Публикации Специфика преподавания в СПО предмета "Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика преподавания в СПО предмета "Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа"
Автор: Леушина Надежда Анатольевна

Специфика преподавания в СПО предмета "Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа" Преподавание дисциплины «Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа» в нефтяных учебных заведениях имеет свою специфику, что обусловлено особенностями подготовки будущих специалистов нефтегазового сектора экономики. Учебный процесс направлен на формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности выпускников в области добычи, переработки нефти и газа, контроля качества продукции и экологической безопасности производства.Целью изучения данного предмета является освоение студентами теоретических основ и практических навыков аналитического исследования веществ, применяемых в нефтепереработке и нефтехимии. Основные задачи включают:-изучение классических и современных методов химического анализа;-овладение приемами качественного и количественного анализа органических соединений;-развитие умения применять физико-химические методы анализа для решения производственных задач;-воспитание бережного отношения к окружающей среде и понимания важности соблюдения норм охраны труда.Программа курса включает рассмотрение важнейших аспектов аналитической химии, таких как титриметрический, гравиметрический, спектрофотометрический, хроматографический и электрохимический методы анализы. Особое внимание уделяется вопросам идентификации компонентов сложных смесей углеводородов, определению примесей тяжелых металлов и вредных веществ, контролю кислотности среды и окислительно-восстановительных процессов.Практическое обучение студентов направлено на приобретение ими навыков обращения с лабораторным оборудованием, техникой выполнения анализов и обработки результатов измерений. Студенты осваивают методики отбора проб сырья и продуктов нефтепереработки, знакомятся с методами стандартизации растворов реактивов и проводят расчеты погрешностей измерения.Для достижения поставленных целей используются разнообразные традиционные и современные педагогические приемы, и технологии. К традиционным методикам относятся лекции, поясняющие теоретические основы дисциплины, практические занятия, обеспечивающие закрепление полученных знаний путем выполнения лабораторных работ, контрольные мероприятия (зачеты, экзамены).Использование мультимедийных презентаций, интерактивных симуляторов и виртуальных лабораторий, проведение дискуссий и круглых столов на профессиональные темы, участие студентов в научно-исследовательских проектах, направленных на решение реальных проблем отрасли-являются современными методиками и имеют больший «успех» у студентов колледжа.Особое значение приобретает проектная деятельность, позволяющая студентам развивать навыки самостоятельного планирования экспериментов, сбора и анализа данных, написания отчетов и презентации научных исследований перед аудиторией. Одним из ярких примеров проектной работы является «Отчет о производственной практике», где студент под руководством наставника выполняет необходимые для реализации своего проекта анализы природных и промышленных материалов и оформляет отчет согласно нормативным документам. Оценка уровня освоения программы осуществляется посредством традиционных форм проверки знаний и достижений обучающихся: выполнение индивидуальных заданий,защита проектов, рефератов, отчетов, курсовых работ, сдача квалификационных экзаменов и зачётов. При оценке учитываются активность студента на занятиях, качество выполненных лабораторных работ, умение интерпретировать полученные результаты и формулировать выводы.Сегодняшняя потребность промышленности в квалифицированных специалистах-аналитиках обусловлена ростом объемов переработки углеводородного сырья и ужесточением требований к качеству выпускаемых продуктов. Это требует постоянного обновления учебной программы, внедрения новых методик обучения и совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений.Таким образом, преподавание предмета «Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа» играет важную роль в подготовке кадров для предприятий нефтяной и газовой отраслей, обеспечивая необходимую подготовку будущих профессионалов к решению комплексных технологических задач и способствуя развитию научной культуры среди молодежи.
-