Публикации Критерии эффективности современного урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Критерии эффективности современного урока
Автор: Шапорина Нина Ивановна

Критерии эффективности современного урока Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; -создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.Урок как целостная системаПо образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  • Знание типологии урока
  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
  • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
  • Планирование воспитательной функции урока.
  • Комплексное планирование задач урока.
  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Практическая направленность учебного процесса.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  • Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
  • Формирование надпредметных способов учебной деятельности (напримеранализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
  • Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
  • Включение компьютеров в педагогические технологии.
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  • Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
  • Обеспечение эстетических условий
  • Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
  • Имидж учителя.
  • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
  • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.
  • Какие критерии необходимо соблюсти, чтобы урок был эффективным, результативным? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Основными критериями эффективности современного урока эксперты считают:
  • - обучение через открытие;
  • - самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности;
  • - наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их; коллективный поиск, приводящий к открытию;
  • - развитие личности;
  • - способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
  • - демократичность, открытость;
  • - осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом;
  • - радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие;
  • - педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося;
  • - использование учителем технологической карты урока.
  • Использование технологической карты урока даёт учителю возможность обеспечения качества обучения, так как: • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;• используются эффективные методы работы с информацией;• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Структура технологической карты:
  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
  • Технологическая карта позволит учителю:
  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
  • значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
  • появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
  • школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
  • Преимущества технологической карты:• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;• освобождается время для творчества учителя;• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);• обеспечивается повышение качества образования.Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает формулирование целей этапов, конкретизация содержания своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности. .Формулировки деятельности учителя и обучающихсяМоделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
  • Конкретное определение темы, цели, типа урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отбор учебного материала (определение его содержания, объема, установление связи с ранее изученным, системы упражнений, дополнительного материала для дифференцированной работы и домашнего задания).
  • Выбор наиболее эффективных методов и приемов обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определение формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумывание оптимального темпа урока, то есть расчет времени на каждый его этап.
  • Продумываниеформы подведения итогов урока.
  • Продумываниесодержания, объема и формы домашнего задания.
  • Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.Актуальный[от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. И каждый день, конструируя наши уроки, мы должны помнить, что каждый ребенок, пришедший к нам в класс, это уже личность, а наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать успешным в жизни человеком.
    -