Публикации Урок в музее "Живи и помни"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок в музее "Живи и помни"
Автор: Бондаренко Анастасия Эдуардовна

«Урок в музее»Тема внеурочного мероприятия: «Живи и помни» Подготовила: Бондаренко Анастасия Эдуардовна,учитель истории и обществознания ГОУ ЛНР «Белореченская СШ» для 5-11 классов2025г.Оглавление1. Аннотация внеурочного мероприятия……………………………………….2.Сценарий внеурочного мероприятия ……………………………………..3.Список использованных источников информации.………………………4.Приложение…………………………………………………………………..АннотацияЕсть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.Современные дети мало знают о людях того поколения, о страницах исторических событий нашей страны, без которых нет настоящего и будущего.Быстро летит время. Проходят годы, десятилетия. В памяти стираются воспоминания о прошедших годах. Всё меньше становится среди нас ветеранов Великой Отечественной войны. Войны, которая коснулась любого из нас. И, каждая вновь открытая страница прошедшей войны, каждое вновь найденное имя героя – это вечное напоминание живущим о своей великой ответственности перед Родиной, перед Временем, перед Будущим… Постепенно пишется история, восстанавливаются многие забытые имена, факты, события. В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех ее делах.Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной    жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни поселка. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. История родного края – это не только события, происходившие на его земле, это и люди, творившие историю своим трудом, всей своей жизнью.   В экспозицию нашего школьного музея включены материалы, посвященные истории нашей страны во время Великой Отечественной войны. Собраны воспоминания ветеранов войны. Проводя уроки о Великой Отечественной войне, детям предлагаю познакомиться с этими материалами, фотографиями. Знакомство с подвигами ветеранов помогает сделать изучение истории Родины конкретными, интересными, убедительными, на примерах своих земляков воспитывать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял, победил.Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы, не в праве предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязательно перейти в память и дела последующих поколений.     Разнообразны формы и методы воспитания обучающихся: беседы, экскурсии, викторины, презентации  на патриотические темы, внеклассные мероприятия. Экспозиции нашей музейной комнаты «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Молодое поколение» расскажут нам о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны и участниках сегодняшней войны, которые защищают наш Донбасс. Этот материал лег в основу внеурочного мероприятия «Живи и помни».Цель внеурочного мероприятия – воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  формирование чувства гордости за свою Родину, народ, вынесший испытания Великой Отечественной войны и борется за мир в настоящее время.    Задачи:
  • Углубление знаний обучающихся о событиях и участниках  Великой Отечественной войны, расширение их кругозора.
  • Формирование у обучающихся социально – значимых патриотических ценностей.
  • Воспитание разносторонне развитой личности гражданина ЛНР, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру.
  • Повышение интереса обучающихся к истории.
  • Планируемые результаты: обучающиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о подвигах своих земляков во время Великой Отечественной войны, о погибших героях, бывших выпускниках нашей школыИспользуемые методы:
  • Метод проектов
  • Метод лекции
  • Метод беседы
  • Ресурсы: Мультимедийная презентация, фоновая музыка, фотографии с архива школьного музея, интервью с родственниками участников войны на Донбассе, ссылки на видеоролики.Данное мероприятие проводится на внеурочных мероприятиях с 5 по 11 классы; материал рассчитан на обучающихся от 12 до 18 лет.Сценарий внеурочного мероприятия Ход мероприятияУчитель:  Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям.Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый гражданин.Ученик 1: С чего начинается память – с берез?С речного песка?С дождя на дороге? А если – с убийства! А если – со слез! А если – с воздушной тревоги! А если с визжащей пилы в облаках, Со взрослых в пыли распростертых!А если с недетского знания – как?Живое становится мертвым.Учитель: Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминанийО подвиге и доблести отцов.Ученик 2: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается!Ученик 1: Им, нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне, посвящается!Ученик 2: Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кто не знает, что такое война, посвящается. Чтобы поняли. Чтобы помнили… (Ю.Антонов. Видео «Снегири»)Ученик 1: Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.Ученик 2: Великая Отечественная война не только драматический, но и героический период истории нашего народа. Годы войны хранят немеркнущие образцы мужества и самоотверженности сотен тысяч людей, беззаветно защищавших свою Родину. И примечательно то, что чем дальше мы отдаляемся от того тяжёлого, тревожного и героического времени, тем величественнее предстают перед нами подвиги бесстрашных защитников Родины, тем полнее осознается историческая значимость свершенного. Поэтому всё более актуальным становится вопрос: «Почему мы, спустя много лет, должны помнить о той войне и о тех, кто выстрадал Великую Победу?» Я думаю, что каждый человек, будь он стар или молод, обязан помнить,что за эту Победу положили жизни миллионы людей, что война исковеркалабесчисленное количество судеб.Ученик 1: Среди этих людей, есть наши прадеды, земляки, герои большой ВОЙНЫ с удивительными судьбами. Утонченные черты лица, большие глаза, полные юношеского задора и огня… Их жизнь, короткая, но яркая, останется в памяти народа на века. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто не вернулся. Именно поэтому наш долг — помнить о тех суровых днях и героях войны.Ученик 2 : Время героев, обычно ты кажешься прошлым:Главные битвы приходят из книг и кино.Главные даты отлиты в газетные строки,Главные судьбы историей стали давно.Ученик 1: Время героев, по самому высшему правуТы подарило далеким и близким годамДоблесть и славу, и долгую добрую память.Время героев, а что ты оставило нам?Ученик 2: Ты нам оставило ясное небо Отчизны.Дом и дорогу, и ласковый хлеб на столе,Ты нам оставило самое главное в жизни –Радость работы на мирной, счастливой земле!Герои родины – как много в этом смыслаИ честь, и храбрость в этих двух словах.Героями нельзя стать слишком быстроГерой лишь тот, кому неведом страх!(Песня «От героев былых времен»)Ученик 1: Память, память, за собою позови В те далекие промчавшиеся дни. Ты друзей моих погибших оживиА друзьям живущим молодость верни.Ученик 2: Память, память, ты же можешь, ты должна На мгновенье эти стрелки повернуть.Я хочу не просто вспомнить имена,Я хочу в глаза своим друзьям взглянутьУченик 1: Нам свои боевыеНе носить ордена,Вам – всё это, живые.Нам – отрада одна:Что недаром боролисьМы за Родину-мать.Пусть не слышен наш голос,Вы должны его знать.Ученик 2: Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, Сквозь лишения, боль и беду, Уходили из детства ребята В сорок первом, далеком году (Б.Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала подлая»)Ученик 1: Сегодня мы хотим рассказать о своих земляках, которые своими поступками ковали нелегкий путь победы и оставили героический след в истории нашего города, потому ,что: Во-первых, в такое тяжелое время нелишне напомнить о суровых испытаниях, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы ВОВ. Во-вторых, все меньше остается в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину. В-третьих, человек должен знать судьбу героев своего города, хранить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых.Ученик 2: Я буду говорить о земляках,О тех, бесстрашных и ушедших рано, Чьи голоса звучат издалека, Сжимая сердце матери, как раны. О тех, кто в дверь не постучит уже, Чьи имена теснятся в длинных списках. Слились, как в песне, как в одной душе, Их души молодые в обелисках…(Видео: Чтобы помнили... Беспримерный героизм простого советского солдата в Великой Отечественной войне)Сопровождение под музыку «Прощай»Белинский Степан СидоровичУченик 1: Родился 20 апреля 1916 года в селе Торков ныне Тульчинского района Винницкой области в семье крестьянина. Получил неполное среднее образование. После школы работал трактористом в колхозе. В 1937 году был призван в Красную Армию и направлен в бронетанковые войска. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов. После окончания войны остался на сверхсрочную службу. Начало Великой Отечественной войны застало его в Западной Украине в должности механика-водителя легкого танка отдельного Начало Великой Отечественной войны застало его в Западной Украине в должности механика-водителя легкого танка отдельного батальона связи. С первых дней участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Прошел ожесточенное встречное танковое сражение под городом Дубно, тяжелые бои под Житомиром и на подступах к Киеву. В августе 1941 года вместе с другими экипажами, оставшимися без танков, Белинского направили в 23-й учебно-танковый полк для переподготовки. В тылу в совершенстве овладел танками Т-34 и КВ, изучил некоторые иностранные образцы.Ученик 2: На фронт удалось вернуться только летом 1943 года. Он был назначен механиком-водителем в 104-й танковый полк 5-й гвардейской кавалерийской дивизии, входившей в состав 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. Участвовал в стремительных рейдах и дерзких ударах по тылам противника. Летом 1944 года в битве за Белоруссию 104-й танковый полк в составе конно-механизированной группы был введен в бой. 24 июня танкисты и кавалеристы, действуя на Богушевском направлении, вышли на оперативный простор. 26 июня во время атаки опорного пункта в селе Догановка Богушевского района, танк, в котором старший сержант Белинский был механиком-водителем, первым ворвался на вражеские огневые позиции, раздавил противотанковую пушку и уничтожил несколько огневых точек, обеспечив тем самым успешное продвижение соседним танкам и пехоте. Через два дня так же стремительно танкисты атаковали противника в населенном пункте Смоляны. 28 июня конно-механизированная группа вышла на Березину, ходу форсировала ее и устремилась на запад. За эти бои отважный механик-водитель был награжден орденом Красной ЗвездыУченик 1: Развивая наступление, 3-й гвардейский кавалерийский корпус в середине июля форсировал Неман в районе Гродно и, преодолевая возросшее сопротивление противника, вскоре вступил на территорию Восточной Пруссии. 4 ноября в бою у города Гольдап (ныне Голдап, Польша) старший сержант Белинский четыре раза водил в атаку свою тридцатьчетверку. За время этих атак он раздавил две машины и три пулемета. Во время четвертой атаки от огня вражеской артиллерии вышел из строя соседний танк. Экипажу его грозила смертельная опасность. В разгар боя, верный товарищескому долгу, прикрыл подбитую машину корпусом своего танка, причем чтобы самому не оказаться мишенью, непрерывно маневрировал под огнем артиллерии, пока экипаж подбитого танка не устранил повреждение.Ученик 2: Приказом командира 5-й гвардейской кавалерийской дивизии от 21 ноября 1944 года за мужество и отвагу проявленные в бою за город Гольдап старший сержант Степан Сидорович Белинский награжден орденом Славы 3-й степени (№ 198029).Вскоре корпус был переброшен в полосу 2-го Белорусского фронта и 19 января 1945 года введен в бой. Кавалеристы с ходу овладели сильным опорным пунктом Яново на территории Польши и снова вступили в Восточную Пруссию, действуя в направлении на Алленштейн ( Ольштын ,Польша). В этих боях вновь отличился старший сержант Белинский. 20 января его танк первым ворвался в населенный пункт Клейн Грабовен, преодолел три линии траншей, раздавил несколько пулеметных точек. Пробившись сквозь вражескую оборону, Белинский вывел танк на дорогу, по которой отходил большой обоз противника. Сержант разогнал машину и врезался на полной скорости в обоз, раздавив более 15 повозок с боеприпасами. 22 января на окраине города Алленштейна дерзко ворвавшись во вражескую оборону, Белинский гусеницами танка раздавил миномет и два пулемета с расчетами и, умело маневрируя на поле боя, обеспечил командиру выгодные условия для стрельбы.Ученик 1: Приказом от 14 февраля 1945 года за отличие в боях по разгрому восточно-прусской группировки противника старший сержант Степан Сидорович Белинский награжден орденом Славы 2-й степени (№ 10671).Старшина Белинский и в Берлинской операции проявил себя мастером дерзких ударов и стремительных атак. 30 апреля в бою за аэродром в районе города Цахов он смелым маневром вывел танк в тыл вражескому гарнизону, посеял панику в стане врага, раздавил гусеницами две пушки, два пулемета и около тридцати гитлеровцев. На следующий день в ходе боя за населенный пункт Биневальде кончились боеприпасы. Но экипаж не вышел из боя. Ворвавшись в населенный пункт, Белинский раздавил гусеницами три миномета и около двух десятков гитлеровцев. Когда навстречу выполз фашистский танк, он умелым маневром уклонился от снарядов и таранил вражескую машину. 2 мая при взятии города Варнемюнде в результате умелых действий механика-водителя экипаж огнем из пушки и пулемета уничтожил восемь пулеметных точек, три противотанковых орудия, пять автомашин с боеприпасами и около тридцати гитлеровцев. Белинский попутно раздавил гусеницами четыре пулеметные точки и одно орудие. После войны старшина Белинский был демобилизован. Жил в поселке Белореченский ныне Лутугинского района Луганской Народной Республики. Трудился на шахте «Белореченская» треста «Ленинуголь». Умер 20 декабря 1995 года.Награжден орденами Славы 3-х степеней, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Фотографии Белинского С.С. из школьного архива)Сопровождение по музыку из кинофильма «Звезда» Пастух Богдан ВасильевичУченик 2: Пастух Богдан Васильевич родился 17 сентября 1924 года в Тернополе в семье хлебороба.В родном селе получил семилетнее образование. Но еще босоногим учеником увлекался книгами и журналами. Вторая Мировая война призвала его в ряды советской армии, с минометом за плечами Богдан Васильевич прошел всю Европу, он защищал Родину от немецких и японских завоевателей. После войны работал в школе в родном селе.Высшее филологическое образование получил в Ворошиловградском пединституте. Вскоре вместе с семьей переехал в поселок Врубовский, где работал учителем.Приложение 2 (фотографии Пастух Б.В. из школьного архива)Сопровождение под музыку «На безымянной высоте» (фон)Бондаренко Леонид ПетровичУченик 1: Родился 17 октября 1913 года в местечке Ширяево Одесской области в крестьянской семье. Рос в многодетной семье в очень трудных условиях, а после окончания семилетней школы в числе отличников учебы, за государственный счет направлен на продолжение учебы в педтехникум. В 1933 году , после окончания обучения, был направлен на работу учителем младших классов. В 1935 году выехал жить в Ворошиловград. До начала войны работал учителем в сельских школах Веселой Тарасовки и Сабовки. Из воспоминаний Бондаренко Леонида Петровича«Когда началась Великая Отечественная война, я попал в 21-й отдельный учебный автополк, где за три месяца прошел военную подготовку с «закалкой» на командира транспортных отделений, шофера и в звании сержанта был направлен в танковый полк, который участвовал в боях под Сталинградом . Освободив г. Калач – Сталинградский полк освобождал города и населенные пункты. Я на своей машине ГАЗ-АА участвовал в освобождении городов и сел от Сталинграда до Берлина»Приложение 3 (фотография Бондаренко Л.П. из школьного архива)Клип «Сталинград» Ученик 2 : Бойцам – защитникам поклон наш низкий,Которые, пройдя чрез ад войны,Несли победу, думая о близких,Чтоб счастливо и мирно жили мы.Ученик 1: Гордится Вами наше поколенье,Для нас Вы - образец и идеал,Вам слава уготовила бессмертье,А это выше всех мирских похвалУченик 2: Прошло много лет с тех пор, как отгремели залпы войны. Путь к победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней... И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед.Ученик 1: Наши земляки, герои – участники Великой Отечественной войны. Они были разные по возрасту, но всех их объединила священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Память о них служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине. Ученик 2: Ты живешь, потому, что когда-тоНа земле умирали солдаты,Ты поешь, а их звонкая песняДо конца не смогла дозвенеть.Отгремели сраженья раскаты,Не горят фронтовые закаты.На равнине, израненной боемШелестит колосистая медь…Только им для бессмертия малоНашей скорби и нашей печали:Умирали они молодыми,Чтоб над полем была тишина,Чтобы чистое небо сияло,И раздольная песня звучала,Чтоб над Родиной нашей любимойНикогда не взметнулась войнаУченик 1: Вспомним всех поименно!Горем вспомним своим.Это нужно не мертвым,Это нужно живым! ( Я.Френкель Песня «Журавли») Ученик 2: Мужество и героизм людей не имеют срока давности.Через десятки лет после победы в Великой Отечественной войне в наш дом – родной Луганск, пришла беда. Донбассу пришлось принять эстафету мужества, он снова вынужден был встать на защиту своей свободы.Песня «Война» Александр РазгуляевУчитель: Война идёт, она не закончена. И пройдёт ещё много лет, прежде чем история расставит всё на свои места. Но сегодня погибают дети… Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? И сегодня, к сожалению, на земле Донбасса открывают памятники, мемориальные знаки, отдавая дань погибшим в современной необъявленной войне.Савченко Владимир Сергеевич1980-2014гг.Ученик 1: Савченко Владимир родился в 1980г.в п.Белореченский. Окончил Белореченскую СШ и Лутугинское профессионально-техническое училище, пошел работать на шахту «Белореченская». Работал вахтовым методом в г. Нижневартовск (РФ). Всегда стоял на стороне справедливости. Добрый, отзывчивый, готовый всегда идти на помощь ближнему. Сильный и мужественный Владимир Савченко не искал другого пути, как встать на защиту родного Отечества в 2014 году.2 июня 2014г. Елена Анатольевна, мать Владимира, видела сына последний раз: он вступил в батальон «Заря», служил в 6 взводе 1-й разведроты. Владимир Савченко в составе батальона «Заря» защищал рубежи Республики: противник предпринял попытку прорвать кольцо блокады Луганского аэропорта и одновременно перекрыть дорогу Луганск-Краснодон. Ни ту, ни другую задачу агрессору выполнить не удалось. Массированным батальонным огнем подразделения украинской армии были рассеяны. Ранним утром 27 июля силы «Зари» были накрыты «Градами». В результате боестолкновение Владимир Савченко получил огнестрельное (минно-взрывное) ранение. Его, контуженного, потерявшего сознание, глубокой ночью смогли доставить в Луганскую областную клиническую больницу в тяжелом состоянии. Луганские хирурги почти месяц боролись за его жизнь. Эстафету приняли ростовские медики: в г. Новошахтинск Владимиру Савченко продолжили лечение в специализированном отделении. В 20 числах сентября неравнодушные россияне через социальные сети сообщили матери о местонахождении Владимира. Елена Анатольевна заторопилась к сыну. Несколько ночей она провела у постели, пришедшего в сознание, мужественно боровшегося за жизнь, разведчика.«Мама, в юности мне не довелось служить в армии, но я всегда мечтал быть военным . В »Заре» моя мечта осуществилась. Выживу, стану на ноги – и снова пойду защищать Отечество!» -, вспоминает Елена Анатольевна последние слова сына. 23 сентября 2014г. разведчик 6 взвода 1-й разведроты батальона «Заря» умер от ран. Перестало биться сердце Героя земли Лутугинской – Владимир Сергеевич Савченко.Похоронили нашего земляка 26 сентября на его малой Родине, в п.Белореченский. Сослуживцы, представители казачества, жители поселка провожали в последний путь защитника Донбасса. В честь героя звучали прощальные залпы огнестрельных орудий, взметнувшихся в уже мирное небо Лутугинщины.Кудинов Игорь Николаевич (6.05.1958 - 12.(?)06.2014)Ученик 2: По окончании горного техникума (г.Антрацит) работал на шахте им.Вахрушева. В 40 лет по льготному стажу пошел на пенсию, но продолжал работать на шахте «Белореченская». Игорь Кудинов не смог спокойно наблюдать за разгулом украинского неонацизма, активно участвовал в подготовке и проведении Референдума в пгт.Белореченский, п.Врубовский. Вступил в ряды Казачьей Национальной Гвардии Всевеликого Войска Донского, участвовал в боях за Луганский аэропорт, на пограничном пункте Гуково.12 июня 2014 года в районе с.Дьяково вражеский БТР в упор расстрелял машину с ранеными ополченцами, за рулем которой был Игорь Кудинов. Позже нашли сожженную машину с телами расстрелянных казаков. Игорь Кудинов награжден медалью «За отвагу», к 70-летию Великой Победы - Юбилейной медалью посмертно.Донцов Дмитрий Сергеевич (05.07.2003- 30.03.2022)Учитель: Донцов Дмитрий родился 5 августа 2003году в п.Белореченский. Окончил Белореченскую СШ в 2020году, поступил учиться в Луганский Государственный университет имени Владимира Даля. В конце феврале 2022 года, когда началась специальная военная операция, Дима был отправлен на фронт. В конце марта машина, в которой ехал Дима, попала под обстрел, от полученных ранений, юноша скончался.Учителя нашей школы, друзья вспоминают Диму только с положительной стороны. Трудолюбивый, приветливый, добрый, веселый, отзывчивый, уважительный, ответственный, надежный – все эти качества относятся к Диме. Приложение 4 (Фото Савченко В.С., Кудинов И.Н., Донцов Д.С.)Ученик 1: Тихо, ребята, минутой молчаньяПамять героев почтим,И их голоса когда-то звучали,По утрам они солнце встречали, Сверстники наши почти.Среди нас нет тех,Кто ушёл на фронт и не вернулся.Вспомним через века, через года,О тех, кто уже не придёт никогда. Вспомним!Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.Минута молчания.Притча «4 свечи»Ученик 1: Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.Ученик 2: Первая сказала: Ученик 1: “Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранять. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!” Ученик 2: И огонёк этой свечи погас.Ученик 1: Вторая сказала: Ученик 2: “Я – Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше.” Ученик 1: Едва она произнесла это, подул легкий ветерок и загасил свечу.Ученик 2: Очень опечалившись, третья свеча произнесла: Ученик 1: “Я – Любовь. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего – своих близких” Ученик 2: И эта свеча угасла.Ученик 1: Вдруг… в комнату зашел ребёнок и увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: Ученик 2: “Что вы делаете?! Вы должны гореть! Я боюсь темноты!” Ученик 1: Произнеся это, он заплакал.Ученик 1: Взволнованная четвёртая свеча сказала: Ученик 1: “Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Я – НАДЕЖДА”.Ученик 1: Надежда - это то, что держит нас «на плаву», что не дает нам сломаться, это - путеводный огонек. Надежда зажигает и поддерживает огонь человеческого сердца, он продолжает гореть даже в осенней темноте и зимнем холоде, он согревает и наставляет, указывает путь и защищает. И пока он горит, перед ним будут бессильны даже самые могучие злые чары.Ученик 2: Иногда так хочется закрыть глаза и хоть на миг вернуться домой, в довоенный Донбасс. И мы надеемся, что скоро война закончится, и наступит долгожданный мир!Ученик 1: - Любая война закончится, но останется боль войны.Ученик 2: - Останутся слёзы матери того, кто никогда не узнает, погиб он победителем или побеждённым.Ученик 1 : - Останутся те истории и взаимоотношения между странами, народами и людьми, которые вы будете пытаться объяснять детям и внукам.Ученик 2: - И как бы вы не хотели участвовать в войне, и на каком бы далёком краю вы не построили бы свои дома- в людях, живущих на Донбассе, останется память.Ученик 1: – И это не только память высказываний о политике. Прежде всего – это память свистящих пуль, артобстрелов и вой сирен…Ученик 2: – Память страха за родной город, за свою семью, друзей и за своих земляков… Ученик 1: – Правда остаётся в искалеченных сердцах и телах тех, кто живёт на Донбассе, каждого кого коснулась война.Ученик 2: – Правда остаётся в тех, кто целится в живых людей и кто принимает смертоносный свинец.Ученик 1: – Правда останется в тех обелисках погибших и пропавших без вести, которые появятся на земле донбасской. Правда останется в безвинно погибших детях.Ученик 2: Это реальность и это происходит в 21 веке… Ученик 1: Любая война закончится и в каждом, кто её переживёт, останется правда такого хрупкого мира… ВМЕСТЕ: Мы будем помнить… Этого никогда не забыть…Ученик 1: Многие из нас говорят: “Мы любим Родину”. Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учебой.Ученик 2: Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Ученик 1: Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её завтрашний день. Ученик 2: Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. Список использованных источников информацииВоспоминания Ласкорунской Елены Анатольевны, матери погибшего Савченко Владимира СергеевичаМатериалы школьного музея о ветеранах Великой Отечественной войны (фотографии)Видеоролик Ю.Антонов. Видео «Снегири»Видеоролик Песня «От героев былых времен»Видеоролик Б.Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала подлая»Видеоролик Чтобы помнили... Беспримерный героизм простого советского солдата в Великой Отечественной войне)Видеоролик «Сталинград» Музыкальное сопровождение «Прощай», музыка из кинофильма «Звезда»,музыка из кинофильма« На безымянной высоте»Музыкальный фрагмент для минуты молчанияПриложение 1Белинский Степан СидоровичПриказом командира 5-й гвардейской кавалерийской дивизии от 21 ноября 1944 года за мужество и отвагу проявленные в бою за город Гольдап старший сержант Степан Сидорович Белинский награжден орденом Славы 3-й степени (№ 198029). Приказом от 14 февраля 1945 года за отличие в боях по разгрому восточно-прусской группировки противника старший сержант Степан Сидорович Белинский награжден орденом Славы 2-й степени (№ 10671).Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные на заключительном этапе Великой Отечественной войны в боях с гитлеровскими захватчиками, старшина Степан Сидорович Белинский награжден орденом Славы 1-й степени (№ 1556). Стал полным кавалером ордена Славы.Приложение 2Пастух Богдан Васильевич Пастух Богдан Васильевич с женойПастух Б.В. в школеПриложение 3Бондаренко Леонид ПетровичПриложение 4Савченко Владимир СергеевичИгорь Николаевич КудиновДонцов Дмитрий Сергеевич
    -