Публикации Значение ощущений и сенсорной среды в формировании речевой деятельности у неговорящих детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение ощущений и сенсорной среды в формировании речевой деятельности у неговорящих детей
Автор: Селиверстенко Анастасия Викторовна Медведева Елена Николаевна

Значение ощущений и сенсорной среды в формировании речевой деятельности у неговорящих детей
Селиверстенко Анастасия Викторовна
учитель-логопед группы компенсирующей направленности,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Медведева Елена Николаевна
учитель-логопед группы компенсирующей направленности,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Значение ощущений чрезвычайно велико, так как они являются своеобразной пищей для нашей нервной системы. Каждый жизненно важный орган посылает в мозг сенсорный сигнал, любое ощущение - это вид информации, которую перерабатывает наша нервная система, формируя определенные адаптивные ответы, тем самым осуществляя управление телом и мышлением в соответствии с этой информацией. Мозг нуждается в постоянном поступлении информации для нормальной работы и развития.
Есть три уровня ощущений, рассказывающих нам о нас самих и об окружающем мире. Они говорят нам о том, 1) что находится на некотором расстоянии от нас (зрение и слух), что находится рядом (осязание), что нарушает границы нашего тела (обоняние и вкус); 2) как и где движется наше тело (органы чувств, воспринимающие движение, действие силы тяжести и положение тела, - т.е. вестибулярные и проприоцептивные); 3) что происходит внутри нашего тела (органы чувств во внутренних органах - висцеральные рецепторы) .
Сенсорное развитие предполагает развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе, восприятие собственного тела (движение, чувство равновесия, действие силы тяжести)
Сенсорное развитие необходимо для успешного овладения любым видом практической деятельности (игровой, учебной, профессиональной). Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает разрозненные хаотичные представления ребенка, полученные им при взаимодействии с окружающим миром, оно развивает наблюдательность, внимание, является фундаментом для развития интеллекта, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - сенсорный опыт, обобщенные сенсорные знания, накопленные человечеством в процессе развития. Свойства предметов и их качества чрезвычайно разнообразны, в ходе исторического развития выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: нормы звукопроизношения, величина, форма, цвет предметов, меры длины, веса и т.д. .
У детей с проблемами в развитии усвоение сенсорных эталонов идет крайне медленно, так как проблемы с восприятием и обработкой сенсорной информации приводят к затруднениям познания детьми окружающего мира, его закономерностей, что приводит к ограничению средств общения с другими людьми, порождает трудности в социальной адаптации .
Говоря о сенсорном развитии, следует сказать о важности создания сенсорно-развивающей среды для ребенка, особенно это представляется важным в работе с детьми с отклонениями в развитии.
Впервые о важности сенсорной среды заговорили в конце двадцатого века. Первые же сенсорные комнаты, как средство реабилитации появились в 70-х годах в Голландии, затем в 80-х в Великобритании. Тогда главным образом врачи использовали сенсорное пространство в реабилитации инвалидов и лиц с расстройствами психики. На сегодняшний день сенсорная развивающая среда - это неотъемлемый компонент в коррекционной работе разных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, врачей - реалибитологов) .
Впервые понятие сенсорной комнаты в педагогическом процессе было предложено М. Монтессори, с ее точки зрения сенсорная комната - это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми .
Интерьер сенсорной комнаты направлен в первую очередь на активацию чувственных ощущений, на познание окружающего мира через эмоциональный компонент. Задача сенсорной комнаты компенсировать дефицит эмоциональных ощущений и организовать познавательную деятельность ребенка, посредством взаимодействия с сенсорной средой.
Для создания необходимого обучающего и эмоционального воздействия сенсорная комната должна быть грамотно оборудована.
Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активационный.
Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка.
Активационный блок - в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения .
Преимуществами сенсорной комнаты являются - возможность проведения комплексной терапии на одном занятии. На одном занятии можно развивать и мелкую моторику, внимание, воображение, память, мышление, снижать напряжение через релаксацию. Сенсорная комната призвана расширить жизненный сенсорный опыт детей, обогатить их внутренний мир и помочь им обрести уверенность в себе. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствовать активные самостоятельные двигательные навыки, обучают манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительной моторной координации.
Очень важно соблюдать в коррекционной работе принцип постепенного включения сенсорных ощущений, индивидуального подбора сенсорной стимуляции.
В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Опыт комплексного обучения показывает, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений влияет на общее эмоциональное, речевое, двигательное развитие ребенка. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития сенсорного и познавательного восприятия ребёнка, позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
При работе в сенсорной комнате специалист учитывает ряд специфических принципов, в частности принцип индивидуального подхода, принцип этапности, преемственности и непрерывности.
Принцип индивидуального подхода подразумевает, что занятия в сенсорной комнате разрабатываются на основе знаний основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального сотояния ребенка, учитывается возраст ребенка, в процессе коррекционной работы специалист оценивает динамику развития того или иного навыка, корректирует сенсорную нагрузку.
Принцип этапности заключается в постепенном ознакомлении ребенка с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты и ее возможностями.
По мере овладения ребенком теми или иными навыками, специалист постепенно усложняет задания, варьирует степень и интенсивность сенсорного воздействия.
Принцип преемственности подразумевает совместную тесную работу специалистов (логопеда, психолога, дефектолога), которые отслеживают динамику развития ребенка.
Принцип непрерывности - на занятиях в сенсорной комнате обязательно присутствуют родители ребенка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием (распределением и объёмом внимания), над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов, осваивают вместе с ребёнком начальные этапы графического навыка. Всё это даёт возможность предоставлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома .
-