Публикации
"Солдаты Победы-наши земляки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Солдаты Победы-наши земляки"
Автор: Бондаренко Анастасия Эдуардовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Солдаты Победы-наши земляки"
Автор: Бондаренко Анастасия Эдуардовна
«Урок в музее».Тема мероприятия: «Солдаты Победы – наши земляки» Подготовила: Бондаренко Анастасия Эдуардовна,учитель истории и обществознания ГОУ ЛНР «Белореченская СШ» для 8-11 классов2023г.Оглавление1. Аннотация внеурочного мероприятия……………………………………….2.Сценарий внеурочного мероприятия ……………………………………..3.Список использованных источников информации.………………………4.Приложение…………………………………………………………………..Аннотация Память прошлого не должна предаваться забвению, и долг сегодняшних поколений – делать все возможное для того, чтобы осмыслить, сохранить и передать в будущее богатейшее историческое наследие. Годы Великой Отечественной войны воплотили разум и подвиг людей старшего поколения, еще раз выявили лучшие качества нашего народа. Любовь к Родине, преданность своему народу и есть патриотизм. Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Большую роль в этом играет школьный музей. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом.Школьный музей является незаменимым помощником в патриотическом воспитании подрастающего поколения, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Мы живём в непростое время. Всё труднее увидеть на экране телевизора фильмы, которые учат доброте, милосердию, состраданию. Но делать это надо во имя будущего, поэтому основная цель школьных музеев – сохранить память о прошлом нашего Отечества, родного края, формировать у молодого поколения активную жизненную позицию, патриотизм и передавать из поколения в поколение.Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение памяти о земляках, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Основная задача всех школьных музеев, состоит в том, чтобы благодатными факторами влиять на душу посетителя. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов: сама обстановка, оформление – всё вызывает волнение, интерес. Именно в музее ребята узнают неизвестные страницы истории родного края, о людях, которые прошли все годы Великой Отечественной войны и награждены орденами и медалями за подвиги при защите своей Родины. Музей – это мощный пласт, который пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в школьном музее. В экспозицию нашего школьного музея включены материалы, посвященные истории нашей страны во время Великой Отечественной войны. Собраны воспоминания ветеранов войны. Проводя уроки о Великой Отечественной войне, детям предлагаю познакомиться с этими материалами, фотографиями. Знакомство с подвигами ветеранов помогает сделать изучение истории Родины конкретными, интересными, убедительными, на примерах своих земляков воспитывать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял, победил.Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы, не в праве предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязательно перейти в память и дела последующих поколений. Разнообразны формы и методы воспитания у обучающихся патриотических чувств: беседы, экскурсии, викторины, презентации на патриотические темы, внеклассные мероприятия. Одна из экспозиций нашей музейной комнаты называется «Никто не забыт, ничто не забыто», где достойное место занимает материал о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны. Этот материал лег в основу внеурочного мероприятия «Солдаты Победы – наши земляки ». Цель внеурочного мероприятия – воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, формирование чувства гордости за свою Родину, народ, вынесший испытания Великой Отечественной войны. Задачи:Углубление знаний обучающихся о событиях и участниках Великой Отечественной войны, расширение их кругозора. Формирование у обучающихся социально – значимых патриотических ценностей. Воспитание разносторонне развитой личности гражданина ЛНР, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру. Повышение интереса обучающихся к истории. Планируемые результаты: обучающиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о подвигах своих земляков во время Великой Отечественной войныИспользуемые методы:Метод проектов Метод лекции Метод беседы Ресурсы: Мультимедийная презентация, фоновая музыка, фотографии с архива школьного музея, интервью с родственниками участников Великой Отечественной войны, Сборник ветераны Победы, ссылки на видеоролики.Данное мероприятие проводится на внеурочных мероприятиях с 8 по 11 классы; материал рассчитан на обучающихся от 14 до 18 лет.Сценарий мероприятияХод мероприятия: Эпиграф:Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается! Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается!Труженикам тыла, детям войны – посвящается! Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли…Учитель: Добрый день. Я очень рада нашей встрече. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим, друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. ( Дети берутся за руки)Вводная беседа.Ученик 1: Пусть же проходятЗа годами годы.Героев не забудет страна!Свято и ревностноПамять народаВаши хранит имена… (М. Исаковский)Учитель:- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на нашей встрече? (Примерный ответ: О войне)Учитель: - Совершенно верно о войне, точнее наш музейный урок «Солдаты Победы – наши земляки» посвящен Ковалеву Алексею Герасимовичу, защитнику Брестской крепости и другим нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны. Учитель: - Ребята, есть среди героев войны и наши земляки.- Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем?(высказывания детей)Учитель: - Чтобы знать какими чертами должен обладать герой, давайте создадим его портрет.Учитель: - Ребята, давайте подберём нужные слова и узнаем, какими чертами наделён настоящий герой. Учитель: - И так каким же должен быть герой?(сильным, храбрым, отважным, мужественным, доблестным, бесстрашным) Учитель: - В Толковом словаре русского языка дано такое определение.Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.(Толковый словарь русского языка, авт.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,2004 )Учитель: - Остановись, время! Замри!Замри и оглянись в прошлое!Оглянись на тех, кто с высоты своих памятников смотрит на нас.Кто посвятил Отчизне свои жизни.II. Вступительная часть.Учитель: 9 мая 1945 года московское небо озарилось грандиозным салютом: залпы из тысячи артиллерийских орудий возвестили о долгожданной Победе! 22 июня 1941 года и 9 мая 1945-го разделяют 1418 дней и ночей. И каждый из этих дней нередко казался длиною в жизнь. Военные стояли насмерть, не отдавая врагу ни один сантиметр земли без боли и крови. Маленькие и большие, старые и молодые, дети и школьники, студенты и рабочие— война коснулась каждого. Она не знала пощады... Осталось позади время тяжёлых испытаний и жертв ради достижения победы над врагом. Боль и горечь, гордость и слава нашего народа, наших родных навсегда вошли в историю, стали ее неотъемлемой частью. Долгими и трудными дорогами войны шагали и наши земляки. Их мужество и героизм не знали предела. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Не все вернулись с полей сражений, огромное количество воинов погибло, защищая родину от фашизма, сколько пропало без вести и их семьи до сих пор не знают о судьбе своих близких.Ученик 1. Всё дальше, от нас грозные героические годы войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти.Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Ученик 2: Мы храним благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения.Ученик 1. Все дальше, в глубь истории годаОтодвигает время так нещадно,Но память, как бурлящая вода,Дробит былое беспощадно.Не заглушить, не вытоптать годам,Тот длинный путь, что много крови выпил.Как в дом родной нагрянула беда,И первый прогремел смертельный выстрел.Ученик 2. Вторжение. Внезапно. Боль и пламя.Разрывов бомб грохочущий раскат.В руках слабеющих поникшее вдруг знамя,А по Союзу сквозь разрывы плыл набат.Война! Священная война!Вот так когда- то началась она.Видеоролик о начале войны «22 июня. Начало Великой Отечественной войны» ()Учитель: Представьте себе: вы легли спать теплым летним вечером. Тихо. И вдруг просыпаетесь от оглушительного грохота, оттого, что ваш дом дрожит, а из окон со звоном вылетают стекла. Вокруг горят и рушатся здания, а во дворе здесь и там вскидываются черные столбы взрывов, и среди них бегут, мечутся испуганные, полураздетые люди, падают убитые, стонут раненые, плачут женщины, дети. Так проснулись 22 июня 1941 г. люди, жившие тогда в Брестской крепости.Их разбудила война. Город Брест находится в Беларуси. Рядом с ним, на берегу реки Буг, стоит старая русская крепость, построенная еще в 1833—1838 гг. Перед войной в казармах и домах Брестской крепости жили красноармейцы и командиры, многие с женами и детьми. На другом берегу Буга стояли наготове армия Гитлера. Ночами они перебрасывали к границе все новые войска, в густых прибрежных зарослях маскировали пушки, нацеленные на крепость. В воскресенье 22 июня, в 4 часа утра, когда только начало светать, эти пушки открыли огонь и над крепостью закружились немецкие самолеты, засыпая ее бомбами. Застигнутые врасплох, еще не успевшие проснуться, люди погибали под развалинами зданий, падали под огнем врага. Сотни наших воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости в то страшное первое утро войны.Война… в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребёнка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война - это гнев. Страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз, мучений. III.Основная частьУченик 1: Брестская крепость - оборона Брестской крепости 22 июня — 20 июля 1941 г. (Великая Отечественная война, 1941—1945). Брест был первым советским пограничным стратегическим пунктом, который прикрывал центральную магистраль на Минск и Москву. После начала Великой Отечественной войны гарнизон Брестской крепости под командованием капитана И.Н. Зубачева и полкового комиссара Е.М. Фомина (3,5 тыс. чел.) в течение недели геройски сдерживал натиск 45-й немецкой пехотной дивизии, которую поддерживали артиллерия и авиация.Ученик 2: После общего штурма 29—30 июня немцам удалось овладеть главными укреплениями. Но защитники крепости еще почти три недели, находясь в полной изоляции за сотни километров от линии фронта, продолжали мужественно сражаться на отдельных участках в условиях нехватки воды, продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Оборона Брестской крепости стала первым, но красноречивым уроком, который показал немцам, что их ожидает в будущем. После войны Бресту присвоено звание «Крепость-герой».Видеоролик «Оборона Брестской крепости» Ковалев Алексей ГерасимовичУченик 3: Ковалев Алексей Герасимович родился 18 марта 1920 года в семье рабочего в станице Камышеватской, Ейского района Краснодарского края. В 1938 окончил среднюю школу и педагогические курсы при средней школе. В 1938-1939 г. работал учителем начальных классов в Камышеватской семилетней школе. С 20 ноября 1939 служил в Советской Армии в Белорусском военном округе в Брестской крепости. Здесь и встретил Великую Отечественную войну. Был старшиной, стрелком 84-го стрелкового полка.В 4 часа 15 минут 22 июня фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Большое значение гитлеровцы предавали Брестской крепости, и поэтому подтянули к ней самые отборные войска и технику. На начало войны силы противника превышали силы гарнизона Брестской крепости почти в 10 раз. Но не это было главным. Во время внезапного нападения было много уничтожено в первый момент оружия, боеприпасов и продовольствия. Но, не смотря на это, наши бойцы встретили врага сильным огнем. В крепости проходили ожесточенные бои, рушились двухметровой толщины стены казематов, плавился металл. Крепость превратилась в огненный ад. Бомбили с воздуха минометами, огнеметами и даже применялись слезоточивые газы. С самолетов сбрасывались бочки с горючим. Из 4-х тысяч защитников Брестского гарнизона остались в живых лишь небольшая горстка людей. 26 июня 1941 года Алексей Герасимович был контужен и тяжело ранен в правое плечо, попал в плен. Был в лагере смерти в Польше, затем 2 августа 1942 года вывезли в Германию в переселенческий лагерь. Подвергался избиениям, мучениям. Позже был санитаром, потом медбратом в лазарете, лечил больных и раненых советских военнопленных. Из воспоминаний Алексея Герасимовича Ковалева:Ученик 1: «Не счесть, сколько было отбито атак. Бои шли днем и ночью. Солдаты засыпали стоя, крепко сжимая в руках автоматы и винтовки. Разрывы следовали один за другим. Большими ударами и подрывными группами немцы прочесывали казематы, забрасывая защитников гранатами. Одна из них взорвалась не далеко от меня. В бессознательном состоянии меня и моего товарища Гурия Очередько немцы подобрали в штабе обороны. Последний раз со своим товарищем виделся в одном из концлагерей, находящийся в Польше. Трудно рассказать о всех невзгодах и мучениях, перенесенных в плену. Это были самые страшные месяцы за все время, которое я провел на фронте ».Ученик 2: Затем, освобождение советскими войсками и служба в 51-м механизированном Ордена Кутузова I степени Берлинском полку. День Победы встретил в Германии. 3 августа 1945 года выехал в советскую оккупационную зону. Демобилизовался из рядов Советской Армии в ноябре 1945 г. С 1 января 1946г. работал в школе на Кубани учителем черчения, рисования, также преподавал математику, физику, немецкий язык, труд. В 1967г. переехал на Луганщину, и был направлен Лутугинским районо в Белореченскую среднюю школу, где и проработал до 1980 года, и отсюда ушел на заслуженный отдых. Награжден медалями: «За отвагу», «За победу над Германией 1941-1945», »Орденом Победы», медалью Жукова, многими юбилейными медалями. Во время войны познакомился со своей будущей женой, Клавдией Семеновной, которая тоже была угнана немцами в Германию на каторжные работы. Вместе они прожили 56 счастливых семейных лет. Вырастили и воспитали двоих детей, сына и дочь.Ученик 3: Из воспоминаний дочери, Галины Алексеевны: «В семье всегда царили взаимопонимание, творческая атмосфера. Алексей Герасимович много рисовал, в доме всегда пахло краской. Алексей Герасимович всегда был добрым, порядочным, честным, чутким, заботливым мужем, любящим и понимающим отцом. Очень любил природу во всех ее проявлениях, любил море, рыбалку, очень ласково относился к животным, любил хорошие песни, встречи со старыми фронтовыми друзьями, ценил чувство юмора. Навсегда оставил о себе добрую, незабываемую, вечную память у многих поколений учеников, родных и близких, детей, друзей и соседей».Ученик 1: В сентябре 1971 года Алексей Герасимович участвовал в Бресте в открытии мемориального комплекса. Через 30 лет он встретился со своими боевыми товарищами, побывал у тех мест, где они проливали кровь, умирая в тяжелой схватке с врагом во имя нашей Великой Победы.Алексей Герасимович Ковалев ушел из жизни 25 января 2001года.Учитель: С годами человек всё чаще и чаще возвращается к прошлому, всё яснее перед глазами картины давно минувших дней, и сердце тревожно сжимается. Очень точно об этом сказал белгородский поэт - фронтовик Константин Мамонтов:"Нет никогда солдатамВремя не разминирует сердца"Но пусть эта война останется только в памяти.Оборона Брестской крепости вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из самых героических ее страниц. В крепости создан музей и построен величественный памятник. Многие участники обороны посмертно награждены орденами и медалями. Брестской крепости было присвоено почетное звание «Крепость-герой». Миллионы людей со всех концов необъятной нашей планеты каждый год приезжают в Брест, чтобы поклониться памяти героических защитников Брестской крепости. Ребята я рекомендую вам прочитать книгу: Смирнов С. С. Мы — из Бреста. М.: Дет. лит. ,1972. И она вас не оставит равнодушными к событиям минувших лет.Учитель: Славная биография и у Василия Евдокимовичам Лузанова, учителя физики и математики, проработавшего в Белореченской СШ 33 года вместе со своей женой Светланой Леонидовной, учителем украинского языка и литературы. Во время Великой Отечественной войны был боевым авиационным механиком. Принимал участие в сражениях под Орлом и Белгородом, освобождал Белоруссию и Украину. Награжден орденом «Отечественной войны» и медалью «За боевые заслуги».После войны работал учителем, душой всегда стремился к винтокрылым «соколам ». Поэтому организовал в школе авиационный кружок, славившийся своими достижениями не только на Луганщине, но и за пределами области. Он многим детям привил любовь к авиации. К примеру, его ученик Николай Осинский закончил военно-воздушную Академию им. Жуковского, а член кружка Владимир Алхимов – Саратовское авиаучилище. По большому счету из учеников Василия Евдокимовичам образно можно было создать целую эскадрилью, так как свои судьбы посвятили авиации многие его воспитанники- Василий Дегтярюк , Николай Панькус, Виктор Корнеец, Григорий Овчаров Приложение 1 (фотографии Ковалева А.Г. и Лузанова В.Е. из школьного архива)Ученик 3: Благодарим, солдаты, васЗа жизнь, за детство и весну,За тишину, за мирный дом,За мир, в котором мы живём.Учитель: Ребята, вашему вниманию Сборник «Ветераны Победы», составленный участниками музейного объединения. В нем собрана биография и фотографии наших земляков, участников Великой Отечественной войны (Приложение 2)Учитель: Эхо Великой Отечественной войны до сих пор не затихает в душах людей. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые защищали нашу Родину. Мы обязаны всё помнить. И мы всегда с благодарностью будем вспоминать наших воинов - земляков, отстоявших мир в жестокой битве. Вечная им слава! (Объявляется минута молчания).Ученик 1 :Помните!Через века, через года, -помните!О тех,кто уже не придет никогда, -помните!Ученик 2: Не плачьте!В горле сдержите стоны,горькие стоны.Памяти павших будьте достойны!Вечнодостойны!Видеоролик 9 мая. Спасибо ветеранам за победу РефлексияУчитель: Закончи предложение. - Мне понравилось…- Я переживал…- Мне плохо ясно…- Я расстроен…- Мне не понравилось…- Урок у меня вызвал …(ответы учащих)ЗаключениеУченик 1. Для дружбы, для улыбок и для встречВ наследство получили мы планету.Ученик 2. Нам этот мир завещано беречьИ землю удивительную эту.Ученик 3. Завещано беречь нам этот мирСверкающий росою на рассветеОн с детства дорог нам и мил,За будущее мира мы в ответе.Ученик 1: Над планетой наш клич несетсяВ каждом сердце песня звенитУченик 2: Пусть всегда будет солнце!Ученик 3: Пусть всегда будет детство!Ученик 1: Пусть всегда будет дружба!Все вместе: Пусть всегда будет мир!Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» на 4-х языках.Видеоролик Дети без войны (дети за мир) Список использованных источников информацииВоспоминания защитника Брестской крепости А.Г.КовалеваБрестская крепость: С. С. Смирнов — Москва, КоЛибри, Издательская Группа Аттикус, 2010 г.- 512 с.Материалы школьного музея о ветеранах Великой Отечественной войны (фотографии, Сборник «Ветераны Победы»)Видеоролик о начале войны «22 июня. Начало Великой Отечественной войны» ()Видеоролик «Оборона Брестской крепости» Видеоролик 9 мая. Спасибо ветеранам за победу Видеоролик Дети без войны (дети за мир) Песня «Пусть всегда будет солнце»Музыкальный фрагмент для минуты молчанияПриложенияПриложение 1 КовалевАлексейГерасимович Сентябрь 1971г. Алексей Герасимович в Бресте, участвует в открытии мемориального комплекса Ковалев Алексей Герасимович работает в Белореченской средней школе. Лузанов Василий Евдокимович Василий Евдокимович со своей женой Светланой Леонидовной Ковалев Алексей Герасимович и Лузанов Василий Евдокимович, наши земляки, участники Великой Отечественной войны
