Публикации Конспект урока «Свойства параллелограмма»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока «Свойства параллелограмма»
Автор: Искендерова Надежда Герасимовна

Конспект урока «Свойства параллелограмма»Тема урока: Свойства параллелограмма.Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока: Сформировать у учащихся представление о свойствах параллелограмма, научить применять их при решении задач.Задачи урока:
  • Образовательные:
  • Познакомить учащихся с основными свойствами параллелограмма (равенство противоположных сторон, равенство противоположных углов, равенство диагоналей, точка пересечения диагоналей является серединой каждой из них).
  • Научить формулировать и доказывать эти свойства.
  • Сформировать умение применять свойства параллелограмма для решения геометрических задач.
  • Развивающие:
  • Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать пространственное воображение.
  • Развивать навыки самостоятельной работы и работы в парах.
  • Развивать математическую речь.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к изучению геометрии.
  • Формировать аккуратность и точность при выполнении чертежей и записей.
  • Воспитывать культуру общения и взаимопомощи.
  • Планируемые результаты:
  • Предметные: Учащиеся будут знать и уметь применять свойства параллелограмма. Смогут решать типовые задачи на применение свойств параллелограмма.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Познавательные: Уметь выделять существенные признаки параллелограмма, строить логические рассуждения, работать с информацией.
  • Коммуникативные: Уметь слушать и понимать других, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве.
  • Личностные: Проявлять интерес к изучению нового материала, осознавать важность геометрических знаний для практической деятельности.
  • Оборудование:
  • Доска (интерактивная панель).
  • Стилус.
  • Учебник геометрии.
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, чертежи).
  • Линейка, угольник, транспортир.
  • План урока:I. Организационный момент (2-3 мин)
  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей).
  • Создание позитивного настроя на урок.
  • II. Актуализация опорных знаний (7-10 мин)
  • Фронтальный опрос:
  • Что такое четырехугольник?
  • Какие виды четырехугольников вы знаете?
  • Что такое параллельные прямые?
  • Как определить, что две прямые параллельны?
  • Что такое отрезок? Диагональ?
  • Что такое угол? Как измерить угол?
  • Работа с чертежом: На доске изображен произвольный четырехугольник. Учащимся предлагается определить, является ли он параллелограммом, и обосновать свой ответ.
  • Повторение определения параллелограмма: Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
  • III. Изучение нового материала (15-20 мин)
  • Мотивация: "Мы уже знаем, что такое параллелограмм. Но чтобы успешно решать задачи, нам нужно знать его особые свойства. Сегодня мы раскроем эти секреты."
  • Формулировка темы и цели урока: Запись темы урока на доске: "Свойства параллелограмма". Совместное определение целей урока.
  • Исследование свойств (с использованием чертежей и, по возможности, практических действий):
  • Свойство 1: Противоположные стороны параллелограмма равны.
  • Демонстрация: Начертить параллелограмм. Измерить длины противоположных сторон.
  • Доказательство (краткое, наглядное): Провести диагональ. Рассмотреть два образовавшихся треугольника. Доказать их равенство по стороне и двум прилежащим углам (накрест лежащие углы при параллельных прямых и секущей). Из равенства треугольников следует равенство соответствующих сторон.
  • Формулировка свойства: В параллелограмме противоположные стороны равны.
  • Свойство 2: Противоположные углы параллелограмма равны.
  • Демонстрация: Начертить параллелограмм. Измерить величины противоположных углов.
  • Доказательство (краткое, наглядное): Продолжить доказательство равенства треугольников из предыдущего свойства. Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов.
  • Формулировка свойства: В параллелограмме противоположные углы равны.
  • Свойство 3: Сумма углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна 180°.* **Демонстрация:Начертить параллелограмм. Измерить два угла, прилежащих к одной стороне. * **Доказательство (краткое, наглядное):Углы, прилежащие к одной стороне, являются односторонними углами при параллельных прямых и секущей. Следовательно, их сумма равна 180° * **Формулировка свойства:Сумма углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, равна 180°.
  • Свойство 4: Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
  • * **Демонстрация: Начертить параллелограмм. Провести обе диагонали. Отметить точку их пересечения. Измерить отрезки, на которые диагонали делятся точкой пересечения.* **Доказательство (краткое, наглядное): Рассмотреть два треугольника, образованных двумя противоположными сторонами и двумя диагоналями (например, треугольники AOB и COD, где O - точка пересечения диагоналей). Доказать их равенство по первому признаку равенства треугольников (сторона и два прилежащих угла). Из равенства треугольников следует равенство соответствующих сторон (половины диагоналей).* **Формулировка свойства: Диагонали параллелограмма пересекаются в одной точке, которая является серединой каждой из них.
  • Систематизация знаний: Составление обобщающей таблицы или схемы на доске, фиксирующей все изученные свойства параллелограмма.
  • IV. Первичное закрепление изученного материала (10-15 мин)
  • Решение типовых задач у доски с комментированием:
  • Задача 1: В параллелограмме ABCD сторона AB = 5 см, а сторона BC = 8 см. Найдите длины сторон CD и AD. (Применение свойства 1)
  • Задача 2: Один из углов параллелограмма равен 70°. Найдите остальные углы параллелограмма. (Применение свойств 2 и 3)
  • Задача 3: Диагонали параллелограмма AC и BD пересекаются в точке O. Известно, что AO = 6 см, а BD = 10 см. Найдите длины отрезков OC и BO. (Применение свойства 4)
  • Работа в парах: Учащимся предлагаются карточки с задачами разного уровня сложности, требующими применения одного или нескольких свойств параллелограмма. После выполнения, пары обмениваются работами для взаимопроверки.
  • V. Физкультминутка (2-3 мин)
  • Упражнения для глаз, рук, снятия напряжения.
  • VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (5-7 мин)
  • Учащимся предлагается решить 1-2 задачи самостоятельно в тетрадях.
  • После выполнения, на интерактивной панели или на проекторе демонстрируются ответы и краткие решения для самопроверки.
  • VII. Подведение итогов урока. Рефлексия (3-5 мин)
  • Фронтальная беседа:
  • Какие свойства параллелограмма мы сегодня изучили?
  • Какие из этих свойств вам показались наиболее интересными или важными?
  • Где в жизни могут пригодиться знания о свойствах параллелограмма?
  • Что было самым трудным на уроке? Что было самым легким?
  • Оценивание работы учащихся: Комментарии учителя по работе класса и отдельных учеников.
  • Рефлексия: Учащиеся могут использовать сигнальные карточки (например, зеленый – все понятно, желтый – есть вопросы, красный – ничего не понял) или коротко высказаться о своем понимании материала.
  • Стихотворение о свойствах параллелограмма
  • В мире строгой геометрии,Где царит порядок линий,Есть фигура — загляденье,Симметрична и красива.Имя ей — параллелограмм.Он не круг, но друг квадрата.Свойства все его я вамРассказать сегодня рада.Первое: он — четырёхугольник,Но немыслим беспорядок.Стороны его, как школьник,Знают свой прямой порядок:Те, что друг напротив друга,Параллельны — вот заслуга!И равны они попарно,Словно сёстры, лучезарно.Второе: посмотри на уголки,Что сидят по двум углам.Те, что друг от друга далеки,Раздались по сторонам.Противоположные углыМеж собою век равны.А соседние — вот чудо! —В сумме сто восемьдесят будут.Третье: проведём внутриДве прямых из края в край.Диагонали, посмотри,Пересеклись — запоминай:Точкой этой перекрестка,Словно ножиком отрезав,Делятся они на части,Равные — вот это счастье!Так живёт параллелограмм,Строгий, чёткий и логичный.Он пример и тут, и тамВ геометрии привычнойОн основа для другихИх родитель, так сказать.В нём структура так богата,Что легко её узнать.И в паркете на полу,И в узорах в старину,И в печенье, и в игре,На доске и на земле.VIII. Домашнее задание (1-2 мин)
  • Прочитать соответствующий параграф учебника.
  • Выучить свойства параллелограмма.
  • Решить задачи из учебника (указать номера задач, соответствующие изученному материалу).
  • Творческое задание (по желанию): Найти примеры параллелограммов в окружающем мире (архитектура, предметы быта, природа) и подготовить краткое сообщение или презентацию.
  • Дополнительные материалы для учителя:
  • Презентация: Можно подготовить презентацию с иллюстрациями, схемами, доказательствами и задачами.
  • Карточки с заданиями: Разработать карточки с задачами разного уровня сложности для работы в парах и самостоятельной работы.
  • Интерактивные задания: Использовать онлайн-ресурсы для создания интерактивных упражнений на закрепление свойств параллелограмма.
  • Важные моменты при проведении урока:
  • Наглядность: Максимально использовать чертежи, модели, демонстрации.
  • Активное вовлечение учащихся: Задавать вопросы, стимулировать обсуждение, давать возможность высказаться.
  • Дифференцированный подход: Предлагать задания разного уровня сложности, чтобы каждый ученик мог почувствовать успех.
  • Связь с практикой: По возможности, показывать применение свойств параллелограмма в реальной жизни.
  • Позитивная атмосфера: Создать доброжелательную и поддерживающую обстановку на уроке. Главное – достичь поставленных целей урока и сформировать у учащихся прочное понимание свойств параллелограмма.
  • -