Публикации Деление на однозначное число

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деление на однозначное число
Автор: Горбунова Маргарита Валерьевна

Конспект открытого урока по математике в 4 классеПрограмма «Школа России»Учитель: Горбунова М. В.Класс: 4Предмет: МатематикаТема: Деление на однозначное число.Цель:  Образовательная: Совершенствовать вычислительные навыки деления на однозначное число, в том числе с остатком. Закрепить алгоритм деления трехзначного и четырехзначного числа на однозначное.  Развивающая: Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать вычислительные навыки и математическую речь.  Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, внимательность, интерес к предмету, умение работать в парах и самостоятельно.Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний и умений.Планируемые результаты: Предметные: Учащиеся будут уметь выполнять деление трехзначного и четырехзначного числа на однозначное число с применением алгоритма, в том числе с остатком. Уметь решать задачи, связанные с делением.  Метапредметные:  Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний, применять алгоритм деления, находить нужную информацию.  Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку.  Коммуникативные: Умение работать в парах, слушать и понимать речь одноклассников, аргументировать своё мнение. Личностные: Формирование положительного отношения к учению, ответственного отношения к учёбе, развитие навыков сотрудничества.Оборудование:  Учебник математики. Рабочие тетради. Карточки для индивидуальной работы. Раздаточный материал (для работы в парах). Мультимедийная презентация. Интерактивная доска (при наличии). Числа для устного счета (на слайде).Ход урока:
  • Организационный момент (2 мин) 
  • Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание положительного эмоционального настроя. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики мы продолжим наше путешествие в мир чисел. Надеюсь, каждый из вас готов к новым открытиям и интересным заданиям!II. Актуализация знаний и фиксация затруднений (10 мин)
  • Устный счет:
  • - Начнем с разминки для ума. Ответьте на вопросы:
  • Какое число делится на 3 без остатка: 15, 17, 21, 32?
  • Найдите произведение чисел: 7 и 8; 9 и 4.
  • Увеличьте число 50 в 6 раз.
  • Уменьшите число 720 на 120.
  • Решите пример: 100 : 2.
  • - А теперь давайте решим пример на деление. Как бы вы решили пример 456 : 3? (Выслушать варианты ответов, предложить решить пример на доске, возможно, кто-то допустит ошибку или затруднится).Проверка домашнего задания (выборочно):- Учитель проверяет несколько примеров или задач из домашней работы, акцентируя внимание на делении на однозначное число.Выявление затруднений:- Возникли ли у кого-то трудности при решении примеров на деление на однозначное число? Может быть, с остатком? Или при записи алгоритма? (Учитель фиксирует типичные ошибки и затруднения на доске или презентации).III. Постановка учебной задачи (3 мин)- Сегодня мы продолжим работать с делением на однозначное число. Наша цель – научиться уверенно делить многозначные числа на однозначные, правильно записывать решение и находить остаток, если он есть. Мы будем решать примеры и задачи, где встретится деление.- Как вы думаете, почему важно уметь делить на однозначное число? (Ответы детей: для решения задач, для жизни, для дальнейшего обучения).IV. Закрепление и совершенствование знаний (15 мин)Работа по алгоритму деления (на примере):Учитель записывает на доске пример: 745 : 5.Совместно с учащимися проговаривается алгоритм деления:
  • Находим первое неполное делимое.
  • Определяем количество цифр в частном.
  • Делим первое неполное делимое на делитель, находим первую цифру частного.
  • Умножаем полученную цифру на делитель, находим произведение.
  • Вычитаем произведение из неполного делимого, находим остаток.
  • Если остаток меньше делителя, снимаем следующую цифру из делимого, образуя новое неполное делимое.
  • Повторяем шаги 3-6 до конца.
  • Если есть остаток, записываем его.
  • Работа в парах с раздаточным материалом:Карточка №1 Решите примеры: 876 : 4 = 528 : 2 = 935 : 5 = Найдите значение выражения: (648 : 8) + 125 =Карточка №2 Решите примеры с остатком: 789 : 3 = 457 : 5 = 894 : 6 = Найдите значение выражения: 512 - (729 : 9) =Карточка №3  Решите задачу: Для школьной ярмарки нужно сшить 450 флажков. Каждый флажок требует 20 см ленты. Сколько всего метров ленты понадобится? Сравните: 816 : 9 ___ 90- Работайте в парах. Обсуждайте решения, помогайте друг другу. Один ученик в паре может решать на черновике, другой – записывать в рабочую тетрадь, а потом вы можете сверить свои ответы.Решение задачи:Если в одном из вариантов раздаточного материала есть задача, учитель вместе с классом разбирает ее решение, акцентируя внимание на действии деления.V. Физкультминутка (2 мин) Проведение динамической паузы. - Если я называю пример с остатком – присядьте, если без остатка – встаньте.VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (8 мин)Индивидуальные карточки:Карточка "Проверь себя"  Вариант 1  Реши примеры: 1. 639 : 3 = 2. 856 : 4 = 3. 512 : 8 = (с остатком, если возможно)  Вариант 2 Реши примеры: 1. 945 : 5 = 2. 728 : 7 = 3. 459 : 6 = (с остатком, если возможно)Самопроверка по образцу:Проверка по образцу на слайдеУчитель: "Теперь, пожалуйста, сверьте свои ответы с образцом на экране. Если есть ошибки, постарайтесь понять, где именно они допущены."VII. Включение в систему знаний и повторение (7 мин)Решение более сложных задач (при наличии времени):Задачи, требующие нескольких действий, одно из которых – деление на однозначное число.Задача: "В школьную библиотеку привезли 5 коробок с книгами. В каждой коробке по 48 книг. Все книги решили расставить на 6 стеллажей поровну. Сколько книг на каждом стеллаже?"Повторение понятия "остаток от деления":Учитель: "Что такое остаток от деления? Каким он должен быть по отношению к делителю?"VIII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)- Давайте подведем итоги нашего урока.Прием "Лестница успеха":Верхняя ступень: "Я всё понял и могу помочь другим!"Средняя ступень: "Я понял, но мне нужна помощь в некоторых вопросах."Нижняя ступень: "Мне было трудно, я не всё понял."- Выберите ту ступень, на которой вы себя чувствуете после сегодняшнего урока, и поставьте на ней свой знак (например, галочку или крестик).Вопросы для самоанализа:- Что было самым интересным на уроке?- Что было самым трудным?- Какое задание вы выполнили лучше всего?IX. Домашнее задание (2 мин)Обязательное:Учебник: стр. 81 373 Учебник: стр. 81 Задача №372 Творческое (по желанию):Придумать свою задачу на деление на однозначное число.Раздаточный материал:Карточка "Найди ошибку":  Найди и исправь ошибку в решении примеров: 675 : 3 = 215 981 : 9 = 109 452 : 4 = 113 Карточка "Математический диктант":  Запишите только ответы: Делимое 720, делитель 8. Найдите частное. Первое неполное делимое 56, делитель 7. Какая первая цифра частного? Частное 100, делитель 5. Найдите делимое. Делимое 81, делитель 9. Найдите частное.
    -