Публикации
Способы запоминания формул по физике.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы запоминания формул по физике.
Автор: Данилова Екатерина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы запоминания формул по физике.
Автор: Данилова Екатерина Васильевна
ВведениеАктуальность. Цель: Задачи:. Глава 1. Теоретические основыЧто такое память? Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. []Память не сосредоточена в какой-либо определённой части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определённые участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина – эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток – нейронов. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов. []Первым в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз. Его основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов. Эти эксперименты он ставил на себе, тем самым проверяя лично истинность.На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации. Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания). Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию). Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации). Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени). [] Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, привлекающим большое внимание исследователей и ученых. Эксперты считают, что мозг хранит все события жизни человека, даже если нам кажется, что мы не можемвспомнить что-то в данный момент. Через какое-то время или с помощью триггера мозг выдаст данную информацию.Память является сложной системой, основанной на многочисленных процессах в мозге. Это способность запоминать и сохранять информацию, а также воспроизводить ее в случае необходимости. Поэтому можно сказать, что память является важнейшей частью нашей жизни. []Виды памяти О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно: во время разговора, приёма пищи, выполнения любых (устных, письменных и др.) задач, игры, спорта, сна и т.д.Человеческой памяти присущи пять основных функций: запоминать, сохранять, воспроизводить, узнавать и стирать. Все данные функции являются элементами единого цикла: человек запоминает определенную информацию, которая необходима для индивидуального опыта. В случае возникновения аналогичной ситуации, он воспроизводит сохраненную в памяти модель, а в случае, если она длительное время не востребована, то информация просто«стирается» или по-другому забывается. Человеческий мозг постоянно ищет источник полезной и важной информации для развития и приобретения нового опыта.В книге «Общие основы психологии» доктор психологических наук, академик и член- корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук Р. С. Немов классифицирует память по ряду критериев.Согласно этому критерию, память бывает:двигательной (моторной); эмоциональной; образной; словесно-логической. [] Но также мы рассмотрим и такие виды памяти как:Долговременная память; Кратковременная память; Оперативная память; Двигательная память — это сохранение или запоминание информации о различных видах двигательных системах и их воспроизведение в реальной жизни. Благодаря данной способности памяти мы можем ходить или лежать, данный вид памяти является основой для различных навыков, связанных с практической деятельностью. Характеризуют двигательную память ловкость или высокая степень сноровки.Эмоциональная память – это своего рода индикатор наших взаимоотношений с окружающим миром, поэтому она так важна. Сюда можно отнести чувственное восприятие действительности. Сохраненные в нашем подсознании и памяти чувства и эмоции становятся сигналами, которые побуждают нас к тем или иным действиям. Такими сигналами могут быть аналогичные ситуации, ассоциации.Образная память – это память, где могут вырабатываться профессиональные виды памяти, например, вкусовая или обонятельная, они формируются ввиду специфики деятельности и не могут быть присущи каждому как зрительная и слуховая виды памяти. В этом виде памяти всегда работает принцип замещения, то есть в случае отсутствия какого-то вида памяти, другой вид достигает максимально высокого уровня. К образной памяти можно отнести запахи, звуковые шумы, образы.Словесно-логическая память – этот вид памяти направлен на запоминание и дальнейшее воспроизведение наших переживаний, раздумий, вследствие тех или иных разговоров и событий. Выражать и воспроизводить данный вид памяти мы можем только словами. Ввиду того как мы это делаем, вид памяти бывает механический или логический.Долговременная память – это мозговой механизм, с помощью которого мы можем кодировать и хранить практически неограниченный объём информации в течение длительного периода времени. [] Срок хранения воспоминаний в данном виде памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет. Она может хранить большее количество информации на протяжении всей жизни, причем довольно часто воспоминания, которые мы первоначально относим к кратковременной памяти, потом могут перейти в долговременную и обосноваться там.Кратковременная память – это промежуточное “хранилище” данных, в котором поступающая в мозг информация находится до того, как перейдет на долговременное хранение, либо забудется окончательно. Объем кратковременной памяти невелик. В среднем это 7 +-2 единицы информации - число Миллера, выявленное экспериментальным путём. []Оперативная память — это такая часть нашего сознания, которой мы пользуемся ежесекундно, в любое время дня и ночи. Ее нельзя выключить — если это случается, человеквпадает в кому. Она позволяет нам фиксировать текущий полученный опыт и хранить небольшой объем информации. Она позволяет нам обращаться к долговременной памяти, доставать оттуда то, что нам необходимо вспомнить, добавить, осмыслить для решения конкретной на данный момент задачи. Благодаря ей мы можем успешно поддерживать диалог, рассказывать, что мы делали или где были за день, решать задачи, анализировать информацию. Слушая чей-то доклад, мы можем анализировать и оценивать его интересность и задавать вопросы, переосмыслять его.Внимание Внимание — избирательная направленность чувствительного восприятия на тот или иной объект. Внимание помогает зафиксировать объект в нашей кратковременной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить. []Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, делаем. Таким образом, внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Оно составляет характеристику других психических процессов, так как не представляет отдельную обособленную форму психики.Можно различить чувствительное и интеллектуальное внимание, далее непосредственное и посредственное. При чувствительном внимании в центре сознания находится какое-нибудь чувственное впечатление, например цвет, запах, звук и т. п., в интеллектуальном внимании какое- нибудь отвлеченное представление или мысль. При непосредственном внимании роль впечатления в сознании определяет его собственными особенностями, например, силой впечатления (громкий звук, яркий блеск); посредственным же вниманием называют те случаи, когда господствующая роль впечатления зависит не от того, что в нем содержится, но от того смысла или значения, которое оно для нас имеет. [] Первоначально, из вышеперечисленных формами внимания, задействуются чувствительное и непосредственное внимание. Собственно, они и развиваются раньше, чем интеллектуальное и посредственное.Внимание очень сильно влияет на качество запоминания. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получения эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал.Джим Рон, американский философ и психолог, говорил: «Самый лучший совет насчёт концентрации внимания, который я когда-либо слышал, звучит так: где бы ты ни был — будь там!»По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главным факторами его кратковременной памяти.Наше внимание работает так, что человек может активно сконцентрироваться одновременно только на одном объекте. Это значит, что невозможно качественно выполнять несколько дел одновременно. Но шум, дискомфорт, тревога, разные мысли и недовольство создают серьезные препятствия для концентрации внимания, даже если мы будем сконцентрированы на одном объекте.Устойчивость внимания — это продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. Опытным путем доказано, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя даже это является довольно утомительным. В дальнейшем интенсивность внимания снижается, причем чем менее натренирован и усидчив человек, тем менее устойчивым вниманием он обладает. []И в наше время плохим фактором является то, что средняя продолжительность концентрации внимания человека уменьшается, как говорят исследование компании Microsoft. []Что такое мнемотехника? Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, развития памяти, упрощения процессов запоминания, основанный на построении ассоциаций. []Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов памяти, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувствительное представление, ассоциациями. Оно построено на связывании объектов с уже имеющейся для упрощения ее запоминания.Чем же полезна мнемотехника? Она позволяет не зазубривать, а быстро и с удовольствием запоминать нужную информацию.К тому же мнемотехника помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Одним словом, мнемотехника может значительно упростить жизнь, если уметь ей пользоваться.Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она уже несколько тысячелетий. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. (В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».)Мнемотехника окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Так, в мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, необходимо провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, подключив при этом воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами, объектами, взглядами и др. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию и усвоению информации. И чем больше объёминформации, с которой приходится работать, тем выше вероятность что-либо запомнить, потому что эту информацию можно связать с чем-либо, что вам уже известно. []Доказано,что,тренируяпамять,мыменяеммозг.Мнемоническаятехника перенастраивает связи между мозговыми нервными центрами, увеличивая объем памяти. []Четыре правила по созданию «правильной» ассоциации:Ассоциация – это первое, что приходит в голову. Необходимо создать в голове образ, который вызовет в памяти другой и помогает вспомнить нужную информацию. Ассоциация должна быть нелогичной, странной, смешной и абсурдной. Чем необычнее выдуманная ассоциация, тем сильнее она врезается в память. Если проще запоминать в виде какой-то картинки, а не рассказа, то можно построит образ, то есть представить картину. Образы должны быть яркими и обширными. При построении данного образа можно задействовать любые рецепторы, которые связаны с памятью. Ассоциация должна быть связана только с вами, потому что только то, что происходит с вами, вызывает самый сильный интерес и поэтому лучше запоминается. Основными приёмами мнемоники являютсяБуквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации. (Приложение 1) Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. (Приложение 2) Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих необходимый материал для запоминания. (Приложение 3) Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате. (Приложение 4) Символизация. Запоминание необходимой информации с помощью символов или знаков. (Приложение 5) Схематизация. Создание схематичного образа, чертежа, таблицы для обобщения информации. (Приложение 6) Глава 2. Практическая часть
