Публикации Методическая разработка занятия по обучению финансовой грамотности детей 6 – 7 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка занятия по обучению финансовой грамотности детей 6 – 7 лет
Автор: Дюкина Ольга Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 Сказка
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Методическая разработка занятия
по обучению финансовой грамотности детей 6 – 7 лет
с использованием квест-технологии
На тему: За покупками с Красной Шапочкой
Разработала:
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ Детский сад №10 Сказка
Дюкина Ольга Николаевна
Введение.
На сегодняшний день проблема финансового воспитания становится актуальной уже в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются азы финансового здоровья. Формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем. Такая практика способствует правильному пониманию обращения с деньгами, их распределению и экономии еще с юного возраста.[2]
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать 7 раз отмерь, 1 раз отрежь), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. [3]
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является разностороннее развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по финансовой грамотности необходимы. Они закладывают нравственные основы финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). [2]
Цель методической разработки – раскрытие обширных возможностей в обучении детей финансовой грамотности.
Задача методической разработки – разработать методическое содержание, сопровождение педагогической деятельности в формировании финансовой грамотности с использованием технологии квеста.
Методические рекомендации к проведению организованной образовательной деятельности.
Цель занятия:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Способствовать созданию условий для психологической разрядки детей, повышать самооценку, создавать ситуацию успеха.
Программное содержание:
Развивающие:
Развивать внимание, мышление.
Поддерживать проявление инициативности, активизировать творческие проявления детей.
Обогащать активный словарь ребенка специальными терминами: потребности, доходы, расходы, бюджет, рубль, валюта, копилка.
Образовательные:
Дать понятие потребность.
Раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.
Формировать понятие о бюджете семьи (доходы и расходы).
Знакомить с расходами семей.
Закреплять знание понятия валюта, рубль.
Учить выбирать наиболее необходимый продукт в зависимости от его цены и имеющейся суммы денег.
Воспитательные:
Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Воспитывать уважение к сверстнику, желание прислушиваться к нему.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
Ресурсное обеспечение:
мультимедийная установка;
инструментальная музыка.
Материалы к занятию:
Красная Шапочка;
Макеты монеток;
Маски копилки, рубли;
Макеты денег;
Макеты продуктов;
Макет кассового аппарата.
Методические приемы:
Мотивационный момент, приход Красной Шапочки.
Беседа Решите проблему
Беседа Бюджет
Дидактическая игра Семейный бюджет
Дидактическая игра Собери пазлы
Физкультминутка Копилки и рубли
Сюжетно-ролевая игра Покупки
Итог, рефлексия.
Ход занятия.
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята. У меня случилась беда. Я спешила в магазин за покупками для бабушки, но злой волшебник узнал об этом, заколдовал тропинку и расставил стражников с заданиями. Теперь, чтобы добраться до магазина, нужно правильно выполнить все его задания. А я одна не справлюсь. Ребята, что же мне делать?
Воспитатель: Не переживай, Красная Шапочка. Ребята, давайте поможем Красной Шапочке и справимся со всеми заданиями.
Ответы детей.
Красная Шапочка: Спасибо, ребята.
Воспитатель: А вот и первый стражник с первым заданием. Давайте прочитаем.
1 задание: Решите проблему: что надо сделать, когда человек голоден.
Обсуждение, ответы детей (Когда человек голоден, ему нужно поесть. Для этого нужна еда. Для еды нужны продукты, которые нужно купить. А деньги нужно заработать. Еще человек нуждается в одежде, обуви, питье и т.д. Все это потребности человека.)
Красная Шапочка: Здорово, ребята, молодцы! Стражник дал нам монетки и пропускает нас дальше.
Воспитатель: А вот и следующий стражник со своим заданием. В первом задании, ребята, вы верно заметили, чтобы что-то купить нужны деньги. Их нужно заработать. Для этого взрослые трудятся, работают. И в каждой семье свои доходы, то есть общая сумма денег на семью. И свои расходы, то есть то, на что тратятся данные деньги. Доходы и расходы семьи вместе составляют бюджет семьи. Давайте вместе проговорим. Доходы и расходы семьи вместе составляют бюджет семьи. Посмотрите на слайд.
2 задание Дидактическая игра Семейный бюджет.
Дети поворачиваются лицом к мультимедийной установке.
Воспитатель: Сейчас перед вами круг с секторами. Из имеющихся картинок вам нужно выбрать те, которые отражают расходы. Напомните мне, что такое расходы? (Ответы). Молодцы, Коля и Саша. Итак, если вы верно определили расходы и ответ верный, вы услышите аплодисменты. Ну, что? Готовы?
Дети смотрят на слайд и выбирают картинки расходов (культурные расходы, бытовые расходы, налоги, оплата за детский сад и т.д.)
Красная Шапочка: Ура, аплодисменты! Вы все верно сделали!
Воспитатель: Молодцы, давайте возьмем монетки и можем идти дальше.
Красная Шапочка: Вперед!
Воспитатель: Вперед к третьему стражнику.
3 задание Дидактическая игра Собери пазлы.
Воспитатель: Посмотрите перед нами пазлы. Нам нужно их собрать и угадать, что получилось.
Дети собирают пазлы.
Красная Шапочка: Что же у нас получилось?
Дети: Это один рубль, 10 и 50 рублей.
Воспитатель: Верно, это деньги. А денежная валюта России - рубль. Давайте вместе повторим. Денежная валюта России - рубль.
Красная Шапочка: А какую денежную валюту вы еще знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, какие деньги еще бывают.
Дети смотрят на слайды.
Воспитатель: Молодцы, вот монетки, идем вперед. Что же здесь?
4 задание Физкультминутка: Подвижная игра Копилки и рубли.
Воспитатель: Мы выберем несколько ребят, они будут копилками. Остальные будут рублями. Рубли должны перейти с одной стороны комнаты в другую. А копилки будут их ловить. Готовы?
Проводится игра. Звучит инструментальная музыка.
Красная Шапочка: Как здорово вы играли! Берем монетки. А вот и магазин. Мы дошли! Помогите мне, что же купить для бабушки? У меня есть сто рублей.
Дети: И наши монетки! Мы тебе поможем.
Воспитатель: Давайте их посчитаем. (Считают).
5 задание Сюжетно-ролевая игра Покупки. Ребята выбирают, что купить в зависимости от цены продукта и от имеющейся суммы денег.
Воспитатель: Как много продуктов мы купили.
Красная Шапочка: Бабушка будет очень рада. Спасибо вам большое, ребята. Вы мне помогли справиться со всеми заданиями. А теперь мне пора. До свидания!
Воспитатель: До свидания, Красная Шапочка. Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы). А что мы еще узнали? (Ответы). А какие расходы в вашей семье? (Ответы). Верно, ребята, вы большие молодцы.
Заключение.
Таким образом, фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет. [2]
Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях: недостаточная информированность педагогов и родителей о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности; отсутствие системной организационной и профессиональной поддержки педагогов; загруженность воспитанников старшей и подготовительной групп.
Внаше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше онзнаком сденежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.
Взвешенный и разумный подход к деньгам и тратам, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного — вот составляющие финансовой свободы. И её фундамент — финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детском возрасте. Поэтому нужно активнее использовать методы и приемы формирования финансовой грамотности.
Финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условияпродолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений.
Таким образом, при формировании образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование, целесообразен комплексный подход по схеме дети – родители – педагоги, который предполагает деятельность на все три группы одновременно. [3]
Список использованной литературы:
Кларина Л.М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии. – М., 1995.
Марсеева И.Н. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников. [электронный ресурс]. URL: (дата последнего обращения: 13 октября 2025.).
Юрченко Е.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. [электронный ресурс]. URL: (дата последнего обращения: 13 октября 2025.).
-