Публикации План самообразования на тему "«Технология «дети-волонтеры» как средство эффективной социализации старших дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План самообразования на тему "«Технология «дети-волонтеры» как средство эффективной социализации старших дошкольников»
Автор: Бондаренко Вероника Викторовна

Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 2
План самообразования
на 2023/2024 учебный год
Бондаренко Вероника Викторовна
воспитатель
Технология дети-волонтеры как средство эффективной социализации старших дошкольников
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.
Задачи:
• развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников;
• создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта(игрового, познавательного, социального)в естественной среде от старших к младшим;
• способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста;
• формирование у дошкольников милосердия, инициативы.
Актуальность выбранной темы.
В современном обществе одним из принципов работы современных дошкольных учреждений является гуманизация педагогического процесса, что отражено в концепции дошкольного воспитания. Поэтому важно в дошкольный период ориентировать детей на общечеловеческие ценности и познания. Так жедошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом, умение проявить инициативу к доброте, взаимопомощи, патриотизму.
Волонтерство– это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.Следовательно, использование волонтерского движения для воспитания важных человеческих качеств общества у дошкольников таких как нравственность, толерантность, эмпатия – считается современным средством воспитания.
Актуальность волонтерского движения не вызывает сомнения, т к. воспитание самостоятельности и инициативы, проявление доброты и понимания к ближним определяют моральный облик гражданина. Волонтерство в дошкольном учреждении представляет собой новый взгляд на организацию работы духовно-нравственного воспитания. Так, ребенок, участвуя в волонтерских движениях, воспитывается социально ценным во всех сферах личной и общественной жизни.
В. А. Сухомлинский говорил, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому, что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.
План работы на 2023-2024 учебный год. Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
1. Гришаева Н. П. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. — М.: ВентанаГраф, 2017.
2. Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность. Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.
3. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная
мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований :
материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017 –С. 80-81
4. Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
5. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин
Социальная работа. - 2003 - №3. - С. 51-54.
Работа с детьми:
Сентябрь.
1. Изучение литературы по организации работы.
2. Беседа Поговорим о доброте, Как поделиться добротой, Хорошо ли быть добрым?
3. Игры на сплочение коллектива Передай другому, Как сказать, чтобы не обидеть и др.
4. Просмотр видеороликов Волонтерское движение
5. Посвящение в волонтёры. Изготовление эмблемы.
6. Составление правил деятельности волонтёра и кодекса волонтёров.
Октябрь.
1. Акция Открытка для бабушки и дедушки к Международному дню пожилых людей.
2. Беседа Наши бабушки и дедушки
3. Чтение художественной литературы: А. Гайдар Тимур и его команда, Т. Коваль Бабушкино сокровище, Мы с дедушкой друзья, Л. Квитко Моя бабушка
4. Изготовление поздравительного плаката ко Дню пожилых людей.
Ноябрь.
1. Акция Вместе ярче к Международному дню энергосбережения
2. Беседы, просмотр презентаций: От костра до лампочки, Бережём тепло, свет в детском саду и дома, Почему нужно беречь энергию
3. Просмотр обучающих мультфильмов Как беречь электроэнергию, Осторожно, электричество
4. Оформление стенгазеты Берегите энергоресурсы – не дайте погаснуть голубой планете!
Декабрь.
1. Акция Зелёная ёлочка
2. Д/и Хорошие дела
3. Беседа Еловый лес, Полезные свойства ели, Сохраним елочку – красавицу наших лесов
4. Чтение художественной литературы: М. Шкурина Сказка о ёлочке, С. Михалков Ёлочка, Г. Х. Андерсен Ель
5. Просмотр презентации Как производят бумагу
6. Просмотр видеофильма Охрана окружающего леса
7. Изготовление плаката Не рубите ели!
Январь.
1. Акция Покормите птиц зимой!
2. Беседа Добрые поступки.
3. Просмотр презентации Зимующие птицы, Как помочь птицам пережить зиму
4. Оформление плаката Зимующие птицы
5. Оформление буклета Чем кормить птиц зимой
6. Изготовление кормушек для детского сада.
7. Расскажем ребятам младших групп о важности подкормки птиц в холодное время года.
Февраль.
1. Акция Волонтеры – друзья малышей
2. Беседы Когда я был маленьким, Чему мы можем научить малышей?
3. Изготовление книжки – малышки для детей младшей группы Правила поведения в детском саду
4. Помощь детям младших групп в расчистке участка от снега.
5. День добрых дел - оказание помощи в режимных моментах малышам.
6. Чтение рассказов В. Осеевой
7. Зимние забавы – подвижные игры с детьми младших групп на прогулках
Март.
1. Акция Вода – основа жизни на Земле
2. Беседа, просмотр презентации Для чего нужна вода? Вода – основа жизни на Земле, Реки и озера России
3. Опытно-экспериментальная деятельность "Где содержится вода?"
4. Беседа, просмотр презентации, выставка рисунков Круговорот воды в природе, Реки и озера России
4. НОД Соленая и пресная вода
5. Создание аппликации Морские обитатели
6. НОД Всемирный день воды
7. Изготовление буклетов для малышей Берегите воду!
Апрель.
1. Акция Наша планета Земля
2. Беседа Наша любимая планета Земля
3. Просмотр презентации Относись к своей планете правильно!
4. Просмотр презентации Красная книга России
5. Беседы и просмотр презентаций Что такое мусор? Виды мусора, Как перерабатывают и утилизируют мусор в разных странах
6. Д/и Выбрасываем мусор правильно
Май.
1. Акция Я помню! Я горжусь!
2. Познавательные беседы с просмотром презентации: Что я знаю о войне, История георгиевской ленточки, Блокада Ленинграда, Битва за Москву, Что такое героизм?, О городах героях, Дети- герои
3. Беседа В каждой семье есть свой герой
4. Чтение художественной литературы Рассказы о войне С. Баруздин, Твои защитники Л. Кассиль, Цикл рассказов о войне Я. Тайц.
5. Прослушивание песен военных лет
6. Выставка Дети – герои ВОВ
7. Создание поделок Свеча памяти
Работа с родителями:
Октябрь.
Консультация для родителей: Может ли дошкольник стать волонтером?
Ноябрь. Консультация для родителей: Основные рекомендации по энергосбережению
Декабрь. Консультация для родителей: Не рубите елочки в лесу. Новогоднее оформление интерьера
Январь. Консультация для родителей: Помогите зимующим птицам пережить зиму
Февраль. Памятка для родителей Воспитание ответственности у детей
Март. Памятка для родителей Сбережем воду вместе
Апрель. Консультация для родителей: Сортируем мусор – бережём природу
Май. Консультация для родителей: Что и как рассказать детям о войне
-