Публикации Фонд оценочных средств

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фонд оценочных средств
Автор: Фоменко Ирина Васильевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБОУ СПО ЛНР «РТЭК») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной дисциплинеОДБ.01 «Русский язык» Специальность: 13.02.13 «Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 2024РАССМОТРЕН И СОГЛАСОВАНЦикловой комиссией общеобразовательных дисциплинПротокол № от « ____» ____2024 г. Председатель цикловой комиссии_________________А. Ш. Белокур Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине ОДБ.01 «Русский язык» разработан на основе требований ФГОС СОО и Приказа от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, а также в соответствии с учебным планом по специальности  13.02.13 «Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».Цель создания фонда оценочных совершенствование содержания общеобразовательной дисциплины для формирования профессионально значимых компетенций. Фонд оценочных средств представлен комплектом контрольно-оценочных средств.УТВЕРЖДЕН:Заместителем директора по учебной работе_________________И. А. ДьяченкоСоставитель: Фоменко И. В., преподаватель русского языка и литературы Содержание
  • Фонды оценочных средств: для входного контроля, текущего контроля и промежуточной аттестации
  • Пояснительная запискаФонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине ОДБ.01 «Русский язык» разработан на основе требований ФГОС СОО и Приказа от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.Основная цель создания фонда оценочных УМКсовершенствование содержания общеобразовательной дисциплины для формирование профессионально значимых компетенций. Фонд оценочных средств представлен комплектом контрольно-оценочных средств.
  • Описание контрольно-оценочных средств.
  • Фонд оценочных средств для входного, текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации разработан для оценки уровня освоения студентами планируемых результатов. В ФОС раскрыта типология оценочных ситуаций и заданий текущей и промежуточной аттестации по итогам освоения разделов основного содержания ОД. Структурные элементы ФОС по дисциплине:
  • результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке;
  • описание контрольно-оценочных средств;
  • разноформатные задания для текущей аттестации по дисциплине;
  • разноформатные задания для рубежного контроля по дисциплине;
  • разноформатные задания для промежуточной аттестации по дисциплине.
  • Кроме оценочных заданий, ФОС включает эталоны ответов к некоторым заданиям, а к типовым - алгоритмы решения либо ориентировочную основу действий.Оценочные средства направлены на формирование планируемых результаты по указанной теме в рабочей программе.Оценочные средства для входного контроля по русскому языку.В качестве входного контроля по русскому языку используется комплексная диагностическая работа: текст, в котором нужно расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы, тестовое задание и морфологический разбор части речи). Удобство данной работы состоит в том, что она включает в себя вопросы по всем основным темам орфографии и пунктуации, что позволяет выделить наиболее сложные для освоения темы - как для отдельного обучающегося, так и для группы в целом. После проверки и обсуждения результатов в дальнейшем уделяется большее внимание тем вопросам, которые вызвали наибольшие затруднения у группы; обучающиеся, в свою очередь, оценивают уровень собственных знаний.Оценочные средства для текущей аттестации по русскому языку.В ФОС используются различные формы текущей аттестации на каждом практическом занятии: краткий тест, проверяющий усвоение теоретического материала, или выполнение упражнений в соответствии с изучаемой темой. В зависимости от уровня подготовки обучающихся используются задания разной сложности.Оценочные средства для рубежного контроля по русскому языку.Проведение рубежного контроля осуществляется после изучения определенного раздела в соответствии с программой дисциплины. Это, например, итоговая контрольная работа по теме, сочетающая в себе несколько типов заданий. Более простым вариантом рубежного контроля является использование теста.Планируемые результаты освоения дисциплиныСодержания образовательной программы «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов освоения дисциплины на базовом уровне подготовки, подлежащих проверке (Таблица 1). Сформированные у студентов знания и умения используются в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства; приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный предмет.Перечень общих компетенций специальности, которые формируются при освоении общеобразовательной дисциплины «Русский язык» (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по специальности):ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.2.Фонды оценочных средств: для входного контроля, текущего контроля и промежуточной аттестацииОсновное содержание ОД.
  • Контрольно-оценочные материалы для входного контроля
  • Входной контроль представляет собой работу над текстом и проверяет следующие знания и умения (Таблица 2)Задание для входного контроляЗадание № 1.Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.Ст..рик с мальчиком и с..бакой обошли весь дачный п..сёлок и уже соб..рались сойти к морю. (По) левую сторону ост..валась еще одна, последняя дача. Её (не)было видно (из)за высокой каме(н,нн)ой стены над которой возвышались запыле(н,нн)ые кипарисы, похожие на дли(н,нн)ые (черно)серые веретена. Только сквозь чугу(н,нн)ые ворота похожие своей пр..чудливой резьбой на кружево можно было рас..мотреть уголок свежего, точно (ярко)зеленого ш..лка, газона, круглые цветочные клумбы и вдали, на заднем плане, крытую сквозную аллею. Посередине газона стоял садовник пол..вавший из дли(н,нн)ого рукава-шланга розы. Он пр..крывал пальцем отверстие трубы и от этого в фонтане бе..численных брызг со..нце играло всеми цветами радуги.Задание № 2.Выберите и выпишите правильный вариант ответа.
  • В каком слове есть согласный звук [c]?
  • несгораемый
  • узкий
  • разговор
  • пятьсот
  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (записать правильный вариант).
  • служебные пропуска
  • пропуски занятий
  • работа в аэропорту
  • заключить выгодные договора
  • В каком из данных слов есть приставка, корень, три суффикса и нет окончания?
  • последовательность
  • притаившись
  • увереннее
  • простительно
  • В каком(-их) ряду(-ах) во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
  • Медвеж..нок, деш..вый, за стриж..м
  • с ключ..м, ремеш..к, окруж..н
  • луч..м, танц..вать, ш..рох
  • бесш..вный, скач..к, над саранч..й
  • Задание № 3
  • Проведите морфологический разбор одного (на выбор) имени существительного.
  • План морфологического разбора имени существительного:
  • Общее грамматическое значение.
  • Начальная форма.
  • Постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное или неодушевленное,
  • род,
  • склонение.
  • Непостоянные признаки:
  • число,
  • падеж.
  • Синтаксическая роль.
  • Эталон ответаЗадание № 1.Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.Старик с мальчиком и собакой обошли весь дачный посёлок и уже собирались сойти к морю. По левую сторону оставалась еще одна, последняя дача. Её не было видно из-за высокой каменной стены, над которой возвышались запыленные кипарисы, похожие на длинные черно-серые веретена. Только сквозь чугунные ворота, похожие своей причудливой резьбой на кружево, можно было рассмотреть уголок свежего, точно ярко-зеленого шелка, газона, круглые цветочные клумбы и вдали, на заднем плане, крытую сквозную аллею. Посередине газона стоял садовник, поливавший из длинного рукава-шланга розы. Он прикрывал пальцем отверстие трубы, и от этого в фонтане бесчисленных брызг солнце играло всеми цветами радуги.Задание № 2.Выберите и выпишите правильный вариант ответа.
  • В каком слове есть согласный звук [c]?
  • б. узкий
  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (записать правильный вариант).
  • г. заключить выгодные договора
  • В каком из данных слов есть приставка, корень, три суффикса и нет окончания?
  • б. притаившись
  • В каком(-их) ряду(-ах) во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
  • г. бесшовный, скачок, над саранчой Задание № 3
  • Проведите морфологический разбор одного (на выбор) имени существительного.
  • Критерии оценки:
  • «5» - задания выполнены верно, допущена 1 ошибка
  • «4» - верно выполнены задания № 1 и № 2, допущено 2 ошибки
  • «3» - выполнено только задание № 1, допущено до 5 ошибок.
  • «2» - в работе допущено более 5 ошибок, выполнено только задание № 1
  • Планируемые результаты: Устный и письменный опрос (базовый уровень) Перечень тем для устного и письменного опроса.Раздел 1. Язык и речь.1.Основные функции языка. Происхождение языка.2.Язык как система знаков.3.Звук и буква. Принципы выделения частей речи в русском языке.Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография.1.Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы.2. Основные виды языковых норм.3.Орфоэпия и орфоэпические нормы.4.Морфемика и словообразование.5.Морфологитческие и неморфологические способы словообразования.6.Лексико-грамматические разряды существительных.7. Лексико-грамматические разряды прилагательных.8. Лексико-грамматические разряды числительных.9. Разряды местоимений по семантике.10.Система грамматических категорий глагола.11. Причастие и деепричастие как особые формы глагола.12. Семантика наречия, его морфологические признаки.Раздел 3. Синтаксис и пунктуация.1.Основные единицы синтаксиса.2.Основные типы сложного предложения.Раздел 4. Прикладной модуль. 1.Основные аспекты культуры речи.2.Функциональные стили русского литературного языка.Роль лингвистических знаний в становлении будущего специалиста.
  • Терминология и профессиональная лексика.
  • Нормы речи будущего специалиста.
  • Виды и жанры специальности.
  • Виды документов специальности.
  • Виды публичных выступлений специальности.
  • Основа действий обучающегося при подготовке к выполнению данного задания:1. Ознакомиться срекомендованной литературой: учебниками, справочниками, словарями, Интернет-ресурсами по теме семинара.Изучить материалы лекционного занятия.2. Обратить внимание на термины, понятия, ключевые слова, прояснить их значение.3. Подобрать (или изучить рекомендованную преподавателем) дополнительную литературу для понимания неясных вопросов.4. Составить тезисы выступления.Критерии оценки:- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если его ответы доказательны, аргументированы и непротиворечивы, речь логична, последовательна, соответствует нормам устной речи;
  • оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если его ответы недостаточно доказательны, аргументированы и непротиворечивы, в речи наблюдается нарушение последовательности и логичности, несущественные нарушения норм устной речи;
  • оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если его ответы недоказательны, не аргументированы и противоречивы, речь бессодержательна наблюдаются существенные нарушения норм устной речи
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если у него нет ответа на поставленные вопросы или ответы не соответствуют тематике изученного материала.
  • Планируемые результаты:Темы рефератов, эссе, сообщений. Темы рефератов:
  • Лексика русского с точки зрения происхождения.
  • Лексикограф В.И. Даль и его словарь.
  • 3.Лексический состав русского языка с точки зрения употребления.4.Ломоносов М.В. и его вклад в изучение русского языка.5.Русские пословицы и поговорки.6.Исконно русская и заимствованная лексика.7.Использование библейских выражений в речи.8.Современный молодежный жаргон.9.Тропы и их употребление в устной и письменной речи.10.Лексика иностранного происхождения и особенности её употребления в современном русском языке.Ориентировочная основа действий обучающегося при подготовке к выполнению данного задания:1. Ознакомиться срекомендованной литературой: учебниками, справочниками, словарями, Интернет-ресурсами по теме реферата.2.Изучить материалы лекционного занятия.3.Обратить внимание на термины, понятия, ключевые слова, прояснить их значение.4.Подобрать (илиизучить рекомендованную преподавателем) дополнительную литературу для понимания неясных вопросов.5.Составить текст реферата.6.Подготовить презентацию. Критерии оценки - оценка «отлично» выставляется студенту, если соблюдены все требования, предъявляемые к написанию реферата, автор проявил самостоятельность и творческий подход при изложении материала, использовал необходимую литературу; - оценка «хорошо» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к реферату, при этом автор проявил самостоятельность и творческий подход, использовал необходимую литературу;- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к заданию, изложенный материал недостаточно аргументирован.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задание не выполнено или выполнено формально.
  • Планируемые результаты:Темы эссе: 1. Что значит быть культурным человеком? 2. Красота родной природы. 3. Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности? (Иностранные слова в речи моих современников). 4. Мое будущее в 2050 году.Основа действий обучающегося при подготовке к выполнению данного задания:
  • Ознакомиться с рекомендованной литературой: учебниками,
  • справочниками, словарями,Интернет-ресурсами,произведениямихудожественной литературы.
  • Изучить материалы лекционного занятия по структуре и содержанию эссе.
  • Обратить внимание на формулировку тезиса и подобрать не менее двух примеров для аргументации точки зрения.
  • Сформулировать выводы.
  • Написать эссе.
  • Критерии оценки:
  • оценка «отлично» выставляется студенту, если соблюдены все требования, предъявляемые к написанию эссе, автор проявил самостоятельность и творческий подход при изложении материала, использовал необходимую литературу;
  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к написанию эссе, при этом автор проявил самостоятельность и творческий подход, использовал необходимую литературу;
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к заданию, изложенный материал недостаточно аргументирован.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задание не выполнено или выполнено формально.
  • Планируемые результаты:Темы сообщений:1. Теории возникновения языка.2. Речевая норма и патология3. Языковая норма.4. Виды речевых нарушений.5. Качества речи.6. Нормы речи: орфоэпия7. Нормы письменной речи: орфография и пунктуация.8. Речевые ошибки.9. Грамматические ошибки.10. Орфографические ошибки.11. Пунктуационные ошибки.Основа действий обучающегося при подготовке к выполнению данного задания:1. Ознакомиться срекомендованной литературой: учебниками, справочниками, словарями, Интернет-ресурсами по теме сообщения. 2. Изучить материалы лекционного занятия.
  • Обратить внимание на термины, понятия, ключевые слова, прояснить их значение.
  • Подобрать (илиизучить рекомендованную преподавателем) дополнительную литературу для понимания неясных вопросов.
  • Написать сообщение.
  • Подготовить презентацию к тексту сообщения.
  • Критерии оценки:
  • оценка «отлично» выставляется студенту, если соблюдены все требования, предъявляемые к выполнению данного вида задания, автор проявил самостоятельность и творческий подход при изложении материала, использовал необходимую литературу;
  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к выполнению данного вида задания, при этом автор проявил самостоятельность и творческий подход, использовал необходимую литературу;
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к заданию, изложенный материал недостаточно аргументирован.
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задание не выполнено или выполнено формально.
  • Планируемые результаты: Тестовые задания Раздел 1. Язык и речь. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Тест1. Какая из следующих функций не является функцией языка? А. коммуникативная; Б. эстетическая; В. этическая; Г. эмоциональная.2. Какое из утверждений является неверным? А. Язык – это система знаков. Б. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. В. Речь ограничивается только языковыми средствами. Г. Речь бывает внешней и внутренней. Д. Культура речи связана прежде всего с литературным языком.3. Настроиться на «психологическую волну» собеседника – это значит: А. делиться своими мыслями по поводу интересующей вас проблемы; Б. стараться задавать вопросы собеседнику по поводу услышанного; В. улыбаться, активно жестикулировать, дать возможность высказаться собеседнику; Г. разговаривать с собеседником, стремясь смотреть на проблему его глазами, при этом отражая его мимику, позу, жесты; Д. стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника.4. Какие качества речи являются коммуникативными? А. эмоциональность; Б. чистота; В. логичность; Г. многообразие; Д. доступность.5. Какие категории текста являются основными? А. эмоциональность и логичность; Б. связность и выразительность; В. структурность и смысловая законченность; Г. смысловая связность и цельность; Д. последовательность и завершенность.6. Отличительным признаком устной речи является: А. возможность редактирования порождаемых текстов; Б. отсутствие звукового и визуального сопровождения; В. малый объем создаваемых текстов; Г. более позднее, по сравнению с письменной формой, возникновение;7. Какие стили называются экспрессивными? А. торжественный; Б. художественный; В. официальный; Г. шутливый; Д. низкий.8. Коммуникативно-значимыми элементами речи являются: А. молчание; Б. невербальные средства; В. социальный статус; Г. правильность.9. Речевая ситуация включает следующие компоненты: А. участники общения; Б. невербальные средства общения; В. уровень владения языком; Г. обратная связь между участниками общения; Д. место и время общения.10. Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки. А. Орфоэпический. Б. Лексический. В. Морфологический. Г. Синтаксический. А. Жалко этого животного. Б. По выходным я со своим классом гуляем, ходим в кино. В. Вдруг послышались крики, свисты и топоты. Г. В завершении обоих дней этого мероприятия – концерт для детей. Д. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфографияТест
  • НЕ пишется слитно со всеми словами ряда …
  • (не)кланяясь в пояс, (не)доразумение, (не)мог заснуть, отвечал очень (не)брежно;
  • (не)облагаемый, (не)подсудное дело, полный (не)вежда в музыке, (не)сколько;
  • (не)веселый, а грустный взгляд; (не)шестой, река была (не)широка, (не)кого спросить;
  • юноша крайне (не)вежлив, вести себя (не)принужденно, душевные (не)взгоды, (не)видеть леса.
  • НЕ пишется слитно со всеми словами ряда …
  • (не)редко приходил, (не)обычный, (не)победимый; говорить (не)громко, но понятно;
  • (не)идет работа, (не)допек, (не)переводимый, (не)рад встрече;
  • (не)возможно выполнить, (не)восьмой, (не)сегодня, (не)доразумение.
  • (не)долет, (не)проверяемый, (не)намерен молчать, (не)куда.
  • НЕ пишется слитно со всеми словами ряда …
  • (не)забываемые дни, слова (не)расслышаны; прыгнул (не)высоко, а низко; (не)давая опомниться;
  • совершенно (не)освещенная комната, (не)пользуясь успехом, (не) найдя выхода, (не) с кем встретиться ;
  • (не)достает выдержки, (не)сколько вопросов, (не)я виноват, поступил далеко (не)смело;
  • (не)дорогой, но красивый ситец; еще (не)хоженые тропы, (не)что новое, (не)откуда ждать помощи.
  • Буква Ъ пропущена во всех словах ряда …
  • об…ятья, в…южный, из…ян;
  • в…езжать, с…экономить, фельд…егерь;
  • ин…екция, барел…еф, об…ект;
  • об…единение, пан…европейский, вз…ерошить.
  • Буква Ь пропущена вовсех словах ряда …
  • ден…щик, лиш…, из убежищ …;
  • постич…, вскач…, колосистая рож…;
  • русская печ…, ключ…, занавес…те;
  • зажеч…, воздух свеж…, упряж…
  • Буква О пропущена во всех словах ряда …
  • прич…м, петуш…к, намеренный подж…г;
  • копч…ности, Печ…рин, чуж…й;
  • лж…т, галч…нок, ш…мпол;
  • ш…ссе, Ш…лохов, сильный ож…г.
  • 7. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда...
  • (не)слушал задание, (не)дальновидный человек, очень (не)продуманное решение, (не)кому позвонить
  • (не)дающий ответа, (не)один ты устал, (не)мало воды утекло, обед (не)готов
  • (не)лепый поступок, (не)кого спросить, (не)достает терпения, (не)обитаемый остров
  • (не)дуг, нести (не)суразицу, (не)обладающий тактом; (не)интересно, но необходимо
  • 8. Одна и та же буква пропущена во всех словах ряда...
  • в…кансия, к…ламбур, б…хрома
  • абон…мент, вин...грет, б...нокль
  • прив…легия, арт…ллерия, з…фир
  • г...рдероб, г…строном, пап...ротник
  • 9. НЕ пишется раздельно со всеми словами ряда...
  • (не)забываемые дни, слова (не)расслышаны; прыгнул (не)высоко, а низко; (не)давая опомниться
  • совершенно (не)освещенная комната, (не)пользуясь успехом, (не)найдя выхода, (не)с кем встретиться
  • (не)дорогой, но красивый ситец; ещё (не) хоженые тропы, (не)что новое, (не)откуда ждать помощи
  • (не)достаёт выдержки, (не)сколько вопросов, (не)я виноват, поступил далеко (не)смело
  • 10. Буква О пропущена во всех словах ряда...
  • ш…в, ш...мпол, ч...порный
  • ш..рох, туш..ный, печ..нка
  • ж…сткий, медвеж…ок, свеж…
  • упрощ…нный, ч…рствый, волч…нок
  • 11. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда...
  • (не)идёт работать, (не)допёк, (не) переводимый, (не)рад встрече
  • (не)редко приходил, (не)обычный, (не)победимый;
  • говорить (не)громко, но понятно
  • (не)долет, (не)проверяемый, (не)намерен молчать, (не)куда
  • (не)возможно выполнить, (не)восьмой, (не) сегодня,
  • (не)доразумение12. Буква Ё пропущена во всех словах ряда,..
  • ж…кей, изж…га, ж…рдочка
  • ш…ры, туш…ный, ноч…вка
  • пощ…чина, суш…ный, чеч…тка
  • ж…сткий, медвеж…нок, ш…в
  • 13. Буква Ь пропущена во всех словах ряда.
  • молодеж…, ушьёш..., растолоч…
  • восемь груш…, испеч… булку, товарищ…
  • пелена туч…, какая-то блаж…, увлеч…ся
  • камен…щик, вскач…., прижеч…
  • 14. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда...
  • (не)решительность характера, (не)дам ни глоточка, (не)отразимость доводов, (не) приглядный поступок
  • (не)вырастил ни зёрнышка, (не)десятый маршрут; (не)попугай, а орёл; (не)увязка в работе
  • (не)слушая оппонентов; путь (не)близок, а далёк; (не)дальновидный человек, (не) смотря по сторонам
  • (не)дозрелый арбуз, (не)казистая фигура, вижу (не)кошенный луг, (не)ласковый и надменный ухажёр
  • Тест1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),Б) изучается звуковая сторона слова,В) изучаются правила правописания слов,Г) изучается история слова,Д) изучается лексическое значение и употребление слов.2. Что такое основа?А) главная значимая часть слова, Б) значимая часть слова перед корнем,В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,Г) значимая часть слова без корня,Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:А) вымести,Б) подмету,В) подметенный,Г) подметавший,Д) метет.4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:А) молчание, Б) сдержанный,В) опасно,Г) городской,Д) давненько.5. Укажите способ образования видовой пары глаголов: прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.А) суффиксальный, Б) приставочный,В) перенос ударенияГ) приставочно-суффиксальный,Д) безаффиксный.6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?А) только после основ на мягкий согласный и Ц,Б) после основ на мягкий согласный и гласные,В) после основ на мягкий согласный,Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,Д) после основ на шипящий и Ц.7. Определите, какой вариант схем соответствует словам: слушатель, сверхсекретный, приукрасить.А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.8. Определите способ образования существительного учительская:А) суффиксальный; Б) переход из одной части речи в другую;В) сложение основГ) приставочно-суффиксальный,Д) безаффиксный.9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:А) суффикс,Б) два суффикса,В) приставка и суффикс,Г) приставка,Д) соединительной гласной Е.10. Какое слово образовано путём сложения основ:А) настенный,Б) подоконник,В) пешеходный,Г) ВУЗ,Д) кресло-кровать.Тест
  • Грамматическая ошибка допущена в одном из словосочетаний ряда …
  • гораздо умнее, обе дочери;
  • бухгалтеры предприятий, молодые доктора;
  • опытные шофера, вкусные торты;
  • килограмм мандаринов, пара чулок.
  • Грамматическая ошибка допущена в одном из словосочетаний ряда …
  • запах мандарин, нет новых чулок;
  • новый тюль, пара джинсов;
  • тонна яблок, несколько брелоков;
  • черная вуаль, неизвестные профессора.
  • Грамматическая ошибка допущена в одном из словосочетаний ряда …
  • различные сорта, без полутора минут;
  • ярче солнца, ажурная шаль;
  • худший вариант, ехайте быстрее;
  • на переднем плане, младше по званию.
  • К среднему роду относится существительное …
  • шумные пони;
  • новые галифе;
  • военные атташе;
  • австралийский кенгуру.
  • Существительные только среднего рода приводятся в ряду …
  • такси, тюль, визави;
  • харчо, бра, непоседа;
  • манто, панно, протеже;
  • бюро, пенсне, капри.
  • Неверным является вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.)… Цветы для
  • Алесандра Сердитых (Сердитых);
  • Ольги Финн (Финн);
  • Андрея Цвигун (Цвигун);
  • Петра Горобченко (Горобченко).
  • Неверным является вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.)… Цветы для …
  • Анны Долгих (Долгих);
  • Стаса Пьехи (Пьеха);
  • Андрея Данилки (Данилко);
  • Марии Хаврич (Хаврич).
  • Нет ошибки в употреблении числительного (-ых) в предложении…
  • Причалил теплоход с восемьсот сорока шестью экскурсантами.
  • Смежная стоимость второй очереди канала составляет более четыреста пятьдесят пять миллионов.
  • Наша спортивная база находится в шестьсот восьмидесяти пяти километрах от города.
  • Из тысячи ста девяти важнейших объектов было введено лишь восемьсот шестьдесят семь.
  • Нет ошибки в употреблении числительного (-ых) в предложении …
  • В тысяча девятьсот девяносто третьем – девяносто четвёртом годах в структуре банков России происходили заметные изменения, связанные с увеличением как числа банков, так и уставного фонда действующих банков.
  • Частное от деления тридцати шести тысяч девятьсот шестидесяти на сорок две равно восемьсот восемьдесят.
  • Сумма сорока двух тысяч ста шестидесяти и пятидесяти восьми равна сорока двум тысячам двести двадцати четырем, а разность сорока двум тысячам ста восьми.
  • В последнее время создано и находилось в процессе учреждения около шестьсот негосударственных пенсионных фондов.
  • Нет ошибки в употреблении числительного (-ых) в предложении …
  • Для приготовления салата «Мартовский кот» потребуется двести граммов шампиньонов, двести граммов китайского салата, около сто пятьдесят граммов кедровых орехов и один лимон.
  • По рецепту Дарьи Дроздовской для приготовления десерта «Красота» вам потребуется одна айва, пятьдесят граммов сахара, сто пятьдесят граммов мороженого, тридцать пять граммов взбитых сливок и сорок – пятьдесят граммов белого вина.
  • Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.
  • Все двадцать три бригады, обслуживающие тысяча триста гектаров виноградников, на подряде.
  • Ошибка в употреблении местоимения допущена в предложении …
  • Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу.
  • Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
  • О себе он рассказывал мало.
  • Незаметно для себя я привык читать и брал книги из библиотеки с удовольствием.
  • Ошибка в употреблении местоимения допущена в предложении …
  • Лейтенант строго прикрикнул, чтобы слушались его и без приказа не сходили не сходили на берег.
  • Лучше всех птиц в темноте видят совы, их глаза улавливают даже слабый свет.
  • Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы своей не продам.
  • Когда Ноздрев насильно заставил Чичикова играть в шашки, он даже оробел.
  • Тест (Глагол)
  • Какой форме глагола соответствует написание –ться?
  • Инфинитиву (неопред. форме)
  • Форме 3-го лица
  • В каком словосочетании в глагольной форме пишется –тся?
  • Расстат..ся трудно с другом
  • Со слезами расстает..ся с другом
  • Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с –тся.
  • Кое-где только светят..ся узенькие окна.
  • Меж тем Руслан далеко мчит..ся.
  • Частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?
  • Нет
  • Да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия.
  • Да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.
  • Какие глаголы пишутся слитно с не?
  • (не) домогать, (не) годовать, (не) навидеть
  • (не) досолил суп, (не) достает зарплаты, (не) довыполнить задание
  • Какая гласная пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л?
  • е
  • я
  • В каком глаголе пишется и?
  • Кле..л
  • Та..л
  • Укажите глаголы I спряжения.
  • Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те
  • Просе..т, стел..шь, зеленее..т, красне..те, ропщ..т
  • Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?
  • Верт..шь головой
  • Бре..шься по утрам
  • Беж..шь быстро
  • Хоч..шь конфет
  • В каких глаголах повелительного наклонения следует писать ь?
  • Отреж…
  • Ляг…
  • Съеш…
  • Найдите глаголы с суффиксами -ова-, -ева-
  • Рассказ..вать, наста..вать, заинтересов..вать
  • Облиц..вать, продикт..вать, поссовет..вать
  • Тест (Причастие)
  • Найти словосочетание «причастие + существительное».
  • Могучий дуб
  • Спелый виноград
  • Соломенная крыша
  • Плывущий корабль
  • Укажите суффиксы действительных причастий.
  • -ящ
  • -ем
  • -енн
  • -вш
  • –ющ
  • В каких случаях в причастиях следует писать суффикс –ущ-/-ющ-?
  • Леч….ий врач
  • Грохоч….ий гром
  • Крас….ее вещество
  • Голубе….ий простор
  • В каких случаях следует писать е?
  • Размеш..нный чай
  • Та..вший снег
  • Брош..нный платок
  • Потер..нный билет
  • Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?
  • Лающий пес – имя прилагательное
  • Висящий замок – действительное причастие прошедшего времени
  • Крашеная яхта – страдательное причастие прошедшего времени
  • Накрытый стол – страдательное причастие прошедшего времени
  • От какого глагола можно образовать страдательное причастие настоящего времени?
  • Есть
  • Слышать
  • Бить
  • Жевать
  • Тест (Служебные части речи)
  • Сколько союзов в стихотворном отрывке?
  • А если, а если к трудуТы рвёшься от далей бесплотных, - Дай руку, товарищ плотник!Тебя я на верфь приведу.П.Антокольский
  • Один союз а
  • Два союза: а, если
  • Более двух союзов
  • Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкции, то укажите, какие конструкции связываются.
  • Главное и зависимое слово в словосочетании
  • Однородные члены предложения
  • Части (простые предложения) в составе сложного предложения
  • Назовите тип союза и определите, что он связывает.
  • Лев Павлович на ходу расстёгивал шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру.
  • Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств.
  • На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.
  • Сочинительный союз, связывающий однородные члены
  • Сочинительный союз, связывающий части сложносочиненного предложения
  • Подчинительный союз, связывающий части сложноподчиненного предложения
  • К какому разряду относятся сочинительные союзы?
  • А, но, зато, однако.
  • И, да, тоже, также.
  • Или, либо, то…то.
  • Соединительные
  • Разделительные
  • Противительные
  • К какому разряду относятся подчинительные союзы?
  • Иногда ему казалось, что он теряет сознание.
  • Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом…
  • Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною.
  • Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей.
  • Временные
  • Причинные
  • Целевые
  • Уступительные
  • Изъяснительные
  • Определите тип союза по строению.
  • А, и, что, хотя, как, словно.
  • Как будто, с тех пор как, потому что.
  • Простые союзы.
  • Составные союзы.
  • Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом-союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
  • На ней то(же) платье, что и вчера.
  • Так(же), как и много лет назад ….
  • Друзья то(же) приехали.
  • Луна скрылась. Звезды так(же) пропали.
  • Слитное написание
  • Раздельное написание слов с частицей же
  • Союз чтобы пишется слитно в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблен?
  • Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
  • Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
  • Раздел 3. Синтаксис и пунктуацияТестПунктуационные и синтаксические нормы1. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.1) Музыка… это язык души, это в звуках выраженная мысль.2) Древние греки говорили, что чувство меры… есть последний и высший дар богов человеку.3) Лучший способ сохранить друга… не предавать его.4) Книга для ума… что теплый дождь для всходов.2. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.1) Во всем… в теплых солнечных лучах, в щебетании птиц, в журчании ручьев… звучит весенняя симфония.2) Ни столба, ни стога, ни забора… ничего не было видно.3) Когда-то на острове… как белых… так и голубых песцов было великое множество.4) Погибший день, ты был ничтожен… и пуст… и мелочно тревожен.3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.1) Звенящие на ветру… стебли высохших трав покрывают дикую степь.2) Закон… живущий в нас… называется совестью.3) Лес… казавшийся мне до сих пор пустынным… вдруг оживился.4) Опрятней модного паркета блистает речка… льдом одета.4. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.1) Федотов… замечательный художник-реалист… был зачинателем критического направления в русской живописи.2) Офицер… товарищ Тушина… был убит в начале дела.3) Спят лайнеры… скитальцы океана.4) Мороз… владыка великой северной пустыни… сжимает воздух.5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.1) И голосов нестройный гул теряется, и караван идет… звеня издалека… и… низвергаясь сквозь туманы… блестит и пенится река.2) Метель кружит… засыпая глубоким снегом берег.3) Мы долго стояли и глядели, как… выбегая из-под темного полога льда… вода встречалась с солнцем.4) Трясогузки… раскачивая длинными хвостами… и… перескакивая с кочки на кочку… о чем-то весело переговаривались.6. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.1) К счастью… в стороне блеснул свет и помог мне выйти на дорогу.2) Душа моя… я помню… с детских лет чудесного искала.3) Однако… пора сказать несколько слов о том месте, куда мы приехали.4) Оба работника сидели на меже… вероятно… раскуривая общую трубку.7. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.1) Сидел рыбак веселый на берегу реки… и перед ним по ветру качались тростники.2) Прошло несколько лет… и обстоятельства привели меня в те самые места.3) У меня, я чувствовал, закипало на сердце… и поднимались к глазам слезы.4) Ночью шел дождь… да порывами бил сырой, пронизывающий ветер.8. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях.1) Я поспешил проститься… потому что ехал по весьма важному делу… и сел в кибитку.2) По мере того… как поднималось солнце… день теплел и веселел.3) Чувствуется… что этот человек знает много… и что у него есть своя мера.4) Замечено… что… если люди подолгу живут одиноко в тайге… они привыкают говорить вслух.9. Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.1) Выйду утром на крылечко, погляжу окрест… вьется речка недалечко, а за речкой лес.2) Еще выстрел… кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.3) Я оглядываюсь на Кремль… золотится Иван Великий.4) В счастье дружбой пользуются… в беде ее проверяют.10. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом как.1) Сердцем старайся сберечь… как звездное небо России… обычную русскую речь.2) Он… как огня… боялся фамильярности и держал себя очень сухо.3) Каждый день предстает передо мною… как праздник нежданный.4) Не видал я… как юность прошла стороной, как легла на виски седина.Тест (Словосочетание)1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: ГЛАГ.+ СУЩ. в Вин. П.:А) относиться по-товарищески;Б) рубить топором;В) преодолеть препятствие;Г) бежать по дорожке;Д) аплодировать артистам.2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:А) Наше завтра будет прекрасно.Б) Мы с Аликом принялись за работу.В) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.Г) «Аргументы и факты» — интересная газета.Д) Вчера произошло нечто странное.3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «ГЛАГ.+ НАРЕЧИЕ»:А) спрашивать совета;Б) стучать кулаком;В) очень темно;Г) ехать шагом;Д) собираться потанцевать.4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?А) в течение дня;Б) верная мужу;В) грустный взгляд;Г) поехал отдохнуть;Д) женщина – врач.5. Какое словосочетание связано способом управления?А) чуть – чуть прикоснуться;Б) прикоснуться к плечу;В) к больному плечу;Г) очень больно;Д) сразу обратился.6. Какое словосочетание связано способом примыкания?А) сразу обратился;Б) с радостью обратился;В) обратился к подруге;Г) к давней подруге;Д) двое из них.7. Какое словосочетание связано способом согласования?А) приду поговорить;Б) доволен одним;В) к моему сыну;Г) белый от боли;Д) мало-помалу привыкаю.8. Укажите глагольное словосочетание:А) чуть – чуть прикоснуться;Б) к моему сыну;В) к больному плечу;Г) очень больно;Д) двое из них.9. Укажите именное словосочетание:А) приду поговорить;Б) мало-помалу привыкаю;В) прикоснуться к плечу;Г) белый от боли;Д) с радостью обратился.10. Укажите наречное словосочетание:А) чересчур быстро;Б) любящая тебя;В) вышла замуж;Г) в чьих-то перчатках;Д) нечто странное.Ответы «Словосочетание» 1в, 2г, 3г, 4а, 5б, 6а, 7в, 8а, 9г, 10а.Задание-тест (Сложное предложение)1.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.1 вариант.Иногда казалось что он на постоялом дворе что ночной дождь шумит по навесу ворот и поминутно дергается звонит колокол над ним потому что приехали воры привели в эту непроглядную темь его жеребца и если узнают что он тут убьют его. Старик ходил под окнами с колотушкой но то казалось что он где-то далеко то Буян захлебываясь рвал кого-то с бурным лаем убегал в поле и вдруг снова появлялся под окнами и будил упорно брехал стоя на одном месте. Как только доходило до того чтобы встать гуще и чаще начинал стрекотать дождь гонимый ветром из темных полей и милей отца-матери казался сон.2 вариант.Молодой человек робким и трепетным шагом пошел в ту сторону где развевался вдали пестрый флаг то откидывающийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря то мгновенно покрывающийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том чтобы получить право на внимание улетавшей вдали красавицы тем более допустить такую черную мысль о какой намекал ему поручик Пирогов но ему хотелось только увидеть дом заметить где имеет жилище это прелестное создание которое казалось слетело с неба прямо на Невский проспект и верно улетит неизвестно куда.2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.1 вариант.Мы подумали что если сдадим вовремя зачеты то успеем подготовиться к экзаменам.Подул сильный ветер и когда поднялся страшный столб пыли мы остановились.2 вариант.Я боялся что если спрошу ее о чем-либо то она опять отвлечется в сторону.На лугу гулял ветерок и пока мы отдыхали ни один комар не пропищал над ухом3.Спишите, вставив пропущенные знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.1 вариант.Желаешь себе добра не делай зла другому.Самое главное было сделано мы переправились через реку.Чин следовал ему он службу вдруг оставил.Учись, мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.2 вариант.Будешь думать о хорошем мысли созреют в добрые поступки.Свойство зеркальце имело говорить оно умело.Лето припасает зима поедает.Художник – зеркало своей среды в нем отражается его общество, нация и время.Где-то собаки лают деревня, должно быть, близко.Условия выполнения заданий:Списать предложения, расставляя знаки препинания и графически их объясняя. Критерии оценки«5» — допущена 1 ошибка.«4» — допущены 2-3 ошибки.«3» — допущено 4- 5 ошибок.«2» — допущено 6 и более ошибок.
    -