Публикации Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Звук и буква У"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Звук и буква У"
Автор: Соколова Ирина Александровна

Конспект урока обучения грамоте в 1 классеТема: Гласный звук [у], буква У, у.Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.Задачи: 1) обучающие:
  • Совершенствование умения выделять звуки в словах;
  • Формировать навык чтения;
  • Совершенствование умения составлять предложения по иллюстрации.
  • 2) развивающие:1. Развивать связанную речь учащихся;2. Развитие процессов синтеза и анализа;3. Развитие памяти. 3) воспитывающие:1. Воспитание интереса к книге;2. Воспитание культуры речи;3. Воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.УУД: Личностные: признавать важность учёбы и познания нового; проявлять интерес к поиску способов решения учебных задач; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке.Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы.Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, в группе, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание.Ход урокаI. Организационный момент:Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.Работа с пословицей- А как вы понимаете такую пословицу: «Ученье - путь к уменью»?- Верно, ребята, чтобы что-то уметь делать, для этого необходимо желание и старание учиться. (Чтобы получить узнать что-то новое, нужно учиться)II. Актуализация знаний.. Игра «Верно, неверно»- Но для начала, я бы хотела проверить ваши знания. Поиграем в игру «Верно, неверно». Я буду говорить вам правила, и если верно-то вы хлопаете в ладоши, если неверно – топаете. 1. Согласные звуки образуют слог.(неверно)-топают2. Предложение состоит из слов.(верно)-хлопают3. Слово делится на слоги.(верно)-хлопают4. Звуки бывают только гласными.(неверно)- топают- Ребята, а с какими буквами вы уже познакомились на предыдущих уроках? ( А, О, И, Ы)- Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные, тянутся, поются, воздух во рту не встречает преграду, образуют слог, произносятся свободно)- Каким цветом эти звуки обозначаются в схемах? - Почему на ленте букв буква «и» стоит отдельно от букв А, О, Ы? Какую помощь она оказывает согласным буквам? На какие две группы можно разделить звуки? (Слайд)- Что мы знаем о согласных звуках? е тянутся, не поются, воздух во рту встречает преграду, не образуют слог)-Каким цветом эти звуки обозначаются в схемах? - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили пройденные темы.III. Постановка темы и цели урока:Сегодня в нашей «копилке знаний» появится еще один звук. Но сначала ответьте мне на такие вопросы: (фонетическая зарядка)-Как воет волк? (У-у-у)-Как кричит кукушка? (Ку-ку)-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)-Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук «у»)-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся поближе? (Со звуком «у»). Это и есть тема нашего урока.-Какую цель поставим себе на урок? (познакомиться с новым звуком и буквами, которые обозначают на письме этот звук)IV. Работа над новым материалом:1. Выделение звука «у» из слова <утки>Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать.Загадка:Пестрая крякушкаЛовит лягушек,Ходит вразвалочкуСпотыкалочкой-Кто это? (Утка) (Слайд)-Какой первый звук в слове <утка>? (у)-Произнесите его.-Он гласный или согласный?-Докажите. (тянется-потяни, поётся-пропой, воздух во рту не встречает преграды, образует слог)-Каким цветом будем его обозначать72.Составим схему слова <утка>(Дети в тетради, 1 ученик у доски) 3.Дайте характеристику каждому звуку.-Слышу звук «у». Он гласный.-Слышу звук «т». Он согласный, твёрдый.-Слышу звук «к». Он согласный, твёрдый.-Слышу звук «а». Он гласный.-Сколько гласных звуков в слове? (В слове два гласных звука), значит сколько слогов в слове? (два слога)-Поставим в слове ударение (позовем утку УУУТ-КА) Ударение падает на первый слог ут, на гласный «у». Звук «у» ударный.(Берем звуковичка)-Сделаем звуковой анализ слова уха. Здесь звук у безударный 4. -Какого звуковичка возьмем?- Закрасим звуковичка в рабочем листе задание №1-Сделаем вывод: Звук у- гласный, бывает ударным и безударным5. Поиск слов со звуком «у» -Произнесём еще раз звук «у» все вместе. Какие слова со звуком «у» вы знаете?-Каждый произнесите свою фамилию и имя, встаньте те, кто услышал в них звук у (Валуев, Кунашов)- Выполним задание 4 в рабочем листе- Теперь самостоятельно выполните звуковой разбор слов куры, улей в рабочем листе задание №5 (сверяем с образцом) Физкультминутка.Вышли уточки на луг…Кря-кря-кря. (Шагаем)Пролетел веселый жук…Ж-ж-ж. (Машем руками-крыльями)Гуси шеи выгибают…Га-га-га. (Круговые вращения шеей)Клювом перья расправляют…Га-га-га. (Повороты туловища влево-вправо)Ветер ветки раскачал, Шарик тоже зарычал…Р-р-р. (Наклонились вперед смотрим перед собой, руки на коленях)Зашептал в воде камыш…Ш-ш-ш. (Руки вперёд, делаем движения, как будто плывем)И опять настала тишь…Ш-ш-ш.V. Знакомство с буквами У.Мы научились находить и выделять в словах звук «у». теперь узнаем какой буквой он обозначается.Звук «у» обозначается на письме буквами У (демонстрация карточки с буквами У,у. Карточка фиксируется на доске)Игра «Фантазёры» - На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) Слайд Попробуйте изобразить букву у руками. Напишите букву У в воздухе, на парте, на ладошке, на спине соседа по парте.-Выполните задание 6 в рабочем листе.VI. Работа по учебнику:-Ребята, откройте учебник на стр.36-Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора. (Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок») -Кого вы видите на иллюстрации? (индюк, гусь, петух, утка, утята)-Какой звук есть в названии каждой птицы? (Звук «у»)-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)-Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)-Составьте предложение об утятах. (Утка ведёт за собою утят. Утята идут друг за другом.)Один ученик у доски. -Поднимите лампочку, кто согласен, что схема выполнена правильно.VIII. Закрепление материала. 1. Игра «Услышь звук». Если в слове есть звук «у», хлопните в ладоши.Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.2.Работа в карточках.Ребятам раздаются карточки с пословицами -Почему так говорят ?«Умелые руки не знают скуки»«Не учись разрушать, а учись строить«Умный себя винит, глупый- своего товарища.»Найдите в пословицах все буквы у, обведите их.-Сколько букв вы обвели? (8)Лампочки. IX Итог урока.а) Основные выводы по теме урока.-Какой звук учились слышать и выделять из слов?-Дайте характеристику звуку «у».-Как на письме обозначают звук «у»?Лампочки.Приложение1.Приложение 2.Приложение 3.Умелые руки не знают скуки.Не учись разрушать, а учись строить.Умный себя винит, глупый- своего товарища.Умелые руки не знают скуки.Не учись разрушать, а учись строить.Умный себя винит, глупый- своего товарища.Умелые руки не знают скуки.Не учись разрушать, а учись строить.Умный себя винит, глупый- своего товарища.Умелые руки не знают скуки.Не учись разрушать, а учись строить.Умный себя винит, глупый- своего товарища.Умелые руки не знают скуки.Не учись разрушать, а учись строить.Умный себя винит, глупый- своего товарища.Умелые руки не знают скуки.Не учись разрушать, а учись строить.Умный себя винит, глупый- своего товарища.Умелые руки не знают скуки.Не учись разрушать, а учись строить.Умный себя винит, глупый- своего товарища.
    -