Публикации Проект « Развитие навыков коммуникации и речи у дошкольников с использованием инновационных технологий»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект « Развитие навыков коммуникации и речи у дошкольников с использованием инновационных технологий»
Автор: Савченко Елена Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка»Проектная работа« Развитие навыков коммуникации и речи у дошкольников с использованием инновационных технологий»Воспитатель: Савченко Е.В.2025Проектная работа « Развитие навыков коммуникации и речи у дошкольников с использованием инновационных технологий»Использование интерактивных игр для развития коммуникации и речи дошкольников.Актуальность темы.Речь- это не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение_ это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми.Социально- коммуникативное развитие направлено на:-усвоение норм ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;- развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания;- формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками;- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и отечеству, представление о социо- культурныхценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;- формирование социально- коммуникативных, речевых умений ( развитие способностей вступить в общение и поддержать его).Этапы развития общения со сверстниками.На первом этапе (2-4года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.На втором этапе(4-6 лет) возникает потребность в ситуативно – деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.На третьем этапе(6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно- деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, общения.Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегрированных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные государственные образовательные стандарты.Основная задача педагога- создание условий для развития внутренней активности, обеспечение характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка. Необходимым условием социально- личностного развития является познавательная активность ребенка, необходимо »подтолкнуть» его к знаниям.Комплекс интерактивных заданий и игр, направленных на развитие социально-коммуникативных и речевых навыков у детей дошкольного возраста( на примере детей четвертого года жизни).Поскольку я являюсь воспитателем в средней группе ДОУ, то хочу предложить вашему вниманию игры для данного возраста(4 года).Игра «Цепочка»Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.Ход: На ИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Педагог предлагает выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.Игра «Кто в домике живет?»Цель: Упражнять в объяснении значения слов.Ход: На ИД находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Детям предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей – это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т.д.)Игра: «Загадки – описания»Цель: Упражнять в составлении небольшого рассказа описания, выделяя характерные признаки.Ход: На доске под «шторками» спрятаны картинки зимней тематики (снегирь, новогодняя елка, санки, подарки, ледянка, варежки). Вызывается один ребенок, другие закрывают глаза. Ребенку у доски предлагается в это время открыть одну шторку, посмотреть картинку, снова закрыть. Затем придумать, и загадать детям загадку-описание Дети отгадывают. Если правильно, ребенок открывает шторку и демонстрирует отгадку. Использование современных технологий ( компьютерных программ, мобильных приложений, интерактивных игрушек и др.) для эффективного обучения и развития детей.Что такое технологии в детском образовательном учреждении? Это методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. Задача педагогов дошкольного учреждения – выбор цифровых технологий доступных дошкольнику! С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание ребенка. Применение цифровых игровых технологий обеспечивает такие условия, при которых дети с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета могут двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Создание условий для образовательной деятельности, когда наглядный материал преподается в интересной и доступной форме, очень важная часть обучения. Без сомнения дают высокий результат условия, созданные педагогом; методы и формы организации работы с детьми; инновационные педагогические технологии; поставленные цели развития личности.В детском саду ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном пространстве, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые развивают психические функции – восприятие, память, мышление, речь.Для реализации дошкольного образования важную роль играет формирование окружающей среды. Правильно подобранный материал и организация развивающей среды прямым образом влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Педагог хорошо знает, что в использовании цифровых технологий в дошкольном образовании непосредственным условием является наличие необходимого цифрового оборудования соответствующего для организации деятельности детей. Среди такого оборудования можно выделить наиболее известные: компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски; а также специально созданные цифровые устройства для обучения дошкольников : интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, столы, полы, тумбы, мультимедийные детские студии, интерактивные комплексы.Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.Интерактивные мультстудии –интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.Интерактивные полы - это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.Интерактивные тумбы – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями. –Интерактивные комплексы. Они включают в себя: интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов.Во многих дошкольных учреждениях занятия в группе проводятся с использованием интерактивной доски, что без всяких сомнений помогает педагогам находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми. Хорошее качества и увеличенный размер иллюстраций, позволяет увеличить восприятие материала, что дает огромное преимущество перед печатными иллюстрациями. Работа с интерактивной доской дает возможность делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей и педагогаВсё это оборудование позволяет детям быть участниками интерактивной деятельности – играть, рисовать, слушать, смотреть. В таких играх у ребенка есть возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также, развивать самостоятельность, что имеет огромное значение для будущей его взрослой жизни.Цифровые игровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты. Применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.Анализ результатов и эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми.Хочу предоставить анализ своей работы по внедрению инновационных технологий в работу с детьми третьего года жизни т.к. я являюсь воспитателем младшей группы ДОУ.В процессе применения инновационных технологий, хочется отметить, что в ключевых областях развития детей (когнитивной, моторной, социальной) произошли заметные изменения и улучшения. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем. Очень важно создать для него соответствующую развивающую среду. Поэтому в группе появились интерактивные поверхности, которые я использую в игровых технологиях. С их помощью развивается творческое мышление, самостоятельность и ответственность у детей.Был разработан проект оформления сенсорной стены, который впоследствии был реализован и использовался как инструмент для формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста.Краткое описание сенсорной стены :- в центре расположено «сенсорное дерево» с мешочками разного цвета и контейнерами для атрибутов соответствующего цвета;- слева дидактическая игра «Свари компот или борщ»;- справа дидактическая игра «Веселая прачечная».Неподалеку от сенсорной стены расположена настенная крупная мозаика : в нее дети также с большим интересом играют, запоминая цвет и название геометрических фигур.Большую помощь в оформлении сенсорной стены оказали родители : вырезали сенсорное дерево, шили мешочки, изготавливали сенсорные игры из яркого экологичного материала фетра.Для родителей было показано открытое мероприятие по использованию в познавательном развитии детей данной технологии.В других группах нашего детского сада применяются цифровые технологии.Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий :1. Занятие с мультимедийной поддержкой.2. Занятие с компьютерной поддержкой3. Диагностические занятия.Это очень так классно, что у педагогов и родителей появилась такая возможность, так как современные родители стали меньше обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, реже замечать объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители детей предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке через современные информационные носители, используя мессенджеры на таких интернет-сайтах, как WhatsApp, ВК и др. Такая взаимосвязь повышает эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесной работе, которая вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с теми цифровыми технологиями, которые используют в своей работе. Предлагают им на практике попробовать, как действует та или иная технология.В заключение хочется отметить, что использование цифровых игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста даёт положительные результаты, развивая у детей интерес к обучению и повышая их мотивацию для работы на занятиях с педагогом. Поэтому необходимо продолжать использовать данные технологии в дошкольном образовании и расширять социальное партнерство с родителями путем повышения их информируемости посредством цифровизации.
-