Публикации
Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности.
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности.
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна
Ж.Т. Киштеева учитель английского языкаОбучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности.АннотацияВ статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.Ключевые слова: аудирование, речевая деятельность, английский язык, упражнение для аудироавания.В последние несколько лет обучение общению на иностраннном языке, в данном случае на английском, является первостепенной задачей. В современном мире английский язык считается не просто иностранным языком, а международным, владение которым необходимо. Владение английским языком предполагает овладение всеми видами речевой деятельности: говорением, чтением, аудированием и письмом.Восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием. Такие упражнения принято называть речевыми, которые делятся на специальные и неспециальные.Неспециальные упражнения направлены на обучение не только аудированию, но через него на говорению, чтению, письму, т.е. аудирование в данном случае выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. К этим упражнениям относятся следующие:1. Упражнения на обучение восприятию диалогической речи «со стороны» - прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему; прослушайте начало диалога, составьте его окончание; перескажите разговор действующих лиц; послушайте диалог и подберите к нему заголовок и т.д.;2. Упражнения на восприятие диалоговой речи при участии в диалоге – прослушайте ряд вопросов и дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе; замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями и т.д.;3. Упражнения на обучение восприятию монологической речи – прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы; воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины) и др.Специальные речевые упражнения нацелены только на развитие умения аудирования и не имеют попутных целей (например, закрепление лексики или грамматики). Е.Н.Соловова предлагает некоторые упражнения, которые помогут сформировать или отработать механизмы аудирования ( такие, как речевой слух, память, вероятностное прогнозирование и артикулирование).Упражнения на комплексное развитие всех механизмов аудирования – повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу, б) синхронно на том же языке. Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текс, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить - их предварительно надо запомнить, а это – развитие памяти. Если в процессе часть услышанного забылась, это возможно восполнить благодаря загадке, исходя из знаний лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, а это и есть вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно артикулирование. Недаром на начальном этапе обучения именно это упражнение используется наиболее широко на уроках, так и при выполнении домашнего задания. При синхронном проговаривании все механизмы отрабатываются особенно эффективно (можно со временем усложнять этот процесс, постепенно убыстряя темп).Упражнения на развитие речевого слуха.а) Аудирование со зрительной опорой, т.е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным примером подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста;б) Направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, излечение конкретной информации. Оно может сопровождаться действием, например, учащиеся могут хлопнуть в ладоши, встать, показать карточку или как-то иначе среагировать на определенную информацию. Можно также предложить учащимся после прослушивания текста вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало и конец предложения и т.д. В качестве контроля хорошо использовать картинки, аналогичных тем, которые предлагаются во многих зарубежных курсах (дается 4 картинки с изображением одной и той же ситуации, но с небольшими изменениями).Упражнения на тренировку памяти.Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Ответить на подготовленные вопросы к прослушанному материалу. Прослушать аудиоматериал, сравнить его с текстом и найти расхождения. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последовательности. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.Подобрать как можно больше определений к словам, подобрать синонимы или антонимы. Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, наречиями, прилагательными. Составить устойчивые словосочетания, идиомы, фразовые глаголы и переводить их. Закончить фразу, текст Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д. На уроках работа с аудиоматериалом проводится обычно в три этапа: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания. Рассмотрим подробно каждый этап по отдельности.1. Этап до прослушивания аудио материала. На данном этапе учитель с учащимися обсуждает задание, совместно подчеркивают главные слова в утверждениях, рассматривают иллюстрации заголовки, которые могут помочь во время выполнения задания, подбирают синонимы и антонимы к новым словам в заданиях, строят догадки, по словам, о чем может быть текст, беседуют на тему, которая будет раскрыта в аудиотексте. Эти задания помогают снять трудности у учащихся при выполнении задания по слушанию.2. Этап слушания текста. Прослушиваний должно быть два. Учащиеся могут выполнять разнообразные задания: вставить пропущенные слова; записать слова или словосочетания, употребляемые в тексте без изменений, для подтверждения своих ответов; закончить предложения и т.д.3. Послетекстовый этап (Follow-up activities). Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают, и помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что является основой диалогической речи. Аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца. Это является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.Таким образом аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков, так как учащиеся все воспринимают на слух. Важно, чтобы дети четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли его воспроизвести. Коммуникативная особенность аудирования, как вида речевой деятельности, является важной на всех этапах обучения иностранному языку.Список используемой литературы:Гез Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению» Ж. «Иностранные языки в школе». - 1981 -№5 –с.32 Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Просвещение – 1982. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. – М.: Просвещение – 1998. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.6 Просвещение – 1991. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. –М.: Просвещение – 2002. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл М.С. «О речи учителей на уроке»: Ж. «Иностранные языки в школе».- 1984 - №2 – с.57. Halliday M. Listening Activities. –Oxford University Press -2000/ Halliwell Susan. Teaching English in the Primary Classroom. –Longman Group UK Ltd -1992.
