Публикации
Психокоррекция эмоциональной сферы умственно отсталых детей средствами арт-технологий
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психокоррекция эмоциональной сферы умственно отсталых детей средствами арт-технологий
Автор: Янко Ольга Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психокоррекция эмоциональной сферы умственно отсталых детей средствами арт-технологий
Автор: Янко Ольга Юрьевна
Психокоррекция эмоциональной сферы умственно отсталых детей средствами арт-технологийЯнко Ольга ЮрьевнаАннотация: В статье рассматривается проблема психокоррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей посредством использования арт-технологий. Представлен теоретический обзор особенностей эмоционального развития детей с умственной отсталостью, обоснована эффективность арт-терапевтических методов в контексте их психокоррекционной работы. Представлены результаты эмпирического исследования, демонстрирующие положительное влияние арт-технологий на динамику развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей.Ключевые слова: умственная отсталость, эмоциональная сфера, психокоррекция, арт-терапия, арт-технологии, эмоциональный интеллект, дети с особыми образовательными потребностями.ВведениеПроблема эмоционального развития детей с умственной отсталостью (УО) является важной областью психолого-педагогических исследований. Эмоциональная сфера, как сложное и многогранное образование, играет ключевую роль в формировании личности, социальной адаптации и общем благополучии ребенка (Выготский, 1983; Рубинштейн, 2000). У детей с УО наблюдаются специфические особенности эмоционального развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы и проявляющиеся в ограниченности эмоциональных переживаний, трудностях в распознавании и дифференциации эмоций, сниженной эмоциональной регуляции, что негативно сказывается на их социальной адаптации и развитии (Лебединская, 1985; Лубовский, 1978).В связи с этим, актуальным является поиск и разработка эффективных методов психокоррекции, направленных на развитие и гармонизацию эмоциональной сферы детей с УО. Одним из перспективных направлений является использование арт-технологий, которые, благодаря своим специфическим особенностям, позволяют обходить интеллектуальный дефект и обращаться непосредственно к эмоциональным переживаниям ребенка (Киселева, 2005; Копытин, 2010).Теоретический обзорДети с УО часто испытывают трудности в выражении своих чувств и понимании эмоций других людей (Власова, 1969). Их эмоциональные реакции могут быть неадекватными ситуации, характеризуются импульсивностью и слабостью волевой регуляции (Певзнер, 1991). Эти особенности существенно затрудняют их общение, мешают усвоению социальных норм и формированию положительных межличностных отношений.Арт-терапия представляет собой вид психотерапии, основанный на использовании изобразительного искусства и других видов художественной деятельности для выражения и исследования эмоционального состояния человека (Лэндрет, 2006). Арт-технологии, включающие в себя живопись, графику, лепку, коллаж, и другие виды творческой деятельности, обладают рядом преимуществ в работе с детьми с УО:Невербальный характер: Позволяет выражать эмоции и переживания, минуя вербальные затруднения. Безопасное пространство: Создает условия для безопасного выражения негативных эмоций и переживаний. Стимуляция креативности: Активизирует творческий потенциал, способствует самовыражению и самораскрытию. Развитие сенсорных навыков: Способствует развитию мелкой моторики, координации движений и сенсорного восприятия. Повышение самооценки: Успешное завершение творческой работы способствует повышению самооценки и уверенности в себе. Исследования отечественных и зарубежных авторов (Копытин, 2010; Jennings, 2001; Malchiodi, 2007) подтверждают эффективность арт-терапии в работе с детьми с различными нарушениями развития, включая умственную отсталость. Арт-терапевтические занятия способствуют снижению тревожности, улучшению эмоционального состояния, развитию коммуникативных навыков и повышению социальной адаптации.Методы исследованияЦелью данного исследования являлось изучение влияния арт-технологий на динамику развития эмоциональной сферы детей с УО.Задачи исследования:Провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального развития детей с УО и возможностям использования арт-технологий в их психокоррекции. Разработать программу психокоррекции эмоциональной сферы детей с УО средствами арт-технологий. Провести эмпирическое исследование, направленное на оценку эффективности разработанной программы. Выборка: В исследовании приняли участие 6 детей с умственной отсталостью (легкая степень) в возрасте 8-9 лет, посещающих коррекционную школу. Методики:Диагностика эмоциональной сферы: Использовалась методика "Эмоциональный профиль" (Белопольская, 2009) для оценки выраженности основных эмоциональных состояний. Проективные методики: Применялся тест "Рисунок человека" (Маховер, 2002) и "Дом-Дерево-Человек" (Бук, 1948) для выявления особенностей эмоционального состояния и личностных характеристик. Анкетирование педагогов и родителей: Проводилось для получения дополнительной информации об эмоциональном поведении детей в различных жизненных ситуациях. Организация исследования:В экспериментальной группе проводились занятия по разработанной программе психокоррекции эмоциональной сферы средствами арт-технологий (живопись, лепка, коллаж) два раза в неделю в течение трех месяцев. В контрольной группе проводились стандартные занятия, предусмотренные образовательной программой. В начале и в конце исследования проводилась диагностика эмоциональной сферы с использованием вышеуказанных методик.Результаты исследованияАнализ результатов диагностики эмоциональной сферы показал положительную динамику в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.По методике "Эмоциональный профиль" было выявлено снижение выраженности негативных эмоций (тревоги, страха, агрессии) и повышение выраженности позитивных эмоций (радости, интереса, удовлетворения) у детей экспериментальной группы. Анализ проективных рисунков выявил улучшение самооценки, снижение тревожности и повышение уверенности в себе у детей экспериментальной группы. Рисунки стали более детализированными, выразительными и содержательными, что свидетельствует о развитии эмоциональной экспрессии. Данные анкетирования педагогов и родителей подтвердили положительные изменения в эмоциональном поведении детей экспериментальной группы. Отмечалось снижение проявлений агрессии, улучшение коммуникативных навыков и повышение социальной активности. Результаты статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента) показали статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по большинству показателей эмоциональной сферы (p < 0.05).Обсуждение результатовПолученные результаты подтверждают эффективность использования арт-технологий в психокоррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей. Арт-терапевтические занятия создают благоприятные условия для выражения и осознания эмоций, развития эмоциональной регуляции и формирования позитивного образа "Я". Использование невербальных методов способствует преодолению коммуникативных барьеров и активизации творческого потенциала детей с УО. Важным фактором эффективности является структурированность занятий, индивидуальный подход к каждому ребенку и создание атмосферы безопасности и поддержки.ЗаключениеПроведенное исследование подтвердило гипотезу о положительном влиянии арт-технологий на динамику развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей. Разработанная программа психокоррекции, основанная на принципах арт-терапии, показала свою эффективность в снижении выраженности негативных эмоций, повышении самооценки и улучшении коммуникативных навыков. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов и педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.Перспективы дальнейших исследований заключаются в изучении долгосрочных эффектов арт-терапевтической технолологии, анализе эффективности различных арт-технологий в зависимости от индивидуальных особенностей детей с УО, а также в разработке и апробации комплексных программ психокоррекции, включающих как арт-терапевтические методы, так и другие психолого-педагогические подходы.Список литературыБелопольская Н.Л. Эмоциональный профиль: метод диагностики и коррекции эмоциональных состояний детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2009. – 128 с. Бук Дж.С. Рисунок как проективный метод исследования личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. Власова Т.А. Психология умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1969. – 223 с. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и социальных работников. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с. Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития у детей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 167 с. Лэндрет Г.Л. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1978. — 104 с. Маховер К. Проективный рисунок человека = Personality projection in the drawing of the human figure. — М.: Смысл, 2002. — 384 с. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. Книга для врачей, педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Медицина, 1991. – 272 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с. Jennings A.L. (2001). Art therapy with individuals, families, and groups. Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers. Malchiodi C.A. (2007). The art therapy sourcebook. New York: McGraw-Hill.
