Публикации
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Блокада Ленинграда: мужество непокоренных»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка воспитательного мероприятия «Блокада Ленинграда: мужество непокоренных»
Автор: Волохова Анастасия Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка воспитательного мероприятия «Блокада Ленинграда: мужество непокоренных»
Автор: Волохова Анастасия Олеговна
«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: МУЖЕСТВО НЕПОКОРЕННЫХ»1. Пояснительная запискаТематическое направление. Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское и патриотическое воспитание1.2. Тема воспитательного мероприятия: «Блокада Ленинграда: мужество непокоренных».Актуальность разработки. Несмотря на то, что со дня снятия блокады Ленинграда прошло 80 лет, интерес к этим поистине героическим событиям трагических страниц истории нашей Родины не перестает исходить из уст наших соотечественников. Эти события происходили в период Великой Отечественной войны, что непосредственно актуально на сегодняшний день, так как мы сейчас живем в непростое для России время. Эта тема способствует сплочению коллектива среди школьников и проявлению милосердия к памяти пострадавших. Нашему подрастающему поколению важно знать, как люди в блокадный Ленинград не только пытались выжить, но и героически старались сохранить шедевры живописи и другие музейные ценности в тот момент, когда сами жители города едва держались на ногах от истощения. А также, об их бесценном участии по восстановлению города после снятия блокады. Даже эти печальные события не смогли сломать дух Ленинградцев. Направление патриотизма очень актуально в современном обществе, поэтому мы стараемся привить учащимся чувство ответственности за свою Родину и ее будущее, воспитать такие черты характера как милосердие и сострадание.1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 7-8 классы1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся и направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное направление в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств, а также чувства милосердия. 1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.Цель: способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических ценностей на основе жизненных примеров. Расширить знания обучающихся о трагических событиях, происходивших в блокадном Ленинграде и невероятного подвига его жителей; воспитание чувства гордости за своих соотечественников, а также проявлению чувства заботы и сострадания к жителям переживших блокаду Ленинграда.Задачи: Ознакомить учащихся с трагическими событиями в период блокады Ленинграда, а также историческими фактами; Создать атмосферу для привлечения внимания и интереса учащихся к данному мероприятию при помощи: документальных сведений, музыкальных и литературных композиций, аудио и видео материалов. Воспитать чувства эмоциональной отзывчивости и чувства гордости за свой народ. Планируемые результаты:Стандарт ориентирован на становление:- Личностных результатов: воспитание патриотизма, воспитание чувства ответственности, духовно-нравственных качеств личности.- Метапредметные: научиться делать сравнение жизни в военное время и в мирное, выражать чувство заботы, сопереживания, сострадания к тем, кто испытал фашистскую блокаду.- Предметные: формирование навыков воспринимать, анализировать, осознавать увиденное и услышанное.1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Эвристическая беседа. Несмотря на то, что прошло 80 лет, в современном мире еще можно встретить живых свидетелей которые на собственном жизненном опыте могут рассказать об этих ужасных событиях. Для этого были задействованы видео интервью с людьми, переживших трагическое время блокадного Ленинграда. Воспитание чувства патриотизма в наше время, очень сложная задача, но, крайне необходимая. Поэтому самое лучшее, что можно преподнести учащимся в данном направлении – это живые рассказы тех, кто пережил те страшные времена своей жизни. Для достижения своей цели, стоит применить нетрадиционные методы воздействия на его нравственную и эмоциональную сферу.1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов. Для достижения планируемых результатов использовались следующие методы обучения: Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) и Эвристический метод обучения.1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).Ресурсы: стихи, тематические иллюстрации, компьютер, программное обеспечение MS Power Point, презентация, раздаточные материалы, аудио и видео материалы. 2. Основная часть.2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.Предварительная подготовка:Введение в историческую атмосферу, слово педагога. Подбор литературы по теме. Разработка сценария мероприятия. Подготовка тематических иллюстраций. Подготовка наглядного материала. Мероприятие было организованно в учебном кабинете с применением мультимедиа, аудиозаписей, презентации, стихотворений, фотографий. 2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).Эвристическая беседаХод мероприятияУчитель. Опять война, опять блокада… Быть может, нам о ней забыть? Мне часто говорят: не надо, Не надо память бередить. Но для того, чтоб на планете Не повторялось той войны, Мне надо, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы… (Ю. Воронов) Сегодняшнее наше мероприятие посвящено трагическим событиям, которые произошли 80 лет назад - это блокада Ленинграда. Слова, которые вы сейчас услышали, принадлежат человеку, который еще ребенком пережил эти страшные события. И сегодня мы будем с вами об этом говорить. Демонстрация презентации:Слайд 1. Перед вами изображен город, который называют архитектурной жемчужиной нашей страны, Санкт-Петербург. Слайд 2. А если вернуться на 80 лет назад, то город можно увидеть таким.Тогда город назывался Ленинград. Целью фашистских захватчиков было уничтожить город вместе со всем его населением. Речь идет о масштабном геноциде. На момент начала блокады в городе находилось около 2.5 миллионов человек, в том числе 400 000 детей. Перед вами фотографии самых страшных событий в истории человечества. Слайд 3. Блокада началась 8 сентября 1941, когда гитлеровцы сумели замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. И тогда начался самый ужасный кошмар известный в истории человечества. Блокада продлилась почти 900 дней и 900 ночей.Учитель. Так называется тема нашего мероприятия «Блокада Ленинграда: мужество непокорённых».Просмотр видеоролика «История блокадного Ленинграда — истории его жителей. Надежда Васильевна Строгонова».Так какую же роль играли учителя и школы в то страшное для людей время?Ответы обучающихся. Учителя помогали детям морально перенести горе и потерю в тот момент, когда от обстрелов погибали и дети, и родители. Школы являлись вторым домом для детей, которые лишились всего, что у них было. Учитель. А теперь давайте посмотрим с вами следующее видео, которое рассказывает, как люди выживали на одном маленьком кусочке хлеба весом 125 грамм. Просмотр видеоролика «Хлеб блокадного Ленинграда»Учитель. Блокадный хлеб - это символ надежды и жизни. Это было единственным питанием, которое выдавалось по блокадным карточкам. Эта карточка была дороже денег, при утере она не возобновлялась. Этот хлеб был испечен по специальному рецепту. Кто может сказать, что пекари использовали в приготовлении?Ответы обучающихся. Хлопковый, коксовый, подсолнечный жмых, отруби, рисовая мучка. Использовали овсяную, ячменную, кукурузную, соевую муку.Слайд 4.Учитель. Это все пищевые заменители, которые использовались при выпекании хлеба. А были еще не пищевые: древесная целлюлоза, пшеничная пыль, все это смешивалось с горьким хлопковым маслом. Это был один из вариантов приготовления, муки в нем было очень мало, хлеб был сырой, состоял на 50 процентов из примесей. Слайд 5. Давайте прочитаем стихотворение, каким люди видели блокадный хлеб, и какую ценность он из себя представлял!Слайд 6. Обсуждение иллюстрацийПосмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, которые перед вами и давайте дадим описание каждой из них. Комментарии обучающихся.На картинке номер 1 люди набирают воду с реки Невы. На картинке номер 2. Семья сидит за столом, на котором лежит маленький кусок хлеба.На картинке номер 3. Можно увидеть разрушения и мимо проходящих людей, которым в силу необходимости приходилось ходить под обстрелами.На картинке номер 4. Дети заклеивают окна, чтобы осколки стекла не травмировали людей. Слайд 7. В памяти у многих Ленинградцев остались воспоминания, о том, как их поддерживали военные, в попытке прокормить граждан. Военные делились с ними своей едой, ничего не требуя взамен. Несмотря на тяжелые испытания, которым они были подвергнуты, они сумели выстоять против общего врага. После войны Ленинградцем предстояло совершить еще один нелегкий подвиг – это восстановить разрушенный город. Научиться заново, жить. Слайд 8. Важно хранить историческую память, потом передавать ее следующим поколениям, чтобы в будущем не допустить подобных событий. Ваше молодое поколение передаст эту память своим детям, внукам, будущим поколениям.
