Публикации "Я - патриот России"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Я - патриот России"
Автор: Гладкова Наталья Петровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Камбарская средняя общеобразовательная школа №2» Программа "Я -патриот России"гражданско-патриотического воспитания обучающихся на 2024-2028 г.г.2024г.Пояснительная записка1. Обоснование для разработки Программы.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ «Камбарская СОШ №2» на период с 2024 по 2028 годы.Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 2. Цели и задачи Программы.Под патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.Целью программы является:- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и усела, возрождения традиционных нравственных ценностей;- создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; - сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.В качестве основных задач выступают: - создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;- снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:- повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;- раскрыть понимание  истинного значения интернационализма;- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.В настоящих  условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников.3 Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.4. Координация работы кадетского класса и обучающихся школы в интересах патриотического воспитания школьников. 4. Контроль за  реализацией  Программы.Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.В состав  совета входят:1.    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.2.    Заместитель директора по воспитательной работе.3.    Руководитель МО классных руководителей.4.    Учителя истории, ОБЗР.5. Руководитель школьного музея, руководитель кружка «Музееведенией».6. Библиотекарь.5. Оценка эффективности реализации Программы:Прогнозирующий результатОценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.Духовно-нравственные параметры:
  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
  • формирование позиций гражданина-патриота России;
  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
  • готовности к защите Отечества;
  • гуманистическое отношение к окружающему миру.
  • Количественные параметры:
  • музей школы;
  • волонтерское движение (численность учащихся);
  • историко-патриотические стенды и выставки;
  • выступления и беседы на патриотическую тему;
  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
  • шефство за памятниками;
  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
  • организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих
  • слетов;
  • оформление школьной газеты, информационных бюллетеней патриотической направленности.
  • Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества. 6. Ресурсное обеспечение ПрограммыФинансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.7. Механизм реализации программы7. 1. Система программных мероприятийСовершенствование нормативной правовой базы:
  • разработка и реализация плана мероприятий;
  • разработка положений о смотрах и конкурсах.
  • Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы. Педагогические технологии:
  • Проектно – исследовательская деятельность
  • Коллективно - творческое дело
  • Деятельностный подход в воспитании
  • Педагогика сотрудничества
  • Технология проблемного обучения
  • ИКТ
  • Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы Формы взаимодействия педагогов школы в рамках программыСовершенствование процесса патриотического воспитанияСистемой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:
  • продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;
  • определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
  • совершенствование содержания патриотического воспитания;
  • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
  • воспитание гордости за Российское государство, родной край;
  • увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
  • воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
  • обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;
  • повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
  • совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в районе;
  • Основные направления работыУчебная деятельностьПатриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта и др. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.На уроках учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.В настоящее время на занятиях курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы:
  • Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
  • Вооруженные Силы России;
  • Боевые традиции Вооруженных Сил страны;
  • Символы воинской чести;
  • Основы военной службы;
  • Военнослужащий - защитник своего Отечества.
  • Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение учебных сборов с учащимися, юношами 10 классов, по основам военной службы. Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.Внеурочная деятельностьВажное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.Формы внеурочной деятельности:
  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
  • встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, участниками локальных войн, солдатами и офицерами срочной службы;
  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
  • конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
  • празднование Дней воинской славы;
  • уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
  • митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
  • участие в работе школьного музея;
  • предметные недели;
  • месячник по военно-патриотическому воспитанию;
  • показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
  • физкультурно-оздоровительные соревнования;
  • походы и экскурсии по родному краю.
  • Внеклассная деятельностьВнеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ. Организация воспитательной работыРабота с родителямиСреди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работыФормы работы:
  • составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
  • спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
  • «Загляните в семейный альбом»;
  • встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;
  • родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
  • конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
  • проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
  • встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».
  • 8. Содержание ПрограммыПрограмма включает в себя следующие направления:8. 1. Связь поколений.Цель:Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.Задачи:1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.Формы: тематические классные часы, уроки мужества, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.8. 2. Растим патриота и гражданина России.Цель:формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.Задачи:1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.2. Развивать ученическое самоуправление.3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.8. 3. Мой край родной.Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.Задачи:1. Изучать историю родного края.2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».3. Формировать экологическое поведение.Формы: экологическое движение, выпуск газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.8.4. Я и моя семья.Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.Задачи:1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.Формы:беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения. Этапы реализации ПрограммыРеализация Программы рассчитана на 5 лет.I этап: проектный – 2024-2025 учебный год.Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.Задачи: Изучить нормативную базу, подзаконные акты.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.II этап: практический – 2025-2026 учебные годы.Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».Задачи:1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.3. Развивать ученическое самоуправление.4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивной школой.6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.7. Проводить мониторинг реализации программы.8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.III этап: аналитический –2027-2028 учебный год.Цель: анализ итогов реализации программы.Задачи: Обобщить результаты работы школы.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.Спланировать работу на следующий период.Взаимодействие школьных общественных структур в рамках программыИнформационное обеспечение в области патриотического воспитания:Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
  • создание условий для более широкого участия средств массовой информации ученического самоуправления (школьная газета) в пропаганде патриотизма;
  • поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;
  • расширение информационного пространства через школьный сайт
  • Совершенствование материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности:Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности предусматривается:
  • развитие материально-технической базы школьного музея;
  • обновление и пополнение экспозиций и экспонатов школьного музея.
  • Литература:1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.Утверждаю Директор МБОУ "Камбарская СОШ №2"______________М.А. Вяткина«____» ________ 2024 г.План мероприятий по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2024 - 2028 годы»Цели:- создание и развитие системы гражданско - патриотического воспитания обучающихся; - обеспечение новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания.  
    -