Публикации
Развитие речевого дыхания у детей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речевого дыхания у детей
Автор: Кокорина Елена Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речевого дыхания у детей
Автор: Кокорина Елена Витальевна
Развитие речевого дыхания у детей
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. Отразвития речевого дыхания зависит правильность звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
Упражнения, направленные на развитиеречевого дыхания, часто присутствуют на логопедических занятиях. Умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. От того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз отрицательно влияющие на развитие речи детей. Таким образом, речевое дыхание является очень важным в развитии детей. Уделяя внимание постановке правильногоречевого дыханияв дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений.
У детейдошкольного возраста есть определенные особенностиречевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
-Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую фразу.
-Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо проглатывается.
-Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
-Искажение звуков речи могут быть из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
Во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры. В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.
Особенностьречевого дыханиязаключается в том, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, а также делением фразы на смысловые единицы. Вдох воздуха, чтобы продолжить фразу, происходит рефлекторно, при этом человек опирается на внутреннее ощущение законченности своего высказывания. Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание является произвольно-рефлекторным процессом. Развитиеправильного речевого дыханияпроисходит одновременно с развитием самой речи.
Для определенного возрастаребенкахарактерно количество слов на выдохе. Например, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов. При определении степени уровняречевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.
Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:
- небольшой вдох через нос;
- выдох плавный, струя воздуха выходит через рот;
- выдох производится до конца;
- после каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).
Существуют три основных направления воздушной струи:
1. Воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-губных, заднеязычных, переднеязычных, свистящих. 2.Воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих звуков и вибрантов.
3.Воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков.
Дыхательныеупражненияявляются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Нужно понимать, что дыхательныеупражнения– это нагрузка дляребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
-упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
-комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
-занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (ноупражнения нужно проводить каждый день);
-важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).
-вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. Отразвития речевого дыхания зависит правильность звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
Упражнения, направленные на развитиеречевого дыхания, часто присутствуют на логопедических занятиях. Умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. От того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз отрицательно влияющие на развитие речи детей. Таким образом, речевое дыхание является очень важным в развитии детей. Уделяя внимание постановке правильногоречевого дыханияв дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений.
У детейдошкольного возраста есть определенные особенностиречевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
-Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую фразу.
-Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо проглатывается.
-Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
-Искажение звуков речи могут быть из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
Во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры. В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.
Особенностьречевого дыханиязаключается в том, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, а также делением фразы на смысловые единицы. Вдох воздуха, чтобы продолжить фразу, происходит рефлекторно, при этом человек опирается на внутреннее ощущение законченности своего высказывания. Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание является произвольно-рефлекторным процессом. Развитиеправильного речевого дыханияпроисходит одновременно с развитием самой речи.
Для определенного возрастаребенкахарактерно количество слов на выдохе. Например, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов. При определении степени уровняречевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.
Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:
- небольшой вдох через нос;
- выдох плавный, струя воздуха выходит через рот;
- выдох производится до конца;
- после каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).
Существуют три основных направления воздушной струи:
1. Воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-губных, заднеязычных, переднеязычных, свистящих. 2.Воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих звуков и вибрантов.
3.Воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков.
Дыхательныеупражненияявляются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Нужно понимать, что дыхательныеупражнения– это нагрузка дляребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
-упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
-комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
-занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (ноупражнения нужно проводить каждый день);
-важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).
-вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.
