Публикации
РЕФЛЕКСИЯ ОПЫТА ОБРАЩЕНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ СМЫСЛАМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕФЛЕКСИЯ ОПЫТА ОБРАЩЕНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ СМЫСЛАМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Автор: Губарева Евгения Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕФЛЕКСИЯ ОПЫТА ОБРАЩЕНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ СМЫСЛАМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Автор: Губарева Евгения Владимировна
РЕФЛЕКСИЯ ОПЫТА ОБРАЩЕНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ СМЫСЛАМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света.
В.А. Сухомлинский
Учитель есть душа, носитель Света
Ш. Амонашвили
Современное образование невозможно без обращения к личности. Работа с субъектным опытом обучающегося является одним из главных факторов эффективности образовательного процесса в школе. В процессе обучения личностный опыт учащегося адаптируется и дополняется новыми смыслами, опытом межличностного общения в коллективной деятельности и рефлексии. Таким образом, опыт выступает важнейшей категорией и структурным элементом личностно-ориентированного образования.
Личностные смыслы,их образования, взаимодействия между собой - играют важнейшую роль в саморегуляции растущего человека, влияют на его активность во внешнем и внутреннем мире. Посредством обретениясмыслов-целей, смыслов-интересов,смыслов-мотивов, смыслов-переживаний, смыслов-отношенийпроисходит самостроительство личности, формирование личностных ценностей.
Можно ли научить ценностям? Ценностям нельзя научить, их нужно проживать. Основным “строительным материалом” личностных свойств индивида является его переживание в сопоставлении с ценностями других людей.
Становление системы личностных смыслов это, прежде всего процесс становления личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом.
Поскольку каждая личность уникальна, уникален и ее путь к обретению личностных смыслов. Для формирования личностных смыслов жизни человек должен обладать свободой: свободно взять на себя ответственность за свою судьбу, свободно принимать решения и действовать по совести, быть свободным, чтобы изменяться: человек, в конечном счете, сам решает за себя! Личностный смысл – при этом это индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается человеческая деятельность и общение.
Уроки географии, являются благодатной почвой воспитания личностных ценностей, обретения личностных смыслов. Моя задача, как учителя, создать такую личностно-развивающую ситуацию, в которой бы ученик смог выработать оценку собственного опыта жизнедеятельности, идентифицировать себя с другими субъектами, со сложившимся ранее личностным опытом. География - гуманитарный предмет, требующий опыта личностного соучастия. Посредством диалога, полилога, дискуссии, возможности творчества, интересного содержания, инновационных педагогических технологий, обсуждения проблем обретаются личностные смыслы, выстраивается система воспитания.
Через имитацию личностно значимых проблем и коллизий, через создание игровой ситуации, где бы личность “проигрывала” сценарий жизненной драмы происходи формирование ценностей, отношений человек-человек, Человек-природа, Я и другие.
Например: Игра И дрогнула Земля, зная об особенностях тектонических процессов на Земле, предположите какие изменения ждут планету Земля, если раскол произойдет в районе крупнейших Африканских озер.
Другим примером является процесс проектирования, который становится совместной деятельностью ученик-ученик, ученик-учитель, а процесс обучения становится источником личностного опыта, обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
Например: Проекты Свет в нашей жизни, Литр воды-много ли это?, Сокровища Байкала, выделяют проблемы нашей сегодняшней жизни, ставят вопросы и заставляют искать пути решения разного рода ситуаций. Тематика проектов и область их применения может быть разнообразной. Особенным является и тот факт, что как в проектах, ученикам предоставляется возможность выбора в представлении результатов своей деятельности. Это могут быть творческие работы аналитические схемы, таблицы, инструкции, алгоритмы, так же презентации, театрализованные формы.
Диалог как форма обретения личностных смыслов, часто выступает как “момент самоактуализации, прорыв личностей навстречу друг другу”. Определяются интересующиеся проблемы. Происходит рассмотрение проблемы в контексте значимых для ребенка жизненных ценностей как одного из аспектов его “личностной картины мира”. Происходит использование усвоенных знаний и способов в качестве средства общения и инструмента самоутверждения. Идет процесс самопознания.
По внешней форме диалог напоминает проблемную ситуацию, имеет ее атрибуты: противоречие, отсутствие какой-то части информации и целостного представления о ситуации, но, с другой стороны, личностно - смысловой диалог не ставит целью “снятие” этой проблемности. Чтобы диалог состоялся, объективно существующую проблему нужно представить в виде субъективно значимого вопроса.
Чаще всего в учебном занятии постановка данного вопроса происходит уже на этапе целеполагания.
Например:Как вам кажется, оказывает ли влияние на экономику Эфиопии тот факт, что именно Эфиопское нагорье являлось прародиной человека или это миф? В процессе выполнения предложенного задания ученик может получить уникальный образовательный продукт, что позволит ему наиболее ярко и полно выразить свое “Я”, степень своей творческой свободы и активности.
Наибольший интерес представляют те задания, которые, ориентируясь на личностно-развивающую деятельность, позволяют ученикам использовать усвоенные знания и способы действия и создать что-то свое, отражающее их уникальность.
Так, среди таких заданий можно назвать следующие: исследование объекта, разнонаучное познание, сделай по-своему.
Например: “Разнонаучное познание”: используя знания из области картографии, ориентирования, знаний масштаба, составьте карту поиска клада, на острове пиратов
Необходимо отметить, что сами задания и способы их выполнения всегда вариативны. Ученик не работает по заданной учителем схеме, а “изобретает свою”.
Важным фактором формирования личностных смыслов в условиях учебной ситуации на уроках географии является организация групповой деятельности. При такой деятельности включаются диалог, совместный поиск, сотрудничество, возникают условия для реализации познавательной и творческой активности учащихся. В большинстве случаев именно с коллективной познавательной деятельностью связывают развитие творческого потенциала личности. Групповая работа дает опыт взаимодействия в незнакомых ситуациях, требующих выбора поведения и переноса знаний, умений и навыков.
Например: при изучении темы Полезные ископаемые, работая с коллекциями, учащиеся путем разделения горных пород, выстраивают схему использования горных пород в повседневной жизни. Такая деятельность позволяет научить детей самостоятельно мыслить, привлекать необходимые знания для решения проблемы, наделяя при этом их собственным смыслом. Это позволяет не только полнее познать себя через актуализацию и обоснование собственных мыслей, но и формирует такие личностно важные функции, как избирательность и ответственность.
Личностный смысл и личностный опыт становятся достоянием человека только тогда, когда он сам придаст, породит ценность знаний и ценность правильного поведения лично для себя.
Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света.
В.А. Сухомлинский
Учитель есть душа, носитель Света
Ш. Амонашвили
Современное образование невозможно без обращения к личности. Работа с субъектным опытом обучающегося является одним из главных факторов эффективности образовательного процесса в школе. В процессе обучения личностный опыт учащегося адаптируется и дополняется новыми смыслами, опытом межличностного общения в коллективной деятельности и рефлексии. Таким образом, опыт выступает важнейшей категорией и структурным элементом личностно-ориентированного образования.
Личностные смыслы,их образования, взаимодействия между собой - играют важнейшую роль в саморегуляции растущего человека, влияют на его активность во внешнем и внутреннем мире. Посредством обретениясмыслов-целей, смыслов-интересов,смыслов-мотивов, смыслов-переживаний, смыслов-отношенийпроисходит самостроительство личности, формирование личностных ценностей.
Можно ли научить ценностям? Ценностям нельзя научить, их нужно проживать. Основным “строительным материалом” личностных свойств индивида является его переживание в сопоставлении с ценностями других людей.
Становление системы личностных смыслов это, прежде всего процесс становления личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом.
Поскольку каждая личность уникальна, уникален и ее путь к обретению личностных смыслов. Для формирования личностных смыслов жизни человек должен обладать свободой: свободно взять на себя ответственность за свою судьбу, свободно принимать решения и действовать по совести, быть свободным, чтобы изменяться: человек, в конечном счете, сам решает за себя! Личностный смысл – при этом это индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается человеческая деятельность и общение.
Уроки географии, являются благодатной почвой воспитания личностных ценностей, обретения личностных смыслов. Моя задача, как учителя, создать такую личностно-развивающую ситуацию, в которой бы ученик смог выработать оценку собственного опыта жизнедеятельности, идентифицировать себя с другими субъектами, со сложившимся ранее личностным опытом. География - гуманитарный предмет, требующий опыта личностного соучастия. Посредством диалога, полилога, дискуссии, возможности творчества, интересного содержания, инновационных педагогических технологий, обсуждения проблем обретаются личностные смыслы, выстраивается система воспитания.
Через имитацию личностно значимых проблем и коллизий, через создание игровой ситуации, где бы личность “проигрывала” сценарий жизненной драмы происходи формирование ценностей, отношений человек-человек, Человек-природа, Я и другие.
Например: Игра И дрогнула Земля, зная об особенностях тектонических процессов на Земле, предположите какие изменения ждут планету Земля, если раскол произойдет в районе крупнейших Африканских озер.
Другим примером является процесс проектирования, который становится совместной деятельностью ученик-ученик, ученик-учитель, а процесс обучения становится источником личностного опыта, обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
Например: Проекты Свет в нашей жизни, Литр воды-много ли это?, Сокровища Байкала, выделяют проблемы нашей сегодняшней жизни, ставят вопросы и заставляют искать пути решения разного рода ситуаций. Тематика проектов и область их применения может быть разнообразной. Особенным является и тот факт, что как в проектах, ученикам предоставляется возможность выбора в представлении результатов своей деятельности. Это могут быть творческие работы аналитические схемы, таблицы, инструкции, алгоритмы, так же презентации, театрализованные формы.
Диалог как форма обретения личностных смыслов, часто выступает как “момент самоактуализации, прорыв личностей навстречу друг другу”. Определяются интересующиеся проблемы. Происходит рассмотрение проблемы в контексте значимых для ребенка жизненных ценностей как одного из аспектов его “личностной картины мира”. Происходит использование усвоенных знаний и способов в качестве средства общения и инструмента самоутверждения. Идет процесс самопознания.
По внешней форме диалог напоминает проблемную ситуацию, имеет ее атрибуты: противоречие, отсутствие какой-то части информации и целостного представления о ситуации, но, с другой стороны, личностно - смысловой диалог не ставит целью “снятие” этой проблемности. Чтобы диалог состоялся, объективно существующую проблему нужно представить в виде субъективно значимого вопроса.
Чаще всего в учебном занятии постановка данного вопроса происходит уже на этапе целеполагания.
Например:Как вам кажется, оказывает ли влияние на экономику Эфиопии тот факт, что именно Эфиопское нагорье являлось прародиной человека или это миф? В процессе выполнения предложенного задания ученик может получить уникальный образовательный продукт, что позволит ему наиболее ярко и полно выразить свое “Я”, степень своей творческой свободы и активности.
Наибольший интерес представляют те задания, которые, ориентируясь на личностно-развивающую деятельность, позволяют ученикам использовать усвоенные знания и способы действия и создать что-то свое, отражающее их уникальность.
Так, среди таких заданий можно назвать следующие: исследование объекта, разнонаучное познание, сделай по-своему.
Например: “Разнонаучное познание”: используя знания из области картографии, ориентирования, знаний масштаба, составьте карту поиска клада, на острове пиратов
Необходимо отметить, что сами задания и способы их выполнения всегда вариативны. Ученик не работает по заданной учителем схеме, а “изобретает свою”.
Важным фактором формирования личностных смыслов в условиях учебной ситуации на уроках географии является организация групповой деятельности. При такой деятельности включаются диалог, совместный поиск, сотрудничество, возникают условия для реализации познавательной и творческой активности учащихся. В большинстве случаев именно с коллективной познавательной деятельностью связывают развитие творческого потенциала личности. Групповая работа дает опыт взаимодействия в незнакомых ситуациях, требующих выбора поведения и переноса знаний, умений и навыков.
Например: при изучении темы Полезные ископаемые, работая с коллекциями, учащиеся путем разделения горных пород, выстраивают схему использования горных пород в повседневной жизни. Такая деятельность позволяет научить детей самостоятельно мыслить, привлекать необходимые знания для решения проблемы, наделяя при этом их собственным смыслом. Это позволяет не только полнее познать себя через актуализацию и обоснование собственных мыслей, но и формирует такие личностно важные функции, как избирательность и ответственность.
Личностный смысл и личностный опыт становятся достоянием человека только тогда, когда он сам придаст, породит ценность знаний и ценность правильного поведения лично для себя.
