Публикации Дидактическая игра – одно из средств развития мотивации.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра – одно из средств развития мотивации.
Автор: Павлюкова Наталья Николаевна

Дидактическая игра – одно из средств развития мотивации.Дидактическая игра является одним из средств развития мотивации, поскольку делает процесс обучения эмоциональным и привлекательным, позволяя ребёнку получить собственный опыт и испытать ситуацию успеха. Она помогает решать педагогические задачи в доступной и интересной для детей форме, развивая их самостоятельность и активность, а также способствует повышению познавательного интереса. Дидактическая игра развивает мотивацию:
  • Превращает обучение в игру: Дидактическая игра делает обучение более доступным и привлекательным, используя естественную потребность детей в игре для решения учебных задач.
  • Создаёт ситуацию успеха: Игра позволяет получить положительные эмоции от достижений, что повышает самооценку и стремление к дальнейшему обучению.
  • Активизирует познавательные процессы: Через игру развиваются внимание, память, мышление, наблюдательность и сообразительность.
  • Формирует самостоятельность: Дидактические игры помогают ребенку научиться действовать самостоятельно, применять имеющиеся знания в различных условиях и доводить работу до конца.
  • Повышает качество знаний: Систематическое использование игр способствует лучшему усвоению материала и повышению качества знаний, умений и навыков. 
  • Делает обучение привлекательным: Игра делает учебный процесс более интересным, творческим и занимательным, что естественным образом повышает мотивацию.
  • Способствует активности и самостоятельности: Дидактические игры развивают самостоятельность и активность ребенка, что является ключевым для формирования учебной мотивации.
  • Можно выделить следующие  функции игры:
  • обучающая функция – включает в себя развитие учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;
  • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  • коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде;
  • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
  • функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;
  • компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
  • Игры, предлагаемые учащимся на уроках, должны быть им доступны в понимании. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого возраста следует адресовать ту или иную задачу.Почему же дидактические игры мотивируют?Эмоциональная привлекательность. Игровой формат сам по себе вызывает положительные эмоции. Дети охотнее вовлекаются в задания, если они оформлены в виде квеста, соревнования или ролевой игры. К примеру, задача по математике, связанная с поиском «сокровищ», вызывает больший интерес, чем традиционные упражнения.Снижение страха ошибки. В игре дети реже боятся ошибиться, потому что игровая ситуация воспринимается как эксперимент. Это помогает развивать уверенность в своих силах и формировать позитивное отношение к учебной деятельности.Активизация познавательной деятельности. Игры часто требуют от участников выполнения разнообразных действий: анализа, поиска решений, логических рассуждений. Эти задачи становятся более привлекательными благодаря игровому контексту. Допустим, разгадывание загадок в формате «кто быстрее» помогает активизировать умственные процессы.Эффект неожиданности. Механика игры часто подразумевает элементы случайности — бросок кубика или вытягивание карточки. Это вызывает у детей любопытство и ожидание результата, способствуя концентрации внимания и готовности к выполнению задания.В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же, как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики в начальных классах даёт огромную возможность повысить активность и пробудить интерес к учебным предметам учеников. Дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга.Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе.Постоянное и целенаправленное использование дидактических игр на уроках позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока,  тем самым делая процесс обучения более продуктивным.
    -