Публикации Индивидуальные логопедические занятия как средство коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальные логопедические занятия как средство коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Автор: Симонова Елена Анатольевна

Индивидуальные логопедические занятия как средство коррекции речиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте. [2]. Основной формой организации обучения детей с нарушениями речи в ДОУ являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие и коррекция языковой системы. Логопедические занятия для детей с ОНР подразделяются на фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий. В связи с этим индивидуальные занятия являются неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОНР. Основной целью проведения индивидуальных логопедических занятий является устранение нарушений в звукопроизношении. Но эти занятия дают возможность учителю-логопеду не только научить ребёнка правильно произносить звуки речи и ввести их в активный словарь, но и развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Во время автоматизации звуков ребёнок с учителем-логопедом заучивает стихотворения, пересказывает рассказы, сказки, что способствует обогащению лексики, формирует грамматический строй речи, развивает связную речь. Данные логопедические занятия являются эффективным средством формирования у детей различных психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, а также развития мелкой моторики. Поэтому, при работе с детьми с ОНР нельзя развивать лишь одну сторону речи, необходима комплексная работа по развитию всех компонентов речевой системы ребёнка. Таким образом, содержание современных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения, а следовательно учителю-логопеду необходимо уделять большое внимание данному виду занятий. Важно помнить: неполная коррекция ОНР в дошкольном возрасте неизбежно повлечёт за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создаст трудности при обучении детей в школе. Важно помнить, что индивидуальные занятия строятся на основе педагогических принципов [1]:- перехода от простого к сложному,- сознательности усвоения материала,- регулярности занятий,- учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальные занятия составляются с учётом ежегодных индивидуально – перспективных планов логокоррекционной работы и прописываются в календарном плане индивидуальных логопедических занятий с детьми с ОНР. При планировании индивидуальных занятий учитывается речевая патология и возраст ребёнка. Структура современных индивидуальных занятий:1. Организационный момент (создание интереса, соответствующего эмоционального настроя (игровая ситуация, загадка, либо сюрпризный момент), сообщение цели занятия).2. Дыхательные упражнения. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогают достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.3. Артикуляционная гимнастика. В зависимости от звуковых нарушений употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Цель артикуляционной гимнастики подготовка артикуляционного аппарата к правильному произнесению фонем, а также нормализация мышечного тонуса губ, языка и др.4. Этапы работы над звукопроизношением:- подготовительный (цель – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука через специальные упражнения и игры),- постановка звука (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приёмов, а также логопедических зондов и их заменителей),- автоматизация звука (закрепление звука в слогах, словах, предложениях).На этом этапе большое значение имеет соблюдение принципа постепенного перехода от простого к сложному.- Дифференциация звуков. Данный этап необходим, если нарушение звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, а также он имеет важное значение для подготовки детей к обучению в школе, способствует предупреждению нарушений процессов чтения и письма у младших школьников.5. Работа над лексико-грамматическими средствами языка. На занятиях учителю-логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, формированию грамматического строя речи (развитию словоизменения и словообразования). На начальных этапах эта работа ведётся на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.6. Развитие мелкой моторики рук (разнообразные пальчиковые игры, упражнения, которые играют роль физминуток, а также могут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой).7. Развитие неречевых психических процессов (активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Примеры игр: «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Запомни, повтори» и т.д.).8. Итог занятия. Оценка деятельности ребёнка. Таким образом, использование современной структуры индивидуальных логопедических занятий повышает эффективность коррекционно-развивающего процесса, позволяет преодолеть ОНР у детей 5-7 лет, достичь стабильно высоких результатов, а также подготовить воспитанников к школе.Список литературы:1. Основы дошкольной логопедии/Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2019.2. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). – Москва: «Книжный перекресток», 2012.
-