Публикации ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Габидуллина Эльмира Ивановна

Габидуллина Эльмира ИвановнаОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯАннотация: статья посвящена вопросам управления образовательными организациями и их структурными подразделениями. Рассматриваются основные принципы эффективного руководства, организационные структуры, методы мотивации персонала и современные подходы к управлению качеством образования. Особое внимание уделено роли руководителя образовательного учреждения в обеспечении успешной реализации образовательных программ и создании условий для развития учащихся.Аnnotation: the article is devoted to the management of educational organizations and their structural units. It discusses the basic principles of effective leadership, organizational structures, methods of staff motivation, and modern approaches to quality management in education. Special attention is given to the role of the head of an educational institution in ensuring the successful implementation of educational programs and creating conditions for the development of students.Современные реалии требуют от руководителей образовательных организаций высокого уровня профессионализма и ответственности перед обществом. Качественное управление учреждением формирует основы успеха всей образовательной системы государства, обеспечивая доступность и эффективность предоставляемого образования.Изменения в социальной сфере, экономике и технологиях ставят новые требования к компетенциям выпускника современной школы или вуза. Чтобы соответствовать ожиданиям работодателей и будущих поколений, образовательные организации вынуждены трансформироваться, приспосабливаясь к внешним условиям и внутреннему развитию своих коллективов.Сегодняшняя образовательная структура — это сложная социально-педагогическая система, функционирующая в условиях ограниченных ресурсов и жесткой конкуренции за привлечение талантливых детей и квалифицированных преподавателей. Поэтому особое значение приобретает искусство эффективного управления этими системами, которое помогает не только адаптироваться к изменениям, но и успешно решать поставленные задачи.Основной целью управления образовательной организацией является создание условий для полноценной реализации конституционного права каждого гражданина на получение качественного образования, соответствующего современным стандартам и потребностям развивающегося общества. Эта цель реализуется посредством грамотного выбора модели управления, разработки эффективной стратегии развития, оптимального распределения ресурсов и поддержки мотивации педагогического коллектива.Проблематика современного управления образовательной организацией тесно связана с необходимостью гармонизации требований государства, региональных властей, родительской общественности и самих учащихся. Грамотное управление образовательной организацией обеспечивает устойчивость ее развития даже в кризисных ситуациях, гарантирует высокое качество оказываемых образовательных услуг и создает позитивный имидж учреждения в глазах заинтересованных сторон.Настоящая статья направлена на раскрытие ключевых вопросов управления образовательными организациями, выявления перспективных подходов к решению текущих проблем и ознакомлению читателей с основными принципами эффективного управления современными образовательными учреждениями.Основные направления управления образовательной организацией1. Стратегическое планирование- деятельность, направленная на выработку долгосрочной перспективы развития образовательной организации, включающая формулирование миссий, ценностей, видения и стратегических целей. Процесс планирования охватывает исследование внешней среды (социально-экономической ситуации региона, потребностей рынка труда и запросов населения), оценку внутренних ресурсов и возможностей учреждения, установление приоритетов и выбор направлений дальнейшего развития. Результатом становится стратегия развития, определяющая ключевые мероприятия и индикаторы достижения целей.2. Организационная структура- подразумевается построение четких функциональных связей внутри образовательной организации, позволяющих каждому сотруднику понимать свою роль и ответственность в общей работе. Формирование организационной структуры подразумевает разделение обязанностей между администрацией, педагогическим коллективом, учебно-вспомогательным персоналом и руководителями структурных подразделений. Важно учитывать оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий, чтобы управленческие решения принимались оперативно и были адекватны возникающим ситуациям.3. Финансовое обеспечение- этот аспект касается формирования бюджета образовательной организации, включая распределение бюджетных ассигнований, внебюджетных поступлений и привлечённых средств, необходимых для осуществления основных функций учебного заведения. Задача заключается в максимальном эффективном расходовании имеющихся ресурсов, минимизации затрат и повышении финансовой устойчивости учреждения. Ключевую роль играют механизмы внутреннего финансового контроля и аудита, позволяющие выявлять неэффективные расходы и предупреждать финансовые нарушения.4. Информационно-коммуникационное сопровождение-это направление связано с внедрением современных технологий в учебный процесс и управлением информационными потоками внутри образовательной организации. Использование компьютерных сетей, специализированных учебных платформ, электронных журналов и дневников способствует повышению прозрачности учебного процесса, облегчению коммуникации между всеми участниками образовательного процесса и формированию информационной культуры школьников и преподавателей.5. Развитие кадрового потенциала- образовательная организация должна постоянно повышать квалификацию своего преподавательского состава, развивать корпоративную культуру и создавать возможности для индивидуального и командного роста сотрудников. Это достигается путем внедрения курсов повышения квалификации, стажировок, участия в профессиональных сообществах и конкурсах, привлечения опытных наставников для передачи опыта молодым специалистам.6. Мониторинг качества образования- цель данного направления — постоянный сбор и анализ информации о результатах образовательного процесса, успешности усвоения учащимися материала, удовлетворенности клиентов услугами образовательной организации. Применяются разнообразные инструменты оценки качества: анкетирования, тестирования, наблюдение за поведением учащихся, проведение независимой экспертизы и самооценки педагогов. По итогам анализа формируются рекомендации по совершенствованию образовательной программы и методики преподавания.Роль руководителя образовательной организацииРуководитель играет ключевую роль в управлении образовательной организацией. Его обязанности включают:
  • Разработка и реализация стратегических планов развития учреждения.
  • Координация деятельности всех структурных подразделений.
  • Организация контроля над выполнением нормативных документов и стандартов.
  • Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива.
  • Обеспечение соблюдения прав и законных интересов учащихся и их родителей.
  • Методы мотивации персоналаДля успешного функционирования образовательной организации важно поддерживать высокий уровень мотивации сотрудников. Среди эффективных методов выделяются:
  • Материальное поощрение (надбавки, премии).
  • Возможность карьерного роста и профессионального развития.
  • Участие в принятии решений, касающихся деятельности учреждения.
  • Предоставление возможностей для творчества и самовыражения.
  • Особенно значимой фигурой в данном процессе выступает руководитель образовательной организации. От его компетенции, умения организовать команду, грамотно распределять полномочия и следить за соблюдением нормативно-правовых актов зависит успешность реализации образовательных программ и дальнейшее развитие учреждения.Методы мотивации сотрудников играют важную роль в поддержании высоких темпов работы, обеспечивают творческий рост педагогов и создают комфортную рабочую атмосферу. Материалы, представленные в статье, позволяют читателю осознать значимость перечисленных аспектов и способствуют выработке практических рекомендаций для повышения эффективности управления образовательной организацией.Таким образом, комплексное применение рассмотренных принципов и механизмов управления позволит существенно улучшить функционирование образовательных учреждений, обеспечить высокий уровень образованности и воспитания подрастающего поколения, подготовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда и соответствующих высоким социальным стандартам современности. Список использованной литературы
  • Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Стратегия модернизации содержания общего образования // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 5–15.
  • Ильина Т.А. Педагогика : учебное пособие для студентов педучилищ и колледжей. Москва : Просвещение, 2003. 576 с.
  • Подласый И.П. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. В.И. Андреева. СПб. : Питер, 2015. 656 с.
  • Савенков А.И. Современные технологии управления образованием. Москва : Издательство Московского университета, 2018. 352 с.
  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 28 февраля 2018 г. № 137 «Об утверждении примерной формы устава образовательной организации высшего образования»
  • -