Публикации
Урок по ИЗО в 6 классе "Натюрморт"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по ИЗО в 6 классе "Натюрморт"
Автор: Ериклинцева Елена Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по ИЗО в 6 классе "Натюрморт"
Автор: Ериклинцева Елена Валентиновна
Урок № ДатаТема: Изображение натюрморта (ИЗО , 6 класс)Цель: умение творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортомЗадачи: Обучающая - усвоить понятие натюрморт, познакомить с большим миром натюрморта, привитие интереса к предмету, создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты. Учить изображать различные предметы, ознакомить с работами художников в этой области.Развивающая - развивать воображение, эстетический вкус и графические навыки, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию; развивать индивидуальные творческие способности. Развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства. Расширять кругозор учащихся, активизировать наблюдательность детей.Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность .Планируемые результаты:Предметные: знать особенности жанра натюрморта.Личностные: формировать интерес к искусству, уметь выражать эмоциональное отношение к произведениям искусстваМетапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замыселТип урока : ознакомительный Оборудование: Репродукции картин , иллюстрации , альбом, карандаши , цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы Ход урока1.Органиационный момент.2. Мотивация .Целеполагание.Беседа с постановкой проблемы- Ребята , представьте : перед вами на столе ваза с цветами, около вазы - чашечка чая, лимон и раскрытая книга, как будто кто-то только что читал ее. Все вдруг замерло …..- Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!Если видишь на картине чудо-вазу на столе,В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,А ещё и так бывает: нарисована там дичь,В завершение положим спелых персиков и слив,А ещё на той картине нарисован, может, торт,И поэтому картину назовём мы …? 3.Формирование новых знаний-Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится?Натюрморт – в переводе с французского – «мертвая натура», можно назвать «неживая природа». В голландском, немецком, английском языках название жанра звучит иначе и переводится как «тихая жизнь».Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. В натюрморте изображают различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.- рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т.д. Натюрморт- это изображение различных предметов, вещей, объединенных в группу конкретным сюжетом.Репродукции картин :- «Завтрак» Питер Класс- «Персики и груши» Поль Сезанн .- «Сирень» П.П. Кончаловский.Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. .Репродукции картин :- «Натюрморт» Виллем Калф- «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.П.Толстой- «Утренний натюрморт» К. Петров-Водкин История натюрморта Еще художники древности проявляли интерес к предметному миру. 1.Древний ЕгипетВ росписях Древнего Египта или Месопотамии мы можем увидеть предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели.Репродукции :Фрагменты настенной росписи Древнего Египта2.Древняя ГрецияМастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла. Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. , два греческих художника поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксист, другого – Паррасий. Через год они закончили свои картины.На картине Зевксиса был изображён крупный с матовым налётом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зелёные листья. Птицы в саду, увидев гроздь винограда, подлетели к картине и начали клевать ягоды.После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображён белый занавес, за которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошёл к картине и попытался отодвинуть занавес, решив, что он настоящий.Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника.3.Древний Рим Римляне любили изображать корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а так же остатками праздничных пиршеств. Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей Репродукции :- Фрагменты настенной росписи. Древний Рим. II в Но долгое время изображение предметов играет второстепенную, вспомогательную роль. 4.Средневековье и Возрождение Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Как самостоятельный жанр, натюрморт появляется в западноевропейском искусстве только в конце XVI - начале XVII в., благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”Репродукции картин :- “Корзина с фруктами” Караваджо5. Голландский натюрморт Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в 17 веке в Голландии , достигая особого расцвета . Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами». Отличительная особенность – удивительная материальность предметов в их натюрмортах.На голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь». Репродукции картин :- Тип натюрморта «рыбы» Абрахам ванн Бейерен - Тип натюрморта «битая дичь» Абрахам ванн Бейерен - Тип натюрморта «цветы и фрукты» Ян Давид де Хем- Тип натюрморта «суета сует» Питер Класс- Тип натюрморта «завтрак» Виллем Клас Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом» «Ветчина и серебряная Посуда»6.Очень любили натюрморт французские художники-импрессионисты .Они добивались в своих полотнах удивительной яркости , сочности , солнечного цвета, а также передавали праздничное настроение .Репродукции картин :- «Подсолнухи» Ван Гог - Ребята , тщательно передана ли в этой работе художника материальность предметов, их фактура? (Нет. Художник преображает предметы, передает свое впечатление. )- «Красные рыбки» Анри Матисс- А каков характер натюрморта Анри Матисса «Красные рыбы»? Что он напоминает по характеру, по манере художника?( Своей яркостью, непосредственностью картина напоминает детский рисунок. Может быть, именно благодаря этому в ней так чувствуется радость жизни. )- Натюрморты Поля Сезанна К жанру натюрморта обращались различные известные художники , выражая в нем свою творческую идею и смысл . В работах Пабло Пикассо и Хуана Гриса мы видим еще больший уход от материальности, естественности. Не предметы, а восприятие художника. На первый план выходит идея.- (Обсуждение натюрмортов П.Пикассо и Х.Гриса)- О чем рассказывает натюрморт? Что могут вещи рассказать о человеке?Репродукции картин : (Обсуждение картин )- «Атрибуты искусств» Жан –Батист Шарден - «Пара ботинок» Винсент Ван Гог.- «Красная скрипка» Рауля Дюфи,7.Россия Зарождение в России натюрморта как самостоятельного жанра наблюдается в первой половине 18 века. Художников этого времени привлекала задача добиться как можно более точного сходства, которое преобладает в натюрмортах (недаром их прозвали обманками). Вторая половина 18 века почти не знает натюрморта, за исключением отдельных попыток, так как Российская Академия художеств, причисляла натюрморт к низким жанрам.Во второй половине 19 века натюрморт занимает все большее место практически во всех жанровых картинахРепродукции картин :- «Девочка с персиком» В. Серова Натюрморт первых десятилетий 20 века сыграл немаловажную роль в развитии русского искусства. Лучшими представителями этого жанра в дореволюционной России были К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куприн. Русские мастера живописи Константин Коровин и Игорь Грабарь не стремятся к максимальной реалистичности изображения, они пишут настроение, свет, воздух.Репродукции картин :- «Неприбранный стол» И.Э.Грабарь Характеры выражения в натюрморте1 тип. Вещи говорят не о самих себе, а о своём хозяине. - Виллем Клас Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом» 2 тип. Предметы говорят прежде всего о самих себе.- Яна ван Хейсум «Цветы». - А знаете ли вы, что предметы в натюрморте могут иметь символическое значение?Примеры: Кубок, наполовину пустой – хрупкость человеческой жизни. Череп, огарок свечи – скоротечность жизни. Часы – время и скоротечность жизни Яблоко – искушение, грехопадение. Подсолнух – солнце, верность. Музыкальная труба, горн – слава. Колос – воскресение. Птицы, бабочки – символ души. Драгоценный серебряный сосуд – богатство. Гвоздика – доблесть, отвага. Жимолость – постоянство. Белая лилия – непорочность. Роза – любовь, муки Христа. Техника натюрморта.Составление натюрморта- акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.Как и любой другой жанр, натюрморт имеет свои секреты. - Ребята , хотите их узнать? Итак, каковы же требования к натюрморту :1. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы в композиции должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Композиция должна выглядеть естественной. Если поставить рядом с овощами книгу или гипсовую статуэтку, постановка будет выглядеть нелепой.2. Предметы в натюрморте должны быть не только родственными по назначению, но и разнообразными по форме, величине, фактуре и цвету.3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. (Два или несколько одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого). Надо избегать слишком большой разницы в размерах предмета. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна.4.Размещение предметов должно быть подчинено единому замыслу. 5.В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.6. Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, художник разложил свои кисти и краски и п. т.7. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и диагонали. Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева на право – как мы привыкли читать.(Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте).4.Творческая практическая деятельностьЗадание : Составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов. Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов. Придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства. Работа должна быть выполнена в технике аппликации ( основная , рваная – на выбор)Аппликация - знакомая вам техника создания картины (лат. application - прикладывание, присоединение) - способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. и. План работы:1. На альбомном листе попробуйте нарисовать свой натюрморт.2. Подберите по цвету бумагу для изображения силуэтов предметов, определи, каким будет фон.3.Вырежьте несколько силуэтов простых домашних предметов, фруктов, овощей.4.Составьте из них натюрморт, разложив на плоскости листа.5.Подклейте все силуэты предметов за уголки не передвигая.5.Закрепление новых знаний .Вопросы :- С каким жанром мы сегодня с вами познакомились на уроке? (С жанром натюрморт).- Что означает термин «натюрморт»?( «Мертвая природа», «тихая жизнь вещей».)- О чем нам рассказывает этот жанр? (О жизни вещей).- Кто является героем натюрморта? (Различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь).6.Подведение итога урока. Выставка работ . Выставление оценок .7.Рефлексия .8.Домашнее задание .
