Публикации
Развитие коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ средствами игровых технологий
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ средствами игровых технологий
Автор: Галиева Асия Десеновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ средствами игровых технологий
Автор: Галиева Асия Десеновна
Тема: Развитие коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ средствами игровых технологий.
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин коммуникативные умения, объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка со статусом ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.
Данные выводы определяют цель работы – развитие коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ в зависимости от индивидуальных способностей каждого.
Исходя из цели вытекают следующиезадачи:
1. Развивать коммуникативные навыки
2. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;
3. Создать положительный эмоциональный комфорт в группе;
4. Формировать у детей адекватную самооценку;
У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание.
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Быть коммуникабельным– значитлегко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6. Культуру эмоций.
Многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Коррекционную работу целесообразно проводить по трём направлениям:
Первое направлениереализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества.
Второе направлениесостоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства (визуальные, жестовые, словесные, эмоционально-мимические, пантомимические).
Третье направлениеобеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.
В результате реализации этих направлений происходит:
развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
развитие связной речи;
развитие речевого творчества;
развитие эмоциональной сферы.
Существует большое количество методов развития коммуникативных умений, но школьном возрасте наибольший эффект оказывает игра.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слушать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Дидактические игры по теме Грибы
Игра Грибная полянка
Цель:закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы; формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.
Материал:большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, гриб-лесовик.
Задание.Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же гриб).
1.Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.2.Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзину.3.Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.
Игра Почему грибы так называются?
Цель:познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, грязный, как свинушка.)- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
Игра Подбери шляпку к ножке
Цель:познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
Материал:набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).
- Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)
Игра Съедобный – несъедобный
Цель:закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь.
Педагог называет грибы, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т.д.
Игра Четвертый лишний
Цель:учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,Предмет лишний назовиИ свой выбор объясни.
Подберезовик,мухомор, боровик, подосиновик.
Мухомор, поганка,сыроежка, ложный опенок.
Игра Один – многоЦель:учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.Мы волшебники немного,Был один, а станет много.
(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т.д.)
Игра Посчитай – один, два, пять (с мячом)
Цель:учить детей согласовывать существительные с числительными один, два, пять.Сколько их – всегда мы знаем,Хорошо мы все считаем.
Один мухомор – два мухомора – пять мухоморов.
Игра Сложи картинку
Цель:познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.- Какой гриб у тебя получился? (Подберезовик.)
Игра Сбор грибов (работа в микро-группах) (Соберите грибы в корзинку) - Все ли грибы собраны вашей группой? Почему? - Значит, на какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные). (слайд 8) - Поработайте в паре и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов, изучив информацию в учебнике с.88 I ряд – белый гриб и желчный. II ряд – осенний опёнок и ложный кирпично-красный опёнок. IIIряд – шампиньон и бледную поганку. - Чем похожи грибы? ( слайд 9) - Как отличить съедобный гриб от несъедобного? - Как узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку? (Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок шляпки).
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин коммуникативные умения, объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка со статусом ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.
Данные выводы определяют цель работы – развитие коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ в зависимости от индивидуальных способностей каждого.
Исходя из цели вытекают следующиезадачи:
1. Развивать коммуникативные навыки
2. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;
3. Создать положительный эмоциональный комфорт в группе;
4. Формировать у детей адекватную самооценку;
У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание.
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Быть коммуникабельным– значитлегко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6. Культуру эмоций.
Многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Коррекционную работу целесообразно проводить по трём направлениям:
Первое направлениереализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества.
Второе направлениесостоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства (визуальные, жестовые, словесные, эмоционально-мимические, пантомимические).
Третье направлениеобеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.
В результате реализации этих направлений происходит:
развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
развитие связной речи;
развитие речевого творчества;
развитие эмоциональной сферы.
Существует большое количество методов развития коммуникативных умений, но школьном возрасте наибольший эффект оказывает игра.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слушать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Дидактические игры по теме Грибы
Игра Грибная полянка
Цель:закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы; формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.
Материал:большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, гриб-лесовик.
Задание.Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же гриб).
1.Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.2.Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзину.3.Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.
Игра Почему грибы так называются?
Цель:познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, грязный, как свинушка.)- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
Игра Подбери шляпку к ножке
Цель:познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
Материал:набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).
- Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)
Игра Съедобный – несъедобный
Цель:закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь.
Педагог называет грибы, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т.д.
Игра Четвертый лишний
Цель:учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,Предмет лишний назовиИ свой выбор объясни.
Подберезовик,мухомор, боровик, подосиновик.
Мухомор, поганка,сыроежка, ложный опенок.
Игра Один – многоЦель:учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.Мы волшебники немного,Был один, а станет много.
(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т.д.)
Игра Посчитай – один, два, пять (с мячом)
Цель:учить детей согласовывать существительные с числительными один, два, пять.Сколько их – всегда мы знаем,Хорошо мы все считаем.
Один мухомор – два мухомора – пять мухоморов.
Игра Сложи картинку
Цель:познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.- Какой гриб у тебя получился? (Подберезовик.)
Игра Сбор грибов (работа в микро-группах) (Соберите грибы в корзинку) - Все ли грибы собраны вашей группой? Почему? - Значит, на какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные). (слайд 8) - Поработайте в паре и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов, изучив информацию в учебнике с.88 I ряд – белый гриб и желчный. II ряд – осенний опёнок и ложный кирпично-красный опёнок. IIIряд – шампиньон и бледную поганку. - Чем похожи грибы? ( слайд 9) - Как отличить съедобный гриб от несъедобного? - Как узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку? (Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок шляпки).
