Публикации
Конспект урока «Свойства параллелограмма»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока «Свойства параллелограмма»
Автор: Искендерова Надежда Герасимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока «Свойства параллелограмма»
Автор: Искендерова Надежда Герасимовна
Конспект урока «Свойства параллелограмма»Тема урока: Свойства параллелограмма.Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока: Сформировать у учащихся представление о свойствах параллелограмма, научить применять их при решении задач.Задачи урока:Образовательные: Познакомить учащихся с основными свойствами параллелограмма (равенство противоположных сторон, равенство противоположных углов, равенство диагоналей, точка пересечения диагоналей является серединой каждой из них). Научить формулировать и доказывать эти свойства. Сформировать умение применять свойства параллелограмма для решения геометрических задач. Развивающие: Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать пространственное воображение. Развивать навыки самостоятельной работы и работы в парах. Развивать математическую речь. Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению геометрии. Формировать аккуратность и точность при выполнении чертежей и записей. Воспитывать культуру общения и взаимопомощи. Планируемые результаты:Предметные: Учащиеся будут знать и уметь применять свойства параллелограмма. Смогут решать типовые задачи на применение свойств параллелограмма. Метапредметные: Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Познавательные: Уметь выделять существенные признаки параллелограмма, строить логические рассуждения, работать с информацией. Коммуникативные: Уметь слушать и понимать других, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве. Личностные: Проявлять интерес к изучению нового материала, осознавать важность геометрических знаний для практической деятельности. Оборудование:Доска (интерактивная панель). Стилус. Учебник геометрии. Раздаточный материал (карточки с заданиями, чертежи). Линейка, угольник, транспортир. План урока:I. Организационный момент (2-3 мин)Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей). Создание позитивного настроя на урок. II. Актуализация опорных знаний (7-10 мин)Фронтальный опрос: Что такое четырехугольник? Какие виды четырехугольников вы знаете? Что такое параллельные прямые? Как определить, что две прямые параллельны? Что такое отрезок? Диагональ? Что такое угол? Как измерить угол? Работа с чертежом: На доске изображен произвольный четырехугольник. Учащимся предлагается определить, является ли он параллелограммом, и обосновать свой ответ. Повторение определения параллелограмма: Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. III. Изучение нового материала (15-20 мин)Мотивация: "Мы уже знаем, что такое параллелограмм. Но чтобы успешно решать задачи, нам нужно знать его особые свойства. Сегодня мы раскроем эти секреты." Формулировка темы и цели урока: Запись темы урока на доске: "Свойства параллелограмма". Совместное определение целей урока. Исследование свойств (с использованием чертежей и, по возможности, практических действий): Свойство 1: Противоположные стороны параллелограмма равны. Демонстрация: Начертить параллелограмм. Измерить длины противоположных сторон. Доказательство (краткое, наглядное): Провести диагональ. Рассмотреть два образовавшихся треугольника. Доказать их равенство по стороне и двум прилежащим углам (накрест лежащие углы при параллельных прямых и секущей). Из равенства треугольников следует равенство соответствующих сторон. Формулировка свойства: В параллелограмме противоположные стороны равны. Свойство 2: Противоположные углы параллелограмма равны. Демонстрация: Начертить параллелограмм. Измерить величины противоположных углов. Доказательство (краткое, наглядное): Продолжить доказательство равенства треугольников из предыдущего свойства. Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов. Формулировка свойства: В параллелограмме противоположные углы равны. Свойство 3: Сумма углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна 180°.* **Демонстрация:Начертить параллелограмм. Измерить два угла, прилежащих к одной стороне. * **Доказательство (краткое, наглядное):Углы, прилежащие к одной стороне, являются односторонними углами при параллельных прямых и секущей. Следовательно, их сумма равна 180° * **Формулировка свойства:Сумма углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, равна 180°.Свойство 4: Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. * **Демонстрация: Начертить параллелограмм. Провести обе диагонали. Отметить точку их пересечения. Измерить отрезки, на которые диагонали делятся точкой пересечения.* **Доказательство (краткое, наглядное): Рассмотреть два треугольника, образованных двумя противоположными сторонами и двумя диагоналями (например, треугольники AOB и COD, где O - точка пересечения диагоналей). Доказать их равенство по первому признаку равенства треугольников (сторона и два прилежащих угла). Из равенства треугольников следует равенство соответствующих сторон (половины диагоналей).* **Формулировка свойства: Диагонали параллелограмма пересекаются в одной точке, которая является серединой каждой из них.Систематизация знаний: Составление обобщающей таблицы или схемы на доске, фиксирующей все изученные свойства параллелограмма. IV. Первичное закрепление изученного материала (10-15 мин)Решение типовых задач у доски с комментированием: Задача 1: В параллелограмме ABCD сторона AB = 5 см, а сторона BC = 8 см. Найдите длины сторон CD и AD. (Применение свойства 1) Задача 2: Один из углов параллелограмма равен 70°. Найдите остальные углы параллелограмма. (Применение свойств 2 и 3) Задача 3: Диагонали параллелограмма AC и BD пересекаются в точке O. Известно, что AO = 6 см, а BD = 10 см. Найдите длины отрезков OC и BO. (Применение свойства 4) Работа в парах: Учащимся предлагаются карточки с задачами разного уровня сложности, требующими применения одного или нескольких свойств параллелограмма. После выполнения, пары обмениваются работами для взаимопроверки. V. Физкультминутка (2-3 мин)Упражнения для глаз, рук, снятия напряжения. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (5-7 мин)Учащимся предлагается решить 1-2 задачи самостоятельно в тетрадях. После выполнения, на интерактивной панели или на проекторе демонстрируются ответы и краткие решения для самопроверки. VII. Подведение итогов урока. Рефлексия (3-5 мин)Фронтальная беседа: Какие свойства параллелограмма мы сегодня изучили? Какие из этих свойств вам показались наиболее интересными или важными? Где в жизни могут пригодиться знания о свойствах параллелограмма? Что было самым трудным на уроке? Что было самым легким? Оценивание работы учащихся: Комментарии учителя по работе класса и отдельных учеников. Рефлексия: Учащиеся могут использовать сигнальные карточки (например, зеленый – все понятно, желтый – есть вопросы, красный – ничего не понял) или коротко высказаться о своем понимании материала. Стихотворение о свойствах параллелограмма В мире строгой геометрии,Где царит порядок линий,Есть фигура — загляденье,Симметрична и красива.Имя ей — параллелограмм.Он не круг, но друг квадрата.Свойства все его я вамРассказать сегодня рада.Первое: он — четырёхугольник,Но немыслим беспорядок.Стороны его, как школьник,Знают свой прямой порядок:Те, что друг напротив друга,Параллельны — вот заслуга!И равны они попарно,Словно сёстры, лучезарно.Второе: посмотри на уголки,Что сидят по двум углам.Те, что друг от друга далеки,Раздались по сторонам.Противоположные углыМеж собою век равны.А соседние — вот чудо! —В сумме сто восемьдесят будут.Третье: проведём внутриДве прямых из края в край.Диагонали, посмотри,Пересеклись — запоминай:Точкой этой перекрестка,Словно ножиком отрезав,Делятся они на части,Равные — вот это счастье!Так живёт параллелограмм,Строгий, чёткий и логичный.Он пример и тут, и тамВ геометрии привычнойОн основа для другихИх родитель, так сказать.В нём структура так богата,Что легко её узнать.И в паркете на полу,И в узорах в старину,И в печенье, и в игре,На доске и на земле.VIII. Домашнее задание (1-2 мин)Прочитать соответствующий параграф учебника. Выучить свойства параллелограмма. Решить задачи из учебника (указать номера задач, соответствующие изученному материалу). Творческое задание (по желанию): Найти примеры параллелограммов в окружающем мире (архитектура, предметы быта, природа) и подготовить краткое сообщение или презентацию. Дополнительные материалы для учителя:Презентация: Можно подготовить презентацию с иллюстрациями, схемами, доказательствами и задачами. Карточки с заданиями: Разработать карточки с задачами разного уровня сложности для работы в парах и самостоятельной работы. Интерактивные задания: Использовать онлайн-ресурсы для создания интерактивных упражнений на закрепление свойств параллелограмма. Важные моменты при проведении урока:Наглядность: Максимально использовать чертежи, модели, демонстрации. Активное вовлечение учащихся: Задавать вопросы, стимулировать обсуждение, давать возможность высказаться. Дифференцированный подход: Предлагать задания разного уровня сложности, чтобы каждый ученик мог почувствовать успех. Связь с практикой: По возможности, показывать применение свойств параллелограмма в реальной жизни. Позитивная атмосфера: Создать доброжелательную и поддерживающую обстановку на уроке. Главное – достичь поставленных целей урока и сформировать у учащихся прочное понимание свойств параллелограмма.
