Публикации Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Автор: Горбунова Маргарита Валерьевна

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классеПрограмма «Школа России»Учитель: Горбунова М. В.Класс: 4Предмет: Русский языкТема: Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.Цель: Образовательная: Познакомить учащихся с понятием "фразеологизм", его особенностями и значением. Обобщить знания о лексических группах слов (синонимы, антонимы, омонимы). Развивающая: Развивать умение находить и употреблять фразеологизмы в речи, обогащать словарный запас учащихся. Развивать логическое мышление, память, внимание.  Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку, к богатству его выразительных средств.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Планируемые результаты: Предметные: Учащиеся будут знать, что такое фразеологизм, уметь находить их в тексте, объяснять их значение, употреблять в речи. Уметь различать синонимы, антонимы, омонимы. Метапредметные:  Познавательные: Умение добывать новую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.  Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, строить монологическое высказывание, работать в парах и группах. Личностные: Формирование положительного отношения к учению, осознание своих возможностей в изучении языка.Оборудование: Учебник русского языка. Рабочие тетради. Карточки с заданиями. Мультимедийная презентация. Интерактивная доска (при наличии). Доступ к интернету для работы с тренажёром.Ход урока:
  • Организационный момент (2 мин).
  • Проверка готовности учащихся к уроку. Создание позитивного настроя.- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну русского языка. Надеюсь, мы проведем время с пользой и узнаем много нового и интересного!II. Актуализация знаний (7 мин) Минутка чистописания: Написание букв и слогов, способствующих правильному написанию слов по теме урока (например, "фр", "яз", "о", "е").  Словарная работа: Работа с лексическими группами слов. - Ребята, давайте вспомним, какие группы слов мы уже знаем? (Синонимы, антонимы, омонимы)." Задание на доске/презентации: Найди лишнее слово: Улыбка, смех, хихиканье, грусть. (Антонимы) Большой, огромный, маленький, громадный. (Синонимы) Ключ (от двери), ключ (родник), ключ (музыкальный). (Омонимы) Подбери синонимы к слову "идти" (шагать, брести, топать). Подбери антонимы к слову "холодный" (горячий, тёплый).III. Постановка учебной задачи. Мотивация к изучению нового материала (5 мин)Создание проблемной ситуации:- Ребята, послушайте внимательно предложение: 'Когда ему было стыдно, он краснел как рак'.- Как вы понимаете значение этого выражения? Может ли человек на самом деле стать раком? (Ответы детей)- А если я скажу: 'Он ел как слон'? Он что, действительно ел, будучи слоном? (Ответы детей)- Сегодня мы познакомимся с такими интересными выражениями, которые нельзя понимать буквально. Они имеют свой, особый смысл. Это – фразеологизмы.Формулирование темы и целей урока:- Итак, тема нашего урока – 'Фразеологизмы'. Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? (Учиться понимать, находить, употреблять фразеологизмы, узнаем, что это такое).IV. Изучение нового материала (15 мин)Объяснение понятия "фразеологизм":- Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое понимается как единое целое и имеет переносное значение. Его нельзя изменить, заменить отдельные слова. Фразеологизм – это как бы 'готовое' выражение, которое мы берем целиком. Примеры: бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать), работать спустя рукава (делать небрежно).Грамматическая сказка "Путешествие в Страну Мудрых Слов":- Давайте отправимся в сказку, чтобы лучше понять, что такое фразеологизмы."(Грамматическая сказка)Давным-давно, а может, и не так давно, в царстве Русского Языка жила-была добрая Фея Слова. У неё было много волшебных слов, которые она бережно хранила в своем сундучке. Однажды Фея решила устроить большой праздник и пригласить в гости не только обычные слова, но и целые дружные компании слов.И вот, когда праздник был в самом разгаре, появились эти самые дружные компании. Они не были похожи на обычные слова. Например, 'семь пятниц на неделе' – это вовсе не дни недели, а один человечек, который никак не может решить, что ему делать! А 'вешать лапшу на уши' – это совсем не про кулинарию, а про то, как кто-то очень хитро и нагло обманывает другого.Идёт такой фразеологизм по улице, а обычные слова удивляются: – Что ты такое? Ты же не один, но почему тебя можно понять только как одно слово? – Я – фразеологизм! – отвечает ему дружная компания. – Мы, фразеологизмы, настолько крепко дружим, что нас нельзя разъединить или заменить. Если вы попытаетесь изменить нас, например, вместо 'работать спустя рукава' скажете 'работать без рукавов', то потеряете весь смысл! Мы – особые, устойчивые выражения.А ещё бывают слова-оборотни, которые могут быть разными. Например, 'лук' – это и растение, и оружие. А 'замок' – это и строение, и приспособление для запирания. Такие слова называются омонимами.Бывают слова-близнецы, которые похожи по смыслу, но звучат по-разному, например, 'красивый' и 'прекрасный'. Это синонимы.А бывают слова-противники, как 'свет' и 'тьма''добро' и 'зло'. Это антонимы.Фея Слова была очень рада, что в её царстве живут не только простые слова, но и такие замечательные, мудрые, выразительные фразеологизмы, синонимы, антонимы и омонимы. Они делают речь ярче, богаче и интереснее.Работа с примерами:Приведение дополнительных примеров фразеологизмов с объяснением их значения (например, кот наплакал – мало, золотые руки – умелый мастер, как две капли воды – очень похожи).Обсуждение, почему эти выражения нельзя понимать буквально.V. Первичное закрепление (10 мин)Работа с тренажёром:- Теперь, когда мы познакомились с фразеологизмами, давайте потренируемся. У нас есть замечательный онлайн-тренажёр, который поможет нам лучше понять и запомнить фразеологизмы."Ссылка на тренажёр:  Uchi.ru, Яндекс.УчебникИнструкция для учащихся: "Перейдите по ссылке. Перед вами появится задание. Вам нужно будет выбрать правильное значение фразеологизма или подобрать подходящий фразеологизм к предложенному значению. Работайте внимательно!"- Мы будем работать с этим тренажёром некоторое время. После выполнения заданий мы обсудим результаты.Обсуждение результатов работы с тренажёром: - Какие фразеологизмы вызвали затруднения, какие были понятны.- Обсуждение сложных случаев.VI. Физкультминутка (2 мин)  Проведение динамической паузы под музыкуVII. Обобщение и систематизация знаний (7 мин)Работа с учебником:Выполнение упражнения из учебника на закрепление темы "Фразеологизмы" или лексических групп слов.Задание на карточках (работа в парах):Карточка 1: Вставь пропущенное слово, чтобы получился фразеологизм:_ как рак", " _ за нос", "бить ____".Карточка 2: Объясни значение фразеологизмов: "кот наплакал", "золотые руки".Карточка 3: Найди пары синонимов и антонимов в предложенном списке слов.Обмен результатами и проверка.VIII. Рефлексия (4 мин)- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги.Приём "Светофор":У каждого ученика есть карточки трёх цветов (зелёная, жёлтая, красная).- Что нового вы сегодня узнали? (Если всё понятно – зелёная карточка).- Были ли трудности при изучении фразеологизмов? (Если были некоторые трудности, но вы разобрались – жёлтая карточка).- Что осталось непонятным? (Если есть существенные трудности – красная карточка).Самооценка:- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что сегодня работал отлично – поднимите руку.IX. Домашнее задание (2 мин)Обязательное:- Выучить значение 3-5 новых фразеологизмов.- Выполнить упражнение стр. 52 84 в учебнике Творческое (по желанию):- Найти в книгах или журналах 2-3 интересных фразеологизма, выписать их и объяснить значение.
    -