Публикации Cборник игр и заданий по формированию орфографической грамотности «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Cборник игр и заданий по формированию орфографической грамотности «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО»
Автор: Король Виктория Валериевна

 «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение,тем легче даётся ему правописание»Н.С. РождественскийОрфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания, которая  закладывается  в младших классах. Значение орфографической грамотности велико, её рассматривают с разных позиций, например: С точки зрения общей культуры. Орфографическая грамотность — часть общей культуры человека, признак образованности и воспитанности личности.В контексте коммуникации. Грамотность облегчает процесс общения как в письменной форме, так и при устном общении, поскольку человек учится правильно использовать слова и их формы.В контексте обучения. Доведённый до уровня автоматизма орфографический навык способствует эффективной деятельности по созданию грамотных развёрнутых высказываний на родном языке, что важно для успешного обучения.В жизни современного человека. От уровня владения языком и письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих.Таким образом, орфографическая грамотность — важный навык, который влияет на различные аспекты жизни и деятельности человека.Сборник содержит дидактические игры, практические задания, направленные на повторение, закрепление материала и выработку навыков грамотного письма, предназначенные для повышения уровня орфографической грамотности.ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
  • «Проверьте Незнайку». Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он составил слова?
  • Пол+осы=полосы Кол+осы=колоссы Вол+осы-волосы Зуб+ь+я=зубья Дуб+ь+я=дубья
  • «Кто быстрее исправит ошибки». (Тема: «Большая буква»). На карточках текст с ошибками.
  • Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
  • «Прочти предложение». (Тема: «Падежные окончания».) Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки. Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
  • «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку).
  • Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
  • «Почтальон»
  • Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 6.«Бал». Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания. Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.
  • «Найди окончание». Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных. Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.
  • Содержание игры: Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц.Материалы: Карточки
  • Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
  • Капля по капл... и камень долбит.
  • Без букваря и грамматик... не учатся и математик...8. «Клички». Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА. Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). 9. «Командная игра-цепочка». Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже. Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.Содержание игры и Материалы:
  • Слушаю музыку, маму...
  • Пишу диктант, письмо,...
  • Строят башню, дом,... и т.д.
  • 10.«Твердый – мягкий». Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков. Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата»оманда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.11. «Будь внимателен». Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши: 1. Жили в хижине чижи, Мыши, ежики, стрижи, В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи. 2. Жилет, животное, живот, Жирафы, живопись, живет, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, Шипеть и шить. Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши! 12. «Словознайкин, дай ответ».Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь. Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например: Пословицы и поговорки: Жизнь дана на добрые дела. Шила в мешке не утаишь. Поспешишь –людей насмешишь. Жизнь прожить - не поле перейти. Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь. Загадки: Два березовых коня Через лес несут меня. Кони эти рыжие, А зовут их…(лыжами). Он высокий и пятнистыйС длинной, длинной шеей,А питается он листьями,Листьями деревьев (жираф)Четверостишье: Шила шубку – сшила юбку, Шила шапку – сшила тапку! Хорошая швея Наташа! 13. «Замени букву». Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать и зоркость, внимательность, логическое мышление. Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.Дочка - ручка бочка - речка ночка - свечка кочка - печка точка - почка тучка - дочка тачка - ночка 14. «Назови один предмет». Цель: отработка способов проверки безударных гласных. Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д. 15. «Большая буква». Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах. Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек. Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв-подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги,Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее.Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой – уважения знак!С. Измайлов) 16. «Будь внимателен». Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 1. Жили в хижине чижи, Мыши, ежики, стрижи, В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи. 2. Жилет, животное , живот, Жирафы, живопись, живет, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, Шипеть и шить. Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши! ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
  • «Угадай первый звук». В произнесённых учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.
  • «Поймай конец предложений». Последний слог в произнесённом слове является первым в следующем слове. Например: сады – дыра – рамы – мыши- ….
  • «Города» (цветы, животные)оследний звук в произнесённом слове является первым в следующем слове. Например: Москва – Астрахань - Новгород –Донецк….
  • 4. «Волшебные квадраты». Цель – учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.Почему они чудесные? Придумайте такие же.ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  • «Какие это предметы». Дай быстрый и точный ответ на каждый рисунок-предмет:
  • Кто сделал его, из чего и где он нужнее всего? (игла, нитки, крючок и т.д.)
  • «Доскажи словечко».
  • Трактор водит - … Электричку - … Стены выкрасит - … Доску выстругал - … В доме свет провёл - … В шахте трудится - … В жаркой кузнице - … Кто всё знает -…
  • «Четвёртый лишний». Определите, какое слово лишнее. Почему? Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему ещё три, чтобы получилась смысловая группа.
  • Осень, зима, январь, лето. ( Лишнее слово «январь», его записывают в тетради дети и подбирают к нему слова «февраль, март, август») Девочка, кукла, мальчик, мама. (Лишнее слово «кукла», к нему подбираем слова, называющие игрушки)Тарелка, кастрюля, стул, чайник.Тетрадь, пенал. учебник, топор.Роза, лиса, колокольчик, ландыш.Курица, овца, корова, лошадь.
  • «Пропажа». В клетки необходимо вписать имя существительное мужского рода, единственного числаоторые обозначают нижнее покрытие, настил в помещении, в доме.
  • …очкаучка омка янка …ос …еенесье ет …ив
  • «А что это у человека?». Запишите слова – ответы и определите в них род и число.
  • У птицы это крыло – у человека… У зверя лапа – у человека… У собаки морда – у человека… У конфеты фантик – у человека… У подводной лодки перископ – у человека… У льва пасть – у человека… У машины мотор – у человека… У рыбы жабры – у человека… У берёзы сок – у человека… У экскаватора ковш – у человека…
  • «Шуточные вопросы».
  • Что общее есть у пальто и речки? Что есть у ребёнка, стула, гриба? Что есть у девушки, у моря и у крестьянина? Она сверкает на небе, плавает в воде. Кашу и птицу назвали… Животное и ямка, а слово одно. 7. «Найди определение». а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Найдите общее определение к каждой группе из трёх существительных.Например: хлеб, климат, подушки – общее определение мягкие. Деревня, тетеря, старушка - …(глухая). Клён, малыш, парик - …(кудрявые). Дорога, воля, дисциплина - …(железная). б) Найдите в первой строке определение каждому слову из второй строки:Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий.Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.
  • «Кто быстрее». Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
  • Зелёный, продолговатый, сочный -… Маленькая. серенькая, пугливая -… Белое. пушистое. лёгкое -… Ветвистая, зелёная. колючая -... Белый, душистый, лесной -… Чистое, голубое, горное -…
  • «Восстанови справедливость».
  • Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что: Неуклюжий как крот Верный как слонНеповоротливый как собака Хитрый как быкСлепой как пёс Длинный как заяцТрусливый как медведь Вороватый как жирафЗлой как лиса Упрямый как сорока Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам. 10. «Ох, уж этот нос!». Замените словосочетания глаголом:Задирать нос Зарубить на носу Клевать носом Повесить нос Водить за нос.
  • «Закончи пословицу». Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить
  • пословицу.Мир строит, а война……...Смелый побеждает, а трус……..Труд кормит, а лень……...Человек от лени болеет, а от труда…….Лето припасает, а зима……..Лентяй ест – греется, а работает -……...Сумел завязать, сумей и ……..Чем зря кричать, лучше …….Декабрь год кончает, а зиму…...Легко друга потерять, но трудно …...По одёжке встречают, а по уму …….Ласточка день начинает, а соловей….. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  • «Собери слова».
  • Прочитайте деформированные слова, запишите их в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.а)Каросо, бярета , сказрас , чийбора, ниравна , сияфеспро , ломасо , повейсо, касоба, латса , цанипше, дагоя б) Фершо , лимифая, тельчиу, жайроу, рищвато , ретсек, керата, дормипо , тухпе , жирсапас , рагов , цаов. 2. «Волшебные превращения». Столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО? Коса Сон Оси Леса Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?3.«Слова в словах». Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число. Хоровод (хор, ров, овод) Шпагат Яблоко Буйвол Волосы Ярмарка Голоса Полоса
  • «Из мужского в женский». К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода.
  • Гость – (горсть) шах - … Клуб - … жест – … Пол – … рак - … Полк - … рост - … Хлор - … вол - … Лак - … мел - … Сор - … мак - … Чай - … док - … Душ - …
  • «Третье лишнее». Из списка слов выбрать лишнее. Объяснить свой выбор.
  • печь снежный космос печной снежинка космический печник снеговик космонавт лес боль вареный лесной больничный варенье лесистый болезненный варка
  • «Четвёртое – лишнее».
  • Я, он, оба, ты Тебе, тебя, тобой, табун Мы, он, вы, но Вас, воз, вес, вар Нас, нами, нем, нам Они, его, ему, яму Мнём, мну, мне, мни Но, оно, она, они Мной, меня, мни, мне Нос, низ, наст, нас
  • «Проверьте Незнайку». Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он составил слова?
  • Пол+осы=полосы Кол+осы=колоссы Вол+осы-волосы Зуб+ь+я=зубья Дуб+ь+я=дубья Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.Правило: жи-ши пиши с буквой «и»,ча-ща пиши с буквой «а»,чу щу пиши с буквой «у».Задание 1: прочитай, отгадай загадки. Запиши отгадку, разделяя слова для переноса, подчеркни сочетания жи - ши.Задание № 2 Прочитай пословицы. Запиши любые 10 пословиц, вставляя необходимые словосочетания. Объясни смысл пословиц.ЖИ-ШИВек ви - век учись.Хочешь есть калачи, не ле на печи.ла в мешке не утаишь.У мудрого человека длинные у и короткий язык.Поспешь - людей насмешь.Чуж..ми руками жар не загребай! Не спеш... языком - торопись делом. Лучше богатство потерять, чем слово нару...ть.ЧА-ЩАДелу - время, потехе - с.Не было бы сстья, да нес…стье помогло.По одёжке встреют - по уму провожают.ЧУ-ЩУРодимая сторона - мать, …жая - мачеха.жим умом богат не будешь.Грибов ит - по лесу рыт.Задание № 3 Расставь слоги в словах правильно, запиши получившиеся слова. Выдели орфограммы.Жойчу - _____________, кащу - ______________, гучунок - ___________, щууго - _____________,чечуло - _____________, шуи - _______________.Задание № 4. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаю?Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки, любить природу, ходить в лес, составлять компанию, собирать ягоды.Задание № 5 Вспомни что такое живая и неживая природа. Распредели слова по двум группа, 1 группа – живая природа, 2 группа – неживая природа, запиши. Подчеркни гласные после шипящих ж, ш, ч, щ. Ежи, груши, лужи, чум, кочан, шишки, чижи, кружить; чаща, роща, дача, стучать, щука, пушинка, жимолость, куча, стрижи, камыши, живность, шипы, кружится гуща, чаща, чижик, щука, душистый, чудо, животное, туча, мыши, снежинка, чучело, вершина, саранча, рыжик, чайка, щавель, моржи, малыши, ландыши, галчата, овчарка, лещи.Составь предложение из любых слов, выдели орфограмму, подчеркни члены предложения, обозначь части речи. Задание 6. Запиши, вставив пропущенные буквы. Выдели грамматическую основу предложений любого текста.В природе есть прекрасный, ч..десный цветок. Этот цветок имеет ощ..тимое отличие от всех других цветов. Ч..до цветок – роза. У розы колючие ш..пы. Мы ж..вем в деревне. У нас ж..вет собака Рыж..к. Наш пес очень сч..стливый. Он любит ч..сто гулять и играть. Декабрь – нач..ло зимы. Ч..сто трещ..т лютые морозы. Вот она, настоящ..я зима! Утром на реке тиш..на. Мы плывём на лодке по ш..рокой протоке. По воде плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять. Однажды зашли глубоко в ч..щ.. и заблудились.Заглавная буква в именах собственных.Правило: все собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. Задание № 1. Прочитай. Подчеркни заглавную букву в собственных именах существительных. Подчеркни грамматическую основу в 7 предложении первого абзаца. Обозначь части речи в пятом предложении первого абзаца.Николай остался в избе один. Мальчику было скучно. Он взял старую шапку и пошёл в школу. Школа была за лесом. Николай вышел к чужим дворам. Выбежали две собаки - Жучка и Снежок. Николай испугался. Он пустился бежать в школу со всех ног.Прибежав в школу, Коля рассказал все произошедшее Ване, Оле и Марии Петровне. Мария Петровна сказала Коле, что ходить можно только по знакомым улицам.Кроссворд «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».По горизонтали:
  • Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее  мельничный каменный круг для перетирания, размола зёрен.
  • Несклоняемое существительное среднего рода, обозначающее дорогу с твердым покрытием, предназначенную для движения безрельсового транспорта.
  • 7.Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее водителя автомобиля.10.Существительное женского рода 1 склонения единственного числа, обозначающее процесс получения образования.11.Существительное женского рода 1 склонения единственного числа в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающее волосяной покров тела животных-млекопитающих. 13.Существительное женского рода 1 склонения единственного числа, обозначающее  лесную чащу, густую заросль чего-либо.15.Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее  колючий садовый кустарник с кисло-сладкими ягодами.17.Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее циркового артиста, умеющего искусно и ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов. 18.Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее кондитерское изделие, сваренное из семян какао с сахаром и различными пряностями.По вертикали:
  • Существительное женского рода 1 склонения единственного числа, обозначающее устройство, приспособление (обычно вращающееся), с помощью которого производится треск, дробный стук, шум. 
  • Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее плод дуба.
  • 4.Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее вещество, выделяемое гусеницами тутового шелкопряда и застывающее на воздухе в виде тонких нитей, а также пряжу, нитки из такого вещества или из искусственного, синтетического волокна. 6.Существительное мужского рода 2 склонения единственного числа, обозначающее сверхъестественное существо, герой рассказа Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».8.Существительное женского рода 1 склонения единственного числа, обозначающее опущенную на лоб и подстриженную прядь волос. 9.Существительное женского рода 1 склонения единственного числа, обозначающее неблагоустроенную, бедную, грязную, тесно застроенную часть города с неразвитой инфраструктурой; грязный, неудобный для жилья, разрушающийся дом, жильё. 12.Существительное женского рода 1 склонения во множественном числе, обозначающее боковую часть лица от скулы до нижней челюсти.14.Существительное женского рода 1 склонения единственного числа, обозначающее ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода.16.Существительное женского рода 1 склонения единственного числа, обозначающее приспособление для чистки, мытья, обметания чего-либо в виде плоской колодки с часто насаженными на неё пучками щетины, жёсткого волоса.ОтветыСписок литературы
  • Анохина, Т. М. Русский язык 1-4 класс. Занимательные материалы / Т.М. Анохина. - В., 2007.
  • Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку / А.Т Арсирий - М.: Просвещение, 2015 г.
  • Арямова, О. С. Обучение решению орфографических задач / О. С. Арямова // Начальная школа. - 2015. - №4.
  • Волина, В. В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина - М.: Просвещение, 2016.
  • -