Публикации Рабочая программа "Профилактика нарушений письменной речи в 1 классе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Профилактика нарушений письменной речи в 1 классе"
Автор: Мамонтова Светлана Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 14 имени А.И. Покрышкина
станицы Кавказская муниципального образования Кавказский район
Рассмотрена и рекомендована
Педагогическим Советом
МБОУ СОШ № 14 имени А.И. Покрышкина
ст. Кавказская
Протокол от 31.08.2025г.№ _
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 14 имени А.И. Покрышкина
ст. Кавказская
_______________
Приказ от 31.08.2025г.№ _
Рабочая программа коррекционно-развивающихзанятий по логопедии на логопедическом пункте Профилактика нарушений устной и письменной речи
для 1 класса
2025-2026 учебный год
Учитель-логопед:
Мамонтова Светлана Васильевна
Кавказская
2025 г.
Содержание
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc174557715" HYPER141. Целевой разделHYPER13 PAGEREF _Toc174557715 \h HYPER143HYPER15
1.1. Пояснительная запискаHYPER13 PAGEREF _Toc174557716 \h HYPER143HYPER15
1.1.1 Значимые для реализации Программы характеристикиHYPER13 PAGEREF _Toc174557717 \h HYPER146HYPER15
1.1.2. Характеристика речевого развития учащихся 1 классов, имеющих речевые нарушенияHYPER13 PAGEREF _Toc174557718 \h HYPER147HYPER15
1.2. Планируемые результаты освоения программыHYPER13 PAGEREF _Toc174557719 \h HYPER148HYPER15
1.3.Оценка планируемых результатовHYPER13 PAGEREF _Toc174557720 \h HYPER1412HYPER15
2. Содержательный разделHYPER13 PAGEREF _Toc174557721 \h HYPER1414HYPER15
2.1. Особенности построения рабочей программыHYPER13 PAGEREF _Toc174557722 \h HYPER1414HYPER15
2.2. Содержание рабочей программыHYPER13 PAGEREF _Toc174557723 \h HYPER1414HYPER15
3. Организационный разделHYPER13 PAGEREF _Toc174557724 \h HYPER1424HYPER15
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельностиHYPER13 PAGEREF _Toc174557725 \h HYPER1424HYPER15
3.2. Условия реализации рабочей программыHYPER13 PAGEREF _Toc174557726 \h HYPER1424HYPER15
3.2.1. Предметно-развивающая средаHYPER13 PAGEREF _Toc174557727 \h HYPER1424HYPER15
3.2.2. Методическое обеспечениеHYPER13 PAGEREF _Toc174557728 \h HYPER1424HYPER15
Список литературыHYPER13 PAGEREF _Toc174557729 \h HYPER1427HYPER15
Приложение 1. Календарно - тематическое планирование логопедической работыHYPER13 PAGEREF _Toc174557730 \h HYPER1428HYPER15
Приложение 2. Лист коррекции рабочей программыHYPER13 PAGEREF _Toc174557731 \h HYPER1436HYPER15
HYPER15
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа коррекционно-логопедической работы направлена на профилактику, коррекцию и ослабление речевых нарушений у детей 1 класса, имеющих нарушения устной и письменной речи (обусловленные ОНР, ФФНР), получающих образование в соответствии с Федеральной образовательной программой начального общего образования (ФОП НОО).
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021) Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Письмо Минпросвещения России от 24.11.2020 № ДГ-2210/07 Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей.
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации.
Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 Об утверждении профессионального стандарта Педагог-дефектолог.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Данная программа также составлена с учетом содержания и требований Федеральной рабочей программы НОО по учебному предмету Русский язык для 1-4 класса.
Рабочая программа (или её часть) может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с Положением Об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденным Приказом директора школы от 01.01.202_ № ____. (Указывается, если данное положение есть в вашем ОУ). (Согласно Постановлению от 11.10.2023 № 1678).
Важным условием для успешного обучения детей, имеющих речевые нарушения, в начальной школе является своевременное оказание логопедической помощи:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Цель программы: диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, помощь в освоении программы по русскому языку.
Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса также предполагает развитие не только речевых умений и навыков, но и неречевых психических функций, необходимых для формирования письменной речи.
Данная программа состоит из 2 блоков:
1 блок – Профилактика нарушений письменной речи.
2 блок – Коррекция и развитие звукопроизношения. (Включается, если есть дети с нарушениями звукопроизношения, может использоваться как отдельная рабочая программа)
Задачи:
Задачи 1 блока программы - создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте (устно-речевые, операциональные, функциональные):
развивать зрительно-пространственные и пространственно-временные представления и ориентировки;
восполнять дефициты в формировании фонематических процессов;
развивать фонематический анализ и синтез;
пополнять, расширять и уточнять пассивный и активный словарь;
корректировать нарушения грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
формировать и развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы);
формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
осуществлять профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;
расширять представления об окружающей действительности;
обогащать речевой опыт, способствующий развитию познавательных процессов.
Задачи 2 блока программы - создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте (устно-речевые, операциональные, функциональные):
развивать подвижность речевого аппарата;
совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;
корректировать и развивать правильное звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи);
учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;
совершенствовать языковой анализ и синтез;
учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции.
Целевая аудитория: учащиеся 1 класса, имеющие нарушения устной речи, (обусловленные общим недоразвитием речи, нерезко выраженным недоразвитием речи, лексико-грамматическим недоразвитием речи), испытывающие трудности в освоении ФОП НОО.
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения.
Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.
Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи).
Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.
Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом зоны ближайшего развития.
Рабочая программа включает в себя следующие основные модули:
Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных представлений о звуко-буквенном составе слова на базе развития фонематических процессов.
Развитие лексико-грамматической стороны речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи. Основы коммуникации.
развитие навыков построения связного высказывания; программирования смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
1.1.1 Значимые для реализации Программы характеристики
Данный курс логопедических занятий способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Профилактика нарушений письменной речи – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание рабочей программы является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением в период обучения грамоте и после. Эти предметы представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и литературным образованием. Все темы курса направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками.
1.1.2. Характеристика речевого развития учащихся 1 классов, имеющих речевые нарушения
Категория первоклассников характеризуется неоднородностью имеющихся у них речевых нарушений. У учащихся первых классов на начало обучения часто отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. В этих случаях дефекты произношения, как бы ярко они ни были выражены, являются одним из проявлений структурно сложного нарушения – общего недоразвития речи. При этом у одной группы обучающихся могут присутствовать единичные нарушения произносительной стороны речи, страдают наиболее сложные по артикуляции звуки: свистящие, шипящие, сонорные, у некоторых обучающихся затруднена автоматизация вызванных звуков, которые изолированно они произносят правильно, а у другой группы обучающихся имеют место полиморфные нарушения звукопроизношения. Выявляются существенные трудности дифференциации звуков, несформированность фонематического анализа и синтеза. Страдает лексическая сторона речи, что проявляется в бедности и неточности словарного запаса, несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. Отмечаются нарушения навыков словоизменения и словообразования, синтаксические ошибки. Отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети отвечают на вопросы одним словом, не дают развернутых ответов, затрудняются составить рассказ по картинкам, выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.
Поэтому своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).
Изучение курса Логопедия имеет тесную связь с изучением предметов Русский язык и Литературное чтение (Обучение грамоте) в 1 классе и способствует формированию у обучающегося следующих личностных результатов:
Класс
Гражданско-патриотическое
воспитание
Духовно-нравственное и эстетическое
воспитание
Физическое воспитание
Трудовое и экологическое
воспитание
1
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России.
-осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре.
-соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
осознание ценности труда в жизни человека и общества;
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
-неприятие действий, приносящих вред природе.
Изучение содержания курса Логопедия во 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Класс
Самоорганизация
Самоконтроль
Совместная деятельность
1
-проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие;
-следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,
-оречевлять план и соотносить действия с планом;
выстраивать последовательность выбранных действий.
-устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности;
-корректировать после совместного анализа свои учебные действия;
-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей;
-сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
-принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе);
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат.
Познавательные универсальные учебные действия
Класс
Базовые логические действия
Базовые исследовательские действия
Работа с информацией
1
-сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты);
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
с помощью учителя определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
- использовать элементарные знаково-символические средства в учебно-познавательной деятельности.
-с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
- прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
-выбирать источник получения информации;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
-анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Класс
Общение
1
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
-использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить устное диалогическое выказывание;
-устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста;
-слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
-получать и уточнять информацию от собеседника;
-отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
-выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения и письма, но и способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей овладения учебным материалом.
К концу обучения во 1 классе обучающийся должен достигнуть следующих результатов правильного речевого развития:.
Модуль Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи;
иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков;
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения;
дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки);
распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками;
обозначать мягкость согласных на письме;
составлять графические схемы слов;
уметь выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;
уметь выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения.
различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками;
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизировать их (в рамках изученного программного материала).
Модуль Развитие лексико-грамматической стороны речи:
уметь оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
уметь устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
уметь понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.
конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов;
различать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизировать их (в рамках изученного программного материала).
Модуль Формирование связной речи. Основы коммуникации
выбирать языковые средства устного общения;
соблюдать речевой этикет;
участвовать в простых диалогах;
обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу;
выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и прочее;
соотносить предложение с графической схемой;
конструировать простые предложения;
дифференцировать понятия: словосочетание - предложение - текст;
согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме;
определять главную мысль текста;
озаглавливать текст;
пересказывать тексты различного типа;
составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок, с предварительной подготовкой (с помощью педагога).
иметь достаточный уровень развития устной речи как основы формирования чтения.
Показатели динамики правильного формирования письма и чтения
иметь достаточный уровень мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
различать понятия звук и буква;
безошибочно осмысленно читать слова, предложения, тексты;
правильно писать под диктовку слова и предложения, безошибочно списывать;
понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);
различать слова и предложения, предложения и тексты;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова, с учетом развития мелкой моторики детей (при необходимости с наглядной опорой);
иметь представления о правилах правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный + гласный); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова (без стечения согласных), предложения из 3–4 слов, простые тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
понимать прослушанный текст;
читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения
уметь анализировать и корректировать короткие тексты (3-5 предложения) с нарушенным порядком предложений, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.
1.3.Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
Стандартизированные диагностические методики (И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой, О.И. Азовой и др. по вашему выбору) используются на начальном (1-15 сентября) и итоговом (10-25 мая) этапах коррекционно-логопедической работы.
Пример:
Стандартизированная диагностическая тестовая методика диагностики устной речи дошкольного возраста и младшего школьного возраста Т.А. Фотековой используется при первичной диагностике речевого развития учащихся с 1-15 сентября.
С помощью методики обследуются показатели:
фонематическое восприятие;
артикуляционная моторика;
звукопроизношение;
слоговая структура слова;
навыки языкового анализа;
грамматический строй речи;
словарь и словообразовательные процессы;
понимание логико-грамматических отношений;
связная речь.
При обработке результатов выводится процент успешности выполнения заданий. По итогам обследования составляется индивидуальный речевой профиль. Максимальное количество баллов – 200.
Выделяются 4 уровня успешности выполнения:
4 уровень – 100-80%
3 уровень – 79,9-65%
2 уровень - 64,9-50%
1 уровень - 49,9% и ниже
Результаты логопедической диагностики представлены в таблицах Название таблиц, используемых логопедом.
Указываются критерии оценки речевого развития той методики, которую вы выбираете (Общие итоговые уровни с оценкой. Всю методику переписывать не надо!). Если в вашем учреждении есть своя система мониторинга – внесите ее.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности построения рабочей программы
Содержание рабочей программы определяется в строгом соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов в 1 классе Литературное чтение (Обучение грамоте), Русский язык и основывается на использовании учебного материала.
Так как рабочая программа строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся, то количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Также учитель-логопед может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное содержание каждого модуля является основой для тематического планирования.
2.2. Содержание рабочей программы
Содержание 1 блока программы
Профилактика нарушений письменной речи
Данный блок программы рассчитан на учащихся 1 класса, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленные (ОНР, ФФНР). Продолжительность коррекционного периода с 1 сентября по 25 мая.
В поурочно-тематическом планировании графа Количество часов заполняется в соответствии с выбором логопеда количества часов на изучение определенного раздела. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 66 до 99 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического тематического планирования по учебным четвертям. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 35-40 минут. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.
Графа Программное содержание по предмету Русский язык заполняется в соответствии с тематическим планированием Федеральной рабочей программы НОО по учебному предмету Русский язык 1 класс, что позволяет учитывать уровень программных требований по русскому языку и литературному чтению. (Зависит от программы учителя начальных классов конкретного ОУ)
Таким образом, коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.
Система коррекционного обручения по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в данной программе условно делится на три уровня коррекции согласно модулям: Развитие фонетико-фонематической стороны речи, Развитие лексико-грамматической стороны речи, Формирование связной речи. Основы коммуникации. Условно рабочая программа согласно программному материалу по предмету Русский язык делится на два периода: Обучение грамоте и Русский язык. 1 класс (Систематический курс – в ПТП). Это влияет на структуру КТП,
Помимо этого выделяются 4-6 академических часа (в начале курса) на обследование состояния устной и письменной речи учащихся, 2-3 часа на ознакомительную беседу, уточнение пространственно-временных отношений; 4-6 часа (в конце курса) на выпускной диктант, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи, рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка на логопункте).
Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц, недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; поэтому работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.
Период обучения грамоте.
Содержание коррекционной работы на первом этапе – модуль Развитие фонетико-фонематической стороны речи (Количество часов зависит от программы учителя начальных классов, чтобы учитывалась преемственность в работе, важно, чтобы совпало общее кол-во часов за год)
На первом этапе коррекционно-логопедическая работа направлена на создание устно-речевых, общенациональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка чтения и письма.
Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение основных задач:
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение артикуляционных укладов гласных и согласных звуков.
Развитие слогового, фонемного анализа и синтеза слов: обучение простым формам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в начале, в середине, в конце слова); формирование сложных форм фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков); выполнение различных операций со звуковым образом слова (трансформационные упражнения со словами).
Коррекция нарушения звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных), на слогообразующую роль гласного звука. Ведется работа над составлением графических схем слогового состава слова с выделением места ударного и безударного слогов.
Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации согласных звуков. Даётся понятие о звонких и глухих звуках, сравниваются попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально тем учащимся, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам: сравнение и различение согласных звуков (сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых).
На данном этапе проводится работа по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (п-т, л-м), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (о-а, н-ю, л-я, и-у, х-ж, ш-щ). При этом главная задача — научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы.
Содержание коррекционной работы на втором этапе – модуль Развитие лексико-грамматической стороны речи (? часов).
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы: количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов). Одной из целей словарной работы является ознакомление учащихся с лексическим значением слова.
Работа на втором этапе коррекции включает следующее содержание:
Выделение слова из речевого потока.
Соотнесение слова и предмета (слова-предметы).
Соотнесение слова и названия действия (слова-действия).
Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих признаки.
Активизация и обогащение словаря по лексическим темам.
Отработка форм множественного и единственного числа существительных.
Образование новых слов различными способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки.
Содержание коррекционной работы на третьем этапе – модуль Формирование связной речи. Основы коммуникации (? часов).
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач: усвоение сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений; формирование монологической речи.
Третий этап коррекции начинается с работы над простым предложением:
Различение слова и предложения.
Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на образец и картинки).
Работа с деформированным предложением и текстом.
Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета.
Ведется работа по развитию у учащихся навыка синтаксического разбора простых распространенных предложений. Для отработки раздельного написания слов используются графические схемы предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Задания по составлению предложений из слов, восстановление деформированных предложений являются подготовительными упражнениями к собственному сочинительству. На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся специальные занятия с целью формирования связной речи:
Составление пересказа с опорой на картинки и без.
Составление коротких повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений и короткого текста.
На каждом уроке на всех этапах при изучении всех модулей идет непрерывный процесс формирования и развития навыков письма и чтения, направленный на профилактику специфических ошибок письма.
Учитывая то, что у учащихся 1 классов с нарушениями речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, составляющие базу формирования навыков чтения и письма (слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, мышление), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
Поэтому на всех этапах особое внимание уделяется:
развитию зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей заданный звук);
развитию зрительной памяти (сравнение, сопоставление, нахождение одинаковых букв;
развитию образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звукобуквенных связей);
развитию глазодвигательной активности (расширение зрительного поля);
развитию речеслухового восприятия;
развитию графо-моторных навыков.
Период Русский язык. 1 класс (Систематический курс)
Содержание коррекционной работы на первом этапе – модуль Развитие фонетико-фонематической стороны речи (? часа)
Коррекционная работа на фонетическом уровне направлена на решение основных задач:
развивать умение осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным);
развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики.
дифференциация гласных и согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков;
развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв, опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв.
На данном этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных. На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится и дифференциации согласных звуков.
Содержание коррекционной работы на втором этапе – модуль Развитие лексико-грамматической стороны речи (4 -6 часов).
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:
уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения;
развивать слоговой анализ и синтез слов различной звукобуквенной структуры;
учить различать и использовать в речевых конструкциях синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов.
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Осуществляется знакомство с явлением многозначности, не называя это явление, но объясняя суть. Отработка навыков согласования имени существительного и имени прилагательного, составления словосочетаний.
Модуль Формирование связной речи. Основы коммуникации (10-15 часов).
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:
учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений;
формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом;
учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.
Третий этап коррекции начинается с работы над простым предложением. Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Составление распространенных предложений по вопросам педагога. Ведется работа по развитию у учащихся навыка синтаксического разбора различных видов предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно.
На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся специальные занятия с целью формирования связной речи. Работа начинается с освоения разных видов пересказа (подробный и выборочный), затем переходит в этап работы над рассказом по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на заданную тему с использованием вежливых слов). Составление рассказа по серии картин, рассказа-описания из 3-5 предложений с опорой на план.
Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.
На каждом уроке на всех этапах при изучении всех модулей идет непрерывный процесс коррекции нарушений письма и чтения, а также направленный на профилактику специфических ошибок письма.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
Содержание 2 блока программы Коррекция и развитие звукопроизношения
Данный блок программы рассчитан только на учащихся 1 классов, имеющих нарушение звукопроизношения. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая. Работа по коррекции звукопроизношения ведется параллельно с обучением чтению и письму, дополняя ее.
Графы поурочно-тематического планирования рабочей программы Количество часов, Тема и содержание коррекционной работы заполняются в соответствии с выбором логопеда количества часов на изучение определенного раздела, лексических тем, направления развития психических процессов. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. (Например: опираясь на навыки произношения, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, начальные этапы автоматизации звуков пропускаются.) В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 66 до 99 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического тематического планирования. Занятия проводятся в индивидуальном порядке 2-3 раза в неделю по 20-30 минут. В структуре уроков на третьем этапе не менее половины времени занятия отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Однако речевой материал для письменных заданий неразрывно связан с автоматизацией корректируемых звуков.
2 блок программы состоит из модулей:
Обследование учащихся.
Содержание работы в данном модуле соответствует первичной диагностике речевого развития.
Подготовительный:
Содержание работы в данном модуле:
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
Развитие тонкой моторики кистей рук.
Формирование произносительных умений и навыков.
Содержание работы в данном модуле:
Устранение дефектов звукопроизношения (постановка звуков).
Автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь).
Работа над автоматизацией изучаемого звука в слогах:
знакомство с гласными как со слогообразующими звуками;
синтез слогов с изучаемыми согласными;
подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;
привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких согласных; твердых в мягких согласных.
придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков;
количественный анализ слогов, содержащих данный звук;
позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положению звуков;
составление схем слогов с помощью условных обозначений.
Работа над автоматизацией изучаемого звука в словах:
произнесение слов с заданным звуком по памяти;
подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр лото, домино и др.
группирование картинок по различным признакам в их назывании;
группирование слов по позиционному принципу, их про несение;
соревнование с придумыванием наибольшего количества слов с автоматизируемым звуком;
отгадывание загадок;
выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов;
дифференциация имен существительных единственного и множественного числа;
анализ слов по позиционному положению изучаемого звука.
Работа над автоматизацией изучаемого звука в предложениях:
дифференциация понятий текст - предложение - слово;
составление графических схем предложения;
составление предложений разных структур с опорой на схемы, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию;
выделение главных членов предложения (грамматической основы);
выделение и составление предложных конструкций;
составление предложения с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук;
развернутый ответ на вопрос;
составление фразы с заданным количеством слов;
изменение порядка слов во фразе;
изменение формы слов во фразе.
Работа над автоматизацией изучаемого звука в связной речи:
произнесение фраз правильно;
описание предмета или предметной картинки;
составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы;
восстановление порядка высказывания в небольших текстах;
пересказ текста;
совершенствование диалоговой речи.
развитие умения дифференцировать в произношении артикуляторно-акустически сходные звуки.
Работа над дифференциацией изучаемых звуков:
упражнения для развития фонематического восприятия: узнавание сходных звуковых образов в окружающем мире;
вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов (можно сигнальные карточки);
упражнения для развития фонематических представлений;
придумывание слогов, слов, предложений, текстов с дифференцируемыми звуками и др.
Таким образом (как видно из вышесказанного), коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.
3. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативно-просветительское.
Образовательный процесс в (название ОУ) реализуется в режиме пятидневной недели. Расписание занятий учитывает режим работы ОУ.
Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы (учащегося) определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2 раз в неделю.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: (выбираем нужное)
для группового занятия – 40 минут;
для подгруппового занятия – 30–40 минут;
для индивидуального занятия – 20–30 минут.
Коррекционные группы комплектуются учителем-логопедом, наполняемость группы 4-6 учащихся, имеющих однотипные нарушения. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции.
В процессе обучения проводятся занятия: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные. (выбираем нужное)
3.2. Условия реализации рабочей программы
3.2.1. Предметно-развивающая среда
(Укажите, какая РППС создана конкретно у Вас. Можете раскрывать данный пункт программы настолько подробно, насколько требуется в вашей организации.)
3.2.2. Методическое обеспечение
(Укажите здесь, какими материалами вы пользуетесь, вы можете раскрывать данный пункт программы настолько подробно, насколько требуется в вашей организации. Также должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании (мультимедийные программы, электронные учебники, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов и др.).) Можно добавить перечень технологий, которые вы применяете в работе.
Пример:
Учебно-методический комплекс Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов
УМК по чтению
Учебно-методическое пособие для учителя-логопеда:
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
Серия рабочих тетрадей для учащихся:
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2021.
Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2021.
Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2021.
Ишимова О.А., Сабельникова С.И. Чтение. Читаю и понимаю. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2021.
УМК по письму
Учебно-методическое пособие для учителя-логопеда:
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
Серия рабочих тетрадей для учащихся:
Ишимова О.А. Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Учебное пособие для учащихся 1 класса – М.: Просвещение, 2021.
Авторский учебно-методический комплекс
Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг // Программно-методические материалы. – М.: Редкая птица, 2018.
Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий // Программно-методические материалы. – М.: Редкая птица, 2018.
Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учим буквы! // Рабочая тетрадь. 1 часть. – М.: Редкая птица, 2018.
Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учим буквы! // Рабочая тетрадь. 2 часть. – М.: Редкая птица, 2018.
Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Стань буквой. Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников. – М.: Редкая птица, 2017.
Перечень используемых лицензионных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к модулям и разделам рабочей программы
Блок 1 Профилактика нарушений письменной речи.
Блок 2 Коррекция нарушений устной речи.
Название электронного образовательного ресурса
Раздел/(тема) программы
Программа для проведения речевого интерактивного экспресс-обследования, М.: ООО Мерсибо, 2023.
Блок 1 – 2. Обследование устной и письменной речи, обследование неречевых психических процессов.
Программа для обследования навыка чтения и письма у младших школьников, М.: ООО Мерсибо, 2023.
Блок 1. Обследование письменной речи, обследование неречевых психических процессов.
Интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого Русская Азбука,М.: Просвещение, 2018.
Блок 1. Модуль Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
Т.С. Овчинникова Логопедические распевки Электронное приложение к книге, ИПЦ КАРО, 2007.
Блок 2. Общая артикуляционная гимнастика. Формирование произносительных умений и навыков.
Т.С. Овчинникова Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения. Электронное приложение к книге, ИПЦ КАРО, 2008.
Блок 1 – 2. Все модули программы.
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык.
1 класс, М.: Просвещение, 2021.
Блок 1. Модули Развитие лексико-грамматической стороны речи, Формирование связной речи. Основы коммуникации.
Серия игр на развитие памяти, внимания, мышления Игровая карусель, М.: ООО Мерсибо, 2022.
Все модули программы. (При развитии неречевых психических процессов.)
Образовательная онлайн-платформа Учи.ру
Блок 1. Все модули программы.
Список литературы
1.Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и содержание работы школьного логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Форум, 2023.
2.ИшимоваО.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования. – М.: Просвещение, 2021.
3.Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
4.Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования.
8.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
9.Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
10.Розова Ю.Е., Коргобченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы. Сборник рабочих программ учителя-логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2018.
11. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, Постановление № 28 от 28.09.2020.
12.Федеральный закон Об образование в Российской Федерации № 124-ФЗ от 29.12.2012.
13.Федеральная рабочая программа НОО учебного предмета Русский язык (1-4 класс) [Электронный ресурс] - М.: Министерство просвещения РФ Единое содержание общего образования, Конструктор рабочих программ, методические материалы, 2022.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование логопедической работы с _____ группой учащихся 1 _____ класса

Кол.
час.
Дата
Тема и содержание коррекционной работы
Программное содержание по предмету Русский язык, Литературное чтение
Лексическая тема
(необязательная графа)
Развитие неречевых процессов
(необязательная графа)
план
факт
Диагностика речевого развития
1
4
Обследование устной и письменной речи.
Обследование неречевых психических процессов.
Обучение грамоте
Уточнение пространственно-временных отношений
2
Речь. Общее понятие. Устная и письменная речь.
Слово и предложение.
Летние
каникулы.
Развитие слухового внимания, памяти, абстрактного мышления.
3
Уточнение пространственно-временных отношений.
- определение схемы собственного тела, определение правого и левого направления в пространстве, определение пространственных взаимоотношений объектов, последовательность предметного ряда, графическое обозначение направлений;
- время, сутки, дни недели, месяцы, времена года, возраст.
Предложение.
Схема предложения. Различение слова и предложения.
Тело
человека.
Времена года.
Развитие временных, пространственных представлений. Развитие психологических предпосылок к обучению. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
4
Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции.
Понятие о гласном и согласном звуке. Условные обозначения звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Фонетика.
Звуки речи. Звуковая структура слова. Интонационное выделение звука в слове.
Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков.
Сезонные
изменения в природе
осенью.
Перелетные
птицы.
Развитие фонематических процессов. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
5
Гласные звуки и буквы.
-уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха, развитие простых форм звукобуквенного анализа и синтеза, выделение гласных I ряда из слогов и слов, ударение;
- знакомство со словами, обозначающими предмет, действие предмета;
- анализ и синтез простых нераспространенных 2-составных предложений, схема предложения.
Дифференциация гласных А - О - И. Выделение гласных из слогов и слов. Ударение.
Дифференциация гласных И - Ы. Развитие слогового анализа. Слоговая схема слова.
Дифференциация гласных А – О - У. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.
Фонетика. Звуковой анализ слова, знакомство со схемой и соотнесение звучания слова с предложенной схемой; работа со звуковыми схемами: построение схемы звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной схеме.
Определение места ударения. Различение гласных ударных
и безударных. Ударный слог.
Графика. Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласный звук [а]. Буква а, А.
Гласный звук [о]. Буква о, О.
Гласный звук [и]. Буква и, И.
Гласный звук [ы]. Буква ы.
Гласный звук [у]. Буква у, У.
Фрукты.
Овощи.
Грибы,
ягоды.
Растения.
Труд людей осенью.
Обобщение по теме Осень.
Развитие фонематических процессов. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков. Расширение активного словаря.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
6
Согласные звуки, буквы. Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик.
-уточнение понятий: твердый – мягкий, звонкий - глухой согласный (по мере изучения);
- обозначение твердости согласных гласными первого ряда;
- слоговой состав слова, слоговая схема слова.
Развитие фонематического анализа и синтеза односложных слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза двусложных слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза многосложных слов.
- анализ и синтез простых нераспространенных 2-составных предложений, схема предложения, распространение простого двусоставного предложения.
Фонетика. Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков.
Дифференциация парных по твёрдости – мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости – глухости звуков.
Звуки [н] и [н,], буква Н, н.
Звуки [с] и [с,], буква С, с.
Звуки [к] и [к,], буква К, к.
Звуки [т] и [т,], буква Т, т.
Звуки [л] и [л,], буква Л, л.
Звуки [р] и [р,], буква Р, р.
Графика. Буквы, обозначающие согласные звуки.
Школа.
Наш класс.
Учебные
принадлежности.
Семья.
Игрушки.
Обувь.
Одежда.
Головные уборы.
Сезонная
одежда.
Развитие речевой моторики, ручной моторики. Развитие фонематических процессов. Развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, расширение словарного запаса. Развитие познавательной активности.
Развитие умений работать по инструкции, умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
7
Развитие сложных форм фонематического анализа.
Развитие фонематического анализа и синтеза двусложных слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза трехсложных слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза многосложных слов.
- слоговой анализ и синтез слов, слоговые схемы;
- анализ и синтез предложений.
Фонетика. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи).
Звуки [в] и [в,], буква В, в.
Звуки [э] и [й,э], буква Е, е.
Звуки [п] и [п,], буква П, п.
Звуки [м] и [м,], буква М, м.
Графика. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Зима.
Перелетные и зимующие птицы.
Лесные
обитатели
готовятся к зиме.
Птицы.
Продукты.
Расширение активного словаря, совершенствование мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Осуществление анализа, синтеза, обобщение объектов и явлений. Ориентировка на разнообразие способов решения учебных задач, умение действовать по плану, соблюдая алгоритм.
8
Трансформационные упражнения со словами (добавление, исключение, перестановка, замена буквы).
Трансформационные упражнения со словами (добавление, исключение, перестановка, замена слогов).
Трансформационные упражнения со словами
(исключение гласных из слова).
- сравнение слов по звуковому составу и артикуляции, сопоставление звукового и буквенного обозначения слов, работа со словами-квазиомонимами;
- обозначение мягкости согласных гласными второго ряда, примеры исключений;
-анализ и синтез предложений, схемы предложений.
Фонетика. Дифференциация парных по твёрдости – мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости – глухости звуков. Звуки [з] и [з,], буква З, з.
Звуки [б] и [б,], буква Б, б.
Звуки [д] и [д,], буква Д, д.
Звуки [а] и [й,а], буква Я, я.
Звуки [г] и [г,], буква Г, г.
Звук [ч,], буква Ч, ч.
Графика. Овладение слоговым принципом русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я.
Зимние
забавы.
Зимние виды спорта.
Дикие и
домашние животные.
Животные и птицы.
Морское
путешествие.
Музыкальные
инструменты.
Посуда.
Продукты.
Совершенствование фонематических процессов. Развитие графо-моторных навыков. Работа над каллиграфией письма.
Развитие зрительно-пространственных функций. Обогащение словарного запаса.
Ориентировка на разнообразие способов решения учебных задач, умение действовать по плану, соблюдая алгоритм.
9
Буква Ь в конце слова, как показатель мягкости согласного звука. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Буква Ь в конце, в середине слова. Развитие слогового анализа, перенос слов.
Фонетика. Графика. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Функция букв ь и ъ. Разделительный мягкий знак.
Рыбы.
Слова
различных
лексических групп.
Развитие мыслительных процессов, зрительного и слухового внимания, памяти. совершенствование самоконтроля.
Развитие лексико-грамматической стороны речи
10
Работа над словом. Слова, обозначающие предмет.
Работа над словом. Слова, обозначающие действие предмета.
Работа над словом. Слова, обозначающие признаки предмета.
Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета, признаки предмета.
- графическое изображение слов различной сло-говой структуры, смыслоразличительная роль ударения;
- схема предложения с условными обозначениями слов.
Звук [ш], буква Ш, ш.
Звук [ж], буква Ж, ж.
Звуки [о] и [й,о], буква Ё, ё.
Звук [й,], буква Й, й.
Слова, которые отвечают на вопрос: Кто? что? Какой, какая, какое? Что
делает? Что делают?
Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу).
Весна.
Признаки весны.
Сезонные
изменения в природе.
Транспорт.
Расширение и обогащение активного словаря. Совершенствование фонематических процессов, развитие слухового внимания, памяти.
Ориентировка на разнообразие способов решения учебных задач.
Формирование связной речи. Основы коммуникации
11
Обобщение: слово, словосочетание, предложение.
Развитие умения выделять предложение из потока речи. Определение границ предложения.
Определение количества и последовательности слов в предложении.
Развитие умения составлять простое распространенное предложение.
Знакомство с предлогами. Анализ предложений с предлогами.
Звуки [х] и [х,], буква Х, х.
Звуки [у], [й,у], буква Ю, ю.
Звук [ц], буква Ц, ц.
Звук [э], буква Э, э.
Звук [щ,], буква Щ, щ.
Звуки [ф] и [ф,], буква Ф, ф.
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения.
Профессии.
Перелетные птицы.
Цветы.
Слова
различных
лексических групп.
Профессии.
Инструменты.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения, действовать по плану, соблюдая алгоритм, совершенствование орфографической зоркости, каллиграфии письма.
12
Текст. Признаки текста. Заглавие.
Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.
Составление рассказа по серии картин, вопросам, по опорным словам.
-работа с предлогами в, на, с, в, из, по, у, к, от.
Фонетика. Буква ъ.
Письмо под диктовку слов и предложений. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста (не более 5 предложений).
Путешествие.
Насекомые.
Поздняя
весна.
Развитие связной речи, умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Расширение и обогащение активного словаря, развитие пространственно-временных отношений.
Систематический курс (Русский язык)
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
13
Звуки речи (классификация). Гласные звуки. Уточнение артикуляции.
Согласные звуки. Уточнение артикуляционных характеристик.
Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.
Слова
различных
лексических групп
Развитие речевой моторики, ручной моторики. Развитие фонематических процессов. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности
14
Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза трехсложных слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.
- слоговой анализ, деление на слоги для переноса, ударение, звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд, трансформационные упражнения со словами;
-составление слоговых и звуко-буквенных схем.
Фонетика.
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Слова
различных
лексических групп
Развитие речевой моторики, ручной моторики, тактильного восприятия. Развитие фонематических процессов, слухового восприятия, памяти. Развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, расширение словарного запаса. Развитие самоконтроля, самооценки.
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I-II ряда
15
Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях, тексте.
Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах, предложениях, тексте.
Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте.
Дифференциация гласных Ы-И в слогах, словах, предложениях, тексте.
Дифференциация гласных Е-Э в слогах, словах, предложениях, тексте.
- произносительная и слуховая дифференцировка уточненных в произношении фонем, сравнение слов по звуковому составу и артикуляции, сопоставление звукового и буквенного обозначения слов, ударение, выделение ударных и безударных гласных;
- анализ и синтез предложений, схемы предложений.
Фонетика. Графика.
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
.
Слова
различных
лексических групп
Развитие речевой моторики, ручной моторики, тактильного восприятия. Развитие фонематических процессов, развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности (ответы на вопросы в соответствии с инструкцией, с использованием усвоенной терминологии).
Обогащение активного словаря.
Развитие графо-моторных навыков. Работа над каллиграфией письма.
Развитие самоконтроля, самооценки.
Развитие лексико-грамматической стороны речи
16
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.
.
- графическое изображение слов различной слоговой структуры, смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла).
.
Лексика.
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения .
Слова
различных
лексических групп
Расширение и обогащение активного словаря. Совершенствование полноценных учебных умений. Развитие мыслительных процессов, зрительного и слухового внимания, памяти, совершенствование самоконтроля.
Формирование связной речи. Основы коммуникации
Работа на уровне предложения
17
Предложение. Общее понятие. Схема предложения.
Анализ предложения. Связь слов в предложении.
Распространение предложения по вопросам, по схеме.
Восстановление деформированных предложений.
Составление предложений по картине, по вопросам.
- анализ и синтез предложений, схема предложения, уточнение значения предлогов, графическое обозначение предлогов.
- формирование навыков грамматического структурирования.
Синтаксис.
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Слова
различных
лексических групп
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Расширение и обогащение активного словаря. Развитие пространственно-временных отношений.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности (формулирование задания при выполнении заданий, оценка своей работы и работы товарищей, соблюдение речевого этикета, составление устных высказываний с элементами творчества).
Работа на уровне текста
18
Текст, части текста, основная мысль, заглавие.
Восстановление деформированного текста (3-4 предложения).
Пересказ по серии картин и вопросам.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, вопросам, опорным словам.
Развитие речи.
Текст как единица речи (ознакомление). Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок на основе наблюдения.
Слова
различных
лексических групп
Развитие связной речи, умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Расширение и обогащение активного словаря.
Совершенствование самоконтроля.
Диагностика речевого развития
19
Повторение изученного материала.
Списывание с печатного и рукописного текста. Диктант.
Анализ итоговых контрольных работ.
Оценка динамики речевого развития учащихся.
Повторение изученного материала.
-.
Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
* КТП – на каждую группу/индивидуального ученика свое со своими датами, согласно расписанию.
Далее добавляется КТП (к нужному групповому или индивидуальному КТП) по звукопроизношению, согласно диагнозам учащихся.
**КТП по звукопроизношению представлены отдельным документом.
Приложение 2
Лист коррекции рабочей программы

Номер занятия по ПТП
Дата
фактического проведения
Причина корректировки
Корректирующие действия
(изменение кол-ва часов на изучение темы (уплотнение), объединение уроков, тема вынесена на самостоятельное изучение)
27
36
-