Публикации Клетка-единица живого организма

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Клетка-единица живого организма
Автор: Пирогова Ольга Викторовна

Тема урока: Клетка-единица живого организма.Тип урока: Урок изучения нового материала.  Цель: сформировать понятия о клетке, оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом;  Планируемые результаты обученияПредметные: знать строение клетки;- различать клеточные органоиды и их роль в клетке;- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;коммуникативные: - обсуждать в паре информацию;- слушать товарища и обосновывать свое мнение;- выражать свои мысли и идеи.познавательные: работать с учебником;- находить отличия;- работать с информационными текстами;- объяснять значения новых слов;- сравнивать и выделять признаки;Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.Формирование УУД:Познавательные УУД
  • Продолжить формирование умения работать с учебником.
  • Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.  
  • Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.       
  • Коммуникативные УУД
  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
  • Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
  • Регулятивные УУД        
  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  • Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
  • Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
  • Личностные УУД
  • Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Оценивать собственный вклад в работу пары.
  • Формы работы: самостоятельная, фронтальная, парнаяМетоды: частично – поисковый, иллюстративный.Информационно - технологические ресурсы: учебник, презентация, мультимедийное оборудованиеОсновные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Ход урокаУчитель: Добрый день, ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урокЧтобы многое узнать, будем думать, рассуждать.И, конечно же, друг другу помогать. Учитель: Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) (СЛАЙД 2). Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) (СЛАЙД 3). А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) (СЛАЙД 4)Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей).Учитель: Итак, тема нашего урока «Клетка-единица всего живого» (СЛАЙД 5)Учитель: Как вы думаете, чем же сегодня мы будем заниматься на уроке (изучать из чего состоит клетка)? (СЛАЙД 6)Учитель:Цель: изучить строение клетки, и из чего она состоит т.е. роль органоидов клетки,А органоидами в клетке как вы думаете, что можно назвать (ядро, вакуоль, цитоплазму и т. д.)Изучение нового материалаУЧИТЕЛЬ: Клетки по форме бывают самые разнообразные (СЛАЙД 7)Учитель: Два ученика работают с микроскопом (сравнивают увиденное в микроскопе с клеткой на слайде). (Кто выполнит придумать вопрос классу стр.64)Учитель: (СЛАЙД 8). Работа с текстом. Клетка имеет ТРИ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ. Определить о какой структуре клетки идет речь И какую роль она играет? (По рядам).Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «цитоплазма», «ядро».Учитель: Цитоплазма способна к движению. (СЛАЙД 9)Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.Систематизация и обобщение знаний(Индивидуальная работа, взаимооценивание)Какие утверждения верны? (СЛАЙД 10). Поставьте знак «+» или «-»1.Клетка – основная единица строения всех живых организмов.2.Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.3.Структура клетки, способная к движению называется – клеточная мембрана.4.Живые клетки только питаются.5.Клетки одинаковы по форме и размерам6.Организм человека состоит из клеток.ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ (СЛАЙД 11)Учитель: ФИЗМИНУТКАУЧИТЕЛЬ: РАБОТА С УЧЕБНИКОМ! С какими терминами мы еще не познакомились? Стр.64-65 Особенности строения клеток. Работа в парах, время выполнения; 4 минуты.Учитель: ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИУстановите соответствие между названием органоида (части клетки) и ее характеристикой: (СЛАЙД 12, 13)ОРГАНОИДЫ:
  • Хлоропласты
  • Хромосомы
  • Оболочка (клеточная стенка)
  • Органоиды
  • Цитоплазма
  • ХАРАКТЕРИСТИКА:А) Полужидкое содержимое клетки, способное к движению.Б) Органоиды, которые содержат пигмент хлорофилл.В) Части клетки, которые выполняют определенные функции.Г) Носители наследственной информацииД) Структура клетки, которая выполняет опорную функцию и определяет форму клетки.Учитель: РЕБЯТА ПЕРЕД ВАМИ КЛЕТКА ЧЕГО В НЕЙ НЕ ХВАТАЕТ? (Выходят к доске, добавляют органоиды на макет растительной клетки).Учитель: Тема: «Клетка-единица живого организма», встречается в заданиях ВПР. (Слайд 14)Учитель: Как же теперь мы ответим на вопрос: Для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии? (СЛАЙД 15)Рефлексия: Лист само оценивания . (Лист индивидуальных образовательных достижений) Учитель: Домашнее задание: (СЛАЙД 16) §10,ТЕРМИНЫ из предложенных органоидов составить модель растительной клетки (картон, модели органоидов клетки) .Учитель: Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки!И на этой позитивной основе мы заканчиваем с вами урок.ВЫСТАВИТЬ ОЦЕНКИ.
    -