Публикации Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
Автор: Фадеева Мария Николаевна

Гагарина Вера ВладимировнаФадеева Мария НиколаевнаРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного краяВ соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.В развитии речи детей старшего дошкольного возраста, не заменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же как познакомить с природой родного края? Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и развивает речь.В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях.Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.Мы работаем в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания педагогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен; различая звуки речи на слух дети часто делают звуковую замену (например, звуки З и С), не дифференцируют звуки, некоторым детям они кажутся одинаковыми. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста.Кроме того у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, ведь детей этого возраста часто называют “почемучками”, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.Наша дошкольная образовательная организация принимает участие в Федеральной инновационной площадке «Природа России». Знакомство детей с природой России мы решили начать с ознакомления с природой родного края.На наш взгляд, краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, сформирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю. Такое направление работы обладает значительным потенциалом, с точки зрения возможностей развития экологического сознания детей, и эффективно в работе с детьми с ОНР. Основной целью своей работы мы видим в совершенствовании всех сторон речи в процессе ознакомления с природой родного края.С этой целью составили перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста с учетом тематического планирования ДОУ. Также подобрали комплексы игровых упражнений на развитие звуковой культуры речи с экологической направленностью. Для эффективности усвоения знаний, расширения представлений детей и формирования любви к родному краю активно взаимодействуем с Белгородским Краеведческим музеем. В ходе экскурсий дети повторяют новые названия, стараются четко произнести слова, у них обогащается словарь. Посещая музей, дети также знакомятся с традициями Белгородчины, народно-прикладным искусством.С целью проводимой нами работы используюем различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд в природе).Важным условием в нашей работе является использование игровых приемов. Через игру ребенок качественно усвоит сложный дидактический и речевой материал. Мы предлагаем использовать разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического характера, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными Белгородской области. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Чей это голос?”, “Громко – тихо”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, “Куропатки, совы, утки” формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”, “Найди ошибку”.Наблюдая за явлениями в природе, за животными, растениями ребенок познает не только внешние признаки и свойства, но и их связь со средой обитания. Особое место в работе занимает беседа с элементами игр, показом слайдов, фотографий, экспонатов из природного материала.Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной» «С какого дерева шишка», «Богатство леса», «Четвёртый лишний», игра «Найди детеныша для мамы» «Назови, какой, какая?» «Чьи плоды (семена)?». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе!Словесные игры, например, «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет» «Я знаю», «Природный мир бывает разный» развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.Подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали»; «Лови - назови»; «Дождик, дождик» В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас.Анализ отношения родителей к проблеме формирования представлений детей о природе родного края, проведенный по результатам анкетирования показал, что не все родители осознают значимость работы по этому направлению. Поэтому в своем плане мы отдельно выделили блок взаимодействия родителей с детьми. Родители делают фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. На основе данного материала мы начали собирать материал для издания книги удивительных открытий. Также в планах совместные посещения в музей, прогулки на природу, создания Красной книги.Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.Библиографический список:1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Москва. Мозаика-Синтез.2. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.Н Алексеева.3. Краеведение в системе дошкольного воспитания / Г. В. Власова // Начальная школа плюс ДО и после. – 2003. – № 5. – С. 54-58.4. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. - С. 27-31.5. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.6. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
-