянуть. Держа карандаш в вытянутой руке, двигать карандаш вправо, влево, вверх, вниз и не отрываясь следить за карандашом глазами.
3. Стоя в одном конце комнаты, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний, стараясь не поворачивать головы. Упражнение необходимо повторить 50 раз.
4. Взять в руку карандаш, поднять его на уровень лица, смотреть на карандаш 3-5 сек. Отдалять и приближать карандаш путем сгибания и разгибания руки. Сделать упражнение, смотря одновременно двумя глазами. Затем, закрывая по очереди сначала правый глаз, затем левый, выполнить то же самое. Выполнить 10 повторов.
5. Закрепить на оконном стекле на уровне глаз красный круг размером, зрительно комфортным для ребенка. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и рассматривать его в течение 10 секунд. Затем перевести взгляд на метку и т.д. Необходимо повторить упражнение 15 раз. Можно делать данное упражнение двумя глазами вместе и каждым глазом по отдельности, постепенно увеличивая время выполнения.
Все упражнения рекомендуется выполнять 2-3 раза в день.
