Публикации Тьюторство в образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тьюторство в образовании
Автор: Губарева Евгения Владимировна


Тьюторство в образовании
Учитель математики Губарева Е.В.
ОУ АНПОО ДВЦНО Школа одаренных детей им. Н.Н. Дубинина, г. Владивосток
Процессы глобализации экономики, вхождение России в международное образовательное пространство требуют системного обеспечения качества знаний, актуализируя при этом разработку вариативных моделей организации процесса обучения, обеспечивающих учащимся свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом. Для содействия в выборе и реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий актуализируется организация института тьюторов [10].
Необходимы такие люди, которые помогали бы каждому учащемуся выстраивать его образовательную программу [9].
Существует множество определений тьютора. С одной стороны- это наставник, преподаватель-консультант, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях [23]; с другой - лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей [18].
По мнению С. И. Змеева, тьютор – это наставник, обучающий взрослых людей, осуществляющий постоянную поддержку одного или нескольких взрослых, обучающихся в решении вопросов организации обучения [6, с. 14].
История тьюторства в России как следует, не изучена, нет серьезных исследований в этой области, педагогическому обществу не на что опереться с точки зрения учебно-методического материала. Примеры тьюторской деятельности в России существовали достаточно давно, но тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране стало развиваться только в конце 80-х годов прошлого века, что выпало на время реформирования всей системы отечественного образования.
В 1989году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов. Через год в Артеке П.Г. Щедровицким впервые был прочитан цикл лекций для молодых педагогов о новой педагогической позиции – тьютора [2].
Тьюторское сопровождение в основной школе – это педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении подростком компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии), умений и навыков разрешения проблемных ситуаций. Тьюторское сопровождение проявляется в готовности педагога-тьютора адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт обучающегося, на его запрос о взаимодействии. Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы (ИОП) [8].
Тьютор является консультантом учащегося, он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека (П.Г.Щедровицкий).
Первый опыт тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа Эврика и развитие в Томском Академгородке. История тьюторства в России как следует не изучена, нет серьезных исследований в этой области, педагогическому обществу не на что опереться с точки зрения учебно-методического материала. Примеры тьюторской деятельности в России существовали достаточно давно, но тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране стало развиваться только в конце 80-х годов прошлого века, что выпало на время реформирования всей системы отечественного образования. В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально. Фактически был ликвидирован институт классного руководства [9].
Деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон Об образовании в Российской Федерации, Трудовой кодекс, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.
При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных
ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [16].
Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения, – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий [11]:
1. Не все дети должны быть охвачены тьюторской поддержкой, но только
желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.
2. Лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей бы-
ла возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в
разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов, он непременно должен иметь собственный опыт самообразования –
самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то
другой практике.
4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того,
чтобы обсуждать свои опыты, будучи увлеченными идеей сопровождения
учащегося в процессе обучения и готовыми развивать ее на практике, а не
назначенными на должность[4].
Нет ничего более противоположного, чем учитель и тьютор [12] .
Таблица 1
Предназначение и специфика деятельности учителя и тьютора в современном образовательном процессе [4].
Вопросы, определяющие
специфику деятельности
учителя и тьютора
Учитель
Тьютор
В каком процессе участвует,
в каком качестве?
Обучение; управляет
процессом
Самообразование, сопровождает, поддерживает процесс
За что отвечает в идеале?
Передает знания
Участвует в формировании индивидуальной
ответственности за полученные знания
На что опирается в своей
деятельности?
Методики
обучения
Рефлексия опыта самообразования
Хотя это утверждение и не отменяет другого: учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель – этот тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учиться. Частица СЯ в этом контексте меняет все [21].
Тьютор – не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования [15].
Тьютор – не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.
Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего (а не знающего), изучающего не методику преподавания, а сам предмет и изучающего - самостоятельно и для себя.
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник. Тьюторство – это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Культуре тьюторства, по крайней мере, девятьсот лет. Сегодня массовый характер тьюторство обретает в дистанционных формах обучения, хотя в них уже во многом отличается от своих очных форм [5]. Сегодня возникает необходимость возрождения именно классической тьюторской позиции, очного тьюторства. Культура самообразования не приняла в нашей истории коллективных форм, позволившей оформиться фигуре тьютора [13].
Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех горизонтах или в трех относительно самостоятельных пространствах— учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.
В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция— за процессом образовательной рефлексии.
Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий.
Такое понимание не может быть, как правило, организовано технологически, для всех одинаково. Тьютор, также как и его подопечный, может не знать ответа.
Но у него есть опыт такого понимания, опыт самостоятельного нахождения ответов. И он умеет поделиться своим опытом и создать условия для возникновения такого опыта у других.
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.
Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.
Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести – и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения [12].
Сравним
Учитель
Тьютор
В каком процессе участвует
, в каком качестве
обучение,
управляет процессом
самообразование,
сопровождает, поддерживает процесс
За что отвечает в идеале?
передает знание
участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание
На что опирается в своей деятельности?
Методики обучения
Рефлексия опыта самообразования
Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии [15].
Рекомендации по введению тьюторства в школе [12].
1. Не все дети должны быть охвачены тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.
2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.
4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
осуществление целеполагания;
мотивация и вовлечение обучающихся;
управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
коррекция деятельности обучающихся;
контроль выполнения заданий;
рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Как и любая вновь возникающая деятельность (практика), тьюторство проходит сложный путь институционального оформления. Все возрастающий интерес в российском педагогическом сообществе к идеям индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторство становится одним из значительных ресурсов этой модернизации.
Библиографический список
Абрамовских Н.В. Эволюция концепций профессиональной подготовки социальных педагогов [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Концепт. – 2013. – Спецвып. № 2. – Режим доступа: httр://ekoncept. ru/2013/13513.htm.
Алферов А.Н. О тьюторской деятельности// межрегиональный профсоюз работников образования Учитель [электронный ресурс]

Андреева Е.А. Эволюция Классической модели тьюторской деятельности и ёё современные формы.// Вестник Поволжской государственной службы-2010 - №4 -с. 140-144
Белякова Н. В. Тьюторство в педагогическом образовании и развитии личности: значение и перспективы подготовки.// Вестник Владимирского государственного университета им. Столетовых-2011 -№29-с 42-51
Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий/А.М. Долгоруков – М: ЦИТО, - 2002г.
Змеев, С. И. Основы андрагогики : учеб. пособ. для вузов / С. И. Змеев. – М.: Флинта : Наука, 1999.
Ковалев Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия тьютор. М.-Тверь: СФК-офис. – 246 с.
Ковалева Т.М. Материалы курса Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет Первое сентября, 2010. – 64 с.
Ковалева Т.М. Cовременное качество образования и принцип индивидуализации//Новые ценности образования.-2011.-Т. 47-. № 1.- С. 13-16.
Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании.: Сб. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы. – Изд-во Прометей МПГУ, 2008. – 114 с.
Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4щ0 /Т.М. Ковалева. – Москва. : Первое сентября, 2010.
Ковалева, Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] /
Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов/ Н. А. Костина. - Сибирский учитель. – 2006. – № 1.
Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения/ А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.
Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30
Сидоренко Инна Владимировна Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования. //Сибирский педагогический журнал – 2012- № 3 - с.217-221
Таушканова Е.А. Тьюторство как элемент высшего образования// вестник социально-гуманитарного образования и науки-2013 -№1 - с 68-73
Терминология в системе дополнительного профессионального образования словарь. – М.: 1989.
Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения
// Теоретические исследования, Москва, 2005- Т.М. Ковалева, г. Москва
Философский энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1989.
Халударова Л.Е. Тьюторство как форма развития нравственно-экологических ценностей педагога.// Сибирский педагогический журнал -2010/-№ 10- с.224-232
Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования./С.А. Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.
Экономический словарь . – М., 1990.
-