Публикации Духовно-нравственная личность – ценностный потенциал общества

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственная личность – ценностный потенциал общества
Автор: Архипова Лидия Аркадьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Райваттальская средняя общеобразовательная школа»Духовно-нравственная личность – ценностный потенциал обществаАрхипова Лидия Аркадьевна, учитель истории и обществознанияпос. Хийтола Лахденпохский районпос. Хийтола2025 г.ВведениеПроблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времен. Как писала в XVIII веке княгиня Е.Р.Дашкова в своей статье «О смысле слова «воспитание», «нравственное воспитание выполняется, когда детей к терпению, к благосклонности и к благоразумному повиновению приучишь, когда вперишь им, что правила чести суть закон, коему подчиняются все степени и состояния; когда, не обременяя их память излишними предписаниями, впечатлеешь в нежные сердца их любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам церковным и гражданским, почтение и доверенность к родителям, омерзение к эгоизму, по коему все относится только к себе и кое, отторгая члена от общества, прерывает ту цепь, которая общество с ним соединяла...» [7, с.287].Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции могут изменяться из века в век. Однако суть духовности, нравственности почти не меняется, то есть то, что нравственный человек должен жить по законам добра, совести, чести, справедливости, быть патриотом своей родины, уметь любить (в широком смысле этого слова), быть носителем ценностей того общества, в котором он живет, остается прежним во все времена.Роль нравственного воспитания велика, поскольку позволяет сформировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда как общечеловеческой ценности, позволяет сократить количество неблагополучных семей, способствует профилактике правонарушений.Проблема формирования духовной нравственности – одна из важнейших проблем современного воспитания. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [2, с.10]. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границы моральных и правовых норм. В 90е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. И этот идеал дал свои результаты «зрелости личности». Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Глава I. Нормативно-правовая база организации духовно-нравственного воспитания в образовательной организацииОбеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.Вместе с тем любой процесс, организуемый в школе, в том числе и процесс воспитания, выстраивается на основе определенных нормативных документов. Нормативно-правовую базу организации духовно-нравственноговоспитания современных школьников на федеральном уровне составляют:
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Конституция Российской Федерации: часть 4 статьи 67 «Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».Статья 12 Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 25.12.2023 № 685-ФЗ): Содержание образования должно обеспечивать «формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе традиционными российскими духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 определяет традиционные ценности как нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. Цели указа:
  • сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению; 
  • противодействие распространению деструктивной идеологии; 
  • формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.  
  • Статья 5 Указа: К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.Концепция определяет:
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  •  Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. К ним относятся:
  • нравственный пример педагога;
  • социально-педагогическое партнёрство;
  • индивидуально-личностное развитие;
  • интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальная востребованность воспитания. 
  • Ступени духовно-нравственного развития.
  • Первая ступень – воспитание в семье.
  • Вторая – осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики.  
  • Глава II. Слагаемые духовно-нравственного воспитания: личность учителя, принципы, методы, формыВ основу деятельности образовательной организации закладываются следующие принципы:
  • Приоритет интересов ребенка и его благополучие.
  • Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих.
  • Опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии детей.
  • Гуманизация отношений и общения между детьми и сотрудниками.
  • Комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с учащимися образовательной организации.
  • Важно позаботиться, чтобы для детей было создано пространство, в которое вошли бы все стороны их жизни: и учеба, и круг интересов с учетом возможностей, склонностей и способностей детей, – и которое было бы ориентировано на то, чтобы ребенок развивал позитивную «Я»-концепцию, стал более ответственным в действиях и поступках, стал более самоуправляемым, вырабатывал способность к самостоятельному принятию решения, овладел навыком контроля, развивал навыки преодоления трудностей, обрел веру в самого себя.Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодежи». [14, с.24]Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.Методика духовно-нравственного воспитания включает в себя различные методы, которые помогают формировать нравственное сознание, развивать моральные чувства и вырабатывать навыки и привычки поведения.  
  • Рассказывание историй. Устное изложение материала в виде историй и объяснений. Эмоциональный рассказ, в котором поведение героя оценивается учителем, формирует основы нравственных принципов и идеалов. 
  • Объяснение. В процессе объяснения происходит логическое выведение определённых истин. Этот метод используют для привития детям основ и норм нравственного поведения в различных ситуациях. 
  • Беседа. В процессе беседы происходит взаимодействие учителя и ученика. С помощью такого метода можно помочь ребёнку в достижении таких целей, как правильная оценка собственного поведения, окружающих его событий и явлений. 
  • Примеры. Метод основан на принципе подражания. Он помогает сформировать у ребёнка такие идеалы, как смелость, доброта, патриотизм, верность и трудолюбие. 
  • Упражнение. Метод духовно-нравственного воспитания, при котором учащиеся систематически и организованно выполняют различные задания. 
  • Волонтёрская деятельность. Вовлечение школьников в процесс оказания помощи нуждающимся даёт им возможность самовыражения и приобретения уникального социального опыта. 
  • Метод проектной деятельности. Этот метод предполагает использование ряда исследовательских и творческих методов для решения конкретной проблемы. 
  • Выездные экскурсии. С помощью экскурсий учителя могут привить ученикам чувство знакомства с родным краем и бережное отношение к нему. 
  • Методы духовно-нравственного воспитания применяют не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.В процессе нравственного воспитания учеников необходимо учитывать, что воспитанность включает в себя следующие элементы:
  • Запас нравственных знаний ученика (что он знает о нормах поведения, об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к себе).
  • Нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его мысли, мотивы, ценности и т.д.). Нравственные знания ученика далеко не всегда переходят в убеждения, а могут сосуществовать с ними параллельно.
  • Реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).
  • В связи с этим, нравственное воспитание школьников происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Центральной воспитательной задачей обучения является формирование у школьников мировоззрения, в котором как бы синтезируются все стороны воспитанности личности, ее научная, философская, нравственная, эстетическая и практическая подготовленность. В новых школьных программах выделены ведущие мировоззренческие идеи, на которых надо сконцентрировать особое внимание учеников при изучении ими каждой учебной темы. Все учебные программы предусматривают решение определенных воспитательных задач, призваны формировать у учеников моральные качества высоконравственной личности. Они ориентируют учителей на развитие у школьников чувств коллективизма, гуманности, взаимопомощи, соблюдение норм этики.Нравственное воспитание должно начинаться с изучения правил поведения в школе, в общественных местах, в межличностных отношениях и т.д. Правила призваны регулировать разнообразную деятельность школьников, помочь им правильно организовать трудовой день и досуг, сформировать дисциплину и культуру поведения. Работа с правилами поведения не может являться кратковременной кампанией. Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. Безусловно, дети уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, воспитателя, обращают пристальное внимание на их поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, воспитателя.Занятия в начальной школе должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать рассказ. На занятиях важна активность ученика, его участие в работе и обсуждениях. Основная задача состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.Чтобы опереться на имеющиеся у детей знания и личный опыт, педагоги, прежде всего, выявляют фактический уровень воспитанности учащихся. Оказалось, что разъяснительная работа особенно важна в тех классах, где школьники впервые знакомятся с правилами. Поэтому классные руководители уже в ходе первой беседы стараются установить, в какой степени их воспитанники знают и понимают смысл правил. Высказывания детей позволяют судить о том, какие нормы поведения им хорошо известны, а какие малознакомы или незнакомы вовсе.Есть много методик по выявлению отношения учащихся к нравственным нормам, например, методики Л.Фридмана, представленные в книге «Изучение личности учащегося и ученических коллективов» [6, с. 47-48]. И, конечно, очень важно провести тестирование среди родителей [6, с. 54-55]. Правила успешнее проводятся в жизнь при активной поддержке родителей, а некоторые нормы поведения вообще не могут быть сформированы без их повседневной помощи и контроля. Чтобы действовать в унисон со школой, родители должны, прежде всего, знать содержание правил, понимать их смысл и воспитательное значение, всячески поддерживать работу классных руководителей.На первом же родительском собрании педагог настраивает матерей и отцов на серьезный разговор об учебной, трудовой и общественной дисциплине детей. Он убеждает родителей в важности совместных воспитательных действий школы и семьи, необходимости вырастить детей дисциплинированными и культурными. При этом особо подчеркивается значение организации режима труда и отдыха для воспитания необходимых навыков и привычек поведения.К сожалению, часть родителей не помощники. Они ведут аморальный образ жизни, не работают, злоупотребляют спиртными напитками. Ребенок, находясь в такой семье, видит единственный способ построения межличностных отношений – нецензурная брань, физическая сила. Это тоже один из достаточно серьезных факторов, усложняющих процесс нравственного воспитания. Среди форм разъяснения правил наиболее эффективна этическая беседа. С её помощью классные руководители последовательно раскрывают содержание норм поведения, отраженных в правилах. От беседы к беседе школьники постепенно усваивают совокупность норм дисциплинированного и культурного поведения.Для закрепления правил, как показывает опыт, целесообразно использовать специальные упражнения, обучающие игры. Эффективным является обсуждение и оценка жизненных ситуаций. На первых порах учитель сам находит ситуации для обсуждения. Его следует организовать так, чтобы ученики пришли к необходимым нравственным обобщениям и выводам. Можно анализировать ситуации, связанные с жизнью класса и поступками учеников. На занятиях, где анализируется та или иная ситуация, надо учить ребят вести дискуссию в тактичной форме. Учитель опровергает неправильные суждения, приводя примеры нравственного поведения окружающих людей, героев кино и литературных произведений. Примером ситуации, которую можно использовать в процессе воспитательной работы, может быть следующий случай: «Представь, что ты с друзьями нашел потерянный учителем листок с решением контрольной задачи. Завтра ты будешь писать ее в классе. Друзья сказали тебе: если не сообщишь о найденном листке учителю, то всем обеспечены хорошие оценки. Какое ты примешь решение? Послушаешь друзей? Или скажешь о находке учителю?» [1, с.13]. Отношение ребят к своему поведению будет становиться более критичным, если сначала они проанализируют ситуации, близкие к тем, которые случаются в их жизни, и придут к правильным выводам. Полезно использовать фрагменты из кинофильмов, мультфильмов, плакаты, лозунги т.д.В алгоритм классных часов в школе целесообразно ввести «Час нравственности», «Час общения» (проводит психолог), на которых учащиеся размышляют над оценками своего поведения, поступков окружающих, вырабатывают положительные стереотипы поведения.Глава III. Практические общественно важные дела. Знание правил – лишь предпосылка нравственного поведения. «Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями – это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый», – предупреждал А.С.Макаренко [3, с.141]. Практическая реализация правил – важнейшее условие их эффективности и действенности.Очень важно организовать практические общественно важные дела, которые становятся логическим продолжением классных часов и бесед.В современном мире ребёнок живёт и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребёнка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей, подобрать формы способные заинтересовать ребенка, сделать сложные понятия доступными для него. Эффективной формой работы по воспитанию является проведение акций.  Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.Акции (всероссийские, республиканские, городские, школьные):
  • Акция «Аллея Воинской Славы»
  • Акция «Бессмертный полк»
  • Акция «Георгиевская ленточка»
  • Акция «Орден в твоем доме»
  • Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда)
  • Акция «Сирень Победы»
  • Акция «Их именами названы улицы города».
  • Акция «Кораблик Победы»
  • Акция «Забота»
  • Акция «Гражданин России».
  • Акции, которые проводятся в честь 80-летия Победы:
  • «Первые о победе». Акция призывает публиковать истории о своих героических предках в социальных сетях. Лучшие посты будут публиковаться в федеральных соцсетях Движения Первых. 
  • «Трудовая доблесть. Лица Победы». В рамках проекта участники изучают историю своих семей и регионов, чтобы узнать о трудовых подвигах своих предков, работавших в тылу в годы войны. 
  • «Хранители истории». Участвуя в проекте, ребята учатся работать в команде, изучают историю своих семей и региона, облагораживают и восстанавливают памятные места. 
  • Слёты потомков победителей. В разных городах России собираются вместе потомки участников различных военных операций, чтобы почтить их память. 
  • «Ура Победе!». Чтобы принять участие в акции, необходимо позвонить на единый бесплатный номер 1945 и бесплатно установить на свой мобильный телефон популярные песни и мелодии Победы в качестве гудка или звонка. 
  • «Послание Герою» и «Россия глазами детей». В рамках акции «Послание Герою» участники напишут письма своим предкам-героям, участникам Великой Отечественной войны, расскажут о себе, опишут семейные истории. В рамках акции «Россия глазами детей» участники младшего возраста нарисуют современную Россию. 
  • Акция «Герои нашего времени»Цель акции – формировать нравственно-патриотические чувства, воспитывать гордость за ратный подвиг воинов-земляков, участвующих в специальной военной операции. Открыть «Стену Памяти», посвящённую героям-землякам, погибшим в ходе специальной военной операции.При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. Уроки мужества:
  • «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана.
  • «Ты же выжил, солдат!»
  • «След войны в твоей семье»
  • «Герой нашего времени»
  • Волонтёрская деятельность детей – это добровольное и осознанное оказание помощи другим людям, животным и природе. Добровольчество – это неотъемлемый элемент всех обществ. Массовые проекты, социальные катаклизмы, стихийные бедствия, гуманитарные проблемы и простое желание помочь другим людям – все это делает добровольческую деятельность весьма востребованной. Волонтёрская работа в раннем возрасте развивает в ребёнке эмпатию и чувство солидарности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности за своё сообществоНекоторые направления волонтёрской деятельности для детей сегодня:
  • Благотворительная акция «Своих не бросаем!», «Поддержим наших!»
  • Сбор гуманитарной помощи. Дети пишут письма участникам СВО, делают поделки, организуют сбор необходимых вещей или продуктов. 
  • Экология («Наши братья меньшие», «Покормите птиц зимой», «Красная книга природы»)
  • Окружающий социальный мир («Чистый двор», «Безопасная дорога», «Вылечим книги», «Защити себя сам»)
  • Помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам», «Оберег для особого ребёнка», «Милосердие», «ДоброПочта»)
  • Значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День пожилого человека», «Дети улыбки»)
  • Здоровье («Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье».  Каждый ученик должен быть включен в систематический общественно полезный и самообслуживающий труд: ремонт своей одежды, подготовка класса к уборке (вытереть доску, поднять стулья, полить цветы), дежурство по школе, организация игр на переменах для начальной школы, уход за аквариумом, изготовление кормушек для птиц, выращивание цветов, участие в субботниках.
  • Глава IV. Уровень воспитанности обучающегосярезультат и проблема.Особое место в работе с правилами занимает оценка поведения ученика, того, насколько согласованы знания, убеждения и поступки.
  • Педагогическое наблюдение за поведением ребенка.
  • Определение уровня воспитанности, в котором принимают участие родители, учителя, одноклассники, руководители секций и кружков.
  • Это поможет выявить нравственные проблемы, над которыми необходимо работать педагогам, родителям. Фактором закрепления полученных знаний и убеждений является посещение учащимися культурных учреждений города. Вот где ярко проявляется согласованность между знаниями, убеждениями и поведением ученика. К сожалению, финансовые возможности родителей ограничены, и поездки очень редки для определенной группы детей. Немаловажно озвучивать все достижения ребенка. Итоги учебной, воспитательной деятельности подводятся на еженедельной линейке. В период существования Советского Союза Совет школы разрабатывал Положение о вымпелах «Самый дружный класс», «Лучший дежурный класс», «Самый активный класс», «Самый спортивный класс» и т.д. Пункты Положения просты и очень действенны, и в рамках учреждения достаточно эффективны. К сожалению, этот аспект воспитания забыт. На линейке вручаются переходные вымпелы, все награды школьного уровня (грамоты, дипломы), а также перевручаются награды районного и регионального уровня, чтобы вся школа знала о достижениях детей. Это позволяет поднять самооценку ученика, повысить его статус в коллективе. На линейке также привлекается внимание воспитанников на нарушения правил поведения без обращения к конкретным личностям, что позволяет сделать акцент на выработку правильных моделей поведения, избегая публичного осуждения нарушителя.В основу воспитательной системы положено коллективное творческое дело. Основным девизом всех воспитательных мероприятий стало: «Убрать зрелищность!». В зрелищных мероприятиях в качестве активных участников оказываются задействованными единицы, для большинства же остаются роли «пассивных потребителей» развлекательного шоу. Истинно воспитательные задачи – ориентированные на пробуждение духовно-нравственных качеств личности – в таких мероприятиях чаще всего вообще остаются «за скобками». При этом они весьма сильно активизируют не совсем здоровые наклонности учащихся – азартность, стремление к развлечениям, праздности» [9, с. 21]. Каждый год календарные праздники проживаются детьми как бы заново, на другом, более высоком, смысловом, эмоциональном, духовном уровне. Важно найти в ребенке самые лучшие его качества, дело, к которому он способен, и сказать ему об этом. Глава V. Интеграция внеурочной и образовательной деятельности — важное средство воспитания нравственных качеств.Внеурочная деятельность — одно из главных средств духовно-нравственного воспитания. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности учащихся.  Именно внеурочная деятельность позволяет учителю, воспитателю с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам.Некоторые аспекты, в которых внеурочная деятельность способствует развитию нравственных качеств:
  • Развитие эмоциональной и моральной сферы. Творческие занятия позволяют детям выражать свои эмоции и чувства. Это способствует развитию эмпатии и уважения к чувствам других, что важно для нравственного воспитания. 
  • Формирование ценностных ориентаций. Участие в творческих процессах помогает детям осознать и выражать свои ценности. Это способствует формированию личных ценностей и убеждений, что влияет на моральное развитие. 
  • Развитие творческого мышления и решения проблем. Участие в творческих занятиях развивает у детей умение мыслить креативно, видеть многообразие вариантов решения проблем. Это может способствовать развитию нравственных компетенций, таких как способность принимать ответственность за свои действия и принимать этически обоснованные решения. 
  • Формирование личностной интеграции. Творческие занятия позволяют детям выражать свою индивидуальность и уникальность. Это способствует формированию личностной интеграции и уверенности в себе. 
  • Способствование межкультурному взаимодействию. Участие в творческих занятиях, связанных с различными культурами, может способствовать формированию у детей уважения к разнообразию и расширению кругозора. 
  • Формы организации внеурочной деятельности могут быть разными: кружки, секции, студии, клубы и другие. ЗаключениеВ настоящее время Россия, по мнению многих политологов, переживает один из непростых исторических периодов. Чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии, справедливости.Нравственность – понятие, характеризующее и личность, и общество в целом. Сколько бы мы не говорили о современном кризисе нравственности в социуме, никогда не стоит забывать: общество – это совокупность личностей, только личность ценою собственных усилий может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья, близкие люди – помочь ей в этом.Очень точно определил алгоритм нравственного воспитания личности Волков Геннадий Никандрович, российский учёный-педагог:Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без культуры - нет воспитания,без воспитания - нет духовности,без духовности - нет личности,без личности - нет народа какисторической личности.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ И НРАВСТВЕННЫМ КАЧЕСТВАМУчащимся предлагается ответить на вопросы, сделав выбор.1. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?а) потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшегоб) разберешься в причинах конфликта и добьешься его устраненияв) выразишь соболезнование тому, кого обиделиг) сделаешь вид, что тебя это не касаетсяд) или…2. Ты случайно, не желая того, нанес ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?а) сделаешь всё возможное для устранения злаб) извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этогов) постараешься, чтобы никто не заметил, сделаешь вид, что ты не виноватг) свалишь вину на того, кто пострадал; пусть не лезет, сам виноватд) или…3. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?а) будешь, превозмогая боль, выполнять норму как всеб) обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить нормув) попросишь освободить от этой работы и перевести на другуюг) оставишь работу незаконченнойд) или…Обработка полученных данных.Выбор ответа:а) свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к нормамб) активное, но неустойчивоев) отношение пассивное и недостаточно устойчивоеВыбор последнего ответа – свидетельствует об отрицательном, неустойчивом отношении к нравственным нормам.ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙОтвет «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» в 2 очка, ответ «В» в 1 очко.Если вы набрали от 30 до 39 очков, это значит, что ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос второстепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию.Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»
  • Правила поведения в школе. Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения на школьном дворе.
  • О добром отношении к людям. Что такое «добро» и «зло». Волшебные (добрые) слова. Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
  • Как стать трудолюбивым. «Ученье – свет, а неученье – тьма» (о добросовестном отношении к учебе). Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд дома.
  • Правила аккуратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи – своё место. Обещал – выполни. Умей ценить время – свое и чужое.
  • Правила поведения на улице и дома.
  • Школьный этикет. Знакомство со взрослыми. Знакомство со сверстниками. Правила общения с окружающими. Поведение за столом (в гостях и дома).
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫМПЕЛАХ.
  • Вымпел «Самый чистый класс»
  • 1.1 Вручается на линейке каждую пятницу.1.2 Дежурство в классе утверждено на классном собрании.1.3 График дежурств в классном уголке.1.4 Все дежурные выполняют свои обязанности.1.5 В полном порядке классная мебель.1.6 Чистота в шкафах.1.7 Ежедневный вынос мусора.1.8 Чистота на подоконниках, в порядке цветы.
  • Вымпел «Лучший дежурный класс» (каждую неделю)
  • 2.1 Быть на дежурстве в 8:002.2 Следить за чистотой и порядком на своем посту.2.3 Записывать нарушения.2.4 Знать и выполнять обязанности дежурных по школе.2.5 Классному руководителю или главному дежурному в классе ставить оценки за дежурство.2.6 Иметь знаки отличия дежурных.3. Вымпел «Самый спортивный класс» (после каждого «Дня здоровья»)3.1 Спортивная форма и обувь у каждого учащегося.3.2 Отсутствие пропусков уроков физкультуры без уважительной причины.3.3 Оценки по физкультуре только «4» и «5».3.4 Отличное проведение зарядки.3.5 Участие во всех школьных спортивных мероприятиях (всех и каждого).3.6 Учащиеся ведут здоровый образ жизни.4. Вымпел «Самому активному» (вручается один раз в четверть)4.1 Участие во всех школьных мероприятиях.4.2 Участие во всех трудовых десантах.4.3 Активное участие в работе Пресс-центра4.4 Проявление инициативы и творчества во всех школьных делах.4.5 Успешная деятельность в классном и школьном самоуправлении.5. Вымпел «Самый дружный класс» (вручается один раз в четверть)5.1 Высокая самодисциплина.5.2 Надежные друзья в классе.5.3 Жизнь в классе без ссор.5.4 Помощь друг другу в учебе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. – Калуга, 1971.
  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.
  • Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. М.: Педагогика. – Т.4 – 1984.
  • Малахова А.С. Духовно-нравственное воспитание в разных типах семей [Электронный ресурс]. – Материалы Покровских чтений 2008–2009 гг. – URL: 
  • /library/news_detail.php?ID=4217.
  • Миляева Л.М. Методические материалы к спецкурсу «Деятельность классного воспитателя в современных условиях». – Астрахань, 1995.
  • Смагина Г.И. Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание»: Сочинения. Письма. Документы. – М., 2001.
  • Соколова И. Заботиться о нравственной стороне деятельности школьников//Воспитание школьников. – 1986 – № 6.
  • Войтенко В., Соколова М., Уланов В. Разноуровневое обучение: положительные результаты и негативные последствия//Директор школы. – 2001. – № 2.
  • Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: Методическое пособие / Науч. ред. И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 256 с.
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный Закона «Об образовании в РФ» от 25.12.2023 N 685-ФЗ)
  • Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  2009 г.
  • -