Публикации Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
Автор: Зыбарева Ирина Викторовна Кирповская Марина Юрьевна Крыштоп Елена Владимировна

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Зыбарева И.В., Кирповская М.Ю, Крыштоп Е.В., МБДОУ ЦРР «Ромашка», Таганрог. Мы часто говорим о бережном отношении к природе. А понятия «экология» и «экологические знания» стали самыми актуальными темами нашего века. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем. У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует) целостности живых организмов, всех жителей планеты. Дать понять, что нет абсолютно вредного в природе и абсолютного полезного живого, все должно существовать в тесной зависимости.             Целью экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель, ставит задачу личностного человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом чувствительного восприятия природы. Очень важно не пропустить этот благоприятный момент для создания условий по формированию экологического мировоззрения дошкольника. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте очень легко образуются стереотипы, которые с трудом поддаются перестройке. Поэтому очень важно в этот период заложить четкие и правильные представления об окружающей природе и главное – о взаимодействии живого и неживого в ней.Итак, работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природеФормирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого не хватит никакого времени. Поэтому на занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора. А также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности. Включая свободную. Как сформировать у детей живой интерес к природе, научить беречь её, объяснить взаимосвязь природных явлений? Каждый, наверное, замечал интерес малышей к тому, что происходит в мире живой и неживой природы. В воспитании экологической культуры дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. К трудовой деятельности относятся работы в уголке природы, на участке детского сада (посильный труд, взрыхление почвы, полив и прополка растений и другое), изготовление кормушек из различных материалов, посильная работа на «Метеостанции детского сада», «Огороде на подоконнике» и «Лаборатории» (прорастание семян) и т.д.Большое значение необходимо предать ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, интерактивные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. В работе можно использовать театрализованная деятельность, например: инсценировка сказок на новый лад, музыкальная игра-инсценировка «А у нас есть огород» и другие. Мы взрослые просто обязаны поддержать эту любознательность: можно в игровой форме познакомить детей с животными и растениями, с разнообразными явлениями природы, а также подарить чувство гармонии с окружающим миром. Взрослые могут организовать такие занятия, на которых дошкольники побывают в «настоящем» лесу, посетят саванны и джунгли, познакомятся с животными и птицами разных климатических зон, опустятся на самое дно океана. Вот несколько дидактических игр, которые помогут в «путешествии» по этому удивительному миру. Игра «Пятнышки- полосочки» (из раздела «Животный мир»). Поговорите со своими малышами о том, что у каждого животного своя окраска. Обсудите её функции и специфическое назначение. Затем подберите иллюстрации, на которых изображены звери с необычной окраской: зебра, тигр, леопард, жираф. Для самой игры необходимо приготовить пальчиковые краски и вырезать из белого картона силуэты зверей, которые имеют пятнистую и полосатую окраску. Ход игры будет заключаться в следующем: вы показываете малышу шаблон животного, он должен обязательно узнать его и если это пятнистая зверушка, то нарисовать пятнышки, а если полосатая- полоски. И не забудьте похвалить ребёнка за то, что он всё так хорошо запомнил. Игра «Трава, куст, дерево» (из раздела «Растительный мир»). Гуляя по парку с детьми, обратите внимание на то, какие растения встречаются вам на пути. Если на улице зима, можно рассматривать яркие иллюстрации в книгах, заранее заготовленные, с изображением различных трав, кустарников и деревьев. Летом, весной и осенью вы можете даже собрать небольшой гербарий во время одной из прогулок, что несомненно доставит радость. Когда всё будет готово, начинайте весёлую игру: взрослый поочерёдно показывает детям картинки или растения из гербария. Увидев травку, ребёнок должен сесть на корточки, а ладошки положить на пол. Если на картинке он узнает кустарник, то, сидя, поднимает руки вверх. А если увидит дерево- встаёт на носочки и тянет руки вверх, покачивая ими. Вы можете играть под весёлую музыку, в хорошую погоду эту игру можно перенести на улицу. Игра «Три облака» (из раздела «Явления природы»). Расскажите детям, что бывают разные облака: из одних идёт дождик, из других снег, из третьих- град. Объясните, когда это происходит и почему. Для игры приготовьте три одинаковых пейзажа. Например, домик, дорожка и дерево, выполненные посредством аппликации. Вам также понадобятся три облака, на которых нарисованы снежинки, капли и градины. Загадывайте ребёнку весёлые загадки, а он будет приклеивать соответствующее облако к одному из пейзажей. Загадки могут быть в стихах, например:Что у облака внутри,Может, в нём воды кадушка?Может мягкая подушка…Может, в нём, как виноград,Созревает звонкий…? Град. После игры вместе украсьте ваши пейзажи, нарисовав на них много капелек, снежинок и градин. При этом используйте краски, карандаши и даже пластилин. Очень интересны детям будут игры из раздела «Свет и Цвет», в которых можно использовать фонарики, прозрачные и затемненные стёкла. Играть в такие игры хорошо даже с самыми маленькими детьми, поскольку именно в этом возрасте можно привить крохе любовь ко всему живому, научить с интересом воспринимать все явления окружающего мира. Процесс формирования экологической культуры дошкольников строится на включении детей в активную деятельность с помощью организации тематических праздников, проектов, выставок, экскурсий,бесед, наблюдений за живой и неживой природой. Дошкольное образование является базой для дальнейшего формирования экологической культуры личности на следующих ступенях образовательного процесса. Список литературы1. Виноградова, Н.Ф. Экологическое образование: концепции и методические подходы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 1996.2. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс, 1996. - С. 362 - 363.3. Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.4. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / М. М. Марковская. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - С. 131 -132.
-