Публикации План по самообразованию на тему : "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План по самообразованию на тему : "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста "
Автор: Горелова Мария Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Начальная школа –детский сад дарково»План работы по самообразованию на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель: Горелова М.Н.дарково2025-2026Пояснительная запискаВ современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль, важно уделять внимание формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Этот период является решающим для развития социальных навыков, так как именно в это время формируются основы дружеских взаимоотношений.Культура общения включает в себя не только вербальные, но и невербальные формы взаимодействия, что позволяет детям выражать свои эмоции, находить общий язык с окружающими и развивать эмпатию. Применение игровых методик и совместных заданий помогает развивать навыки сотрудничества, уважения и понимания мнений других.Важным аспектом является привитие детям этических норм общения, таких как вежливость, терпимость и способность к извинениям. Через групповые игры и ролевые ситуации дети учатся решать конфликты и находить компромиссы, что способствует укреплению дружеских связей.Таким образом, формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте – это ключ к успешной социализации ребенка в будущем, способствующий его гармоничному развитию и социальной адаптации.Актуальность темыАктуальность темы формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста невозможно переоценить в свете современных социальных изменений и требований. В этом возрасте закладываются основы взаимодействия, социального поведения и эмоционального интеллекта, что имеет долгосрочное значение для будущего ребенка.Развитие дружеских отношений способствует не только социализации, но и воспитанию таких качеств, как эмпатия, толерантность и умение работать в команде. Общение в кругу сверстников формирует навыки саморазвития, что критически важно в условиях растущей информационной нагрузки и цифровизации. Педагоги и родители должны обратить внимание на создание поддерживающей среды, где дети смогут свободно выражать свои чувства, обмениваться мнениями и ценить дружбу.Соблюдение норм культуры общения создает базу для разрешения конфликтов, что, в свою очередь, способствует укреплению связей между детьми. Такой подход помогает формировать гармоничные, доверительные отношения, которые будут способствовать успешной адаптации в школьной жизни и обществе в целом.Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»Цель: создание условий по формированию доброжелательного отношения между воспитанниками. Систематизирование и обобщение правил культуры общения со сверстниками.Задачи:
  • Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми и правильно выражать свои мысли.
  • Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их делами, интересами, удобствами.
  • Педагогу повысить уровень профессиональной компетентности в вопросе формирования культуры общения воспитанников.
  • Работа с родителями
  • Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка
  • Планируемые результаты:- дети более любознательны, научились дружно играть, договариваться, делиться- дети способны управлять своим поведением- дети не забывают использовать вежливые слова- дети решают конфликты с помощью слов- дети поправляют друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки- дети с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам-дети, рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию. Ожидаемые результаты для воспитателя:Повысится уровень профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей культуры общения;Мною были использованы следующие средства:- Совместная деятельность воспитателя с детьми;- Самостоятельная деятельность детей.Формы работы:- Совместная деятельность воспитателя с детьми;- Индивидуальная работа с детьми;- Свободная самостоятельная деятельность детей;- Чтение рассказов, стихотворений и сказок;- Дидактические игры;- Сюжетно – ролевые и пальчиковые игры;- Рассматривание картин;- Пересказ рассказов и сказок;- Беседа;- Работа с родителями.Пополнение РППС:
  • Создание наглядного пособия «Цветок дружбы»;
  • Создание консультации «Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»
  • Создание наглядного пособия «Коробочка-примерения»
  • Создание и пополнение картотеки нравственных сказок;
  • Создание памятки для родителей «Секреты дружбы»
  • Создание наглядного пособия «Правила дружбы»;
  • Создание консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой»
  • Создание дидактической игры «Семейные ценности»; «Дружная семья»
  • Буклет «Доброта рождается в семье»;
  • Создание д/и «Хорошо – плохо»;
  • Папка-передвижка «Воспитание добротой»
  • Пополнение картотеки пальчиковых игр;
  • Создание папки-передвижки «Дружба детей в ДОУ»;
  • Распечатка иллюстраций по теме «Добрые дела»
  • Создание наглядного пособия «Коробочка добрых дел»
  • Распечатка раскрасок по теме «Дружба – это счастливые моменты вместе»; «Правила поведения в детском саду»;
  • Создание картотеки игр на сплочение детского коллектива в детском саду;
  • Создание карточек «Мирилки»;
  • Создание игры «Собери пословицу»;
  • Создание пословиц и поговорок о дружбе;
  • Создание лэпбука «Доброта и дружба»
  • Создание альбома для рассматривания «Наша дружная группа»
  • Перспективный план работы по теме самообразованияМероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию
  • Наглядная агитация (памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
  • Консультации, анкетирование, беседы, родительские собрания.
  • Выставки.
  • Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.
  • Изучение методической литературы по теме:
  • Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. - М.: Детская литература, 1983.
  • Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
  • В. А. Дергунская, А. Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста».
  • Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.
  • Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
  • Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
  • Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.
  • Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» - изд. «Просвещение», Москва, 1968
  • Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.
  • Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999
  • Организация труда детей и методика руководства // Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – Москва : Просвещение, 1987.
  • Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000
  • Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.
  • Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  • Е. О. Севостьянинова «Страна добра: Социализация детей 5-7 лет».
  • -