Публикации
План по самообразованию на тему : "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста "
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План по самообразованию на тему : "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста "
Автор: Горелова Мария Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План по самообразованию на тему : "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста "
Автор: Горелова Мария Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Начальная школа –детский сад д.Марково»План работы по самообразованию на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель: Горелова М.Н.д.Марково2025-2026Пояснительная запискаВ современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль, важно уделять внимание формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Этот период является решающим для развития социальных навыков, так как именно в это время формируются основы дружеских взаимоотношений.Культура общения включает в себя не только вербальные, но и невербальные формы взаимодействия, что позволяет детям выражать свои эмоции, находить общий язык с окружающими и развивать эмпатию. Применение игровых методик и совместных заданий помогает развивать навыки сотрудничества, уважения и понимания мнений других.Важным аспектом является привитие детям этических норм общения, таких как вежливость, терпимость и способность к извинениям. Через групповые игры и ролевые ситуации дети учатся решать конфликты и находить компромиссы, что способствует укреплению дружеских связей.Таким образом, формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте – это ключ к успешной социализации ребенка в будущем, способствующий его гармоничному развитию и социальной адаптации.Актуальность темыАктуальность темы формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста невозможно переоценить в свете современных социальных изменений и требований. В этом возрасте закладываются основы взаимодействия, социального поведения и эмоционального интеллекта, что имеет долгосрочное значение для будущего ребенка.Развитие дружеских отношений способствует не только социализации, но и воспитанию таких качеств, как эмпатия, толерантность и умение работать в команде. Общение в кругу сверстников формирует навыки саморазвития, что критически важно в условиях растущей информационной нагрузки и цифровизации. Педагоги и родители должны обратить внимание на создание поддерживающей среды, где дети смогут свободно выражать свои чувства, обмениваться мнениями и ценить дружбу.Соблюдение норм культуры общения создает базу для разрешения конфликтов, что, в свою очередь, способствует укреплению связей между детьми. Такой подход помогает формировать гармоничные, доверительные отношения, которые будут способствовать успешной адаптации в школьной жизни и обществе в целом.Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»Цель: создание условий по формированию доброжелательного отношения между воспитанниками. Систематизирование и обобщение правил культуры общения со сверстниками.Задачи:Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми и правильно выражать свои мысли. Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их делами, интересами, удобствами. Педагогу повысить уровень профессиональной компетентности в вопросе формирования культуры общения воспитанников. Работа с родителямиПривлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка Планируемые результаты:- дети более любознательны, научились дружно играть, договариваться, делиться- дети способны управлять своим поведением- дети не забывают использовать вежливые слова- дети решают конфликты с помощью слов- дети поправляют друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки- дети с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам-дети, рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию. Ожидаемые результаты для воспитателя:Повысится уровень профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей культуры общения;Мною были использованы следующие средства:- Совместная деятельность воспитателя с детьми;- Самостоятельная деятельность детей.Формы работы:- Совместная деятельность воспитателя с детьми;- Индивидуальная работа с детьми;- Свободная самостоятельная деятельность детей;- Чтение рассказов, стихотворений и сказок;- Дидактические игры;- Сюжетно – ролевые и пальчиковые игры;- Рассматривание картин;- Пересказ рассказов и сказок;- Беседа;- Работа с родителями.Пополнение РППС:Создание наглядного пособия «Цветок дружбы»; Создание консультации «Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» Создание наглядного пособия «Коробочка-примерения» Создание и пополнение картотеки нравственных сказок; Создание памятки для родителей «Секреты дружбы» Создание наглядного пособия «Правила дружбы»; Создание консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой» Создание дидактической игры «Семейные ценности»; «Дружная семья» Буклет «Доброта рождается в семье»; Создание д/и «Хорошо – плохо»; Папка-передвижка «Воспитание добротой» Пополнение картотеки пальчиковых игр; Создание папки-передвижки «Дружба детей в ДОУ»; Распечатка иллюстраций по теме «Добрые дела» Создание наглядного пособия «Коробочка добрых дел» Распечатка раскрасок по теме «Дружба – это счастливые моменты вместе»; «Правила поведения в детском саду»; Создание картотеки игр на сплочение детского коллектива в детском саду; Создание карточек «Мирилки»; Создание игры «Собери пословицу»; Создание пословиц и поговорок о дружбе; Создание лэпбука «Доброта и дружба» Создание альбома для рассматривания «Наша дружная группа» Перспективный план работы по теме самообразованияМероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованиюНаглядная агитация (памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом). Консультации, анкетирование, беседы, родительские собрания. Выставки. Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана. Изучение методической литературы по теме:Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. - М.: Детская литература, 1983. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93. В. А. Дергунская, А. Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста». Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 2013. -240с. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» - изд. «Просвещение», Москва, 1968 Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999 Организация труда детей и методика руководства // Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – Москва : Просвещение, 1987. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000 Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010. Е. О. Севостьянинова «Страна добра: Социализация детей 5-7 лет».
